Общероссийское общественное движение по возрождению традиций народов России «Всероссийское созидательное движение «Русский Лад»

День в истории. 23 апреля – 190 лет со дня рождения Н.Г. Помяловского

День в истории. 23 апреля – 190 лет со дня рождения Н.Г. Помяловского

23 апреля – 190 лет со дня рождения русского писателя Николая Помяловского (1835–1863). Он учился в духовном училище, окончил Санкт-Петербургскую духовную академию. Слушал лекции в Петербургском университете. Занимался педагогической деятельностью в воскресной школе рабочего района Петербурга.

Отказавшись от духовной карьеры, стал профессиональным литератором. Публиковался в журналах. Наибольшую известность как литератор Николай Герасимович Помяловский получил благодаря публикации в 1862–1863 годах цикла «Очерки бурсы».

Продолжатель традиций Николая Васильевича Гоголя, Помяловский мастерски владел русским языком, создавая поистине незабываемые речевые конструкции и обороты, что ставит его в ряд первостепенных русских писателей, до сих пор еще не оцененных в полной мере.

Его сочинения отдельным изданием впервые вышли в 1865 году, уже после кончины писателя.

Максим Горький в «Беседах о ремесле» признавался: «Я думаю, что на мое отношение к жизни влияли – каждый по-своему – три писателя: Помяловский, Глеб Успенский и Лесков. Возможно, что Помяловский “влиял” на меня сильнее Лескова и Успенского. Он первый решительно восстал против старой, дворянской литературной церкви, первый решительно указал литераторам на необходимость “изучать всех участников жизни» – нищих, пожарных, лавочников, бродяг и прочих. <…> Я думаю, именно под влиянием этих трех писателей решено было мною самому посмотреть, как живет “народ”».

Николай Герасимович Помяловский родился 11/23 апреля 1835 года в семье дьякона Герасима Никитича Помяловского (1804–1851), служившего при Малоохтинской кладбищенской церкви святой равноапостольной мироносицы Марии Магдалины в Санкт-Петербурге.

В метрической книге, в записи под № 25 сказано: «У диакона Герасима Помяловского и жены его Екатерины Алексеевой родился сын Николай – 11 апреля 1835 года. Восприемники: Литвин, Александр Евтихиев, диакон Успенской церкви, что на Сенной, и Комарова, Варвара Николаевна, жена столоначальника СПБ. Духовной Консистории».

В 1843 году отец, как духовная особа, по традиции записал Николая на учебу и проживание на казенный счет в Александро-Невское духовное училище – «бурсу», где уже учились два его других сына.

Училище Николай окончил в 1851 году с хорошим аттестатом: способности «очень хорошие», поведение «похвальное», прилежание «постоянное», по Закону Божию, Священной истории и арифметике «очень хорошо», по нотному пению и географии «хорошо», по латинскому и греческому языкам «очень хорошо».

В этом году, сорока семи лет, от чахотки скончался отец. В семье было восемь детей: шесть сыновей и две дочери.

Николай перешел в Петербургскую духовную семинарию «словарем», то есть учеником низшего класса. В старшем, богословском, классе Николай был одним из редакторов рукописного журнала «Семинарский листок», издаваемого самими учащимися. Всего вышло 7 выпусков; много материалов в них принадлежало перу Помяловского.

Так, в первом выпуске под псевдонимом «Тамбовский Семинарист» он поместил большую статью «Попытка решить нерешенный и притом философский вопрос: имеют ли животные душу?»

В последнем, седьмом выпуске был опубликован рассказ Помяловского из семинарской жизни «Махилов», произведший на сотоварищей большое впечатление: они поняли, что автор обладает недюжинными творческими силами.

По окончании учебы в семинарии Помяловский поселился у матери на Охте и в ожидании места постоянной работы читал с дьячками по покойникам, пел в церкви, давал частные уроки, ездил с причтом на Рождество и Пасху славить Христа.

Он занимался самообразованием, во множестве прочитывал разнообразные книги, следил за журналами, увлекся педагогикой. Больше всего помог Помяловскому в выработке мировоззрения журнал «Современник».

Помяловский написал ряд педагогических статей и очерков, а один из них –  «психологический очерк» о мальчике с необычным именем и внешностью и методах его обучения – «Вукол» – напечатал в 1859 году в «Журнале для воспитания» под псевдонимом Герасимов.

Издатель-редактор, педагог А.А. Чумиков оценил очерк и приглашал автора стать сотрудником журнала; также он настоятельно советовал Помяловскому продолжить обучение в университете.

Поступить в Санкт-Петербургский университет советовали Николаю все родственники и знакомые. Прикинув, что в свои 24 года на обучение в университете по полной программе ему придется потратить еще 5 лет, Помяловский в 1860–1861 годах посещал учебное заведение в качестве вольнослушателя, без подготовки и сдачи вступительных и выпускных экзаменов. Особое влияние имели на него лекции профессора историко-филологического факультета М.М. Стасюлевича.

С октября 1860 года вместе с компанией своих приятелей-студентов Помяловский с увлечением стал трудиться преподавателем в воскресной школе, которая располагалась на Шлиссельбургской дороге. В школе было до семидесяти педагогов и около восьмисот учеников. Помяловский мечтал об издании листка воскресных школ.

На одном из педагогических собраний он прочел составленный им проект, посвященный теме обязанности преподавателей, устройстве школы и ее будущего. При обучении детей грамоте Помяловский использовал звуковой метод педагога В.А. Золотова.

Благодаря оригинальности и яркости преподавания Помяловский стал популярным не только среди преподавателей, но и среди широких кругов интеллигентных людей: многие стали посещать школу, чтобы послушать его беседы.

В феврале 1861 года журнал опубликовал повесть Помяловского «Мещанское счастье», герой которой, мальчик Егорушка из бедной семьи, вырастая, ищет свой путь в жизни, осознавая все трудности своего социального положения. Повесть имела успех: автора просили стать сотрудником журнала.  В том же году в «Современнике» была опубликована повесть «Молотов». В своих сочинениях писатель опирался на опыт «натуральной школы».

В 1862–1863 годах он создает свое наиболее известное произведение – цикл «Очерки бурсы», где самого себя вывел в образе бурсака по кличке Карась в четвертом очерке – «Бегуны и спасенные бурсы». В «Очерках» писатель остро поставил проблему воспитания в условиях консерватизма, свойственного не только духовным учебным заведениям, но всей русской жизни. В книге встречаются многочисленные примеры церковно-книжной речи, дословные и перефразированные цитаты из богословских текстов, прибаутки и песни, обильно насыщенные церковнославянскими выражениями.

«Очерки» имели сенсационный успех и доставили автору бóльшую популярность, нежели все его другие произведения.

Изначально писатель помышлял о двадцати очерках, в которых ему хотелось подробно рассказать о жизни учеников бурсы. Пятая часть, незавершенная, будет опубликована после кончины Помяловского.

Николай Герасимович Помяловский скончался 5 октября 1863 года в Санкт-Петербурге. На достойные похороны у его матери денег не было. Она обратилась за помощью к поэту Некрасову и тот собрал необходимую сумму.

Последний адрес Николая Герасимовича – дом № 24 по Малоохтинскому проспекту на углу улицы Молчаливой. Множество народа собралось проводить писателя. Не допустили поставить гроб на дроги и понесли усопшего на руках до самого Малоохтинского кладбища.

На отпевании Помяловского священник сказал, что честность и доброта его были такими, что Бог, верно, простит и упокоит его душу, если бы покойный при жизни и страдал какими-нибудь нравственными недостатками.

Помяловского похоронили на кладбище Малой Охты, недалеко от алтаря церкви, где служил его отец.

В 1944 году останки писателя были перезахоронены на Литераторских мостках Волковского кладбища.

«…он вошел в литературу, когда в ней уже активно действовали Лев Толстой, Достоевский, Тургенев, Гончаров, Щедрин – то есть крупнейшие наши классики – и среди них не затерялся, – отмечал известный богослов, литературовед, профессор Московской духовной академии Михаил Михайлович Дунаев (1945–2008). – Возможно, он вышел бы со временем и на более высокий уровень, если бы не ранняя смерть. Быть может, он отыскал бы и иные пути для себя – что гадать».

Источник: дзен-канал «Прихожанин»

Читайте также

В Государственной Думе открылась выставка к 110-летию Марии Мордасовой В Государственной Думе открылась выставка к 110-летию Марии Мордасовой
23 июня в Госдуме открылась выставка, посвященная 110-й годовщине со дня рождения русской советской певицы М.Н. Мордасовой. Организаторы выставки – КПРФ и «Русский Лад» в лице председателя Координацио...
25 июня 2025
Л. Блага. Америка снова показала свое истинное лицо Л. Блага. Америка снова показала свое истинное лицо
Историческая ирония заключается в том, что США напали на Иран в тот самый день, когда нацистская Германия напала на СССР в 1941 году. Президент США Дональд Трамп, таким образом, причислил себя к велич...
25 июня 2025
Рязанский «Русский Лад» награждает активистов Рязанский «Русский Лад» награждает активистов
На прошедшем 20 июня бюро областного комитета Рязанского регионального отделения КПРФ, под дружные аплодисменты членов бюро, дипломами «За активное участие в пропаганде идей «Русского Лада» среди насе...
25 июня 2025