Гармонист Вилисов из деревни Вилисово

Гармонист Вилисов из деревни Вилисово

Июнь 1992 года… Когда он вошел, держа в руке гармонь, в помещение областного центра народного творчества, где я тогда работал методистом, то сразу узнал его. Ну, конечно же, Михаил Вилисов. Он уже был к тому времени достаточно раскручен благодаря передачам Свердловской государственной телерадиокомпании, музыкально-документальному фильму Свердловской киностудии «Частушка. ХХ век» режиссера Сергея Мирошниченко, в котором он, подобно шукшинскому герою из «Печек-лавочек», попадает в Москву, выступлениям в Свердловске-Екатеринбурге.

Простой крестьянин из Пермской области, он объехал с неизменной гармошкой всю Россию от Москвы до Владивостока. Такой географии концертов могла бы позавидовать любая поп- и рок-звезда. «Ждем. Слышали о вас много хорошего», – такие письма-приглашения из разных городов и весей часто получал он. Так в чем же его феномен, почему шла о нем такая добрая молва, которая порой надежней иных средств массовой информации?

Вспомните начало 90-х годов прошлого века. Бурление, кипение, извержение вулканов. Страстные дискуссии по поводу чистоты русской культуры, в которых принимали самое деятельное участие литераторы, музыканты, политики. И тут Вилисов со своими частушками. Эти русские миниатюры – один из самых ярких жанров. Свободный, неподвластный цензуре, он жил и живет в народной среде. Творчество Михаила Ивановича, бьющее не в бровь, а в глаз, стало мерилом, точкой отсчета: народ вышел из оцепенения. Его мотивы стали созвучны той патриотически настроенной части общества, которая за возрождение подлинно русского духа, веры, нравственности, которая не приемлет эрзац и кич, растлевающие сердца порнографию и секс, пьянство и разврат. Конечно, все эти пороки не миновали и деревню, в которой прожил Вилисов долгие годы. Однако сам уклад жизни селянина, кровно связанный с землей, более цельный, менее замутненный. Воистину Россия сильна глубинкой.

«Я – уральский гармонист,
Родова от Велеса.
Для людей петь – лучший приз!
Главное – от сердца…»
Это, пожалуй, и было его девизом.

– Родился я в деревне Вилисово в Пермском крае, – начал свой рассказ Михаил Иванович. – Работать начал с 10 лет, когда мужики на фронт ушли. В колхозе лес рубил да сено метал, мешки таскал. Потом бригадирствовал. Вспоминаю случай, когда мне был преподан первый урок нравственности. На покосе это было во время Великой Отечественной войны. Одна женщина, видимо, по глупости, сказала мне какое-то бульварное слово. И все, кто был тогда рядом, осудили ее. А сегодня, увы, сквернословие стало обычным делом и на ферме, и в бригаде, да и в дружеской беседе. Все-таки люди раньше были добрее, чище. Посмотрите, сейчас мы губим природу. Вот приезжает, к примеру, при галстучке на «легковушке» интеллигентный с виду человек из райцентра отдохнуть на берег нашей речушки. Машину ставит прямо на посев, рубит деревья. Делаешь ему замечание, а он: «Это же ничье». Ну а раз ничье, значит, можно, по его логике, топтать, ломать. Не понимает, что природа – это наш общий организм – и мы ее дети. Не потому ли теперь люди такие хилые да хворые, что сами загрязняют все вокруг. Об этом я не раз писал не только в местные, но и центральные газеты и даже сочинил песни «Травка зеленая» и «Сад-виноград»:

Голосистую гармошку
Всю дорожку в ручках нес.
Через басеньку девчонку
Много горя перенес.

Эх, сад-виноград,
Отгуляли в рощу…
То ли женку винить,
То ли злую тещу?!

Впервые исполнил их в Москве, где выступал вместе с народной артисткой России Еленой Андреевной Сапоговой (Е.А. Сапогова в то время – солистка Свердловской государственной филармонии. – Прим. авт.). И меня, простого деревенского мужика, слушали со вниманием.

– Фольклор достаточно многообразен: это игры, песни, сказки, пляски. А вот что вам наиболее близко?

– Улошная. Она существовала на Урале, а также в Куйбышевской, Курской, Новгородской, Питерской областях. Очень мне обидно и жалко, что, не зная историю наших наигрышей, за улошную выдают страдания, частушки, барабушки, которые играются и поются строчкой на 4 такта. А улошную называют где прохожей, где проходной, где проголосной, и каждая строчка в ней играется на 8 тактов. Меня часто просят сыграть улошную. И только заиграю, как у многих, вижу, слезы блестят, да и сам я растрогаюсь. Этой простой мелодией провожали когда-то на войну, в армию, с ней ездили обозы, скажем, с Урала с рудой, из Оренбурга с пшеницей. И вот ученые из Пермского университета наконец-то пришли на помощь и записали этот старинный русский наигрыш, который потерялся. Я, например, две наиграл. А их десятки и десятки – сколько деревень, столько и улошных.

– Наверное, фольклористы сыграли в вашей судьбе не последнюю роль?

– Да, я им многим обязан. С их легкой руки я стал выступать. Написал книгу «Моя крестьянская усадьба», где даю советы по строительству и ведению крестьянского хозяйства. Она с рисунками, чертежами. Учить бы фольклору в детских садах и школах, чаще устраивать праздники народной культуры, поддерживать фольклорные коллективы – где добрым словом, а где и финансово.

– Михаил Иванович, как нам сохранить нашу русскую культуру, ее корни, как сделать так, чтобы мы не были Иванами, не помнящими родства?

– Наверное, восстановить то, что создавалось веками и было загублено, растрачено в прошлые десятилетия. Я не за масс- или поп-культуру, которая стала для некоторой части молодежи своеобразным наркотиком, а за ту, которая существовала многие века. Скажем, церковь. Или хороводы, старинные песни. Сейчас их у фольклористов не просто сотни – тысячи, которые они еще у наших бабушек записали и в своей обработке показывали на фестивалях. Вот в Перми, например, есть талантливый гармонист Саша Никитин. Настолько задорно, энергично играет, что я не могу удержаться и не сплясать. (Александр Никитин – гармонист, гитарист и автор-исполнитель, неоднократный участник телепередачи «Играй, гармонь любимая!», лауреат престижного Грушинского фестиваля и многочисленных конкурсов авторской песни, один из номинантов «Золотой десятки гармонистов России». – Прим. авт.) Надо, чтобы народ видел это искусство – простое, жизнерадостное и разнообразное, способное изменить человека в лучшую сторону. Мне и жена говорит: «Как ты стал к фольклористам ездить, так ты у меня вовсю золотой стал, совсем изменился».

– Я хорошо помню Михаила Ивановича Вилисова, – говорит преподаватель кафедры русской литературы Пермского государственного национального исследовательского университета Борис Вадимович Кондаков. – Во время фольклорных экспедиций всегда проходит множество встреч, но только немногие из них остаются в памяти. В моем сознании Михаил Иванович запечатлелся как носитель коренного русского крестьянского «типа» – героя, подобного некоторым персонажам произведений Н. Лескова, Ф. Абрамова, В. Шукшина, В. Распутина. С одной стороны, он был предан своей земле и болел за судьбу России; он не был «диссидентом», но видел вокруг себя множество недостатков и несправедливость, безнадежно боролся с «неправильным» начальством за те принципы, которые он считал верными. С другой стороны, он был человеком, который высоко приподнялся над землей, его вскормившей: он был не просто «деревенским гармонистом», а человеком культуры, Русским Человеком, стремившимся к новому и «передовому»: он пытался понять и дать собственную оценку «новой» жизни, ясно видел обреченность советского «колхозного» хозяйствования, самостоятельно собирал мини-трактор, при помощи которого можно было бы обрабатывать собственную землю, учился писать китайские иероглифы («на всякий случай» – вдруг руководство страны решит отдать уральские земли китайцам в аренду); он легко вливался в коллектив молодых преподавателей и студентов университета, а они отвечали ему взаимным интересом.

– В песнях Михаила Вилисова отражается отношение к родной земле, на которой он живет, к народу, – говорит преподаватель Екатеринбургской детской школы искусств №6 имени Константина Евгеньевича Архипова, лауреат Всероссийских и международных конкурсов Ксения Куклинова. – Трогает взгляд на противоположный пол, здесь у него очень большое уважение. Есть песня про девушку, какая-то парочка шла, так приятно стало, так бы и слушала, слушала, и захотелось детям показать. Современные ребята могут этого и не знать. И не оценить всю ту красоту, которая заложена в этих музыкальных миниатюрах. Там все слова подобраны с очень большой теплотой и деликатностью. Все красиво оформлено в тексте. Как-то радостно становится. Такая гордость за свой народ. Приятно. Я очень пожалела, что время поменялось. Утрачены какие-то настоящие ценности, которые присутствуют у Вилисова. И даже тот характер, с которым он исполняет свои песни. В голосе его заложены интонации, вот эта теплота и любовь, она вся слышится.

По электронной почте я связался с заслуженной артисткой России, художественным руководителем программы «Играй, гармонь любимая!» Анастасией Заволокиной. «Михаил Иванович – уникальный народный гармонист, – ответила Анастасия Геннадьевна. – Неоднократный участник нашей телепрограммы, запомнившийся зрителям по самобытному «проходному» наигрышу. Человек от плуга, от земли, добившийся своим трудом необыкновенных творческих высот. Вилисов… Он – настоящий. И сразу какой-то родной. Честный, искренний, скромный. Вообще, характер его читался и в частушках, которые пел, и в манере исполнения, и в наигрышах редких. С ним было интересно! Поговорить, послушать, посочинять вместе. Всегда на съемки что-то необычное привозил. Своим талантом освещал все вокруг».

Алексей МОЛЧАНОВ

Источник: «Советская Россия»

Читайте также

История оставит предателям роль Каинов, а дружба наших народов будет возрождена История оставит предателям роль Каинов, а дружба наших народов будет возрождена
8 декабря 1991 года собравшиеся в Беловежской пуще руководители РСФСР, УССР и БССР Ельцин, Кравчук и Шушкевич заявили о ликвидации Союза Советских Социалистических Республик и о создании СНГ — Содруже...
8 Декабря 2021
9-я онлайн конференция региональных отделений «Русского Лада» 9-я онлайн конференция региональных отделений «Русского Лада»
На еженедельной онлайн-конференции ВСД «Русский Лад» опытом работы поделился актив Приморского регионального отделения 2 декабря 2021 г....
8 Декабря 2021
«Великие имена. Бессмертные подвиги. Вечная слава...» Встреча в Алатыре «Великие имена. Бессмертные подвиги. Вечная слава...» Встреча в Алатыре
В пятницу, 3 декабря 2021 года, алатырские коммунисты, сторонники КПРФ и активисты движения «Русский Лад» собрались на очередную тематическую встречу «Великие имена. Бессмертные подвиги. Вечная с...
8 Декабря 2021