Едва ль не первый вспомнил о народе… К 200-летию Николая Алексеевича Некрасова

Едва ль не первый вспомнил о народе… К 200-летию Николая Алексеевича Некрасова

Творческий и человеческий масштаб художника определяется его народным признанием. Народная любовь – самая достоверная мера в оценке художественного гения. Это особенно касается России – её менталитета, её понимания искусства.

Ты нас свободно мыслить научил,

Едва ль не первый вспомнил о народе,

Едва ль не первый ты заговорил

О равенстве, о братстве, о свободе.

Эти строки Некрасов посвятил В.Г. Белинскому, но спустя полтора века мы вправе обратить их к самому Некрасову.

Можно сказать, что он раскрепостил русское общественное сознание и поднял его до вершин открытой, легальной любви к своему народу. Даже больше – до откровенного восхищения духовными, умственными и физическими задатками русского народа. Его яркими талантами, его сердечностью и мудростью. Он возвёл свой народ в ранг бога, и это единственный пример не только в отечественной, но, может быть, и во всей мировой литературе.

Он знал голод и нужду, а годы молодости прожил впроголодь. Но ничто не сломало его главной привязанности – любви к русскому крестьянину, крестьянке, крестьянским детям. Ничто не умалило его поклонения героическим русским дворянкам, отправившимся в Сибирь за мужьями – героями Декабрьского восстания 1825 года и принесшими в Сибирь просвещение, веру в торжество справедливости, свою высокую культуру и милосердие. Ничто не увело его от главной мечты жизни: «Я видел красный день: В России нет раба! И слёзы сладкие я пролил в умиленье».

В начале XXI века в постсоветской России его намеренно забыли. Хотя в «лихие девяностые» уже едва вспоминали и Пушкина! Только благодаря КПРФ и движению «Русский Лад» нам удалось восстановить равновесие и справедливость по отношению к Пушкину и судьбе русского языка. День русского языка в день рождения Пушкина был учреждён Указом Президента Российской Федерации и стал точкой отсчёта в сторону возвращения русской классики в общественное сознание.

Некрасов же был слишком неудобен для жирующих и «праздноболтающих». Высокий градус его гражданственности – «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан», его гражданская взыскательность были непереносимы и враждебны повсеместно царившему в девяностые «либеральному мнению».

Либералы и снобы его века с презрением говорили, что он идеализирует русский народ. Но идеализация была для Некрасова неотъемлемой частью его любви к крестьянской России, а так называемый «комплекс социального сострадания» был главным личным переживанием, лежащим в основе его поэтического вдохновения. Даже на любимую Волгу он смотрел через призму сочувствия народному горю: «О горько, горько я рыдал, Когда в то утро я стоял На берегу родной реки И в первый раз её назвал Рекою рабства и тоски!».

Над ним иронизировали эстеты, смеялись над непоэтической формой его стиха. Его поэзию не признавали светские дамы и не вносили её в свои альбомы. Ходили слухи, что он не знает даже стихотворных размеров. Но он шёл своей дорогой. Его отношение к себе, как к поэту, поражает и сегодня. В его стихах звучит удивительная строгость к своему творчеству, но одновременно, и уверенность в правоте избранного пути: «Нет в тебе поэзии свободной, мой суровый, неуклюжий стих! Нет в тебе творящего искусства… Но кипит в тебе живая кровь! Торжествует мстительное чувство, Догорая, теплится любовь».

Вопросы, заданные Некрасовым и его единомышленниками по революционно-демократическому направлению воспитали целые поколения и предрешили историческую судьбу будущей России: «Что делать?» – Чернышевского, «Кто виноват?» – Герцена, «Кому на Руси жить хорошо?».

Трудно поверить, но через сто лет после Великой Октябрьской социалистической революции мы снова спрашиваем: «Кому на Руси жить хорошо?». А ведь уже в 20-е, 30-е, 40-е и 50-е годы прошлого века этот вопрос уверено решался в пользу простого народа и в поэме блока «Двенадцать», и в стихах Маяковского, и в «Анне Снегиной» Есенина, и в «Василии Тёркине» Твардовского, и в знаменитом симоновском «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины». И всё это произошло благодаря тому, что так же, как вся русская проза XIX века «вышла из «Шинели» Гоголя», так и всё лучшее в советской поэзии обязано «бессмертному певцу народной скорби» Н.А. Некрасову.

Когда в 1846 году Некрасов приобрёл в прошлом пушкинский «Современник», который угас после смерти Пушкина, он превратил его не просто в живой литературный журнал – Некрасовский «Современник» объединил всё самое талантливое в России. Он стал её живым голосом, её надеждой. Здесь могли и сходились соратники и противники – писатели самых разных политических убеждений. Вкус, широта и благородство Некрасова стало объединяющей силой честного русского общества той поры. Он спорил и сотрудничал с Тургеневым. Он искренне посвящал ему возвышенные строки. Он открыл Достоевского, воскликнув: «Новый Гоголь явился!».

Невзирая на разницу политических устремлений, именно Достоевский поставил имя Некрасова вслед за Пушкиным и Лермонтовым – в своей прощальной речи. И тогда молодёжь, пришедшая проститься с народным поэтом, воскликнула в ответ: «Он выше их!». Если сегодня мы можем воспринимать это восклицание как некоторое преувеличение, то, как же всё-таки дорого оно звучит и как пронзительна эта ответная любовь к поэту!

«Мороз – Красный нос» и «Железная дорога», «Дед Мазай и зайцы», «Размышления у парадного подъезда» и неподражаемые некрасовские «Пчёлы» – всё это нескончаемое богатство родной речи, которую он обогатил так щедро. Это – основа нашего сознания. Это – истоки нашей совести. Нашего патриотизма. И, наконец, нашей веры в будущее народа:

Не бездарна та природа,

Не погиб ещё тот край,

Что выводит из народа

Столько славных то и знай –

Столько добрых, благородных,

Сильных любящей душой

Посреди тупых, холодных

И напыщенный собой.

Кто-то из мудрецов сказал, что государственный народ – это такое множество разумных существ, которое объединено общим отношением к тому, что оно любит. Народ, говорил мудрец, тем лучше, чем выше им любимое. Некрасов – несомненно, большая любовь нашего народа. Наша национальная гордость.

С днём рождения любимого поэта, дорогие соотечественники!

Геннадий ЗЮГАНОВ, Председатель ЦК КПРФ, председатель Высшего совета ВСД «Русский Лад»

Читайте также

В «Библиотеке» сайта размещена новая книга В.Н. Федоткина В «Библиотеке» сайта размещена новая книга В.Н. Федоткина
В разделе «Библиотека» сайта ВСД «Русский Лад» размещена книга председателя Рязанского отделения нашего движения, доктора экономических наук Владимира Николаевича Федоткина «Славянофилы и западники – ...
30 октября 2024
В. Варава. Два типа русской святости – один тип русского человека В. Варава. Два типа русской святости – один тип русского человека
Русская святость предстает в двух видах: как религиозная святость и как святость нравственная. На самом высшем божественном уровне святость едина. Но, нисходя в дольние обители мира сего, святость обр...
30 октября 2024
Место для легенды Место для легенды
16 августа 1969 года ушел из жизни Марк Наумович Бернес, легенда советской эстрады, исполнитель самых задушевных песен, подаривший советским людям десятки популярных песен, талантливый актер. Его песн...
30 октября 2024