Евразия – единство или множественность? Встреча с Рустемом Вахитовым в Москве
В Москве состоялся круглый стол «Евразийствоведение сегодня: встреча с исследователем Рустемом Вахитовым», который был посвящен новой книге Р. Вахитова «Евразийство: Логос. Эйдос. Символ. Миф». Рустем Вахитов не только открыл новую страницу евразийствоведения, но и преодолел тот кризис, в который были погружены научные поиски и исследования вокруг тематики классического евразийства.
«Книга произвела на меня сильнейшее впечатление, как потрясающий образец историко-философской работы», — отметил на встрече философ Борис Межуев. Секрет в том, что в небольшом объёме страниц Рустем Вахитов сумел сосредоточить не только обзор около десятка существующих моделей изучения евразийства, концепций зарождения евразийского движения, но и найти логос, эйдос, символ и миф евразийства.
Как признался сам автор, многие десятилетия изучения евразийских текстов подталкивали к поиску некого цельного ядра у столь многосоставного явления, как евразийство. Распад на части, разночтения, существовавшие между авторами, которые и так жили в условиях отсутствия симпатий к ним как со стороны эмигрантского движения, так и со стороны России, принявшей облик Советского Союза, только указывали лишний раз на существование огромной стены на пути к поиску цельности и единства в евразийстве.
Написанные труды о евразийстве таже мало приближают решению задачи о сути и целостности, ведь в первую очередь исследователи многие годы рассматривали евразийство через поиск ответов на вопросы «Что стало причиной его возникновения?» или «Для чего его разработали?», но понять, что же такое евразийство, через такие вопросы весьма затруднительно или невозможно.
Тем более понимание евразийства частью или продолжением других философских школ и направлений не раскрывает его сути. Об этот также был задан вопрос на встрече. «Так в чём же специфика евразийцев в отличие от Данилевского?», — спросил автора исследователь отечественной философии Юрий Пущаев, признавшись до этого, что книгу Рустема Вахитова ещё не прочёл. Ответом поделился Борис Межуев: «Евразийство возникает как запрос на некую новую сборку империи. Данилевский же не ощущал опасности распада Российской Империи. Евразийство возникает, когда Пётр Первый уже «всё», когда нужен новый «медный всадник», не западный».
При том, что особых противоречий ответ Бориса Межуева ни у кого не вызвал, сама книга показывает, что «Евразийство как идеология русского империализма» — это всего лишь одна из исследовательских призм, через которую на евразийство смотрит определённый ряд авторов, как правило из бывших советских республик. Также ряд европейских исследователей видят в евразийстве лишь попытку имперской легитимации и даже вид русского колониализма. При том, что в идеях классиков евразийства вполне успешно прочитывается и антиколониальные смыслы, призывы сохранения самобытности взамен на унификацию всех культур по западным образцам. Критики такого прочтения говорят, что победила в итоге множественность, а не единство.
Это такой почти бесконечных философский пинг-понг: можно изучать, как мяч аргументов летит в ту или иную сторону, созерцая бесконечную двойственность, а можно проследовать в путешествие новой книги Рустема Вахитова, который делает попытку устранения противоречий и обнаружения диалектичного, но ядра и сути евразийства.
Известный исследователь евразийства и организатор встречи Ксения Ермишина отметила, что книга Рустема Вахитова вдохновляет на концептуальное осмысление евразийства.
Писатель Павел Зарифуллин поздравил Рустема Вахитова с презентацией книги в замечательном месте и отметил важность идей, раскрытых в книге. «Рустем в книге показал, что евразийство – это не оголтелый империализм, а Россия, Евразия – это не какая-то замороженная глыба, которая как рыба лежит от Дальнего Востока до Балкан. Нет, она наполнена народами, культурами. Об этом писали классики евразийства. Я очень ценю такой взгляд на евразийство».
Павел Зарифуллин с Рустемом Вахитовым написали предисловие и послесловие к первому академическому изданию первых трёх сборников евразийцев — «Евразийство: Исход к Востоку», «На путях» и «Евразийский временник». К этим тексам, как и к новому их прочтению стоит обращаться, чтобы лучше понимать в том числе новую реальность.
Евразийство было и остается предметом изучения самых разных наук. «Я по образованию экономист, но я считаю, что любой человек должен соприкасаться с философской мыслью. Спасибо большое за формат и знакомство с основными тезисами Вашей книги. Вы сказали, что не на все вопросы евразийство ответило. Будем продолжать совместный поиск ответов на эти вопросы», — призвала вместе с автором всех присутствующих на встрече Дарья Горбунова.
«Нельзя готовые идеи из прошлого переносить в настоящее. Это так не работает. Но евразийство говорит о чем-то важном, все это ощущают и постоянно обращаются к нему. Нужно искать его смысл. Для меня скрытый смысл евразийства в рассуждении о единстве и множественности, о диалектике единства и множественности. Потому что евразийство начинается с мысли, что единой общечеловеческой цивилизации и культуры не существует», — резюмировал Рустем Вахитов.
Встреча прошла в очень доброй атмосфере, полной философских поисков, вопросов и ответов. Вечер начинался словами Петра Савицкого «История ныне стучится в наши ворота», которые привела Ксения Ермишина, отметив их особую актуальность сегодня. Так давайте откроем двери истории, которую мы напишем с опорой на то богатое интеллектуальное и духовное наследие, которое пополняют сегодня такие авторы, как Рустем Вахитов.
Екатерина ШЕХОВЦОВА
Источник: «Центр Льва Гумилёва»