Евразийская энергия Петербурга

Евразийская энергия Петербурга

Многомерное, длительное и острое противостояние с Евро-Атлантикой, глобальным западным миром, изменит для нашей цивилизации многое. Особенно для пограничных территорий, более всего, для западного фронтира, непосредственного стыка с Европой от Баренцева моря до Чёрного.

По сути, сейчас завершается более чем 300-летний период истории России, определенный символическим действом основания Петром I новой столицы и новой империи в Санкт-Петербурге, обращенной, прежде всего, в Европу.

Происходящее изменение геостратегических и геоэкономических приоритетов не может не сказаться на миссии и функциях нового пограничья, которое будет гораздо менее прозрачным и свободно пересекаемым, чем ранее. Изменятся, нарушатся многие деловые, логистические, культурные и гуманитарные связи, кардинально изменится ситуация с безопасностью.

И все это в значительной степени коснется города-символа, воплощающего европейский проект России – Санкт-Петербурга – выполнявшего роль масштабного «окна в Европу», витрины и центра европейской России.

При этом Петербург слишком важен с любой точки зрения для русской цивилизации в её самом широком понимании. Этот город слишком нагружен культурным и историческим слоем, чтобы допустить его хоть малейший упадок в связи тектоническими изменениями миропорядка.

Безусловно, некоторые функции города и порождаемой им среды должны будут измениться, возможно, что-то даже исчезнет, но в целом у него, как у мегаполиса, останется очень мощный экономический, демографический и культурный потенциал. И этот потенциал нужно не просто сохранить, но найти его новое применение в связи с изменившейся обстановкой.

Какими могут быть новые элементы миссии Петербурга в новую эпоху? Город из «окна» и «хаба» между Западом и Востоком превращается, как и многое на фронтире, в форпост, пограничную заставу с максимальным вниманием не к объёмам торговли, которые уже не будут прежними, а к безопасности и пониманию того, что вместо нейтральных соседей на западе всюду уже присутствует враждебный военно-политический блок.

С этим и связано первое изменение в миссии и функциях города – возвращается его первоначальное предназначение в виде военного форпоста и базы морского флота. Командование НАТО не скрывает, что после вступления в альянс Швеции и Финляндии они хотели бы превратить Балтийское море во внутреннюю акваторию НАТО.

Но это не получится из-за наличия на Балтике российских Санкт-Петербурга, портов Ленинградской и Калининградской области. При этом последняя в виду авиационной блокады, из-за сложностей с железнодорожным и автомобильным сообщением через Литву все больше будет связана именно с Санкт-Петербургом.

«Балтийская Русь» окажется максимально стеснённой, под угрозой постоянной морской блокады, закрытия портов для российских судов и это, конечно же, будет серьёзным поводом для возможных конфликтов и эскалации. И именно поэтому в регионе будет усиливаться военная составляющая.

Кардинальным образом придётся пересмотреть и без того деградирующие отношения со странами прибалтийской тройки: Литвой, Латвией и Эстонией. Ответом на их крайне недружественные действия должна быть стратегия всестороннего сдерживания, а в отдельных случаях их экономической и энергетической блокады.

Вместе Россия и Беларусь могут отрезать от Прибалтики все остающиеся транспортные потоки, поставки углеводородов и электроэнергии. Если они и будут оставаться для поддержания минимального уровня инфраструктуры, то правительства этих стран должны тратить на это значительные ресурсы.

Возникнет вопрос с русским, русскоязычным населением, в целом лояльным к России, особенно в Латвии, где оно составляет значительный и заметный процент жителей. К сожалению, отношение к нему везде будет все дальше ухудшаться, политические репрессии, отрицание права на ценности и историческую память будут усиливаться.

Здесь есть выход либо в стимулировании переезда русских в Россию и Беларусь, либо в более наступательной стратегии по изменению общественно-политического устройства этих государств, что тоже может быть чревато повышением уровня конфликтности и эскалации.

Даже если игра на обострение в Прибалтике в силу тех или иных причин невозможна, снижение экономической активности, военно-политическое напряжение, как следствие, отъезд оттуда русскоязычных, равно как и представителей титульных этносов должны стать фактором постоянного ослабления этих стран, выбравших деструктивную линию поведения.

При этом функции форпоста должны не ослабить, а по возможности усилить «Балтийскую Русь»: мегаполис Санкт-Петербурга, северо-западную Беларусь, Калининградскую область. Их всех нужно рассматривать в качестве одного единого и связанного региона, который будет играть ключевую роль в противостоянии на западном фронтире.

Одной из новых функций Петербурга в этом смысле будет востребована роль города европейского облика, притягивающего и предоставляющего убежище, возможности самореализации экономическим, политическим и культурным «вольнодумцам» и «диссидентам» западного мира. То есть привлекать и размещать, как и некогда ранее, немцев, шведов, англичан, прибалтов и других, принципиально не согласных с теми иными порядками постмодернистского Запада.

Для этого нужна не просто декларация – у России есть привлекательный для этих людей образ державы, сохранившей здравый смысл и то, что им было ценно в Европе – но специально организованная работа, по примеру программы переселения соотечественников. Петербург – это хороший «портал» в Россию для людей западного происхождения, которые хотят и могут послужить России или для корпораций и стран, готовых продолжать с ней сотрудничество.

Геополитический раскол не может не изменить географического позиционирования Петербурга – это уже не «Северная Европа» и «европейская Россия», это Северная Евразия, в которой есть и собственно Северная Европа, и Арктика, и обширные пространства России-Евразии.

Ментальная география не является чем-то неизменным, она создается людьми и ими же закрепляется в качестве общепризнанных истин. Вопрос лишь том, кем и с какими целями это делается.

В этой связи переосмысление Петербурга как евразийского города вовсе не лишено оснований. Долгое время историю России определяла импульсы из двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга, где Москва занимала «исконно-русский» и «евразийский» полюс, обращённый на Восток, а Петербург – «европейский», обращённый на Запад.

Но этой дихотомии, видимо, приходит конец, как в связи с закрытием «западного» проекта, так и в связи с наметившимся движением двух столиц навстречу друг другу. Это выражено в перспективе формирования единой мегаагломерации Москва-Петербург, с возможным подключением Минска, связанной высокоскоростным транспортом. А также в том, что, как это ни парадоксально, но «поворот на Восток» сегодня совершают представители именно петербургских элит, управляющие в Москве, ориентировавшиеся в прежнее время на западный вектор.

Впрочем, богатая научная и культурная жизнь Петербурга никогда не была чужда евразийским мотивам. В городе творили Александр Блок – автор гениального «скифского прозрения», Лев Гумилев – сыгравший ключевую роль в возрождении евразийства в позднесоветское время. Да и один из старейших и самых авторитетных восточных факультетов находится именно в Санкт-Петербурге.

Научная и образовательная функция Петербурга, связанная с Востоком, может быть существенно усилена за счет переориентации с западных центров. Например, преследование и дискриминация, с которыми всё чаще сталкиваются российские и белорусские студенты, ученые и деятели культуры, должны послужить толчком к тому, чтобы Петербург переключал на себя эти потоки.

Во всяком случае, западной «мягкой силе», действующей через образование и культуру с позиций Германии, Польши или скандинавских стран, можно и нужно создать не только заслон для вытягивания нашего потенциала и цивилизационной перевербовки наших людей, но и предложить достойную альтернативу в престижных ВУЗах и научных центрах. Гуманитарная специализация Петербурга должна стать его одной их ключевых задач для подготовки кадров в процессе нового собирания страны от Закарпатья до Памира.

В плане культурной политики очень важно, чтобы те театральные, художественные, музыкальные и иные школы, существующие в Петербурге, не были кузницей кадров для западного мира, а работали бы на просвещение и синтез западного и восточного начал с ориентацией на Восток и Азию.

Чтобы Петербург центром формирования культуры с особым внимание к восточным народам России и её ближайшему окружению на Юге и Востоке. Это будет очень мощным элементом русского культурного влияния и формирования общей евразийской культуры.

Культурный и туристический потенциал Петербурга весьма востребован на Востоке: в Китае, Японии, Индии – «северная», «европейская» харизма города может стать одним центров притяжения именно восточного мира, с которым придется в ближайшее время очень плотно взаимодействовать.

В этой же связи усилится роль Петербурга как центра новой волны научного, технологического, транспортного и военного освоения и развития Арктики и Крайнего Севера. Через образование, научную деятельность и работу в Петербурге эти регионы могут и должны быть открыты молодым поколениям, которым придется жить в условиях значительно сократившихся возможностей на Западе. Отдельная задача – сделать эти внутренние возможности доступными и привлекательными внутри нашего большого пространства.

Евразийскую энергию Петербурга можно черпать из изменившегося окружения, изменив и к нему свое отношение, но необходима определенная «десакрализация» Европы, в рамках которой Петербург уже не будет восприниматься преимущественно как «точка входа» Европы в Россию, а скорее наоборот, когда саму Европу необходимо будет переосмысливать как часть Евразии, потерявшую своё исключительное положение.

И хотя бы на часть этого «имперского наследства» Европы в самых разных формах Петербург в праве претендовать для того, чтобы его сохранить и использовать во благо. Петербург, прежде всего, великий и героический русский город, который в наступившую эпоху обязательно найдет новые смыслы и миссию своего существования.

Алексей ДЗЕРМАНТ

Источник: «Новая Евразия»

Читайте также

В «Библиотеке» сайта размещена новая книга В.Н. Федоткина В «Библиотеке» сайта размещена новая книга В.Н. Федоткина
В разделе «Библиотека» сайта ВСД «Русский Лад» размещена книга председателя Рязанского отделения нашего движения, доктора экономических наук Владимира Николаевича Федоткина «Славянофилы и западники – ...
30 октября 2024
В. Варава. Два типа русской святости – один тип русского человека В. Варава. Два типа русской святости – один тип русского человека
Русская святость предстает в двух видах: как религиозная святость и как святость нравственная. На самом высшем божественном уровне святость едина. Но, нисходя в дольние обители мира сего, святость обр...
30 октября 2024
Место для легенды Место для легенды
16 августа 1969 года ушел из жизни Марк Наумович Бернес, легенда советской эстрады, исполнитель самых задушевных песен, подаривший советским людям десятки популярных песен, талантливый актер. Его песн...
30 октября 2024