Евгений Вучетич. Шагать в ногу вместе с народом

Евгений Вучетич. Шагать в ногу вместе с народом

Пространство работ этого выдающегося художника было по-настоящему огромно. Оно простиралось от Мамаева кургана на берегу Волги до Берлина, а оттуда, переплыв океан, заявляло о себе в Нью-Йорке у здания ООН, где разместилась его композиция «Перекуём мечи на орала». Но не только географическими рамками ограничивалось это пространство.

Существовали, разумеется, рамки и сугубо временные, где зарождалось, крепло, совершенствовалось великое искусство художника-новатора, размах творческой мысли которого и до сих пор в полной мере нами не постигнут. Да и как можно её, всегда пульсировавшую мысль, во всей грандиозности осознать и постигнуть, если каждое соприкосновение с его вечными творениями у зрителей неизменно вызывало и вызывает непередаваемые чувства, искренние, восторженные эмоции, фактически только подчёркивающие величие монументальных скульптурных портретов и композиций, им созданных? Созданных, подчеркнём, на века, так как искусство скульптуры само по себе отстранено от конфликтов несовершенной действительности, волнующих художников слова и жанровых живописцев, спешащих запечатлеть рождённый в сознании и захватывающий их эпизод, способный трансформироваться также и в большую, даже эпическую историю.

Разумеется, восприятие конкретного исторического события или личности, успевшей уже при жизни прославиться, не менее основательно занимало и воображение лучших советских скульпторов, немало потрудившихся над тем, чтобы отобразить величие социалистической эпохи, её наиболее знаковые черты, как мы понимаем сегодня, лишь ей свойственные. И отобразить её при этом посредством утверждения принципа реализма, выступавшего надёжным катализатором стимулирования и объединения монументально-декоративных основ, лаконичных форм, композиции, материала. В общем, всех тех составляющих, без которых скульптурное искусство в Советском Союзе было бы безжизненным, бессодержательным, куцым… и, добавим, не ориентированным на современность, прежде всего и интересовавшую, занимавшую, буквально захватывавшую Евгения Вучетича, стопятнадцатилетний юбилей со дня рождения которого приходится на 28 декабря 2023 года.

Впрочем, богатый интеллект, помноженный на обширные знания в областях отечественной и мировой живописи, архитектуры, истории, позволял скульптору браться и за создание портретных бюстов и памятников полководцам и выдающимся светочам русской литературы прошлого. Так, в 1943 году он выполнит бюсты великих Александра Суворова и Михаила Кутузова, а также героев Отечественной войны 1812 года Петра Багратиона и Дениса Давыдова. А в 1954 году Вучетич завершит работу по созданию бронзового памятника «неистовому Виссариону» в Пензе, представлявшего ростовую фигуру Белинского с поднятой рукой, как будто начинавшего очередное своё публичное выступление.

Нельзя обойти вниманием и бронзовую скульптуру «Степан Разин», впервые экспонировавшуюся на выставке произведений художника, приуроченной к его пятидесятилетнему юбилею и тридцатилетию творческой деятельности. Выполненная в строгом монументальном стиле, композиция раскрывала сильный характер Разина, его мятежную, раздираемую противоречиями, сомнениями и нелёгкими думами казачью душу. Вглядываясь в неё, стремясь проникнуть в глубины внутреннего мира прославленного крестьянского вождя, зритель тем самым приближался и к художническому замыслу самого Вучетича, тяготевшего к созданию портретов выразительных, подчёркивавших масштаб личностей, вызывавших у него неподдельный интерес.

Образы Разина, Белинского и других выдающихся сынов Отечества в какой-то мере укрепляли и основной, главенствующий интерес Вучетича к современности, к героическому образу защитника Родины в годы Великой Отечественной войны. Укреплялся он, конечно, и потому, что Вучетич с первых шагов в искусстве, окончив Ростовскую художественную школу и в качестве дипломной работы исполнив в натуральную величину скульптурную группу, изображавшую матроса на вздыбившемся коне, стреляющего по неприятелю, старался с головой уходить в окружавшую действительность, замечая в ней и крупные, знаковые фигуры, и не менее значимые события, волновавшие его не только как художника, но и как гражданина.

«Художник, который стремится запечатлеть в своём творчестве современность, призван осмысливать деяния своего народа, обобщать явления общественной жизни, выражать их в художественных образах, — писал Вучетич в своей книге «Художник и жизнь». — Осмыслить жизнь — это значит понять главное направление её развития, увидеть победу нового, торжество прогрессивного над старым и отживающим. <…>

Художнику важно научиться видеть в жизни главное, то, что сегодня составляет суть нашего бытия. Только тогда он сможет стать выразителем духа нашей эпохи, её певцом, глашатаем её идеалов. Тогда героическое и светлое властно войдёт в наши произведения, как оно вошло в нашу советскую жизнь, став её главной приметой, характерной чертой. <…>

Советская действительность многогранна. И эта многогранность требует от искусства широкого отражения жизни.

Нам нужны произведения живописи, скульптуры, где бы чувствовались большие раздумья художника над нашим бытием, над сущностью советского образа жизни. Именно глубокая мысль, попытка осмыслить ход истории и делают произведение масштабным, значительным, а не размер холста или размер статуи».

Справедливости ради отметим и то, что во второй половине тридцатых годов прошлого века начинающий скульптор, работавший в различных художественных организациях Москвы и руководивший экспериментальными мастерскими Управления строительством Дворца Советов, снова обратится к теме Гражданской войны, не бывшей для него terra incognita. В 1936 году он исполнит небольшую скульптуру, изображавшую Климента Ворошилова на коне, произносящего речь перед частями Первой Конной армии, которую экспонировали на выставке московских скульпторов, и запечатлевшую явное стремление Вучетича выявить в образе прославленного военачальника героические черты, характерные для всей его последующей работы.

Показательной в этом отношении стала и скульптурная фигурка «Партизанка», представившая зрителям крестьянскую девушку-патриотку с гранатой в руке, осторожно пробиравшуюся в логово врага, чтобы нанести там неожиданный удар. По словам самого Вучетича, мысль о создании образа девушки-героини была подсказана ему известным фильмом братьев Васильевых «Чапаев». И реализация этой задумки принесёт ему определённый успех: «Партизанка» в 1937 году будет показана на Всемирной выставке в Париже.

Разговор же о глубинном обращении Вучетича к современности следует, пожалуй, начинать с рассмотрения его галереи портретов героев Великой Отечественной войны, начинавшейся в 1944 году с серии портретов выдающихся сталинских полководцев, в последующие годы заметно расширившейся.

К решению этой трудной задачи скульптор, летом 1941 года ушедший добровольцем на фронт и к концу второго года войны получивший звание капитана, а после излечения от последствий тяжёлой контузии в марте 1943 года зачисленный в Студию военных художников имени М.Б. Грекова, подходил со всей присущей ему ответственностью, стремившись запечатлеть образы своих героических современников для будущих поколений. И преимущественно портреты военачальников делались им с натуры, но предварительно, до личной встречи с портретируемым, Вучетич старался узнать о нём как можно больше, изучал его жизненный путь, военные достижения и подвиги. Личное же знакомство и работа с натуры способствовали окончательному оформлению задуманного скульптором образа.

Исполненные Вучетичем в 1944—1945 годах портреты генерал-лейтенанта М.Г. Ефремова, генерала армии Н.Ф. Ватутина, дважды Героя Советского Союза генерала армии И.Д. Черняховского и выполненные с натуры портреты трижды Героя Советского Союза Маршала Советского Союза Г.К. Жукова, Героя Советского Союза генерал-полковника авиации С.И. Руденко, маршала бронетанковых войск Я.Н. Федоренко, генерал-полковника Ф.И. Голикова, Героя Советского Союза генерала армии И.Х. Баграмяна, маршала авиации Г.А. Ворожейкина в действительности стали выдающимися творениями, отличавшимися ясностью образов, жизненной правдивостью их исполнения, выразительностью, монументальностью. При этом скульптор не стремился поразить зрителя эффектностью и этакой общей помпезностью, вроде бы уместными при демонстрации портретов полководцев, снискавших себе в народе заслуженную славу. Но в то же время Евгений Викторович не делал эти портреты статичными, будничными, что могло принизить и обеднить образы, так живо им представлявшиеся, а потому и изображавшиеся в парадных мундирах, при орденах и со знаками отличия.

Прекрасным образцом портретной галереи советских полководцев, созданной Вучетичем, вне всякого сомнения, является бронзовый бюст генерала армии И.Д. Черняховского, отмеченный в 1946 году Сталинской премией второй степени и хранящийся ныне в Государственной Третьяковской галерее. Приступая к работе над образом славного генерала, скульптор, исходя из индивидуальных особенностей его внешности, стремился вместе с тем выявить и типические черты советского полководца, характерные как для Ивана Даниловича, так и для других выдающихся командармов, прославившихся в годы Великой Отечественной войны и увековеченных им в скульптурах. В результате перед зрителями предстанет величавый и строгий одновременно бюст, в котором голова генерала резким движением повёрнута вправо, а молодое лицо дышит мужеством. Живые, полные ума глаза Черняховского зорко смотрят вперёд, туда, где решается судьба битвы. И дабы придать образу генерала действенное звучание, как бы выводя его, совсем недавно погибшего, вновь на передовые позиции, Вучетич набросит на генеральские плечи сверх мундира плащ-палатку, бурные складки которой сделают композицию бюста ещё более динамичной. Ну а ордена и две Золотые Звезды, украсившие грудь генерала, придадут портрету выразительность, полноту, чёткость и предельную убедительность.

Крупными, во всех отношениях заметными и безусловно выдающимися работами Вучетича в первые послевоенные годы станут созданные им памятники генерал-лейтенанту М.Г. Ефремову в Вязьме и генералу армии Н.Ф. Ватутину в Киеве. Последний, изображавший полководца наблюдавшим за стремительным продвижением советских войск и открытый в столице Советской Украины в 1948 году в живописном парке над Днепром у изголовья могилы генерала, под командованием которого войска Первого Украинского фронта форсировали Днепр и 6 ноября 1943 года освободили Киев от немецко-фашистских захватчиков, к великому сожалению, 9 февраля текущего года по команде укронацистской власти был демонтирован… Бандеровское отребье, как и в апреле 1944 года, когда Николай Фёдорович лишился от их пули жизни, вновь совершило на него подлое нападение. Горько осознавать, однако следует констатировать, что массовое уничтожение на Украине советских памятников продолжается.

Обстоятельства героической гибели весной 1942 года в боях за освобождение Вязьмы командующего 33-й армией генерал-лейтенанта М.Г. Ефремова послужили Вучетичу сюжетной основой для композиции будущего памятника, сооружённого в 1946 году на самом высоком месте разрушенного фашистами города. «Памятник, — вспоминал Евгений Викторович, — основной идеей которого являлись высшая форма патриотизма, преданность Родине, беспредельное мужество, моральная чистота и сила советских людей, не мог быть решён в однофигурной композиции, тем более что, как нам стало известно, Ефремов жил в дружной солдатской семье, как равный делил со своими боевыми товарищами буквально всё! И я решил изобразить генерала в боевой обстановке, в момент конкретного действия. Для этого в композицию пришлось включить несколько фигур. Групповое решение давало возможность связать главный персонаж с дополнительными фигурами композиции, чем достигалась возможность более полно раскрыть его подвиг, ещё более усилить монументальность всего памятника».

Памятник Ефремову, проникнутый глубоким оптимизмом, навеянным самоотверженным подвигом защитников Отчизны, гибнущих в неравном бою, в 1947 году был отмечен Сталинской премией первой степени.

Продолжая интенсивно работать над портретными бюстами советских полководцев, Вучетич в 1947—1948 годах выполнит в бронзе и мраморе большое количество портретов дважды Героев Советского Союза: Маршалов Советского Союза И.С. Конева и А.М. Василевского, гвардии генерал-полковника В.И. Чуйкова, генерал-полковника танковых войск М.Е. Катукова, генерал-полковника авиации Т.Т. Хрюкина. В это же время им будут исполнены портреты В.М. Молотова, Маршалов Советского Союза К.Е. Ворошилова и Н.А. Булганина.

За создание портрета В.И. Чуйкова, исполненного в мраморе, Вучетича в 1948 году удостоят Сталинской премии второй степени. Работая над ним, скульптор воплотит образ мужественного защитника Сталинграда, волевого командующего легендарной 62-й армией, с которым и в дальнейшем будет поддерживать добрые отношения.

Всё внимание Вучетич сосредоточит тогда на лице командарма. Немного суровое, обветренное, с резкими складками у крепко сжатых губ и на щеках, оно притягивало к себе серьёзностью и духовной значительностью. Взгляд же слегка прищуренных глаз Василия Ивановича твёрд и сосредоточен, он говорит о непреклонной силе, стойкости, мужестве и самообладании героя, просматривавшихся в его облике и статной фигуре.

Таким Чуйков представлялся скульптору и в последующие годы. В одной из глав своей книги «Художник и жизнь» Вучетич вспоминал: «Когда я работал над композицией «Стоять насмерть» для памятника, сооружаемого на Мамаевом кургане, то старался возможно яснее представить, как должен выглядеть грандиозный богатырь нашей земли, который, став навстречу смерти, выстоял. И всё время в моём творческом воображении возникало лицо и фигура Василия Ивановича Чуйкова. <…>

Когда я начал работать над портретом Чуйкова, то особенно не мудрил. Его характер, весь стиль жизни, его деятельность настолько ясны, его облик настолько выразителен, что я заботился главным образом о том, чтобы сделать его возможно более похожим. Это был как раз тот самый случай, где сама жизнь лучше, чем любой творческий замысел художника».

Да, жизнь, земная каждодневная жизнь, со всеми её неизбежными перипетиями, радостными и грустными переживаниями, давала Вучетичу не только творческое вдохновение, но и подсказывала конкретные тематические и сюжетные постановки, бравшиеся им в разработку. И, что принципиально важно, приступая к реализации задуманного, он неизменно приходил к исчерпывающим выводам и оценкам, настоятельно говорившим о его взглядах на мир и стремлении бороться за него языком скульптуры.

Одним из самых выдающихся творений Вучетича, принёсших ему мировую известность и славу, бесспорно, является его памятник-ансамбль воинам Красной Армии, павшим смертью храбрых при штурме Берлина, торжественно открытый в Трептов-парке 8 мая 1949 года.

Этот грандиозный архитектурно-скульптурный ансамбль (архитектор — Яков Белопольский, с которым Вучетич также работал над сооружением памятников М.Г. Ефремову в Вязьме, Н.Ф. Ватутину в Киеве, Л.Н. Гуртьеву в Орле и над созданием мемориального ансамбля героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане в Волгограде), воздвигнутый на кладбище советских воинов и занимающий площадь сто двадцать тысяч квадратных метров, станет самой величественной скульптурой-символом советского воина-освободителя, принёсшего мир и свободу народам Европы, увы, в угоду нынешним своим горе-правителям пытающейся об этом выдающемся подвиге напрочь забыть.

Мемориальный ансамбль Вучетича в Трептов-парке, удостоенный в 1950 году Сталинской премии первой степени, поражает воображение своей масштабностью и величием. Ещё издали внимание посетителей привлекает фигура сидящей женщины с горестно опущенной головой. В этой статуе, правдиво воплотившей благородный облик русской женщины, скульптор изобразит Родину-мать, скорбящую о своих погибших сыновьях и дочерях. А от неё аллея поведёт к террасе главного входа на братское кладбище, который образуют два приспущенных знамени, выполненные из красного полированного гранита. У подножия же огромных знамён на невысоких гранитных постаментах установлены две бронзовые фигуры коленопреклонённых солдат с автоматами в руках. Суровой скорбью отмечены скульптором их мужественные лица.

Особо впечатляет, конечно, центральное сооружение ансамбля — тринадцатиметровая бронзовая фигура советского воина-освободителя, установленная на высоком насыпном кургане на круглом уступчатом постаменте-мавзолее. Перед всем миром таким образом предстаёт советский воин в накинутой на плечи плащ-палатке, спокойно и уверенно смотрящий вперёд, в безбрежную земную даль. И в его сильной руке — меч, а у ног — разбитая фашистская свастика. К широкой же груди его доверчиво прильнёт ребёнок — образ светлого и мирного будущего человечества.

…Меч разрубает свастику, и для того, чтобы она навсегда канула в Лету, советский воин ступает на неё своим солдатским сапогом. Возмездие свершилось, говорит Вучетич. Свершилось навсегда! Но меч, тем не менее, остаётся в руке… в руке непобедимого русского советского солдата. И эта мускулистая, сильная рука, держащая меч, если перейти на прекрасно знакомый скульптору язык символов, выступает уже в качестве дерзновенного предостережения, адресованного мировому сообществу, которому не стоит забывать горьких уроков, преподнесённых ему казавшейся всесильной и неистребимой фашистской машиной.

Русский солдат, наделённый всеохватной мощью своего великого и миролюбивого Отечества, олицетворяющий могущество Страны Советов, мужественно выдержавшей мощнейший удар фашизма и сокрушившей это страшнейшее в истории человечества зло, непобедим, был уверен Вучетич, велик в своих помыслах и делах, благороден, полон неизбывной веры в торжество идеалов добра и справедливости!

Пройдёт менее десяти лет, и Евгений Викторович продолжит работу по художественному оформлению в новом качестве этой неоспоримой для него истины, но уже воплощавшейся на священной сталинградской земле. Предшествовать же по времени возведения монументальному ансамблю героям Сталинграда будет выдающаяся скульптура «Перекуём мечи на орала», удостоенная на Всемирной выставке 1958 года в Брюсселе высшей награды Гран при и подаренная затем правительством Советского Союза Организации Объединённых Наций. В ней, без сомнения, в ещё большей степени, чем в берлинской статуе «Воину-освободителю», ваятель прибегнет к аллегориям и символике, столь убедительно говорившим о мировоззрении Вучетича и о тех его миротворческих настроениях, которые возобладали в нём во время работы над этим шедевром.

«Затевая работу над скульптурой, которая оформилась в композицию под названием «Перекуём мечи на орала», я начал с размышления о том, что сейчас достигнут такой уровень развития науки и техники, когда случайный нажим какой-то, условно говоря, кнопки может привести к общечеловеческой катастрофе, — писал Вучетич в статье «Величайший источник вдохновения». — Поэтому ни один международный вопрос, каким бы ни казался он неразрешимым, ни в коем случае не должен быть перенесён из дипломатических кабинетов на поле брани. <…>

Потом вспомнились библейские слова на эту тему. Текст мне очень понравился, и поэтому я позволю себе привести его здесь полностью: «…И наступит время, когда люди перекуют мечи свои на орала и копья свои на серпы. Не поднимет народ на народ меча и не будет более учиться воевать».

Мысль пошла дальше: «…перекуют мечи свои на орала…» Кто перекуёт? Да мы, конечно! Обязательно перекуём! Сила — за нами, значит, и слова эти к нам относятся, и дело это будет начато нами первыми!

Так выкристаллизовывалось название композиции «Перекуём мечи на орала». В сознании возник готовый пластический образ».

Этот образ-символ вечного стремления человечества к миру и отрицания им любой войны как жуткого, безнравственного, антигуманного явления, противоречащего самой человеческой природе, живёт на нашей планете без малого семь десятилетий. И будет жить… в чём у всех здравомыслящих людей, населяющих земное пространство, никогда не было и нет никаких сомнений.

Вершиной же творческих исканий Вучетича, обращённых к теме подвига советского народа в годы Великой Отечественной войны и отмеченных в 1970 году Ленинской премией, несомненно, станет его грандиозный скульптурный ансамбль на Мамаевом кургане в Сталинграде-Волгограде, состоящий из Площади Героев, «Руин Сталинграда», монументов «Родина-мать зовёт!» и «Стоять насмерть» — выдающихся, беспримерных творений, давно уже ставших святынями нашей большой страны и её многонационального народа.

Кто он — русский богатырь, русский витязь, взявший в свои сильные натруженные руки автомат и гранату? Рабочий или крестьянин? Прямого ответа на этот вопрос величественный монумент Вучетича «Стоять насмерть» нам не даёт. Да и столь ли важно на него отвечать, если он, этот степенный, гордый и мужественный богатырь, впитавший в себя все животворящие силы Русской земли-матушки, явился символом для всего нашего народа, грудью вставшего на защиту своей необъятной Родины?!

Пожалуй, прежде всего стоит вглядеться в его глаза. И мы увидим в них веру в Отечество и в то, что он, богатырь русский, не намерен отступать! Он не попятится назад, а будет биться насмерть, до последней капли крови, до последнего вздоха… Во взгляде этом, как и во взгляде Белинского, светится неистовое пламя страсти, преданности великой созидательной идее, способной преобразовать весь мир. В нём, как и во взгляде Дзержинского, точно подмеченном скульптором в памятнике рыцарю революции, водружённом на Лубянской площади в Москве 20 декабря 1958 года и демонтированном 23 августа 1991 года при участии бесноватой толпы одурманенных вседозволенностью антисоветчиков, отражается стремление жить честно, совестливо, бороться со всякой земной скверной и несправедливостью. В нём, если присмотреться к нему ещё более пристально, — неугасимый пламень народного русского бытия, основанного на вечных нравственных постулатах и законах, высоко чтимых в нашем обществе.

«Родина-мать зовёт!» — 85-метровый монумент, ставший одним из самых главных духовных символов России… Его знают во всём мире, и никогда не прекращается к нему движение людских потоков, устремляющихся лицезреть это величайшее скульптурное творение, запечатлевшее русскую женщину-мать, благословляющую своих сынов встать на защиту Родины и готовую с оружием в руках сражаться с ними рядом.

У Родины-матери несметное число сыновей. И взмах меча, который она сжимает в руке, — не что иное, как великий материнский призыв, должный в лихую годину быть подхваченным всеми… Так, обратившись к матери, а в её лице и к Отечеству, получив от неё напутствие и благословение, принято действовать на земле нашей испокон веков. Так было и в годы Великой Отечественной войны. Так уходят сражаться и сегодняшние защитники России, мобилизованные на борьбу с силами коллективного Запада, продолжающего лелеять бредовую химеру о развале и порабощении нашей Родины, чему, естественно, никогда не бывать!

Величие Советского Союза, был твёрдо убеждён художник-коммунист, член ВКП (б) — КПСС с 1943 года, в первую очередь заключается в его гражданах. Они — рабочие, колхозники, служащие, военные, врачи, работники образования, науки, культуры и искусства — своим каждодневным трудом создают экономический и культурный потенциал родного социалистического государства. И Вучетич, как патриот, искренне переживавший за настоящее и будущее Страны Советов, считал своим первостепенным долгом увековечить лучших её сынов в своих скульптурных портретах, создававшихся им, как правило, на основе личных знакомств и встреч, позволявших работать с натуры. Созданная им таким образом галерея выдающихся современников действительно впечатляет.

Посему, не преследуя цель назвать все без исключения выполненные Вучетичем портреты, отмечу лишь ряд имён, выбранных им в разные годы для их скульптурного изображения. Это советские военачальники С.М. Будённый, А.А. Новиков, И.Д. Папанин; Герой Советского Союза гвардии рядовой Александр Матросов; академик А.Д. Сперанский и президент Академии наук Казахской ССР К.И. Сатпаев; архитекторы Б.К. Рерих и В.Д. Лукьянов; художники А.М. Герасимов и О.М. Зардарян; писатели М.А. Шолохов, К.А. Федин, Ф.В. Гладков, В.А. Кочетов, М.О. Ауэзов, Бауржан Момыш-улы и Абдильда Тажибаев; композитор А.К. Жубанов; народные артисты СССР К. Куанышбаев и М. Царёв; знатные передовики производства дважды Герои Социалистического Труда Назарали Ниязов, Алля Анаров и Нормулда Алдабергенов; сталевар П. Прудник, инженер Ю.С. Балашов, Герои Социалистического Труда комбайнёры Г.Г. Зубков и А. Исаков, медеплавильщик К. Курушев; Герой Социалистического Труда пензенский рабочий А. Коровин; Герой Социалистического Труда сталевар волгоградского завода «Красный Октябрь» А.Ф. Серков.

Обо всех этих портретах можно было бы немало интересного рассказать, как и о ряде памятников, в том числе и В.И. Ленину, воздвигнутых в своё время в том же Сталинграде и, к примеру, в Алма-Ате, с которой, как и со всем Казахстаном, Вучетича многое связывало. Но в рамках небольшого очерка сделать это не представляется возможным. Да и о Лениниане Вучетича, уверен, следует говорить отдельно, постаравшись основательно разобраться в целом ряде его блестящих произведений, посвящённых великому вождю.

Обстоятельного разговора заслуживает и деятельность Вучетича над воплощением образа И.В. Сталина. И тут, помимо погружения в историю создания 26-метрового, исполненного торжественного величия памятника вождю, воздвигнутого в 1952 году на верхней террасе высокого берега Волги при входе в канал Волго-Дон, обязательно последует и повествование о других работах мастера, в которых он представлял Сталина в различных ситуациях, подчёркивая при этом особенности его внешнего облика, выражавшиеся в чертах лица, мимике, жестах.

Следовало бы поведать читателям и о работе Вучетича над памятником Ф.Э. Дзержинскому в Москве, пережившим в приснопамятном августе 1991 года акт жутчайшего вандализма и ожидающим своего возвращения на законное место… В общем, о творческом пути крупнейшего русского советского скульптора-монументалиста с сербскими и французскими корнями, народного художника РСФСР и СССР, заслуженного деятеля искусств Казахской ССР, академика Академии художеств СССР, Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и пяти Сталинских премий, кавалера двух орденов Ленина, ордена Отечественной войны II степени — есть что дополнительно живописать. Тем более что и сам Евгений Викторович неоднократно брался за перо, дабы изложить свои откровенные суждения и приоткрыть соотечественникам завесу в свою творческую мастерскую, выпустившую в свет великое множество потрясающих творений, давным-давно ставших бессмертными.

Когда-то Евгений Вучетич высказывался о «синхронном биении сердца художника с большим сердцем Родины» и о «потребности дышать её воздухом, жить её радостями, шагать в ногу вместе с народом». И следует признать, что он мог на эти темы свободно высказываться, так как всю свою сознательную жизнь посвятил высокому искусству, которое в великом Союзе ССР принадлежало исключительно народу… Народу-труженику, народу-созидателю, народу-освободителю, малой, но фантастически талантливой частицей которого был и он сам, земной человек-гений…

Руслан СЕМЯШКИН

Источник: «Правда»

Читайте также

В «Библиотеке» сайта размещена новая книга В.Н. Федоткина В «Библиотеке» сайта размещена новая книга В.Н. Федоткина
В разделе «Библиотека» сайта ВСД «Русский Лад» размещена книга председателя Рязанского отделения нашего движения, доктора экономических наук Владимира Николаевича Федоткина «Славянофилы и западники – ...
30 октября 2024
В. Варава. Два типа русской святости – один тип русского человека В. Варава. Два типа русской святости – один тип русского человека
Русская святость предстает в двух видах: как религиозная святость и как святость нравственная. На самом высшем божественном уровне святость едина. Но, нисходя в дольние обители мира сего, святость обр...
30 октября 2024
Место для легенды Место для легенды
16 августа 1969 года ушел из жизни Марк Наумович Бернес, легенда советской эстрады, исполнитель самых задушевных песен, подаривший советским людям десятки популярных песен, талантливый актер. Его песн...
30 октября 2024