Г. Садулаев. Контуры Евразийского Союза
Наши оппоненты упрекают евразийство в том, что это некая полумистическая доктрина, что у нас нет своей позитивной политической и экономической программы. И что за самим термином «Евразия» ничего не стоит. То ли это материк, то ли не материк. Постараюсь в этой небольшой заметке очень коротко объяснить, кто мы, есть ли на свете Евразия и что это, и какая у нас программа. Более подробно это объясняется в сотнях наших книг, статей и, кстати, в программных документах движения «Новая Евразия».
Месторазвитие Евразия, или срединная Евразия, или Россия-Евразия, определяется в евразийстве как историческая культурно-географическая общность, границы которой заданы весьма конкретно и определены особенностями ландшафта, климата и исторического развития населяющих этот макрорегион этносов. Так, западная граница проходит почти строго по нулевой изотерме января.
Максимальная территория России-Евразии совпадает с землями Российской Империи и Советского Союза времени наибольшего расширения, может быть, исключая только западную Украину, Аляску, Финляндию, Польшу и Прибалтику, но с добавлением Монголии, ныне китайской Уйгурии и северного Ирана. Мы далеки от того, чтобы предъявлять территориальные претензии к тому же Китаю или настаивать на включении в ЕАС (Евразийский Союз) всех ныне независимых государств Закавказья и Средней Азии. Формирование союза должно происходить исключительно на добровольных началах. Но знать свои пределы мы можем и должны.
Сама история подтверждает, что существование месторазвития Евразия-Россия не является кабинетной выдумкой. Век за веком народы Евразии оказывались в одном государстве, тянулись друг другу экономически, политически и культурно. Та общность, которая в прошлом веке называлась советским народом и советской цивилизацией есть свершившийся исторический факт. До сей поры эта общность не разрушена полностью и во всём мире, что россияне, что казахи, киргизы или молдаване воспринимаются как «советские» или бывшие советские.
Макроэкономическая теория утверждает, что самодостаточная экономика может развиваться только в крупных кластерах, с населением более 200 миллионов человек, при наличии достаточных территорий, разнообразия ландшафтов и природных ресурсов. Поэтому Европа объединилась в Евросоюз, сняв внутри себя таможенные границы и введя единую валюту. Поэтому в мире формируются и иные экономические, торговые, таможенные союзы. Создание нами ЕАЭС (Евразийский Экономический Союз) было закономерным шагом, необходимостью для экономик стран-членов. И присоединение к ЕАЭС иных государств месторазвития Евразия является наиболее логичной перспективой.
Какова наша позиция по вопросу государственного устройства ЕАЭС который, по нашему мнению, должен со временем вырасти в ЕАС? Мы считаем, что модель государственного устройства должна быть конфедеративно-федеративной. ЕАС может быть только конфедерацией суверенных государств Евразии, объединённых общими интересами в экономике, политике и единой в многообразии евразийской цивилизацией. Государства, входящие в ЕАС, будут иметь, как правило, федеративное устройство, учитывающее права и особенности всех проживающих в них этносов, а также специфику регионов и территорий.
Мы против унитарности. Против жёсткой вертикальности власти. Мы за права республик, регионов, народов. Эти права должны быть подкреплены, в том числе, справедливым распределением государственного бюджета. Иногда мы говорим об империи, имперскости и Евразийской Империи. Но мы подразумеваем культурно-цивилизационную имперскость. Мы никогда не имеем в виду насильственное завоевание, покорение, диспропорции в правах, колониализм, угнетение народов, а также унитарное устройство.
Дальше, о форме правления. Мы положительно относимся к истории собственной Родины, включая монархический период, включая пребывание в составе Империи Чингисхана и оставшихся после неё Орд, Золотой, Синей и прочих, но мы не считаем в данных обстоятельствах и на современном уровне развития монархию подходящей для нас формой правления. Эта форма сыграла свою роль и отжила. Несомненно, наше государство должно быть республикой. Демократической республикой с истинным народовластием.
Однако мы не верим в модели западной электоральной демократии, с её как-бы прямыми выборами президентов и депутатов. На практике этот процесс приводит к тому, что места в парламентах и прочих органах власти получают только те, кто могут позволить себе провести дорогостоящую рекламную кампанию. Люди вынуждены голосовать за тех, кого лично не знают. И вынуждены ориентироваться на мнение, которое вдалбливают им в головы масс-медиа, принадлежащие буржуазии. Недаром говорится: буржуазные выборы устроены так, что в них всегда побеждает буржуазия.
Истинным народовластием являются многоступенчатые выборы, которые были моделью формирования советов всех уровней при советской власти. Китай перенял эту модель у СССР и она показывает прекрасные результаты. Итак, власть должна быть выборной, но выборы должны быть многоступенчатые. Низовые советы должны формироваться в коллективах, где люди лично знают друг друга: на предприятиях, в домах, посёлках, стойбищах, воинских частях. Далее низовые советы формируют советы следующего уровня. И так вплоть до Верховного Совета Евразии.
Никаких прямых выборов Верховного Правителя устраивать не нужно. Верховный Правитель должен избираться и освобождаться от должности Верховным Советом. Органы исполнительной власти должны формироваться аппаратом Верховного Правителя, но быть подотчётны Верховному Совету на высшем уровне и соответствующим советам на следующих уровнях. Так воля народа будет проявлена наилучшим образом и наилучшим образом защищена от манипуляций массовым сознанием.
Есть ли у нас своя экономическая программа? Конечно, есть. Прежде всего, экономика Евразии может и должна быть только многоукладной. Она должна сочетать не только рыночные и социалистические элементы, но и элементы традиционного хозяйствования в местах и обществах, где они могут быть сохранены. В важнейших и наиболее масштабных отраслях экономика должна не только основываться на народной собственности, но и быть плановой. Современное развитие компьютерной техники и программ, а также возможности сбора данных, дают такие возможности для прогнозирования и планирования, каких не было у советских государственных планирующих органов. Планирование нужно осуществлять в обще-евразийском масштабе на основе самых современных цифровых технологий и коммуникаций. На самом деле, такое прогнозирование и планирование в мире уже осуществляется, но не государствами, а трансанциональными корпорациями, которые узурпируют суверенитет народов.
Программы строительства жилья, развития городов, застройки территорий должны быть плановыми и осуществляться в интересах населения, а не в интересах бизнеса. Государственные стройки должны дать работу местным кадрам, возводить привлекательные для проживания районы и новые города, квартиры при переселении в проектно-развиваемые территории должны предоставляться гражданам бесплатно.
Средний бизнес может быть коллективным и частным, однако надо поощрять коллективные формы собственности и труда: колхозы, артели, кооперативы. И индивидуальному предпринимательству тоже должно найтись место в экономике. Важно сохранять и поддерживать традиционные формы хозяйствования, особенно в сельском хозяйстве: скотоводстве, земледелии; противодействовать превращению семейного и родового занятия в бездушные фабрики агрокомплексов, не допускать монополизации. Во главе угла должна стоять не прибыль, а человеческое достоинство и счастье.
Налоговая политика должна быть направлена на уравнение и перераспределение доходов. Прогрессивная шкала налогообложения. Освобождение от налогов лиц, имеющих малые доходы и занятых социально-полезной деятельностью. Поскольку основные доходы бюджета формируются за счёт работы предприятий общенародной собственности, нет необходимости обдирать граждан как липку. Напротив, со временем будет установлен и назначен безусловный базовый доход, который сначала будет выплачиваться только лицам, занятым социально-полезной деятельностью и представителям культуры и искусства, а далее всем гражданам.
Относительно ресурсов, мы считаем необходимым развитие новых форм энергетики. Конечно, надо поставить под народный контроль природные ресурсы: нефть, газ, руды, леса и прочие. Но нельзя жить только продажей сырья. Мир будет меняться и в скором будущем обязательно появятся принципиально новые источники энергии, возможно, даже будет освоена в промышленных масштабах энергия термоядерного синтеза. Мы должны быть не только готовы к этому, но и идти в авангарде изменений, а не плестись в хвосте. Для этого нужно развивать науку, в том числе фундаментальную науку, и технологии. Это должно делать государство, не отдавая ни науку, ни культуру, ни образование на откуп «рынку».
Таковы, в самых общих чертах, контуры будущего Евразийского Союза, как его видим мы. У нас есть представления и о государственном устройстве, и о форме правления, и об экономической программе. Безусловно, мы, новые евразийцы, развиваем социалистическое евразийство и опираемся на положительный опыт советской цивилизации. Но мы открыты к новому и не привержены догмам. Приглашаем принять участие в обсуждении и проектировании нашего общего будущего!
Герман САДУЛАЕВ
Источник: «Новая Евразия»