Общероссийское общественное движение по возрождению традиций народов России «Всероссийское созидательное движение «Русский Лад»

Генерал Власов как синоним предательства

Генерал Власов как синоним предательства

Он происходил из беднейших крестьян, стал офицером Красной Армии, служил военным советником в Китае. Но его имя для русских людей стало синонимом предательства. Это генерал А.А. Власов.

Историю пишет правящий класс. Это не плохо и не хорошо — это факт. Поэтому и нет ничего удивительного в том, что история нашей страны на рубеже 90-х годов ХХ века была вывернута наизнанку. Личность генерала Власова также стала «объектом для дискуссий». В советские годы двух мнений по этому вопросу не было и быть не могло. Когда на кону стояла судьба не только России как государства, не только славян как народа, но и всей мировой цивилизации в целом, Власов мог быть только предателем, врагом. А высшая мера наказания — единственно возможное и безусловно справедливое возмездие.

Сделать из Власова национального героя, боровшегося за «демократическую Россию», в нашей стране невозможно. Оговоримся: пока невозможно. Пример современной Украины показывает, как из Бандеры и Шухевича — предателей, пособников нацистов, откровенных убийц — делают национальных героев, борцов за независимость. Не укладывается в голове, что миллионы украинцев, вынесшие все ужасы войны, героически сражавшиеся на фронтах, восстанавливавшие из пепла города, смотрят на всё это и молчат.

Нашей власти это не нужно. Пока не нужно. Напротив, сейчас Великая Отечественная война — символ национального единства, историческая скрепа, объединяющая народы. А потому с мнением ветеранов считаются, они встречаются со школьниками и студентами, участвуют в торжествах 9 Мая, сидят рядом с президентом на парадах.

Ветеранов невозможно убедить, что Власов или Бандера — на самом деле борцы за демократию и независимость, сражавшиеся и против Сталина, и против Гитлера. Но мы можем видеть, что попытки реабилитации Власова и власовцев происходили и будут происходить. Чтобы не уходить в 1990-е годы, когда на свет появилось огромное количество организаций и групп, в том числе и откровенно нацистской направленности, вспомним события последнего десятилетия.

В 2009 году в свет вышла книга протоиерея Русской православной церкви Георгия Митрофанова «Трагедия России. «Запретные» темы истории XX века в церковной проповеди и публицистике». К моменту выхода этой книги автор был уже профессором Санкт-Петербургской духовной академии, а впоследствии вошёл в редколлегию по написанию учебника и методических материалов для школьного курса «Основы православной культуры». В своей книге он затронул и тему Власова, представив его как… национального героя.

Вскоре после выхода книги Архиерейский Синод Русской православной церкви за границей отметил, что «следует избегать «чёрно-белого» истолкования исторических событий. В частности, именование деяний генерала А.А. Власова — предательством есть, на наш взгляд, легкомысленное упрощение тогдашних событий. Всё, что было ими (участниками РОА. — В.К.) предпринято, делалось именно для Отечества, в надежде на то, что поражение большевизма приведёт к воссозданию мощной национальной России».

Стоит отметить, что вскоре при поддержке РПЦ вышла специальная книга, посвящённая Власову. Этот сборник статей, как утверждали составители, был призван «показать, что точка зрения профессора Санкт-Петербургской духовной академии протоиерея Георгия Митрофанова на генерала-предателя А.А. Власова, на Великую Отечественную войну является маргинальной для Русской Православной Церкви». Авторы расценивали предательство Власова и его приспешников как «нашу боль и наш стыд», подчеркнув, что это была «позорная страница истории русского народа».

Но не стоит забывать и то, что на кладбище Новодивеевского женского православного монастыря в Нью-Йорке есть мемориал Власова и бойцов РОА.

Совсем недавно, в 2016 году, большой скандал и общественный резонанс вызвала защита докторской диссертации Кириллом Александровым в Санкт-Петербургском институте истории РАН, в которой была предпринята попытка обелить Власова.

Не разбирая подробно каждый из этих случаев, необходимо отметить главное: происходит постепенное прощупывание почвы, выяснение общественного настроения. Точно так же, как и с Мавзолеем Ленина, дискуссии о котором появляются в публичном поле и активно обсуждаются в СМИ с постоянством, достойным лучшего применения. Стоит одна задача: узнать, готов ли народ отказаться от Мавзолея (читай: от советского прошлого), «примириться» с Власовым, как это отчасти произошло с белогвардейцами и т.д.

Если такая готовность будет, если власть её увидит, то она, конечно, не побежит с кирками ломать Мавзолей и не поднимет Власова на знамя. Но сделает выводы, которые выльются уже для всех нас очередной волной антисоциальных, антинародных реформ, очередным переписыванием школьных учебников.

В 1999 году вышла книга известного советского дипломата Юлия Квицинского «Генерал Власов: путь предательства». Эта книга хоть и построена на большом круге исторических источников и документов, но является литературным произведением. Она интересна тем, что автор попытался представить мотивы Власова. Один из них: «правильно то, что приносит успех». Может быть, он не главный в книге, может, генерал Власов в таких категориях никогда не думал. Но он часто встречается в нашей жизни, когда предают не Родину, а друзей, коллег, близких людей. Когда предают мелко, по-мещански: ради маленьких выгод, повышения, личного удобства. Эту фразу вообще можно считать своеобразным девизом современного общества.

Но важно знать, что были и тысячи других примеров мужества. Один из них — поэт Муса Джалиль. Во время Любанской наступательной операции он, раненный, попал в плен, где вступил в легион «Идель-Урал», созданный нацистами. Но никого не предал, а помогал бежать другим военнопленным, вёл подрывную работу в стане врага. За это был схвачен и казнён. Когда всё стало известно, его имя прозвучало по всему миру, а стихи, которые он писал в берлинской тюрьме «Моабит», перевели на сотни языков.

Как говорится, выбор есть всегда. И быть героем или предателем — выбор каждого.



Василий КРИВОНОС

Источник: «Правда»

Читайте также

Р. Вахитов. Русская Истина против западного релятивизма Р. Вахитов. Русская Истина против западного релятивизма
Евразийцев 1920-х гг. с самого их выступления в печати сравнивали с Освальдом Шпенглером. Борис Шлецер (Boris de Schloezer) – известный русский и французский писатель, критик и эссеист – зам...
18 июня 2025
Представляем наших лауреатов. Автор и исполнитель Артём Толстобров Представляем наших лауреатов. Автор и исполнитель Артём Толстобров
В номинации «Песни советских и российских композиторов» на Всероссийском конкурсе «Русский Лад – 2025» победил Артём Толстобров из Красноярска с авторской песней «Три сестры». Толстобров Артём Сергеев...
18 июня 2025
Таллин. Центр русской культуры ликвидируют? Таллин. Центр русской культуры ликвидируют?
Городская управа Таллина одобрила проект решения, предусматривающий переименование Центра русской культуры в культурный центр «Мере». По информации интернет-портала эстонского гостелерадио ERR, столич...
18 июня 2025