Феликс Дзержинский как педагог и наставник
«Великая и простая любовь Ф.Э. Дзержинского к детям, – писал советский педагог А.С. Макаренко в газете «Правда» 20 июля 1936 г., – выражена была им в таком коротком и выразительном слове: “Когда смотришь на детей, так не можешь не думать – все для них. Плоды революции не нам, а им”. А среди этих плодов главное – новое отношение к человеку, новая позиция человека в коллективе, новая о нем забота и новое внимание. И только поэтому искалеченные дети, пришедшие в коммуну, переставали нести на себе проклятие людей “третьего сорта”. Они становились дзержинцами».
Феликс Эдмундович Дзержинский был инициатором создания народного образования, образования Комиссии по улучшению жизни детей, трудовых коммун и колоний для детей и подростков. Ещё в период Гражданской войны, видя голодных, измученных, с утомленными глазами детей, Феликс Эдмундович думал о воспитании и всеобщем образовании.
Вспоминается его разговор с мальчиком:
«Был плохой день – ветреный, с желто-бурыми тучами, с дождем. Беспокойный, тоскливый день. Невдалеке, у поломанного забора, стоял мальчик лет десяти, без шапки, босой. Его посиневшие от холода ноги были облеплены грязью.
- Ты что тут делаешь? – спросил Дзержинский.
Мальчик молчал.
- Что ты здесь делаешь? – спросил Дзержинский.
- Хлеба... – хрипло и тихо сказал мальчик.
- Откуда же тут хлеб?
Мальчик опять тупо поглядел на Дзержинского и не ответил.
- Пойдем, – сказал Дзержинский.
В вагоне никто не обратил внимания на то, что Дзержинский привел мальчика. Все знали, что Дзержинский постоянно кого-нибудь кормил, о ком-то заботился, подолгу разговаривал с не известными никому людьми. У себя, в отделении вагона, Дзержинский налил мальчику жестяную кружку кипятку, подцветил кипяток малиновым чаем, положил возле кружки кусок сахару и ломоть черного хлеба.
- Пей.
В окно ударил ветер и тотчас же забарабанил дождь. Совсем стемнело. За полотном железной дороги в деревеньке зажглись огни.
- Ты откуда?
- Оттуда.
- Школа у вас есть?
- Нету, – сказал мальчик. – Ничего у нас нету.
И тоном взрослого человека добавил:
- Голодуем. Ничего нет кушать. Кору с деревьев кушаем. А кору обдирать нельзя. Пан Стахович нагайкой бьет. Нельзя.
Мальчик допил чай, собрал на ладони хлебные крошки, всыпал их в рот и ушел. А Дзержинский стоял у окна и смотрел, как по темному лугу движется под дождем крошечная фигурка.
…
- Когда кончится гражданская война, я возьму народное образование... Это должно быть необыкновенно, необыкновенно интересно.
И, блестя умными лучистыми глазами, первый чекист вдруг встал и начал набрасывать план организации всеобщего обучения. Было ясно, что он давно и упорно думал об этом и что работать в народном образовании ему очень хочется.
…
Он говорил о том, какие будут построены школы, и перед слушателями вырастали светлые и чистые здания со сверкающими стеклами, в которые бьет солнце...
Он говорил о новом типе народного учителя, об университетах - городах науки, о замечательных научных лабораториях, о новом поколении школьников и студентов, о профессорах, о том, как рабочие и крестьяне будут учиться. И все молчали и представляли себе это будущее, ради которого идет нынче война…»
К 1921 г. основные фронты гражданской войны были ликвидированы. В стране имелось более пяти миллионов беспризорных и голодных детей. Они нуждались в срочной помощи, родительской теплоте и заботе. И они нашли эту помощь и заботу в лице ЦК РКП (б), Советского правительства во главе с В.И. Лениным. Как член правительства и председатель ВЧК, Ф.Э. Дзержинский предложил объединить усилия различных учреждений в борьбе с детской беспризорностью. По его указанию из числа чекистов были созданы группы обследователей детских учреждений, которые вместе с администрацией принимали оперативные меры по улучшению их работы.
В период времени с 1921 по 1923 годы Феликс Эдмундович был председателем комиссии при ВЦИК по улучшению жизни детей.
В нее входили представители наркоматов просвещения, продовольствия, здравоохранения, РКИ, ВЧК, ВЦСПС, ЦК комсомола, женотдела и агитпропотдела ЦК РКП (б).
По инициативе Дзержинского Наркоматом РКИ было проведено по всей республике обследование состояния детских учреждений. В работу по спасению детей и улучшению их быта включились местные партийные, комсомольские и профсоюзные органы, а также все губернские чрезвычайные комиссии.
В 1921 г. Советское правительство отпустило на питание детей 20 миллиардов рублей, из них более 14 миллиардов комиссия распределила для детей голодающих губерний, а остальные деньги - для детей других губерний.
В центре внимания комиссии по-прежнему оставалась борьба с детской беспризорностью. Дзержинский систематически докладывал В.И. Ленину, ЦК партии о положении детей, о ходе борьбы с детской беспризорностью и всегда находил у Владимира Ильича помощь и поддержку.
В результате принятых партией и правительством мер постепенно детская беспризорность сокращалась.
В беседе с представителем РОСТА в марте 1923 г. Ф. Э. Дзержинский сообщил, что из 5,5 миллиона беспризорных, голодных и больных детей более миллиона было помещено в детские дома Наркомпроса, около 3 миллионов получало помощь комиссии по ликвидации последствий голода, Деткомиссии ВЦИК и других организаций.
Пристально следил Ф.Э. Дзержинский за организацией и постановкой учебной и воспитательной работы в детских трудовых коммунах и колониях. Они создавались, как правило, в сельской местности недалеко от городов и железнодорожных станций, в бывших помещичьих имениях, загородных дачах и совхозах. Шефствовали над ними чекисты.
В этих воспитательно-образовательных учреждениях на деле удалось соединить обучение с производительным трудом, идейно-политическим и нравственно-эстетическим воспитанием. Здесь получила подтверждение на практике новая, советская система коммунистического воспитания детей и подростков.
В трудовых коммунах и колониях вчерашние беспризорники и правонарушители получали кров, одежду, питание, приобретали профессию, образование и становились достойными гражданами Страны Советов. Много сирот было помещено в детские дома, взято на воспитание трудящимися, частями Красной Армии и войск ВЧК - ГПУ.
В историю советской педагогики навсегда как вечный памятник Феликсу Эдмундовичу вошла трудовая коммуна имени Ф.Э. Дзержинского под Харьковом, созданная украинскими чекистами на их личные средства. В этой коммуне, которую М. Горький назвал «окном в коммунизм», продолжительное время работал замечательный советский педагог, выдающийся теоретик и практик воспитания А.С. Макаренко. Здесь получила становление и развитие его педагогическая теория.
Весной 1924 г. он предложил создать комиссию по проверке состояния пионерского движения в стране, видя в нем «могучее средство создания самодеятельной и сильной нации пролетариев». Феликс Эдмундович учил, что в пионерской работе нужно уметь правильно сочетать самодеятельность детей с разумным руководством воспитателей.
Феликс Дзержинский внес большой вклад в советскую систему образования и воспитания сложных детей и подростков, которая функционирует в настоящее время.
Вероника ФЕДОРОВА, заместитель председателя Удмуртского регионального отделения ВСД «Русский Лад»
***
20 июля – 97 лет со дня смерти Ф.Э. Дзержинского. Он умер от сердечного приступа после двухчасового доклада на Пленуме ЦК, посвящённом состоянию экономики СССР.