Г. Шибанов. Правят корысть и невежество
М. Горбачёв, надуваясь, как мыльный пузырь, провозгласил «парад суверенитетов», который повсеместно пошёл под злостным лозунгом «Хватит кормить Россию». Последний лозунг был откровенной ложью с политическим подтекстом, и в условиях «перестройки» он сработал и помог развалить СССР. Председатель Совмина РСФСР И.С. Силаев перед поездкой Ельцина в Беловежскую Пущу представил ему справку, в которой обосновывал, что РСФСР — это самая экономически угнетённая республика Союза, являющаяся гигантским донором для 12 других республик союзного государства. Это была лукавая полуправда, тоже нацеленная на разрушение СССР.
В силу непомерного властолюбия и неуёмных политических амбиций разрушители державы даже не представляли, что и в экономике, и в политике, помимо элементарной арифметики, существует мудрая высшая математика. Владевший ею И.В. Сталин за полгода до своей смерти писал:
«Если взять рентабельность не с точки зрения отдельных предприятий или отраслей производства и не в разрезе одного года, а с точки зрения всего народного хозяйства и в разрезе, скажем, 10—15 лет, что было бы единственно правильным подходом к вопросу, то временная и непрочная рентабельность отдельных предприятий или отраслей производства не может идти ни в какое сравнение с той высшей формой прочной и постоянной рентабельности, которую дают нам действия закона планомерного развития народного хозяйства и планирование народного хозяйства, избавляя нас от периодических экономических кризисов, разрушающих народное хозяйство и наносящих обществу колоссальный материальный ущерб, и обеспечивая нам непрерывный рост народного хозяйства с его высокими темпами».
Советский социалистический принцип рентабельности успешно действовал не только в отношении предприятий и отраслей, но и в не меньшей степени в отношении республик, краёв и областей. Целостность единого народнохозяйственного комплекса СССР обеспечивала эффективный вклад каждой республики в развитие великой державы. Арифметика националистических принципов в экономике продемонстрировала свою абсурдность в полной мере в постсоветский период.
Посмотрите, что произошло с «суверенной» Российской Федерацией в экономическом плане, когда она избавилась от дотаций бывшим республикам, входившим в состав СССР. Оказалось, что «свято место пусто не бывает». Вместо дотационных союзных республик, в том числе благодаря старанию Б. Ельцина и его преемников, в составе Российской Федерации появились не только дотационные области или бывшие автономные республики, но в число дотационных попали и нынешние федеральные округа. Сюда входят Центральный, Приволжский, Северо-Кавказский и Южный. Среди федеральных округов положительное сальдо оказалось лишь у каждого второго. Сегодня в донорах ходят Северо-Западный, Уральский, Сибирский и Дальневосточный ФО.
Удивляться тут нечему: в условиях разрушения сложившихся хозяйственных связей, отягощённого деиндустриализацией страны, в результате которой с карты России исчезли многие ведущие отрасли экономики, отсутствия централизованного руководства в масштабах государства иной результат был просто невозможен. В обществе всё чаще возникают и обостряются межрегиональные конфликты.
Самым злостным паразитом на теле Российской Федерации оказался Центральный федеральный округ во главе со столицей Российской Федерации. Из-за несправедливо больших «доходов», концентрирующихся прежде всего в Москве, финансовые ресурсы искусственно стягиваются сюда из всех федеральных округов и субъектов РФ. Этому неизбежно способствует чрезмерно раздутый аппарат правительства, администрации президента, Федерального собрания (Государственной думы и Совета Федерации) и т.п. С ним по масштабам и по неэффективности соперничает огромный аппарат чиновников в не поддающихся счёту вертикальных структурах типа: госкорпорация — холдинг — субхолдинг, созданных вместо компактных и эффективно функционировавших советских промышленных министерств. О степени их соответствия по соотношению «производительность труда / зарплата» и говорить не приходится: разница по регионам и федеральным округам составляет несколько сотен процентов.
Ни президент, ни правительство РФ не делают решительных шагов в сторону реального федерализма. Вместо этого они предпочитают плодить всяческие чиновные структуры с назначением зарплат, несопоставимых с затрачиваемым трудом. Судя по всему, к этому причастен бизнес, интересы которого обслуживает нынешняя российская власть. Тесное сотрудничество высшей бюрократии и капитала как раз и является виновником того, что восхваляется ими «рыночная экономика», которая привела к ограблению большинства тружеников страны.
В условиях растущей социальной напряжённости было бы логично ожидать, что президент со своей администрацией и правительством озаботятся в первую очередь тем, чтобы вернуть народу ту собственность, которая хитрым и топорным обманом чубайсов и гайдаров перешла в руки мошенников, ныне именуемых олигархами. Было бы разумно вернуть, хотя бы частично, вывезенные ими за рубеж страны средства, которые осели в США, Швейцарии, Англии, Франции, Израиле и многих офшорах.
Вместо реальных шагов по подъёму экономики страны президент и правительство предпочитают отделываться лишь призывами и лозунгами плюс созданием всяческих бутафорских комиссий. Кому, например, нужна была комиссия, созданная для «поиска инструментов решения задач», поставленных президентом в его указах 2012 и 2018 годов. Эти «инструменты» вылились в пустые слова типа: «изыскать источники финансирования», «ускорить», «повысить», «увеличить», «расширить», «улучшить» да в несбыточные (взятые «с потолка») цифры по желаемому поднятию производительности труда. Кому нужен такой фонтан пустозвонства? Только тем, кто олицетворяет собой власть в стране.
И президент, и правительство возникшие в стране экономические проблемы неспроста пытаются решить путём организации всяческих комиссий, поскольку при этом придаётся видимость их бурной деятельности в области возрождения разрушенной ими же экономики страны.
С 2009 по 2018 год при правительстве и президенте было создано девять всяческих комиссий, отвечающих за экономическое развитие Российской Федерации. Но никаких положительных сдвигов в экономике так и не произошло. Сейчас минэкономразвития РФ в лице министра М. Орешкина предлагает создать при правительстве ещё одну подкомиссию «по обеспечению экономического роста и содействию реализации структурных реформ». Она должна-де провести шесть очередных реформ: «по улучшению инвестиционного климата, по стимулированию инвестиционного спроса, по повышению эффективности рынка труда, по развитию конкуренции, по технологическому и инновационному развитию, по развитию финансирования и увеличению рынка сбыта российских товаров».
При сложившейся в стране ситуации одного министерства оказалось уже мало для ускоренного роста пустопорожней болтовни. К тому же у высоких вельмож появляется надежда таким способом снять с министерства ответственность за развал экономики и переложить её на специально созданную для этого подкомиссию.
Начиная с 1991-го не было ни одного года, когда бы производительность труда в стране поднималась выше 1,5%. Это значит, что все годы проведения «демократических реформ» в экономике РФ фактически господствовал застой, в то время как Китай, например, увеличил за этот же промежуток времени производительность труда в 7 раз.
Но власть уверенно идёт взятым ею курсом разрушения народного хозяйства. Так, в Российской Федерации количество госкорпораций существенно превысило число профильных промышленных министерств бывшего СССР. Заметим: их финансирование идёт из госбюджета, а прибыль (за счёт прежде всего ценообразования) формируется по рыночным принципам. В этом случае дивиденды остаются у членов советов директоров корпораций.
К этому добавим, что между госкорпорациями нет никакой координации. И это в то время, когда лишь по авиационной тематике их набирается до десятка («Объединённая авиастроительная корпорация», «Объединённая двигателестроительная корпорация», «Технодинамика», «Ракетное тактическое вооружение» и т.д.). В госкорпорациях отсутствовали учёт и контроль: они до недавнего времени были недоступны даже для Счётной палаты РФ. И лишь в середине 2019 года Государственная дума наконец-то (с 20-летним опозданием!) приняла закон, который позволит контрольному ведомству их проверять.
Имитируя бурную деятельность на экономическом поприще, власти несколько госкорпораций включили в «Ростех», сократив для приличия число заместителей президентов в корпорациях с 13—15 человек до 11 и представив это как великий успех в экономическом строительстве государства.
Между тем только в госкорпорациях авиационного профиля число менеджеров в 18 раз больше, чем было бы сотрудников в едином министерстве, которое бы курировало как гражданскую, так и военную авиацию, а также всю аэродромно-техническую структуру. Практика подтвердила, что создание некоординируемых между собой всяческих объединённых корпораций наносит (в частности, авиационной и судостроительной отраслям промышленности) непоправимый вред. И упорствовать далее, рассчитывая на их поддержку в осуществлении какой-либо модернизации, бессмысленно и крайне расточительно для государства, основные ресурсы которого находятся в руках алчных олигархов.
Георгий ШИБАНОВ, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РФ
Источник: «Правда»