Где выход из идеологической ловушки?

Где выход из идеологической ловушки?

Начиная с 1991 года всё советское было очернено и подвергнуто остракизму. Появилась огромная армия грантоедов, работающая над очернением советской истории, социалистического строя и обесцениванием достижений СССР. И вот теперь, когда любовь с либеральным Западом закончилась и наши пути расходятся, Россия оказалась в идеологической ловушке: от советских отреклись, западниками не стали, себя не собрали.

Есть ли выход? Попробуем разобраться. Но сперва краткая предыстория.

Убить социализм капитализм стремился с первого мгновения рождения Советского государства. Понимая это, и Ленин и Сталин держали ситуацию на особом контроле.

Расшатывание советской системы усилилось сразу после смерти Сталина. Первый сильный удар советской системе был нанесен Хрущевым в 1956 году с запуском проекта по «развенчанию культа личности Сталина». Это подрубило корень доверия народа к партии и руководству страны. Вместе с этим были отменены и свернуты сталинские стратегические проекты: план преобразования природы, направленный на решения вопроса продовольственной безопасности страны, строительство Трансполярной магистрали, призванной обеспечить доступ к природным кладовым нефти и газа в Сибири и в Северных регионах, свернут проект создания золотого рубля – альтернативной доллару валюты для осуществления торговли между странами во всем мире, и многие другие.

Параллельно с этим произошел второй удар по советской системе, когда через открытую Хрущевым форточку «оттепели» залетели идеи западных свобод, мещанства и зависти к западному образу жизни, что породило в стране диссидентское движение, направленное против Коммунистической партии и советской идеологии.

Последовавшая после снятия Хрущева экономическая реформа Либермана-Косыгина вместо оздоровления советской экономики направила лайнер в сторону преобразований по капиталистическим лекалам. Попытка скрестить ежа и ужа провалилась – привить советской системе хозяйствования капиталистические методы управления оказалось невозможным. Тем не менее именно период правления Брежнева, пришедшего на смену Хрущеву, позволил экономике найти определенное равновесие, хотя по уровню технологий страна уже серьезно отставала – сказывались свернутые проекты цифрового управления экономикой Глушкова, проект советского интернета Китова и многие другие передовые для своего времени разработки, призванные вывести страну в лидеры в сфере IT и технологий.

Внутренние проблемы есть в любой стране, но устойчивость системы при этом бывает разная. Советская идеология, являвшаяся сердцевиной общества и цементировавшая его в единый монолит, обеспечивала системе высокий запас прочности, даже несмотря на отсутствие в магазинах «ста видов колбасы». Это признавали даже западные спецслужбы.

С началом холодной войны специальными американскими службами глубоко и педантично изучались структура советской государственности, партийный аппарат, Политбюро и что особенно было важно – в самых детальных подробностях рассматривался каждый работник власти. В это же время усиленное воздействие было направлено на идеологическую и психологическую обработку всех слоев населения СССР и создание прозападно ориентированной массы советских граждан, игравших роль «пятой колонны». Именно так было создано диссидентское движение.

«…основная работа велась по линии разрушения советского общества «снизу». Тут были достигнуты серьезные успехи, ставшие одним из факторов будущей контрреволюции. Но они были не настолько значительными, чтобы привести советское общество к краху. К концу семидесятых годов западные деятели «холодной» войны поняли это. И поняли, что основу советского коммунизма образует его система власти, а в ней – партийный аппарат. Изучив досконально структуру партийного аппарата, характер отношений сотрудников в нем, их психологию и квалификацию, способ отбора и прочие его черты, деятели «холодной» войны пришли к выводу, что разрушить советское общество можно только сверху, разрушив его систему власти. А для разрушения последней необходимо и достаточно разрушить партийный аппарат, начав разрушение его с самого высокого уровня – с ЦК КПСС. И они переключили свои основные усилия именно на это направление. Они нащупали самое уязвимое место в советской социальной организации», – вспоминал Александр Зиновьев.

Американские спецслужбы принялись за поиск уязвимых мест в партийном аппарате. В странах Западной Европы и США были созданы многочисленные исследовательские центры и разведывательные службы, в которых работали высокопрофессиональные специалисты. Они имели вполне конкретные задачи, не были связаны нормами академической науки, морали, нормами права, не были ограничены в методах сбора информации, что позволяло им использовать нестандартные подходы к изучению противника – Советского Союза. Особое внимание уделялось союзным республикам, где ставка делалась на национальный вопрос и противопоставление Москве.

Была создана «наука для охотников на советского зверя», как писал А. Зиновьев. Это не была наука в академическом смысле, это были конкретные практические рекомендации для спецслужб и организаций, призванные обеспечить более высокий интеллектуальный уровень ведения войны. На Западе и в США сложилась особая отрасль науки – советология, в составе которой возникла даже особая отрасль – кремлинология. В СССР подобных служб не было, и подобная работа в отношении врагов не велась. В отличие от США, стремившихся разрушить Советский Союз, СССР задачи разрушить США перед собой не ставил и концентрировался за своей защите и защите стран социалистического лагеря.

Ахиллесова пята СССР была найдена. «Советский слон» был убит ударом иголки. Иголкой выступил Горбачев, запустивший авантюрные реформы, затеявший слом партийной системы, но главное – убивший советскую идеологию. Именно тогда, в середине 1980-х, гордое название «советский человек» стало вдруг постыдным; все, что было сделано в СССР, стали уничижительно называть «совок», людей приучили стыдиться советской идеологии и боготворить западный образ жизни. Главным виновником назначили Коммунистическую партию. Удержать под контролем пущенную им же под откос страну Горбачев не смог. Подготовленные Западом националистические силы в республиках запустили парад суверенитетов. В 1991 году СССР закончил свой путь. Это было целенаправленное, спланированное убийство. Капитализм победил, оставалось вычистить из истории любые позитивные упоминания о социализме, чтобы впредь никому не захотелось повторить.

По данным Центрального статистического управления СССР (ЦСУ), в 1990 году ВВП СССР по официальному курсу (из расчета 0,59 рубля за 1 доллар США) был равен 1,7 трлн долларов. Это составляло более 1/3 от ВВП США и давало Советскому Союзу уверенное второе место в мире. Если оценивать ВВП СССР по паритету покупательной способности (ППС) советского рубля, то позиции Советского Союза выглядят еще более впечатляюще. Согласно данным Всемирного банка, ВВП Советского Союза накануне распада превышал 2,3 трлн долларов. А по данным ЦРУ, этот показатель был равен примерно 2,7 трлн долларов против 5,0 трлн долларов у США; получается 55% от уровня США. По данным ООН, доля СССР в мировом ВВП, рассчитанная по ППС, была равна 14,2%. При этом в советском хозяйстве был намного более высокий удельный вес секторов реальной экономики (промышленности, сельского хозяйства, строительства и др.), чем у так называемых экономически развитых стран Запада. Например, доля СССР в мировом промышленном производстве составляла в конце 80-х гг. около 20% (сопоставимо с долей США).

За эти тридцать лет новая, объединяющая страну идеология так и не была создана, более того, идеология запрещена у нас Конституцией. А любая попытка ее сформулировать упирается в препятствие в форме огромной пропасти между очень богатыми и всеми остальными. Советская идеология, которая основана на строительстве общества социальной справедливости, и которая близка большинству граждан современной России, не по нутру новоявленным российским буржуа. Идеология капиталистических обществ, основанная на западной рыночной экономике, показала свою несостоятельность. Мир, поклоняющийся Золотому Тельцу и исповедующий либеральные ценности, обречен на вымирание.

В качестве объединяющей российское общество идеи используется День Победы в Великой Отечественной войне. Хороший и достойный ход, но какой-то половинчатый. У любого здравого человека тут же возникает когнитивный диссонанс, причем настолько сильный, что порой искрит.

Кто победил фашизм? Победила страна под названием «СССР». Победил советский народ. Победила Красная Армия.

Кто привел страну к Победе? Генералиссимус Иосиф Сталин и Коммунистическая партия Советского Союза. Именно со словами: «За Родину! За Сталина!» красноармейцы бросались с гранатами под фашистские танки.

Какие знамена выносятся каждый год на Красную Площадь? Знамена Красной Армии и Знамя Победы.

Кто на фотографиях на акции «Бессмертный полк»? Наши героические прадеды, деды, отцы, каждый из которых был либо коммунистом, либо комсомольцем. А перед атакой, понимая, что могут погибнуть, многие писали заявление о приеме в ряды Коммунистической партии.

Так почему же вот уже 30 лет даже в День Победы руководство нашей страны стыдится произносить имя Сталина, не называет имя Коммунистической партии и прячет Мавзолей Ленина за драпировкой?

Почему 100-летие образования СССР прошло в России почти незамеченным? Почему руководство страны упорно игнорирует 7 ноября – День Великой Октябрьской Социалистической революции?

Подобных вопросов можно задать много. Ответ упирается в одно: начиная с 1991 года российское прозападное либеральное правительство создавало Россию как анти-СССР. Именно тогда мы сами себя отменили, сами себя презрели, от себя самих отреклись. На протяжении последних тридцати лет взятый в 1991 года курс неизменно выдерживался.

После 2022 года многое изменилось. Не случайно Достоевский говорил, что война очищает общество. Сейчас все чаще с высоких российских трибун звучат слова о построении государства-цивилизации. Правда, что это такое так никто народу и не объяснил, но вопрос даже не в этом.

Как можно строить будущее, не разобравшись с прошлым? Сейчас политика российских властей в отношении советского периода истории определяется фразой: «Тут помню, а тут не помню» из советской комедии «Джентльмены удачи». Если эта игра продолжится, то есть риск скатиться к сбиванию советских гербов по примеру соседней страны.

Если же мы действительно хотим строить наше русское государство-цивилизацию, то начинать это строительство надо с полного принятия нашей реальной истории. У Ленина и Сталина получилось построить самое справедливое государство в истории человечества – СССР. Советская государственность являлась вершиной русской идеи. Это было действительно независимое, уникальное государство-цивилизация. Лишь признав это мы сможем строить современное государство-цивилизацию. Гордость за советский период и преемственность истории станет точкой сборки новой России.

Жанна ШВЫДКАЯ

Источник: «Советская Россия»

Читайте также

В «Библиотеке» сайта размещена новая книга В.Н. Федоткина В «Библиотеке» сайта размещена новая книга В.Н. Федоткина
В разделе «Библиотека» сайта ВСД «Русский Лад» размещена книга председателя Рязанского отделения нашего движения, доктора экономических наук Владимира Николаевича Федоткина «Славянофилы и западники – ...
30 октября 2024
В. Варава. Два типа русской святости – один тип русского человека В. Варава. Два типа русской святости – один тип русского человека
Русская святость предстает в двух видах: как религиозная святость и как святость нравственная. На самом высшем божественном уровне святость едина. Но, нисходя в дольние обители мира сего, святость обр...
30 октября 2024
Место для легенды Место для легенды
16 августа 1969 года ушел из жизни Марк Наумович Бернес, легенда советской эстрады, исполнитель самых задушевных песен, подаривший советским людям десятки популярных песен, талантливый актер. Его песн...
30 октября 2024