Это от безнаказанности. Очередной исторический памятник Москвы под ударом

Это от безнаказанности. Очередной исторический памятник Москвы под ударом

«…Проектируемое здание представляет собой многоквартирный жилой 4-этажный, трех-секционный дом с помещениями общественного назначения на 1 этаже, прямоугольный в плане, с двумя подземными уровнями, включающими в себя автостоянку, инженерные помещения и кладовые жильцов. Здание предусмотрено с несущими монолитными железобетонными стенами и монолитным железобетонным каркасом».

Нет, это не реклама с сайта застройщика. Это текст из акта государственной историко-культурной экспертизы, выложенной на официальном сайте Мосгорнаследия для общественного обсуждения до 6 марта (страница 20).

Тема экспертизы – «Меры по обеспечению сохранности объектов культурного наследия при проведении работ в рамках проекта…» Да, историко-культурная экспертиза «мер сохранности» обязательна, если участки строительства или реконструкции граничат с территориями объектов культурного наследия. Казалось бы, благое дело. Но дальше.

Шапка проекта — «Реконструкция жилого дома по адресу: Москва, улица Петровка, дом 23/10, строение 4». Фактический адрес дома — Петровский переулок, 10. Видим, что «проектируемое здание» образуется путем реконструкции существующего. Что же, бывает и такое, реконструкция тоже проект. Но дальше, дальше.

Проектное решение, по описанию эксперта, предполагает «перестройку объекта с демонтажем надземной и подземной частей, замену несущих строительных конструкций, воссоздание существующего фасада вдоль Петровского переулка, сохранение линии застройки со стороны главного фасада, изменение контура здания со стороны дворового фасада» (страницы 19-20).

То есть реконструкцией назван снос существующего здания и строительство нового на его месте, с расширением вглубь двора. И даже «воссоздание» фасада — не реставрация, а именно повторное строительство.

Ну, не впервой и это. Но дальше, дальше, дальше.

Эксперт Светлана Шаповалова перечисляет памятники, окружающие стройку (страницы 25-26). Это усадьба Трубецких — Бове с палатами XVII века, усадьба Кирьяковых из Альбомов Казакова, доходный дом с квартирой Мариенгофа – Есенина и театр Корша, ныне Театр наций. Три памятника попадают «в расчетную зону влияния от проведения работ» (страница 27). Проектом предусмотрен «мониторинг технического состояния объектов культурного наследия». На каждом ставятся деформационные марки, и наблюдение над ними продлится целый год после конца строительства. Переписав количество запроектированных марок, эксперт стремительно приходит к заключению о соответствии работ закону — и ставит подпись.

Где же детали, в которых дьявол?

Дело в том, что назначаемый к сносу корпус принадлежит одной из перечисленных усадеб, а именно – усадьбе именитых граждан Кирьяковых. Главный дом (строение 1) выходит на Петровку. Он показан в Альбомах Казакова, то есть в своде лучших зданий XVIII века по версии лучшего архитектора того же столетия. Больше того, в первом Альбоме, то есть в авторских работах Казакова. Это памятник федерального значения. Флигели парадного двора по сторонам главного дома заявлены на госохрану. А наше строение 4 – флигель заднего двора по переулку, почти во всю длину владения. Флигель датируется первой половиной XIX века, когда хозяином усадьбы выступает Павел Федорович Карабанов — крупнейший коллекционер портретов, рукописей, монет и прочих древностей, собиратель исторических анекдотов и дворянских родословий. (В Красную книгу Архнадзора включен еще один дом Карабанова, на Бауманской улице, где Павел Федорович жил в 1790-е годы.) К концу столетия флигель был переделан в трехэтажный доходный дом.

Увы, он не имеет статуса памятника. В 2003 году Мосгорнаследие отнесло его к ценным градоформирующим объектам (ЦГФО). А недавно, в августе 2022 года, обрезало территорию главного дома — памятника, исключив из него почти весь задний двор с интересующим нас флигелем. Можно не сомневаться, что именно тогда Мосгорнаследию стали известны пожелания застройщика.

Но статус ЦГФО — тоже охранный. Иначе почему он ценный и градоформирующий? ЦГФО есть то, что непременно сохраняется в охранной зоне памятников. Сохраняется по списку. Урезав территорию главного дома — памятника, мэрия не тронула его охранную зону.

Подзаконный акт – правительственное «Положение о зонах охраны объектов культурного наследия…» — прямо предписывает «сохранение градостроительных (планировочных, типологических, масштабных) характеристик историко-градостроительной и природной среды, в том числе всех исторически ценных градоформирующих объектов» (пункт 9.г).

К несчастью, порядок наполнения перечней ЦГФО не определен Законом до сих пор, что позволяет исключать их скрытыми приказами. Мы не удивились бы существованию такого приказа. Как не удивились бы и вырезанию участка сноса из охранной зоны.

Удивительно как раз обратное: флигель усадьбы Кирьякова — Карабанова назначен к сносу в статусе ЦГФО, в охранной зоне, в прямом противоречии с актом правительства России. Назначен явно, с описанием в акте историко-культурной экспертизы, опубликованном для обсуждения.

Так с каждым годом вандализм правительства Москвы растет в цинизме. Это от безгласности и безнаказанности. Вот и 2024 год принес очередное ноу-хау.

Но даже в отсутствие ЦГФО как списка охраняемой застройки, ее защищает сама охранная зона. Федеральный закон № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия…» черным по белому установил здесь «особый режим использования земель и земельных участков, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия». (статья 34, пункт 2).

Ту же норму повторяет подзаконный акт, в котором понятие «регенерация» еще и расшифровывается. Это «восстановление, воссоздание, восполнение частично или полностью утраченных элементов и (или) характеристик историко-градостроительной и (или) природной среды)» (пункт 9.а).

Эта норма попирается так часто, что остается только повторять: снос не является регенерацией. Так, флигель Кирьякова — Карабанова не утрачен ни полностью, ни даже частично.

Не является регенерацией и предусмотренное проектом превышение высоты и площади; но снявши голову по волосам не плачут.

Про статус флигеля акт экспертизы не упоминает, про охранную зону знает. Но вместо вывода о незаконности проекта в целом, эксперт Шаповалова снимает с себя ответственность финальной отговоркой: «Настоящим актом государственной историко-культурной экспертизы <…>  не рассматривается правильность принятых технических решений проекта…»

В таблице замечаний Архнадзор, конечно, предложил Мосгорнаследию отклонить экспертизу за несоответствие законодательству. Считаем действия, готовящиеся в Петровском переулке, противоправными.

Или законодательство России в сфере наследия перестает действовать на территории ее столицы? Климат не тот? Геоаномалия какая? С совестью у чиновников проблемы?

Источник: «Архнадзор»

Читайте также

В «Библиотеке» сайта размещена новая книга В.Н. Федоткина В «Библиотеке» сайта размещена новая книга В.Н. Федоткина
В разделе «Библиотека» сайта ВСД «Русский Лад» размещена книга председателя Рязанского отделения нашего движения, доктора экономических наук Владимира Николаевича Федоткина «Славянофилы и западники – ...
30 октября 2024
В. Варава. Два типа русской святости – один тип русского человека В. Варава. Два типа русской святости – один тип русского человека
Русская святость предстает в двух видах: как религиозная святость и как святость нравственная. На самом высшем божественном уровне святость едина. Но, нисходя в дольние обители мира сего, святость обр...
30 октября 2024
Место для легенды Место для легенды
16 августа 1969 года ушел из жизни Марк Наумович Бернес, легенда советской эстрады, исполнитель самых задушевных песен, подаривший советским людям десятки популярных песен, талантливый актер. Его песн...
30 октября 2024