Евгений Фёдорович Драгунов – гордость Отечества

20 февраля 1920 года в городе Ижевске, в семье потомственных оружейников, родословная которых уходит корнями в XIX век, родился знаменитый конструктор-оружейник, создатель ижевской конструкторской школы снайпинга Евгений Федорович Драгунов.
Евгений Фёдорович – человек первого послереволюционного поколения. Его мать, Зинаида Константиновна, окончила гимназию со званием «домашней воспитательницы». Об этом Евгений Федорович всегда говорил с гордостью, так как это звание было выше, чем просто «учительница». Его отец был участником штурма Зимнего дворца в октябре 1917 года.
После окончания семилетней школы № 10, в которой обучался с 7-ми лет (хотя принимали с 9-ти), Евгений Драгунов поступает во вновь открывающийся Ижевский механико-металлургический (затем -– Индустриальный) техникум на специальность «Холодная обработка металлов резанием».
Из воспоминаний внучки Екатерины Дружининой (Драгуновой): «В 14 лет у него уже было охотничье ружье 28-го калибра. Евгений Драгунов рос во всеобщей атмосфере 30-х годов, когда очень многие увлекались стрелковым спортом, участвовали в движении “Ворошиловских стрелков”. Учась в техникуме, около года по вечерам учился в стрелковой школе Осоавиахима. Он выполнил нормы “Ворошиловского стрелка” 2 ступени, выдержал экзамен на инструктора стрелкового спорта 1-го разряда. Он мог разобрать и собрать винтовку с закрытыми глазами, мог произвести ремонт оружия».
После окончания техникума Евгений Драгунов был направлен на Ижевский оружейный завод технологом в ложевой цех. Ему поручили работу по реконструкции приспособлений для обработки деталей. Дела его пошли довольно успешно, но в 1939 году, после года работы, он был призван в армию.
В наклонностях и знаниях новобранца быстро разобрались и уже через полмесяца его направляют в Хабаровскую школу артиллерийской инструментальной разведки, которую он заканчивает с отличием и остается в ней оружейным мастером, а затем – старшим оружейным мастером вновь сформированного Дальневосточного артиллерийского училища. Евгений Драгунов в годы Великой Отечественной войны служил на Дальнем Востоке, отвечал за оружие в своей части. Здесь он получил большой практический опыт по эксплуатации и ремонту различных систем стрелкового оружия, что впоследствии помогало ему в конструкторской деятельности. Великая Отечественная война стала для него главным испытанием и первым победным рубежом.
«Мне запомнилось одно воспоминание деда о военных годах, которое он часто пересказывал.» – вспоминает внучка Екатерина Дружинина (Драгунова). «Училище провожало на фронт новобранцев. Солдаты сели в эшелон, и духовой оркестр грянул марш “Прощание славянки”. Эшелон тронулся, женщины заплакали… Наверное, так ударил по сердцу деда этот марш, провожающий тех, кто, может быть, никогда не вернется, что он не мог забыть этого момента до конца своей жизни. Ведь он, конечно, писал рапорты, чтобы его отправили на фронт, но таких нужных специалистов, как Евгений, видимо, отправлять было запрещено… Случайно или нет, но марш “Прощание славянки” играл военный оркестр на похоронах дедушки…»
После демобилизации в конце 1945 года старший сержант Драгунов вернулся в Ижевск, где вновь поступил на работу на Ижевский машиностроительный завод, но уже в отдел главного конструктора. С этого времени вся жизнь Е.Ф. Драгунова была посвящена конструированию оружия и заводу «Ижмаш». Здесь в полной мере проявилось конструкторское дарование Драгунова, началась его работа как конструктора-оружейника, которая принесла ему поистине всемирную славу. Он активно участвует в опытных и исследовательских работах, изучает специальную литературу и имеющиеся на заводе системы отечественного и трофейного оружия.
В 1949 году была изготовлена первая партия винтовок «С-49». Уже в 1950 году из этой винтовки мастер спорта В. Борисов на соревнованиях в Болгарии установил мировой рекорд – первый официальный мировой рекорд советских стрелков.
В пятидесятые годы Е.Ф. Драгунов разрабатывает целую гамму спортивных винтовок, в том числе: ЦВ-50, МЦВ-50, ЦВ-55 «Зенит», «Стрела», облегченную модель для женщин «Тайга», винтовку для стрельбы по движущейся мишени «Бегущий олень». Под его руководством началось создание винтовки для зимнего двоеборья «Биатлон», а также винтовки для спортсменов массовых разрядов «СМ». Многие из этих винтовок не раз приносили золото нашим спортсменам на международных соревнованиях, из них только на чемпионатах Европы, мира и Олимпийских играх завоевано свыше 300 медалей, половина из которых – золотые. В 1957 году за создание спортивных винтовок Е.Ф. Драгунов был удостоен первой награды за конструкторскую деятельность – ордена «Знак Почета», а еще через два года – Большой серебряной медали ВДНХ СССР.
С 1958 по 1963 год ведет работу по созданию самозарядной снайперской винтовки.
В бескомпромиссной борьбе, развернувшейся между образцами конструкции А.С. Константинова, С.Г. Симонова и Е.Ф. Драгунова, заслуженную победу одержала ижевская винтовка. Основой концепции Драгунова было обеспечение стабильности начальных условий при каждом выстреле. В работе над СВД конструктору удалось решить ряд задач, которые до этого не давались признанным корифеям оружейного дела. Ему удалось совместить в одном образце качества, характерные и для спортивного оружия – высокую кучность и удобство для стрелка, и для боевого оружия – надежность в самых суровых условиях эксплуатации.
Главным ракетно-артиллерийским управлением Министерства обороны 16 марта 1962 г. было отмечено: «7,62-мм самозарядную винтовку конструкции Драгунова Е. Ф., как наиболее полно удовлетворяющую требованиям по боевым и эксплуатационным характеристикам, рекомендовать к изготовлению опытной серии для войсковых испытаний».
28 апреля 1963 года после испытаний Постановлением Совета Министров СССР на вооружение Советской Армии была принята снайперская самозарядная винтовка конструкции Евгения Федоровича Драгунова, на основании которого был издан Приказ Министра обороны № 139 от 3 июня 1963 года.
3 июня 1963 года винтовка была принята на вооружение под наименованием «Снайперская винтовка Драгунова (СВД)».
СВД стала вершиной конструкторской деятельности Драгунова. Она получилась лёгкой, надежной и удобной, вобрав в себя всё самое лучшее из спортивного оружия. За характерный звук выстрела военные прозвали её «плёткой». Винтовка СВД стала основой для разработки на «Ижмаше» самозарядных охотничьих карабинов семейства «Медведь» и «Тигр», которые пользуются огромной популярностью в России и за рубежом.
СВД имеет различные модификации: СВДС, СВДК, СВДМ; тульскими конструкторами на базе СВД были разработаны укороченные варианты, которые поставлялись по заказам МВД - СВУ, СВУ-А, СВУ-АС. Последней разработкой, дошедшей до серийного производства уже после смерти конструктора, был пистолет-пулемет «КЕДР», принятый на вооружение МВД России. В его названии зашифровано имя конструктора: «КЕДР» – «Конструкция Евгения Драгунова».
За разработку конструкции винтовки и внедрение её в производство в 1964 году Евгений Драгунов был удостоен Ленинской премии, а также получил 3-комнатную квартиру в доме № 222 по ул. Пушкинской города Ижевска. На этом же доме расположена Мемориальная доска, на которой изображен Евгений Федорович с СВД и надпись «В этом доме № 222 на улице Пушкинской Е.Ф. Драгунов жил с 1964 по 1991 год».
Отличные боевые и эксплуатационные качества винтовки были высоко оценены не только отечественными, но и зарубежными военными специалистами. Французский журнал Armee et Defence пишет: «Главное впечатление – эффективность и функциональность: ничего лишнего. Ничего сложного или хрупкого в обращении. Остается только одно – прицеливаться и стрелять». В американской печати отмечалось, что винтовка СВД считается лучшей винтовкой этого столетия. Остается добавить, что аналогичных образцов больше никто в мире так и не создал.
Имя Евгения Федоровича Драгунова по праву стоит в одном ряду с именами прославленных конструкторов-оружейников мирового масштаба. Прошло уже более шестидесяти лет после принятия на вооружение его винтовки, но по своим техническим характеристикам и боевым свойствам СВД и ее модификации остаются современными образцами, превосходящими многие снайперские винтовки.
Мы помним и гордимся ижевским конструктором-оружейником, разработки и модели которого нашли свое применение и в спортивных достижениях, и в военных конфликтах. Его именем названа улица и парк в Ленинском районе города Ижевска, Индустриальный техникум, где он учился.
Коллеги-конструкторы говорят, что Е.Ф. Драгунов, имевший высочайшую репутацию специалиста-оружейника, был бескорыстным и скромным, никогда не гнался за славой и наградами. Евгения Федоровича отличала не только беззаветная преданность делу, но и удивительное жизнелюбие и чувство юмора, это был добрый и сердечный человек, душа любой компании. Он щедро делился знаниями с молодыми конструкторами своей группы, многие из них в дальнейшем стали первоклассными специалистами.
Поддерживая семейную традицию, по стопам отца Е.Ф. Драгунова пошли два его сына – Михаил и Алексей, и внук Алексей. Михаил Евгеньевич до 2020 года работал на Ижевском механическом заводе; сейчас находится на заслуженном отдыхе. Алексей Евгеньевич 35 лет проработал в отделе главного конструктора «Ижмаша» (ныне – Конструкторско-технологический центр концерна «Калашников»); с 2013 года – в ЗАО «Техкрим». Так же сложилась трудовая биография и у Алексея Алексеевича, выпускника ИжГТУ 2006 года.
Благодарим Михаила Евгеньевича Драгунова, потомственного конструктора-оружейника, за предоставленную информацию.
Вероника ФЁДОРОВА, сопредседатель Удмуртского отделения «Русский Лад»