Экспансия под итальянским флагом

Запад использует всё новые способы проникновения в Центральную Азию. Очередным «троянским конём» стала Италия. Глава её правительства Джорджа Мелони посетила Узбекистан и Казахстан, а также приняла участие в саммите с главами всех государств региона. Учитывая тесные связи Рима с Вашингтоном, это может стать прологом к укреплению американского влияния.
«Его в дверь, а он в окно». Эта поговорка хорошо описывает политику западных стран в отношении Центральной Азии, с той лишь разницей, что двери и окна региона распахнуты для всех желающих. Продиктованное расчётом гостеприимство вовсю используется зарубежными игроками. Совсем недавно, в апреле, в Узбекистане прошёл саммит «Европейский союз — Центральная Азия», а уже в конце мая регион принимал новую делегацию.
На этот раз миссию усиления западного влияния взяло на себя правительство Италии во главе с Джорджей Мелони. Её первой остановкой стал Узбекистан. Президент республики Шавкат Мирзиёев начал с того, что напомнил гостье о многовековых связях региона с Римом, а также с удовлетворением отметил трёхкратное увеличение товарооборота за последние годы. «Востребованность сотрудничества с Италией растёт с учётом современных реалий глобальных и региональных политических тенденций, усиления общих вызовов безопасности и прогрессу», — добавил глава государства.
Стороны договорились запустить программу технологического сотрудничества, которая будет включать переработку критических минералов, производство компонентной базы для автомобилестроения, проекты в сферах электротехники, энергетики и т.д. Финансировать проекты будет совместный инвестиционный фонд. Общая сумма планируемых соглашений может превысить 3 миллиарда евро.
Из Узбекистана Мелони отправилась в Казахстан. Здесь программа итальянской делегации оказалась более насыщенной — соответственно более глубоким связям двух стран. По словам президента Касым-Жомарта Токаева, взаимный товарооборот достиг 20 миллиардов долларов. Италия — третий по объёму торговли партнёр Казахстана после Китая и России, а инвестиции за последние двадцать лет составили почти 8 миллиардов долларов. Итальянская компания «Эни» участвует в разработке нефтегазовых месторождений Карачаганак и Кашаган.
По итогам двусторонних переговоров были подписаны соглашения на сумму 4 миллиарда евро. Помимо топливно-энергетической сферы, они затрагивают добычу редкоземельных металлов, машиностроение, сельское хозяйство, управление водными ресурсами. «Я считаю вас одним из наиболее прагматичных лидеров, с которыми мне доводилось встречаться, — заявила Токаеву Мелони. — Общение с человеком, глубоко понимающим сложность текущих вызовов, чрезвычайно ценно. В это сложное время есть хорошие новости, одна из которых — исключительные отношения между Италией и Казахстаном».
Прагматизм, а точнее, дипломатическая всеядность характерна не только для Токаева. На саммит «Италия — Центральная Азия» в Астану съехались все пять президентов стран региона. Мелони похвалила собеседников за готовность «выйти за рамки географических границ и выбрать новый путь». В «переводе» на обычный язык это означает поддержку усилий по ослаблению связей с Россией. Не случайно отдельный пункт совместной декларации участников саммита посвящён Транскаспийскому маршруту. Итальянские железнодорожные и логистические компании призываются к активному участию в этом проекте. Кроме того, в документе говорится о сотрудничестве в добыче и переработке критического сырья, энергетике, совместном решении проблем безопасности. На необходимость координации усилий спецслужб, в том числе путём обмена развединформацией, указал в своём выступлении на саммите Шавкат Мирзиёев.
Внимание Рима к Центральной Азии может быть отражением более масштабных тенденций. Идеологическая близость правительства Мелони и администрации Дональда Трампа способствовала превращению Италии в своего рода «эмиссара» американского влияния в Старом Свете. С момента избрания президента США политики встречались уже несколько раз, причём Трамп называет коллегу «фантастической женщиной, покорившей Европу». За слащавыми комплиментами скрываются вполне приземлённые мотивы. Так, Италия должна стать опорным пунктом торгового коридора Индия — Ближний Восток — Европа — альтернативы китайскому проекту «Один пояс, один путь».
Не исключено, что своим визитом Мелони прощупывает почву для Соединённых Штатов. Прозрачные намёки на скорое усиление активности американской дипломатии делаются и в самом Вашингтоне. Так, журнал «Национальный интерес» со ссылкой на правительственные источники сообщил о повышенном внимании Белого дома к залежам редкоземельных металлов в регионе. «Соединённые Штаты должны изучить дополнительные варианты добычи. Одним из них может стать Центральная Азия, — отмечается в публикации. — Установление более тесных связей со странами региона имеет решающее значение». Авторы добавляют, что Вашингтону придётся побороться здесь за влияние с Россией и Китаем.
О «беспрецедентном уровне взаимодействия» двух стран заявил посол США в Узбекистане Джонатан Хеник. Напомнив о визите в Вашингтон главы МИД республики Бахтиёра Саидова и других контактах, дипломат констатировал: «будет справедливо сказать, что на данный момент в мире очень мало других стран, которые бы имели такой уровень взаимодействия с США». Среди основных направлений сотрудничества Хеник назвал добычу редкоземельных металлов, ядерную энергетику, информационные технологии.
Несмотря на тактические разногласия в своих рядах, Запад един в стремлении сохранить глобальное превосходство. Поэтому его работа с постсоветскими элитами подчинена продуманному плану. И осуществляется этот план пока довольно успешно.
Сергей КОЖЕМЯКИН
Источник: «Правда»