Дружным маршем в пасть хищнику
Под успокоительные речи про «многовекторность» и «углубление взаимопонимания» Центральная Азия всё крепче подсаживается на американский крючок. Особая роль в этом процессе принадлежит Узбекистану, который западные СМИ называют «архитектором новой эры сотрудничества региона с США».
Находясь в собственности крупного бизнеса, ведущие средства массовой информации Запада только на словах свободные. Их задача — навязывать публике выгодные капиталу идеи. Поэтому внимательный анализ публикаций позволяет составить довольно ясное представление о планах правящих кругов.
Показательной в этом смысле является недавняя статья во влиятельном журнале «Форбс». Её автор Мелик Кайлан с напускным сожалением пишет о том, что громадный потенциал Центральной Азии долгое время оставался нераскрытым. Причина, как и следует ожидать, — в позиции России и Китая, намеренно сдерживающих развитие региона из страха конкуренции.
Но, продолжает издание, республики всё решительнее прорывают изоляцию, а помогают им в этом Соединённые Штаты. «Окружённый крупнейшими соперниками Запада — Россией, Китаем, Ираном, в течение двух столетий находившийся под господством Москвы, а теперь опасающийся экономического господства Китая, регион активно ищет друзей, — без обиняков заявляет журнал. — Содействуя независимости Центральной Азии в области экономики и безопасности, США смогут отвлечь этих гигантов. Россию — от усиления влияния в Европе, а Китай — от действий вокруг Тайваня».
Главную ставку Кайлан призывает делать на Узбекистан. Именно эта республика, по его словам, показывает наивысшие темпы экономической либерализации, политической открытости и культурно-образовательной ориентации на Запад. Статья советует американскому руководству поощрить эти тенденции, пустив Ташкент в ВТО и снизив градус критики за нарушения прав человека.
То, что подобные публикации не являются досужими фантазиями, а служат информационным сопровождением реальной политики, подтверждается последними событиями. Недавно в Узбекистане с пятидневным визитом побывала руководитель азиатского направления Агентства США по международному развитию (ЮСАИД) Анжали Каур. График гостьи был очень плотным: она тщательно проинспектировала все многочисленные проекты, осуществляемые в стране иностранным ведомством.
Среди собеседников Каур были сотрудники консультативного центра для мигрантов, учителя английского языка, получающие гранты ЮСАИД бизнесмены. Видимо, оставшись довольной, дипломат подписала соглашение о сотрудничестве с центром безопасности фармацевтической продукции узбекского минздрава. Кроме того, она объявила об увеличении финансирования проектов агентства более чем втрое — с 32 до 104 миллионов долларов. Немалая часть средств пойдёт на инициативы по «поддержке гражданского общества и независимых СМИ». Этим займутся «заслуженные деятели» американской «мягкой силы» — фонд «Евразия» (Eurasia Foundation) и «Интерньюс» (Internews Network).
За каких-то пару недель это был уже второй приезд делегации американского агентства. До Каур в Ташкенте побывала заместитель администратора ЮСАИД Изабель Коулман. Результатом визита стало принятие меморандума о поддержке стратегии «Цифровой Узбекистан—2030». От имени правительства республики документ подписал министр цифрового развития Шерзод Шерматов. В те же дни был назначен новый директор миссии ЮСАИД в Узбекистане Дэвид Хофман. Прежде он работал в Киргизии, Грузии и Армении, где приложил немало усилий для укрепления американского влияния. Помимо этого, до конца года ожидается визит в Ташкент главы агентства Саманты Пауэр.
Политику США в отношении Узбекистана было бы неверно рассматривать изолированно, вне регионального контекста, в который она прочно встроена. Например, в конце августа узбекские военнослужащие вместе с контингентами из четырёх других республик Центральной Азии, а также из Пакистана и Монголии участвовали в учениях «Региональное сотрудничество». Они прошли в американском штате Монтана. По данным Центрального командования американских войск, на них оттачивалась борьба с оружием массового поражения, террористическими элементами и наркотрафиком, а также повышались функциональная совместимость и качество обмена информацией.
А 19 сентября состоялась встреча президентов государств региона с Джо Байденом в формате «C5+1». Данная переговорная площадка Центральной Азии и США существует с 2015 года, однако прежде она сводилась к переговорам глав МИД или даже их заместителей. Таким образом, последний саммит можно назвать успехом американской дипломатии. Для его закрепления Белый дом выдвинул ряд инициатив, расширяющих формат «C5+1». Во-первых, это «бизнес-платформа частного сектора», нацеленная на «создание благоприятной среды для торговли и инвестиций США». Во-вторых, региональная министерская конференция по вопросам взаимосвязанности. Её официальная задача — способствовать устойчивому экономическому развитию Центральной Азии.
Первое заседание пройдёт уже в октябре под эгидой ЮСАИД. В-третьих, Байден предложил запустить «диалог по важнейшим минералам», направленный на создание «устойчивых и безопасных цепочек поставок для поддержки будущего энергетического ландшафта». За этим скрывается стремление Вашингтона снизить зависимость от Китая и России в поставках урана и редкоземельных металлов. Как добавили в американской администрации, инициатива напрямую связана с развитием Транскаспийского транспортного маршрута, который теперь получит от США больше инвестиций. Наконец, гостям из Центральной Азии посулили увеличить финансирование сферы безопасности, включая борьбу с терроризмом.
Судя по сообщениям о встрече, собеседники Байдена активно поддержали эти идеи. Так, президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев, говорится в заявлении его пресс-службы, обозначил приоритетные направления сотрудничества с США, имеющие стратегическое значение для развития региона. Среди них усиление торгово-инвестиционной деятельности, реализация совместных проектов, развитие транспортных коридоров, расширение образовательных программ, содействие мирному урегулированию в Афганистане и т.д.
Поездку в Нью-Йорк узбекская делегация использовала и для налаживания деловых контактов. Мирзиёев встретился с руководством Международного валютного фонда, Всемирного банка, одного из крупнейших в мире финансовых конгломератов «Ситигруп». С главой последнего — Джоном Дуганом — президент договорился начать работу по разработке дорожной карты сотрудничества и открытию представительства в Ташкенте. В свою очередь инвестиционный банк «Оппенхаймер» согласился начать финансирование текстильных кластеров, производства строительных материалов и инфраструктурного развития Ташкента. Ещё один банк — «Церберус» — проявил интерес к коммуникационной отрасли, добыче полезных ископаемых, модернизации транспортной и энергетической инфраструктуры.
Производителя дорожной и сельскохозяйственной техники CNH узбекская делегация пригласила участвовать в приватизации машиностроительных предприятий. А с химической компанией «Эйр Продактс» подписано соглашение о реализации инвестиционной программы на сумму 10 миллиардов долларов. Она включает проекты по производству технических газов, водорода и аммония, газификации угля, а также внедрению инновационных разработок в пищевую промышленность. Наконец, итогом переговоров стала договорённость об открытии в Ташкенте Американского технологического университета. Партнёром Узбекистана в этом проекте станет Аризонский государственный университет.
Каждая такая сделка укрепляет позиции США в регионе и делает их политику всё более напористой. Постсоветские элиты рассчитывают получить выгоду от игры на противоречиях держав. Забывая при этом, что в той «пищевой цепи», с которой можно сравнить буржуазную политику, на вершине находятся точно не они и хищники во главе с Вашингтоном без зазрения совести проглотят их, когда сочтут нужным.
Сергей КОЖЕМЯКИН
Источник: «Правда»