Фёдоровские мотивы в творчестве молодых поэтов. София Семёнова

Что является устойчивостью для культуры? Устойчивость – это важнейшая черта любого процесса или объекта. Без устойчивости невозможен поступательный прогресс в чём-либо. Касается это и культуры. Более того, она «завязана» на нём.
Речь об «элитарной» культуре. Она «выступает как инициативное и продуктивное начало в любой культуре, выполняя преимущественно творческую функцию в ней».
Сказанное подходит и для верлибров. О них у отечественного читателя представление, прямо скажем, превратное. Повлияли на это труды отдельных критиков.
К ним относится и Сергей Арутюнов. По его мнению, «матерный или просто выкрутасничающий, играющий с самим собой, как щенок со своим хвостом, верлибр, отрицающий и Серебряный, и Золотой века, для меня лишён духа».
Тем не менее, Сергей Сергеевич признаёт, что «декадентский верлибр – явление почти повальное в молодой российской поэзии 2000-х, 2010-х и уже 2020-х гг.». Соответственно, и в нём важно искать «крупицы русского чувства».
Попробуем сделать это на примере верлибра Софии Семёновой.
Вот он:
когда меня не будет
я умру
мне станет безразлично слово смерть
я больше не смогу по нам скорбеть
когда ввязавшись в старую игру
мы потеряли счет и месяцам и дням недели
они стремглав неслись и улетели
туда где мы с тобою больше не проснемся
там будет только пар и пары плит
но это не для нас для нас —
в огромной ванне лежит …
он встанет.
и мы увидим все что пело и боролось
сияло и рвалось
и блеск в глазах и нежный голос.
и седину волос.
и шепот клавесина станет новой колыбельной
и пьеса вдруг закончится порвавшейся струной
и ты меня увидишь на акварельной картинке
знакомой и призрачной призрачной
но живой?
Бросается в глаза не «отрицание Золотого и Серебряного веков», а их продолжение. Оно весьма неожиданное. Речь здесь идёт об идеях Николая Фёдорова. Его можно отнести и к тому, и к другому «векам». Почему? Наверное, потому, что основные эстетические и этические идеи данных веков объединило его творчество.
А какие идеи присутствуют в самом верлибре? Во-первых, идея второго пришествия. Как верующий человек, я увидел её в словах:
«он встанет.
и мы увидим все что пело и боролось
сияло и рвалось
и блеск в глазах и нежный голос.
и седину волос.
и шепот клавесина».
Заканчивается это, правда, печально: «и пьеса вдруг закончится порвавшейся струной».
В этой связи полезно обратиться к книге исследователя русской философии Павла Петухова «От Герцена до Кара-Мурзы». Говоря об идеях Николая Фёдорова, он пишет: «если человечество не сможет соединиться для победы над смертью, то эту миссию возьмёт на себя сам Бог, и только тогда людей ожидает Страшный суд и – за исключением немногих праведников – ад».
Как видим, эти идеи присутствуют и в верлибре Софии. Говоря о будущем, его лирическая героиня утверждает: «это не для нас». Имеются в виду «пар и пары плит».
Этот образ возможно будет раскрыть через «блеск в глазах и нежный голос, и седину волос», описываемые далее.
Как связаны эти образы? Для того чтобы ответить на этот вопрос, надо сказать несколько слов об авторе стихотворения.
Софию я знаю по поэтической смене в образовательном центре «Сириус». Она прошла в декабре 2020 года. Ещё на ней я обратил внимание на творчество поэтессы. В нём в целом меня привлекли те же моменты, что и в вышеуказанном стихе в отдельности. Этот «фрактальный» принцип соответствует идеям Николая Фёдорова.
Как пишет в этой же работе Павел Петухов, «непримиримое отношение к смерти, борьба и победа над ней, достижение личного бессмертия и воскрешение (при помощи средств науки, которые когда-нибудь будут найдены) “отцов”, всех предыдущих поколений – вот основа взглядов Фёдорова».
Такая же непримиримость есть и у Софии Семёновой.
Её верлибр продолжает русскую мировоззренческую и философскую традицию, а потому – попытки Сергея Арутюнова представить русскую нерифмованную поэзию в качестве некой «аномалии» фактологически неверны.
Савелий КОСТРИКИН