Диана Кан: «Я подданная русских захолустий…»

Диана Кан: «Я подданная русских захолустий…»

Первая строчка из написанного мной уже давно, на исходе ХХ века, стихотворения стала названием моего юбилейного вечера, будучи выбрана в качестве такового (названия) режиссёром-постановщиком вечера Анатолием Владимировичем Сидоровым, художественным руководителем оренбургского творческого объединения «Белая свеча», практикующим сотрудничество с современными поэтами и прозаиками…

Пугающее (особенно женщин!) слово юбилей меня как-то не особо пугает, скорее немного напрягает суета, неизбежно с этим событием связанная… Но в конкретно моём и конкретно этом случае суета меня не коснулась: все организационные и творческие моменты вечера взяли на себя авторы Оренбургского областного литобъединения им. Аксакова, созданного мной в 2016 году.

Приятно, что мой юбилей наглядно продемонстрировал в первую очередь мне, что аксаковская гвардия, как я называю авторов литобъединения, таковой, гвардией, является не только по названию. Что за истекшее время аксаковцы стали сплочённой творческой боевой командой, а это очень важно для любого, не только литературного, творческого коллектива.

Попыталась понять, почему о возрасте я мало, что говорится, загоняюсь. Видимо, спасают гены по линии отца: у кореянок и японок не принято стесняться возраста, совсем напротив, женщины этого этнического психотипа даже козыряют возрастом, по принципу «мои года – моё богатство». В связи с этим с улыбкой вспоминаю свою бабушку по отцовской линии: та праздновала юбилеи практически каждый год, чем изрядно изумляла свою русскую сноху, мою маму…

Итак, мой юбилейный вечер в Оренбургской областной библиотеке, слава Богу, прошёл не просто успешно, но и при полном аншлаге, что, конечно, вдвойне приятно. Никогда не считала, что юбилейный вечер – это когда юбиляр выходит на сцену и забывает уйти со сцены, весь вечер говоря о себе, любимом, и попутно принимая поздравления. Ведь ни один собеседник не станет слушать нас, если не будет знать, что настанет и его очередь говорить (французская пословица!).

От поздравлений, конечно, никуда не уйти, традиции надо уважать, и я благодарна всем тем, кто пришёл сказать добрые слова в мой адрес, при этом оставаясь очень краткими (двойной респект!). Среди поздравляющих были самые разные люди, и именно это радует (значит стихи в России вообще и в Оренбурге в частности читают самые разные слои народа). Благодарю за поздравления и подарки членов Оренбургского Законодательного собрания Максима Амелина, Владимира Егорова, Сергея Романенко. Спасибо ветерану СВО, депутату Оренбургского ЗакСоба аж четырёх созывов (!!!), публицисту Владимиру Новикову. Спасибо за добрые слова поэту, директору Оренбургского Дома литераторов, председателю регионального отделения Союза российских писателей Виталию Молчанову. Спасибо директору Оренбургской областной библиотеки им. Крупской, заслуженному работнику культуры РФ Светлане Мячиной. Благодарю за то, что внёс в атмосферу вечера нотку иронии, поэта-пародиста, члена Союза российских писателей Сергея Салдаева. Спасибо дорогим «книгинюшкам» - неунывным и креативным библиотекарям Оренбуржья Вера Филипповой, девушкам из ведущих библиотек – «Некрасовки» и старейшей библиотеки региона – «Ямашевки». Спасибо великолепному музыканту-мальтиинструменталисту (саксофон и гитара) Александру Шабольникову, выдающемуся художнику, члену Союза художников России Ольга Нагорной, рок-музыканту Сергею Андрееву, моим бывшим коллегам по журналистике Оксане Федотовой и Людмиле Николаевой…

Кого не назвала, не обессудьте, я всем вам очень благодарна! И приятно удивлена, что вроде бы официальная поздравительная часть нисколько не сломала темпоритма мероприятия в целом…

Ну а вишенкой на торте мероприятия стала особенная, а в чём-то и инновационная часть вечера – литературный джем-сейшн, придуманный и созревший в умах и сердцах аксаковцев, участников моих мастер-классов-семинаров. Поясню, что этот термин заимствован из джазовой культуры и означает он коллективную импровизацию на заданную тему. Берётся мотив (в нашем литературном случае – мысль, фрагмент из полюбившегося стихотворения, в данном случае стихотворения Дианы Кан) и эту мысль надо развить, сохраняя ритм и размер, продолжить, основываясь уже на собственном жизненном опыте интерпретатора, избегая при этом ухода в пародийность.

Строка к строке – и получился поэтический букет импровизаций, некоторые из которых я решила привести в этом материале, как методический инструментарий, возможно, другим поэтам пригодится этот опыт-эксперимент моих креативных неугомонный аксаковцев.

… «Джем-сейшн» открыл наш незаменимый и респектабельный Юрий Леонидович Полуэктов – уникальный человек, многие годы отдавший созданию «изделий», а попросту говоря – ракет, ныне успешно воюющих на Украине. Сегодня Юрий Полуэктов – известный писатель натуралист, поэт, автор романа «В логове коронавируса», действительный член Международной Академии русской словесности. Несмотря на свою приверженность прозаическому жанру, Юрий Леонидович не забывает про стихи, и именно ему предоставили право открыть джем-сейшн, который продолжила Елена Григорьева, в творчестве лирическая поэтесса. А, что говорится, в миру – инженер-гидролог. Свой джем-сейшн Елена написала на известное моё стихотворение, первая строка которого стала названием вечера. Вот вариант этого стихотворения от Елены Григорьевой:

«Я подданная русских захолустий. //И тем права пред Богом и людьми, //И приступам провинциальной грусти //Моя любовь к Отечеству сродни. //Живу легко! Как птица быстрокрыла! //Душою широка, как Волга-мать! //Поэзия сама меня взрастила //И силы мне дала, чтоб воспевать //Родные святорусские раздолья, //Родные хлебосольные места, //Пропитанные нестерпимой болью //Людей простых, послушников Христа! //Я твёрдою бунтарскою душою //За каждого неистово молюсь! //Наступит час, пожертвую собою, //Но Родиной своей не поступлюсь! //Я подданная русских захолустий! //Пусть соблазняет блеск заморских стран, //Но вам скажу без зависти и грусти: - Отчизне я верна! Диана Кан (Елена Григорьева)

Далее эстафету приняла Юлия Капустина, выбрав для своей импровизации другое моё стихотворение:

«Щелчком смахнула пепел с папиросы. //Заметила: «Тебя, наверно, ждут!» //И разом улетели все вопросы, //Как дым, в невозмутимый абсолют. //Прихваченные отчуждённой стужей, //Они теперь летят за облака –  //Вопросы, что испепелили душу, //Но так и не слетели с языка».(Диана Кан)

«Но всё равно, о чём-то несерьёзном, //Стихи приходят и звучат опять. //То ласково, то трепетно, то грозно, //Мне остаётся только записать. //На огонёк вечерних семинаров //Меня январской вьюгой занесло. //Там, где Дианы пламенные чары //Берут поэтов под своё крыло. //Мои стихи – колючие подранки, //С тех пор имеют смелость и приют. //И я здесь, в белом платье дебютантки, //Стою, чтоб душу выразить свою. (Юлия Капустина).

***

«Сама себя спросила нынче: «Та ли я?» //Сама себе ответила: «Не та!» //Куда то, на хрен, подевалась талия – //Неоднозначна жизни полнота. //Кляну себя, не ведая усталости - //Жесток удел великих поэтесс. //Намедни обруч покрутить пыталась я – //Он еле-еле на меня залез» (Диана Кан).

«Весы мои, что бесы, их не трогаю, //Я и такая нынче хороша. //Кажусь себе берёзкой-недотрогою //Хоть в обруче стою, едва дыша! //Столичные журналы с идеалами //Твердят, что стройность - смысл бытия! //Столицам не дружить с провинциалами, //Такая, видно, долюшка моя. //Не так давно и я была прелестницей, //С фигурою "песочные часы". //Теперь, пыхтя, карабкаюсь по лестнице, //И проклинаю бесовы весы. //А совесть так и мучит, окаянная, //Не совесть, а сплошная маета... //Воительницей гордою Дианою //Меня назвали, видно, неспроста. //Весы не обещают мне полтинника, //Но всё ж моё желание сбылось! //...Пироженки томятся в холодильнике //С надеждою на русское "авось". (Олеся Куземцева)

…Сергей Чуриков сделал немного необычный джем-сейшн, взяв за основу стихотворение моего любимого Сергея Есенина и посвятив свою импровизацию Диане Кан

«Вы помните, Вы всё, конечно, помните, //Как я, не в силах пылкость удержать, //За Вами бегал вот по этой комнате, //Пытаясь Вас хоть раз поцеловать. //В сердцах Вы говорили мне: «Послушай! //Я замужем давно и всё окей, //Но будь я даже дамой незамужней, //На кой ты нужен, Чуриков Сергей?  //Тем более — с тобою целоваться!» //И Вы, девичью нравственность храня, //Как триста несгибаемых спартанцев //Геройски отбивались от меня. //Я проиграл, но я так не оставлю. //Как Ленин: «Мы пойдём другим путём!» //Я снова здесь, помят, но не подавлен, //Решителен в желании своём.  //Я подарю Вам эту шоколадку //В надежде, что наступит день и час, //Когда открыто либо же украдкой, //Диана Кан, я поцелую Вас!».

Поэтесса Надежда Остроухова давно уже сотрудничает с режиссёром Анатолием Сидоровым, поставившим ей уже не один поэтический моноспектакль. Ей и флаг в руки:

«Это я, непутевая дочка, //Принесла, тебе мама, букет.  //Ох и тёмная выдалась ночка //Когда я появилась на свет.» (Диана Кан)

«Это звёзды сошлись так на небе, //Чтоб на землю спустилась одна,  //Та, что ярче всех звёзд в мире светит,  //Путеводная наша звезда. //Нашей мамой в поэзии стала, //Как детей своих учит она, 
Доводя строки до идеала,  //Слову русскому сердцем верна. //Слову русскому жизнь посвящает  //И не требует злата взамен //Так стихию в стихи воплощает,  //Что и муза сдается ей в плен. //Нам звездой путеводною светит //И дарует поэзии свет!  //Это мы, благодарные дети,  //Принесли вам сегодня букет! (Надежда Остроухова)

Юный поэт Владислав Тарасов вроде бы не так давно влился в наши ряды, но ощущение, что он был с нами всегда!

«Вновь - аптека, улица, фонарь... //Беспросветный безысходный Блок!» (Диана Кан)

«…Надо мною - полная луна,  //Рифму с рифмой клею кое-как...  //Сразу вспоминается она, //Что рассеет бессловесный мрак... //...Бережно настроена струна, //И поэзии отлажен нотный стан, //И звучат мелодией тона  //Под волшебною рукой Дианы Кан. (Владислав Тарасов)

Ну а с членом Союза писателей России Вадимом Бакулиным мы знакомы уже, наверное, сто лет. Вот о начале нашего знакомства, а познакомила нас Ей Величество Поэзия, и написал Вадим Бакулин свой джем-сейшн:

«Мне кажется…» //Мне кажется, я где-то Вас встречала. //Но где-то там, у самого начала. //Но где-то там, где губы пахнут мятой, //Где мы ещё ни в чём не виноваты…» (Диана Кан)

«Двадцатый век. Конец восьмидесятых, //Счастливых, и навек у нас отнЯтых, //С мечтами детства вырванных из рук…//Сиренью задыхался Оренбург.//Со скоростью полёта птичьих стай,//Над нами нёсся високосный май //Прокуренная комната ЛИТО –//В вечерних окнах - неба решето.//Я был тогда, влюблённый в Вас, мальчишка,//О собственной, и не мечтавший, книжке.//Писал я в стол любовные стихи,//И кучу несусветной чепухи.//Я помню блеск распущенных волос //И терпкий запах лёгких папирос. //…И помню, как над каждой Вашей строчкой, //Едва дыша, сидел я дни и ночи,//Вам присылал букет багровых лилий: //Три лилии – в любви признаньем были! //Никто-ж из нас не знал наверняка, //Что будет дружба – //Дружба на века! (Вадим Бакулин)

Сергей Николаевич Вагин, серьезный человек, всю жизнь проработавший в отечественной оборонке предположил, что бы сказал сейчас Владимир Маяковский обо мне на встрече с поэтами - студентами агрономического факультета" Сергей Николаевич Вагин.  А Михаил Пахомов взял за основу-исходник одно из моих программных стихотворений о поэзии:

«Она, прорываясь сквозь стены, // Стеной становилась не раз…» (Диана Кан)

Она, соблюдая резоны, //Вставала стеною не раз, // Бросая свой вызов дракону, //Из текстов рифмованных фраз. //По-женски хрупка и всесильна, //Каприз почитает игрой. //И с Пушкиным любвеобильна, //И Тютчев ей близок порой. //Восславит, унизит, ославит,// В прозреньях-презреньях дерзка,//Пером виртуозно сбивая,// Корону с зазнайки-князька.//Божественная царица //Достойно несет царский сан,//Пегаса впрягла в колесницу// Чудеснейшая из Диан! (Михаил Пахомов)

Без Елены Кубаевской невозможно представить себе ни одно аксаковское мероприятие. Уникальная женщина – врач-офтальмолог, актриса театра «Горицвет», танцовщица фламенко, путешественница и – проникновенная лирическая поэтесса:

«Медной горы хозяйка! //Где же твоя гора? //Или ты просто зазнайка//И поумнеть пора? //Где твой Данила-мастер? //Каменный где цветок? //Эвон, какие страсти//Бьются тебе в висок!» (Диана Кан) 

«Пушкин хранил заветный //Перстень, подарок твой.//Мне ж, стихи-самоцветы//Предрешены судьбой.//Так на роду случилось – //Слову его верна…//Али ты возгордилась?//Али цена мала?.. //Ведом мне иллюзорный //Звёздной строки секрет, //Женщина сердцем зорка,//Если она Поэт.//Жаркое ожерелье//Непревзойдённых рифм//Силой воображенья//Выше небес парит!..//… Могут стихами сбыться//Чаяния твои…//Не поскупись, сестрица, //Кладези отвори! (Елена Кубаевская)

Учитель с многолетним стажем в одном из лучших оренбургских лицеев Татьяна Бурашникова в силу занятости не так часто посещает семинары, но не упускает малейшей возможности вдохнуть их неповторимую атмосферу:

«Вешний свет – небесный гость.//Он бликует, он играет,//Скачет зайчиком и гроздь //Виноградную лобзает.//Он струится, словно мёд,//На ладонь твою, Гульнара,//Вешний свет небесных сот //С листьев старого чинара.//Вездесущ, незаменим,//Он – само непостоянство// Зацелованная им, //Покрываешься румянцем.// (Диана Кан)

«Вешний свет – небесный гость. //Он бликует, он играет,//Скачет зайчиком и гроздь //Виноградную лобзает.//Он струится, словно мёд,//На чело твоё, Диана, //В чудных строк водоворот//Превращается нежданно.//Вездесущ, незаменим, //Он – само непостоянство! Зачарованная им,//Ты не терпишь дилетанства.//С гениальностью творца//Ты в стихи его вплетаешь //Жечь глаголами сердца//Никогда не перестанешь… //Медный локон теребя, //Не терзай напрасно сердце,//Потому как от тебя//Никуда ему не деться.//Он звенит в твоих ушах –//Божьей музыки посланник.//Твой мюрид и падишах, //И – пожизненный избранник. (Татьяна Бурашникова)

Ну и на десерт был джем-сейшн от взявшего на себя обязанности ведущего вечера – поэта и автора-исполнителя Александра Исимовского (отдельное спасибо ему за ту зажигательность, которая очень украсило литературное действо):

"Пуглив и странен, //Диковат и тих, //До времени державшийся в сторонке, //Меня подкараулит мой же стих, //Похож на нежеланного ребёнка."(Диана Кан)

«Он не воспитывался няньками в ясля́х. //Он рос бездомным, уличным бродягой. //Он видел холод, голод, боль и страх, //И для него стена была – бумагой //Из рукава точёное перо - //Предмет стихов, трудов и преступлений, //Готов достать и сунуть под ребро //За лирику любовных отступлений.//Он ожидал родительской любви,  //Отцу важней - чтоб вырос сын мужчиной. //Поют в лесу весеннем соловьи, //Весной у всех для песен есть причины. //Мой тихий стих совсем уж было стих, //Устав тягаться с соловьиной трелью //И поджидал меня, в толпе других, //С пером в руках, за приоткрытой дверью. //Везёт, как говорится, дуракам -//Стих ястребом взметнулся в небо рьяно,//Вознёсся смело прямо к облакам - //Его крылом коснулась Кан Диана. (Александр Исимовский)

…Рада, что мой юбилейный вечер оказался интересен не подведением итогов, но – новыми форматами проведения литературных мероприятийи тем, что стал пилотной площадкой для запуска этих форматов и примером того, что при всей импровизационности литвечеров важность и стратегичность сценария и режиссуры нельзя переоценить.

Ну а посмотреть вечер в видеозаписи можно по ссылке:

https://vk.com/video627530795_456239474?list=5099d0971c7df79f30

Диана КАН

Читайте также

Брянск. Прекратить разрушительные действия в культурной сфере! Брянск. Прекратить разрушительные действия в культурной сфере!
На протяжении весьма продолжительного времени на глазах у общественности брянские чиновники осуществляют последовательное уничтожение культурной сферы региона. Это происходит, несмотря на недовольство...
17 июля 2024
Англосаксы в Центральной Азии Англосаксы в Центральной Азии
В 1820-30-е годы британская разведка активизировалась в Средней Азии. Сотрудники Ост-Индской компании, агенты британской разведки и дипломаты посещают Бухару, Хиву и Коканд. Для сдерживания торго...
17 июля 2024
Парад побеждённых Парад побеждённых
17 июля 1944 года на московскую землю всё же ступил немецкий сапог. Изрядно потрёпанный, правда. Десятки тысяч военнослужащих вермахта и войск СС — солдаты, офицеры и группа генералов — промаршировали...
17 июля 2024