Генерал Власов как синоним предательства
Он происходил из беднейших крестьян, стал офицером Красной Армии, служил военным советником в Китае. Но его имя для русских людей стало синонимом предательства. Это генерал А.А. Власов.
Историю пишет правящий класс. Это не плохо и не хорошо — это факт. Поэтому и нет ничего удивительного в том, что история нашей страны на рубеже 90-х годов ХХ века была вывернута наизнанку. Личность генерала Власова также стала «объектом для дискуссий». В советские годы двух мнений по этому вопросу не было и быть не могло. Когда на кону стояла судьба не только России как государства, не только славян как народа, но и всей мировой цивилизации в целом, Власов мог быть только предателем, врагом. А высшая мера наказания — единственно возможное и безусловно справедливое возмездие.
Сделать из Власова национального героя, боровшегося за «демократическую Россию», в нашей стране невозможно. Оговоримся: пока невозможно. Пример современной Украины показывает, как из Бандеры и Шухевича — предателей, пособников нацистов, откровенных убийц — делают национальных героев, борцов за независимость. Не укладывается в голове, что миллионы украинцев, вынесшие все ужасы войны, героически сражавшиеся на фронтах, восстанавливавшие из пепла города, смотрят на всё это и молчат.
Нашей власти это не нужно. Пока не нужно. Напротив, сейчас Великая Отечественная война — символ национального единства, историческая скрепа, объединяющая народы. А потому с мнением ветеранов считаются, они встречаются со школьниками и студентами, участвуют в торжествах 9 Мая, сидят рядом с президентом на парадах.
Ветеранов невозможно убедить, что Власов или Бандера — на самом деле борцы за демократию и независимость, сражавшиеся и против Сталина, и против Гитлера. Но мы можем видеть, что попытки реабилитации Власова и власовцев происходили и будут происходить. Чтобы не уходить в 1990-е годы, когда на свет появилось огромное количество организаций и групп, в том числе и откровенно нацистской направленности, вспомним события последнего десятилетия.
В 2009 году в свет вышла книга протоиерея Русской православной церкви Георгия Митрофанова «Трагедия России. «Запретные» темы истории XX века в церковной проповеди и публицистике». К моменту выхода этой книги автор был уже профессором Санкт-Петербургской духовной академии, а впоследствии вошёл в редколлегию по написанию учебника и методических материалов для школьного курса «Основы православной культуры». В своей книге он затронул и тему Власова, представив его как… национального героя.
Вскоре после выхода книги Архиерейский Синод Русской православной церкви за границей отметил, что «следует избегать «чёрно-белого» истолкования исторических событий. В частности, именование деяний генерала А.А. Власова — предательством есть, на наш взгляд, легкомысленное упрощение тогдашних событий. Всё, что было ими (участниками РОА. — В.К.) предпринято, делалось именно для Отечества, в надежде на то, что поражение большевизма приведёт к воссозданию мощной национальной России».
Стоит отметить, что вскоре при поддержке РПЦ вышла специальная книга, посвящённая Власову. Этот сборник статей, как утверждали составители, был призван «показать, что точка зрения профессора Санкт-Петербургской духовной академии протоиерея Георгия Митрофанова на генерала-предателя А.А. Власова, на Великую Отечественную войну является маргинальной для Русской Православной Церкви». Авторы расценивали предательство Власова и его приспешников как «нашу боль и наш стыд», подчеркнув, что это была «позорная страница истории русского народа».
Но не стоит забывать и то, что на кладбище Новодивеевского женского православного монастыря в Нью-Йорке есть мемориал Власова и бойцов РОА.
Совсем недавно, в 2016 году, большой скандал и общественный резонанс вызвала защита докторской диссертации Кириллом Александровым в Санкт-Петербургском институте истории РАН, в которой была предпринята попытка обелить Власова.
Не разбирая подробно каждый из этих случаев, необходимо отметить главное: происходит постепенное прощупывание почвы, выяснение общественного настроения. Точно так же, как и с Мавзолеем Ленина, дискуссии о котором появляются в публичном поле и активно обсуждаются в СМИ с постоянством, достойным лучшего применения. Стоит одна задача: узнать, готов ли народ отказаться от Мавзолея (читай: от советского прошлого), «примириться» с Власовым, как это отчасти произошло с белогвардейцами и т.д.
Если такая готовность будет, если власть её увидит, то она, конечно, не побежит с кирками ломать Мавзолей и не поднимет Власова на знамя. Но сделает выводы, которые выльются уже для всех нас очередной волной антисоциальных, антинародных реформ, очередным переписыванием школьных учебников.
В 1999 году вышла книга известного советского дипломата Юлия Квицинского «Генерал Власов: путь предательства». Эта книга хоть и построена на большом круге исторических источников и документов, но является литературным произведением. Она интересна тем, что автор попытался представить мотивы Власова. Один из них: «правильно то, что приносит успех». Может быть, он не главный в книге, может, генерал Власов в таких категориях никогда не думал. Но он часто встречается в нашей жизни, когда предают не Родину, а друзей, коллег, близких людей. Когда предают мелко, по-мещански: ради маленьких выгод, повышения, личного удобства. Эту фразу вообще можно считать своеобразным девизом современного общества.
Но важно знать, что были и тысячи других примеров мужества. Один из них — поэт Муса Джалиль. Во время Любанской наступательной операции он, раненный, попал в плен, где вступил в легион «Идель-Урал», созданный нацистами. Но никого не предал, а помогал бежать другим военнопленным, вёл подрывную работу в стане врага. За это был схвачен и казнён. Когда всё стало известно, его имя прозвучало по всему миру, а стихи, которые он писал в берлинской тюрьме «Моабит», перевели на сотни языков.
Как говорится, выбор есть всегда. И быть героем или предателем — выбор каждого.
Василий КРИВОНОС
Источник: «Правда»