Философия космизма как онтология русского духа
В разное историческое время особой популярностью в российском философском сообществе пользовались идеи великих французских и немецких мыслителей: Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, Ш. Фурье, Вольтера, И. Канта, Г. Гегеля, Ф. Шеллинга, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше и др., трансформированные с учетом национальных социокультурных особенностей в руссоизм, фурьеризм, вольтерианство, кантианство, гегельянство, шеллингианство, шопенгауэрианство, ницшеанство и др. А что касается марксизма, то его судьбоносное влияние на исторический вектор развития России в XX веке общеизвестно.
Словом, западноевропейская философская мысль всегда плодотворно подпитывала творческие устремления наиболее просвещенной русской интеллигенции. С учетом этой тенденции сформировался устойчивый стереотип, провозглашенный еще П.Я. Чаадаевым, согласно которому отечественная философская мысль, изначально не представлявшая из себя ничего оригинального, и в последующем не смогла обогатить мировую философскую культуру чем-либо достойным высот западной метафизики.
Зададимся вопросом: могло ли такое быть в принципе в условиях уходящей вглубь веков самобытной духовной традиции? Представить себе подобную ущербность русской философской мысли можно лишь при условии ее произвольного отрыва от национальных социокультурных корней и самобытных нравственно-духовных оснований. А если подходить наиболее объективно к оценке ее места и роли в мировой философии, то следует, конечно, признать, что русская философия вызревала не столь стремительно, как античная или западноевропейская, активно впитывая их передовые идеи и концепции. Ее взросление происходило постепенно, и, первоначально мотивированная на осмысление исторических судеб России, ее евразийской идентичности, славянофильских и западнических мировоззренческих ориентаций, она последовательно восходила к постановке наиболее актуальных и дерзновенных по своей научно-аксиологической значимости историко-философских проблем планетарного значения.
Бесспорно, ярким тому подтверждением явилось зарождение в конце XIX – начале XX вв. самобытной философии «русского космизма», занявшей особое место среди великих достижений мировой научно-гуманитарной мысли. В ней отразились пытливая мысль и мечтательность русского духа, во всей своей богатырской удали испытывающего страстную потребность вознесения от конечного земного бытия к бесконечному миру Космоса.
Жизнеутверждающие идеи национальной философии космизма, среди которых творческое наследие Н.Ф. Федорова занимает особое место, с полным правом можно назвать онтологией русского духа. Космическая тема притягивала к себе внимание не только ученых, она была источником вдохновения для отечественной культуры в целом, озаряя творческий гений замечательных русских писателей, художников, музыкантов и поэтов. И духовной предтечей такого вселенского миросозерцания, конечно, явился гений Пушкина – это «наше все», по образному определению Аполлона Григорьева. Хрестоматийно известны слова Н.В. Гоголя: «Пушкин есть явление чрезвычайное, и, может быть, единственное явление русского духа» (Гоголь 1952, с. 50). Для полноты восприятия космизма пушкинской поэзии уместно добавить высказывание В.О. Ключевского, назвавшего его поэтический гений «русским народным отзвуком общечеловеческой работы» (Ключевский 1959, с. 83).
Нельзя не заметить, насколько эти сущностные оценки гармонируют с глубинными жизнеутверждающими идеями «Философии общего дела». В этой связи трудно удержаться, чтобы не привести еще одну блистательную оценку В.О. Ключевским пушкинского гения. «Она (т. е. пушкинская поэзия. – Р. П.), – впервые показала нам, как русский дух, развернувшись во всю ширь и поднявшись полным взмахом, попытался овладеть всем поэтическим содержанием мировой жизни – и восточным, и западным, и античным, и библейским, и славянским, и русским» (Ключевский 1959, с. 49).
По аналогии с Ключевским скажем, что в философии «русского космизма» во всем многообразии раскрылся глубинный потенциал и всеохватная ценностная сущность русского духа, развернувшегося, по Ключевскому, во всю свою ширь и поднявшегося полным взмахом над утилитаризмом и прагматизмом западного философского позитивизма. В поэзии Пушкина, по мнению Ключевского, «нет ни великого, ни малого: все уравнивается, становясь прекрасным. Стройно укладывается в цельное миросозерцание самое незатейливое повседневное житейское чувство и возвышенный порыв человеческого духа» (Ключевский 1959, с. 71).
Разве не по этим нравственно-эстетическим критериям формировалась философия «русского космизма», в которой нет места критическим помыслам «чистого» разума, отвлеченного от подлинной истории и от реального смысла человеческой жизни? В русском космизме идеи всеобщей исторической цели и повседневного житейского бытия людей соизмеримы и уравновешены посредством федоровского аксиологического принципа «супраморализма», задающего возвышенный нравственный вектор для формирования подлинно гуманистических идей всеобщего братства народов Земли. Истоки этого братства содержатся не в силе классовых идеологий и религиозных заповедей, а в дерзновенном и грандиозном проекте «общего дела» по освоению Космоса как вселенского духовного оазиса общечеловеческого бытия.
Но эта космическая грандиозность федоровского замысла была слишком смелой и необычной для своего времени. Поэтому значительной частью философской общественности космологические идеи Федорова зачастую воспринимались как своеобразное мудрствование, хоть и весьма оригинальное, но отвлеченное от реальности, а частично и попросту мистическое, а потому малопривлекательное для серьезной науки. Объяснить это можно тем, что его философско-нравственное учение не вписывалось в устоявшиеся рамки классической метафизики, да и сейчас не вписывается в современную философскую парадигму дискурсивного постмодернизма.
Для ригористичной теоретической метафизики философские идеи Федорова с позиций модного тогда позитивизма воспринимались как некая разновидность околонаучного клерикализма, тем более что их автор не скрывал своих религиозных убеждений. Но для теологической догматики он, напротив, был излишне радикален и привержен сциентизму, она не вмещала опережающие свое время теоретические идеи освоения космического пространства. Сам же Федоров не стремился придать своим сочинениям строгий научный стиль изложения, равно как и вписать их в канонические рамки религиозного фидеизма. Его идеи опережают время, адресованы будущему состоянию науки.
Можно сказать, что в лице Федорова русская научная и духовная мысль представила особый тип философского затворничества, лишенного какого-либо намека на эпатажность и широкую публичную известность. В его несвоевременном для широкого публичного восприятия философском замысле нельзя не угадать близкого духовного сходства с его великим поэтическим предшественником, который в неудержимом порыве обозначил свой идеал познания Вселенной:
Выхожу один я на дорогу:
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,
И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом...
(Лермонтов 1988, с. 222)
Новаторские идеи Федорова о космической регуляции, противостоящей феномену неизбежной смертности всех форм земной жизни, удивительным образом перекликаются с жизнеутверждающими стихотворными признаниями юного М.Ю. Лермонтова «Моя душа» (1831):
Как часто силой мысли в краткий час
Я жил века, и жизнию иной,
И о Земле позабывал. Не раз,
Встревоженный печальною мечтой...
Кто близ небес, тот не сражен земным.
(Лермонтов 1988, с. 72).
Можно предположить, что имевшее место неоднозначное восприятие современниками философских идей Федорова отчасти обусловливалось его страстной убежденностью в проектировании принципиально нового нравственного вектора общественного развития, нацеливающего каждого человека не на поверхностное, а на глубинное осмысление истинно человеческого смысла жизни. Но трагическая судьба многих выдающихся моралистов человечества убедительно свидетельствует, что их радикальные социальные проекты нравственного «усовершенствования» рода человеческого, по чисто субъективной человеческой мотивации, с завидной решительностью отвергались его наиболее агрессивным большинством. С яркой художественной пронзительностью эту постыдную тенденцию изобразил Ф.М. Достоевский в образе Великого инквизитора в романе «Братья Карамазовы».
К этому следует добавить, что смелые философские идеи Федорова, как и гениальные шедевры Пушкина и Лермонтова, были выхвачены из глубинной сущности повседневной народной жизни и вознесены к космическим горизонтам бытия. На этой основе в русской философии вызревала антитеза моральной парадигмы земного и небесного, дольнего и горнего миров. Но вместе с тем выдающиеся отечественные мыслители постоянно искали необычайно образные формы для отражения субстанциональной близости земного и небесного. Вот как эту жизнеутверждающую связь между земным и небесными мирами в яркой поэтической форме выразил В.С. Соловьев:
Милый друг, иль ты не видишь, что все видимое нами —
Только отблеск, только тени от незримого очами?
Милый друг, иль ты не слышишь, что житейский мир трескучий —
Только отклик искаженный торжествующих созвучий»
(Соловьев 1915, с. 111).
Однако фундаментальное величие космических идей Федорова заключается в том, что он, не ограничиваясь лишь констатацией субстанционального единства земной и космической жизни, но и на основе этого тезиса создал потрясающий воображение творческий проект «философии общего дела», ориентирующий жителей Земли на освоение Вселенной.
Говоря о феномене «русского космизма» как онтологии национального духа нельзя обойти вниманием знаменитую речь Ф.М. Достоевского о Пушкине, произнесенную 8(20) июня 1880 года на заседании Общества любителей российской словесности. После этой памятной речи широкое распространение в русской культуре получила фраза, которой великий писатель истолковал ценностный смысл поэмы Пушкина «Цыганы»: «Смирись, гордый человек, и прежде всего, сломи свою гордость. Смирись, праздный человек, и прежде всего, потрудись на родной ниве» (Достоевский 1984, с. 139). И разве не подобным нравственным императивом подпитывались федоровские идеи космизма, воплотившиеся в «Философии общего дела»? Именно подобная гордыня потерявшего истинный смысл жизни человека вызывала у него резко негативное отношение. Вместо индивидуального кантовского категорического императива внутреннего долга Федоров выдвинул всеобщий нравственный принцип «супраморализма». Именно этот нравственный принцип общественного устройства был заложен им в основу разрабатываемой этики всечеловеческого общежития, для духовной подготовки «сынов человеческих» к освоению бесконечных просторов вселенского бытия.
Федоров страстно верил, что наступит такое историческое время, когда с помощью науки удастся воплотить давнюю сокровенную мечту человечества об обретении жизненного бессмертия и о выходе в Космос. Супраморализм, по Федорову, — это «живое христианство» как высший взлет нравственности в исполнении универсальных по своей значимости моральных заветов Евангелия. Этот добровольно воспринимаемый моральный императив позволяет человеку, истинно верующему в православие, уходить от избыточной трансцендентальности умозрительного познания земного бытия и исповедовать имманентную причастность ко всему подлинно живому и нравственно гармоничному в бесконечности Вселенной.
На обыденном уровне такую внутреннюю мотивацию личности можно, согласно убеждениям мыслителя, обосновать специфическими особенностями русского духа. Что же касается научного познания, то, по мнению Федорова, это позволяет науке преодолеть избыточную предметную геоцентричность и раскрывает перед ней те космические горизонты, которые до этого заслонялись от дерзновенных устремлений вечно пытливого человеческого разума практическими и прагматическими интересами, сугубо земными потребностями и повседневными запросами.
В своем универсальном метафизическом восприятии супраморализм позволяет воспринимать космос не только в его физической сущности, но и в его этической вселенской бесконечности. Необъятность Вселенной представлялась мыслителю в виде бесчисленных миров как «оазисов духа», которые, благодаря Общему делу «сынов человеческих», способны стать «всенаселенным» домом для нравственно возвышенных, духовно богатых и разумно дерзновенных людей.
Нам, живущим в XXI веке, с его усиливающимися экономическими, социальными и духовными, катаклизмами, важно понять смысл того нравственного акцента, который содержится в мысли Федорова о необходимости обрести «смысл жизни и цель знания» (Федоров 1995-2000/3, с. 184). Лишь осознав и установив для себя такую цель жизни, мы, граждане глобального мира, сможем «устроить общественную и личную жизнь сообразно с ней», т. е. моральной гармонией вселенской жизни. Ведь социальные беды, прежде всего, исходят от того, что очень многие люди, зомбированные стяжательски-потребительской культурой массового сознания, иную аксиологическую цель жизни себе просто не помышляют. Что же тогда нам следует ждать от бытийственно извращенного меркантилизмом настоящего в смутных ожиданиях успешного и заманчивого в своих эгоистичных вожделениях будущего? Вопрос этот далеко не личный и, тем более, не риторический.
Общественные отношения, основанные на подобном инстинкте индивидуальной самоизоляции, по мнению мыслителя, являются «зооморфической», отживающей свой этап эволюции сугубо планетарной формой жизни. Эту ограниченную по своим космическим перспективам общественную форму земной жизни он образно назвал историческим «несовершеннолетием» людей. В «Философии общего дела» Федоров настойчиво проводит идею о том, что человечество сможет побороть нынешнее нравственное «несовершеннолетие» лишь при одном важном условии: оно должно, прежде всего, осознать его природную причину, а затем найти нравственные способы ее преодоления.
Так на глубинных истоках русского духа и на актуальном глобальном социальном запросе на общегуманистическое вселенское общение людей возник смелый замысел его философии общего дела. Это позволило ему четко определить основополагающие идеи весьма оригинальной ветви русской историософской мысли, сформулировать их как нравственный ориентир для всемирного исторического развития, как всеобщий нравственный вектор, объединяющий приверженцев различных религиозных убеждений, представителей многообразных национальных культур вокруг решения глобальной проблемы обретения жителями Земли своего космического бессмертия.
Федоров пришел к этой смелой по своим вселенским замыслам метафизической идее потому, что рассматривал феномен смерти как сугубо планетарное явление, обусловленное несовершенством природной регуляции, а по сему конечность земных форм бытия, по его убеждению, можно преодолеть выходом из рамок планетной ограниченности жизни в космическую бесконечность Вселенского бытия.
«Всеобщее дело» победы жизненных начал над смертью, по мнению Н.Ф. Федорова, может быть успешным не только при условии объединения всех жителей Земли вокруг этой идеи, но и при целенаправленном гуманистическом взаимодействии трех важнейших векторов культуры: науки, религии и этики. Это должно произойти во имя превращения их в единое общечеловеческое мировоззрение, и знание, способное в будущем восстановить утерянное духовное единство человеческого рода. Супраморалистское изменение социального статуса религии, этики и науки, как он считал, позволит достичь в будущем радикального преображения общественного бытия разобщенных культур и народов перспективами соединения всех форм земной жизни с вечностью жизни Вселенной. Духовную сверхзадачу людей, целенаправленно сплоченных «общим делом», мыслитель видел в том, чтобы «морализовать все естественное», возвратить жизнь умершим и через это «восстановление угасших» собрать «распавшуюся храмину миров и совокупность их» сделать «выражением единства умов и сердец всех поколений» (Федоров 1995-2000/1, с. 298).
В завершение краткого обзора основных историософских идей Н.Ф. Федорова следует подчеркнуть их злободневную актуальность, ибо они тесно связаны с решением глобальных проблем современности, в частности, с масштабными природно-техногенными катаклизмами, предотвращение которых невозможно без преодоления политической, идеологической и религиозно-нравственной разобщенности всех стран и народов, совместно проживающих на планете Земля.
И еще один важный итоговый тезис применимый к рассмотрению космологического учения Федорова, показывает, что он прозорливо строил «Философию общего дела» как теоретико-аксиологическую программу креативной человеческой деятельности, проективно ориентированной на утверждение глобального социального проекта торжества вселенских начал космической жизни над конечностью всех форм земного бытия. Именно это творчески активное, а не пассивно созерцательное любомудрие преемственно связывает идеи основоположника русского космизма с духовными основами национальной духовной культуры.
Что же касается утопичности некоторых философских замыслов Н.Ф. Федорова, в которой упрекают его многие предвзятые критики, то слабость их эмпирической аргументации с лихвой компенсируется творческим вдохновением мыслителя, его неуемным стремлением ко всеобщему духовному обновлению как главной цели исторического восхождения человечества к космической гармонии и искренней верой в торжество разума и совместной воли людей, способных объединить свои конструктивные усилия для достижения этой великой цели. Трагической запутанности человека в истории, духовному пессимизму повседневного общественного бытия он противопоставлял свою оптимистическую веру в исцеляющее влияние вселенских жизненных начал над конечностью и временностью земного существования.
В свое время весьма тонко и глубоко прочувствовал все «pro и contra» этого неоднозначного философско-этического учения видный отечественный религиозный мыслитель В.В. Зеньковский, заметивший, что «утопизм Федорова есть свидетельство не слабости его философского дарования, а непреодолимой пока трудности сочетать идеал и историю, "всеобщее спасение" с живой реальностью нашего бытия» (Зеньковский 1999, с. 165).
К этому проникновенному суждению уместно добавить: чем быстрее мы осознаем насущную необходимость сочетания возвышенного общественного идеала с заземленными потребностями повседневной реальности, тем успешнее будут преодолены все противоречия в развитии современной цивилизации, тем позитивнее будут реализованы самые смелые глобальные общественные преобразования и тем реальнее станут самые оптимистические сценарии восходящего вектора развития человеческой истории.
Литература:
Гоголь 1952 — Гоголь Н.В. Несколько слов о Пушкине II Гоголь Н.В. Поли. собр. соч.: В 14 т. Т. 8. М., Л., 1952. С. 50-55.
Достоевский 1984 —Достоевский Ф.М. Поли. собр. соч.: В 30 т. Т. 26. Л., 1984.
Зеньковский 1999 — Зеньковский В.В. История русской философии: В 2 т. Т. 2. Ростов н/Д, 1999.
Ключевский 1959 — Ключевский В. О. Памяти А.С. Пушкина II Ключевский В. О. Сочинения, М. 1959. Т. VIII. С. 306-313.
Лермонтов 1988 — Лермонтов М.Ю. Сочинения: В 2 т. Т. 1. М. 1988.
Соловьев 1915 — Соловьев В.С. Стихотворения. М„ 1915.
Федоров 1995-2000/1-4, Доп. — Федоров Н.Ф. Собр. соч.: В 4 т. М., 1995-1999; Дополнения. Комментарии к Т. IV. М.,2000.
Р.Я. ПОДОЛЬ
«Московский Сократ»: Николай Фёдорович Фёдоров (1829-1903). Сборник научных статей