Дед Мороз – это кто?

Дед Мороз – это кто?

Святой Николай, Санта-Клаус, Дед Мороз... В современном массовом сознании они то смешиваются, то вступают в противоборство. Давайте внесем ясность накануне новогодних праздников!

Да, прообраз западного Санта-Клауса – святой Николай, который прославился еще при жизни, благодаря своей щедрости. Загадочным благодетелем был именно Николай Чудотворец (архиепископ Мирликийский – родина в современной Турции). Одна из легенд гласит, что епископ узнал о трех сестрах, чей отец обеднел и не мог дать за них приданого, поэтому вместо того, чтобы выдать дочерей замуж, замыслил продать их в публичный дом. Чтобы спасти девушек от этой участи, добрый Николай собрал три мешочка с золотом и подкинул их в дом сестер в печную трубу, и мешочки эти угодили в чулки, вывешенные возле очага для просушки. Так люди стали верить, что, развешивая носки возле печи в Рождество, можно получить подарки от святого Николаса. Отсюда все эти красные носочки в сувенирных лавках, которые люди порой принимают за сапожки.

В XX веке Санта-Клаус стал еще более популярен во всем мире благодаря маркетингу производителей напитка Coca-Cola: маркетинговая кампания этой фирмы включала в себя рекламные акции, когда актеры, изображающие Санта-Клауса, работали на рождественских ярмарках и общались с детьми. Но того ли святого епископа изображает кохомский Дед Мороз? Нет, конечно! 

На Украине вообще развернулась борьба между святым Миколаем и Дедом Морозом. Почему? Да всё та же дерусификация и десоветизация, как ни парадоксально звучит последнее. Прапрадедом современного Деда был герой славянских мифов и общерусских народных сказок Морозко, или Мороз Красный Нос, недобрый хозяин зимы и стужи. Изначально его называли Дедом Трескуном (или грубее, если вспомнить о «Поэтических воззрениях славян на природу» Афанасьева). Потом, во времена борьбы с пережитками язычества, образ Морозко становился более жестоким (эхо слышится даже в поэме Некрасова), но с ослаблением влияния христианства и с возрождением славянофильства образ Морозко стал смягчаться. Первые попытки создать своего «Рождественского деда» в России были предприняты только в 19 веке. В 1840 году в рассказе В.Ф. Одоевского впервые появился персонаж – Дед Мороз с именем Мороз Иванович. Его нрав по-прежнему был суров, но в характере появилась доброта. Так постепенно стал складываться новый образ Деда Мороза, но рождественские открытки этого образа не знали!

На Украине выходят книги и статьи, твердящие, что русские – это никакие не славяне, но, получается, первыми отказались от славянства с младых ногтей украинцы! Дед Мороз появился и у них очень давно: еще до появления христианства на Руси, наши предки-славяне (но не укры, конечно) верили в то, что духи умерших охраняют свой род, заботятся о приплоде скота и хорошей погоде. Поэтому, чтобы наградить их за заботу, каждую зиму люди дарили им подарки. Главный бородатый предок, который и у колядовщиков появлялся, – прообраз Деда Мороза.

Впервые Дед Мороз возник на Рождество в 1910 году, однако не шагнул широко в народ. А вот в декабре 1935 года, при воцарении фашизма в Европе, соратники Сталина понимали, что надо готовиться к войне и укреплять национальный дух, возрождать объединяющие символы, и член Президиума ЦИК СССР Павел Постышев опубликовал в газете «Правда» статью, где предложил организовать для детей празднование Нового года. В тогдашней столице Украины Харькове был организован детский новогодний утренник, на который к детям пришли… Дед Мороз и Снегурочка. Образ доброго Дедушки Мороза во многом был создан советскими кинематографистами и мультипликаторами – ведь дореволюционная святочная литература, например, его не знала. 

Так что алхимики антиславянства и антисоветизма на Украине всё четко просчитали, отказались от общего наследия, а охмуренные обыватели говорят: да какая разница, нехай подарки дарит. Подарит, конечно, но в какой упаковке? С победой майдановской хунты министерство культуры Украины накануне Нового года убедительно рекомендовало, чтобы на праздничных мероприятиях для детей не было Деда Мороза и Снегурочки. Вместо них радовать ребятню должны святой Николай или Санта-Клаус и Зимушка-зима. Информацию эту доводили в устной форме через областные управления культуры. Вот что еще любопытно: св. Миколай на Софийской площади прямо списан с голландского Синтер-Клааса, на нем такая же митра с крестом, навязчиво напоминающая, что его прародитель все-таки был архиепископом и имел реальную власть над людьми. Ничего общего с добродушным русско-советским образом Дедушки Мороза он не имеет. 

Так что красные носочки или расписные сундучки готовьте, но помните о родном образе, который никакой не Николай, а Мороз Иванович или Мороз Васильевич – по Васильеву дню 1 (14) января на Новый год по старому стилю. 

Александр БОБРОВ

Источник: «Советская Россия»

Читайте также

Космическая идеология XXI века: русский космизм против трансгуманизма Космическая идеология XXI века: русский космизм против трансгуманизма
На рубеже 1960-70-х годов произошла переориентация мировой техносферы в сторону прикладных информационных технологий, направленных на управление сознанием (как массовым, так и индивидуальным) и постеп...
26 июля 2024
Петербург. XXIV конкурс имени М.К. Аникушина Петербург. XXIV конкурс имени М.К. Аникушина
В этом году в 24-й раз в ноябре месяце пройдет XXIV конкурс юных скульпторов имени Михаила Константиновича Аникушина, Народного художника СССР, Героя Социалистического Труда, Академика Российской Акад...
26 июля 2024
Наследие М.В. Ломоносова в пространстве исторической памяти Поморья Наследие М.В. Ломоносова в пространстве исторической памяти Поморья
В конце июня на базе Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики в рамках Всероссийской конференции «III Юдахинские чтения» прошел Межрегиональный научно-экспертный семинар, у...
26 июля 2024