Д.Л. Возилов. О ситуации в Монголии и продвижении российских интересов
Геополитический интерес Российской Федерации к Монголии обусловлен как протяженностью границ (третье место после Казахстана и КНР), так и перспективными долгосрочными проектами: экономический коридор Китай—Монголия—Россия, модернизация Трансмонгольской железной дороги и автомобильной инфраструктуры, трубопроводные поставки и транзит природного газа. В то же время на фоне серьезной утраты российских позиций в постсоветский период в Монголии существенное влияние приобрели прозападные силы, ориентирующиеся на США.
Интерес Вашингтона и его партнеров к Монголии как стратегически важной зоне между РФ и КНР иллюстрируют состоявшиеся в 2023 г. визиты заместителей госсекретаря США У. Зея и В. Нуланд, президентов Польши А. Дуды и Франции Э. Макрона и, наконец, Папы римского Франциска, чья проповедь в Улан-Баторе была обращена не только к узкой группе монгольских католиков (1,5 тыс. человек), но и к их более многочисленным (около 12 млн) собратьям по вере в КНР. На высоком уровне в августе 2023 г. прошел визит премьера Монголии Л. Оюун-Эрдэнэ в США.
В Монголии присутствуют все элементы стратегии Запада по продвижению геополитических интересов посредством «мягкой силы»:
· вовлечение местной элиты в орбиту влияния через предоставление гражданства, образование и выделение грантов;
· дискредитация неугодных высокопоставленных чиновников с помощью антикоррупционной повестки, контроль их активов;
· поощрение радикально-националистических настроений для стимулирования протестов в странах-соперниках США.
Демографически Монголия является молодой страной (средний возраст 27,1 год), значительная часть населения не помнит советско-монгольской дружбы. Особенно сильны прозападные настроения в Улан-Баторе.
В правящей Монгольской народной партии (МНП, 60 из 76 мест в парламенте) идет борьба между группой прозападного премьер-министра Л. Оюун-Эрдэнэ и президента У. Хурэлсуха (старшее поколение). Многие министры учились в западных вузах, включая премьера, чей пресс-секретарь Ч. Болортуяa входит в руководство местного отделения фонда Сороса.
Группа премьера активно использует антикоррупционную повестку через подконтрольные силовые структуры. Так, из-за «махинаций с экспортом угля в КНР» в декабре 2022 г. под следствием оказался ряд видных сподвижников У. Хурэлсуха (в том числе спикер парламента Г. Занданшатар). Расследования активизировались после встречи в феврале 2023 г. зам. госсекретаря США У. Зея с главой антикоррупционной службы З. Дашдаваа (сторонник премьера).
Антироссийскую позицию занимает и оппозиционная Демократическая партия (11 мест в Парламенте). Ее лидеры: бывшие президент Ц. Элбэгдорж и мэр столицы Э. Бат-Уул участвовали в митингах у посольства РФ против СВО и требовали демонтажа памятника маршалу Жукову.
При этом ярко выраженных пророссийских сил в Хурале не представлено.
Аналогичная картина складывается и в информационном пространстве. В Монголии зарегистрировано свыше 500 СМИ, в том числе активно пропагандирующих взгляды США и Украины в отношении СВО. При этом русскоязычных СМИ, либо СМИ, транслирующих позицию РФ на монгольском языке, не имеется.
Отмечается рост западного влияния в сфере образования и науки. В 2019 г. совокупное число монгольских студентов в Южной Корее — 2707, в Японии — 1438 и США — 1335 почти вдвое превысило количество обучающихся в РФ (порядка 3000), хотя российское образование по-прежнему котируется в силу исторически связей и бюджетных квот (в 2017—2018 гг. в РФ училось 56,6 % всех «зарубежных» монгольских студентов).
В целях окончательного перехвата повестки у российской стороны прозападными силами предпринимаются попытки получения контроля в сфере международных научных и образовательных контактов. Так, в рамках XII международного конгресса монголоведов
«Монгольский мир и исторический опыт» (август 2023 г., Улан-Батор) американскими участниками была проведена кампания по дискредитации пророссийского генерального секретаря «Международной ассоциации монголоведов» С. Чулууна, в результате чего организацию возглавили прозападно настроенные Д. Заяабатаар и Ю. Конагая.
Ректоры ведущих вузов — Монгольского госуниверситета и Монгольского государственного университета образования являются креатурами откровенно прозападного министра образования и науки Л. Энх-Амгалана (продвинул закон об английском как об основном иностранном языке в школе).
Прозападные силы активно работают и в религиозной сфере. Бывший верховный лама Калмыкии гражданин США Т.Т. Ринпоче (Э-Б. Омбадыков, признан в РФ иноагентом) обосновался в Монголии и поставлен воспитателем восьмилетнего монгольского мальчика (гражданина США), которого в марте с.г. Далай-лама признал реинкарнацией скончавшегося в 2012 году Х. Д.Д. Ринпоче — Богдо-гэгэна IX (главы местной сангхи).
Также в Монголии растет численность протестантских объединений (15 тыс. в 2000 г., 40 тыс. в 2010 г.), которые ориентированы на центры в США и Южной Корее и вовлекают в свои ряды перспективную молодежь через бесплатные курсы английского языка и другие социальные программы.
Антироссийские силы стремятся перенести националистическую идеологию в РФ. Так, при поддержке Демпартии Монголии фонд «Свободная Бурятия» (признан нежелательным в РФ) пропагандирует идеологию сепаратизма и пытается дискредитировать СВО.
США последовательно выстраивают военные контакты с Монголией. Ежегодно проводятся учения Khaan Quest с участием США и их союзников, в 2023 году Монголии передадут 20 бронированных машин JLTV.
Активность США и союзников отчасти обусловлена санкционной войной с Пекином, который в ответ на американские ограничения сократил экспорт в США редкоземельных металлов. Потенциальные запасы Монголии могут позволить ей стать важным экспорте- ром данного сырья и помочь США снизить эффект от этих мер.
Чтобы переломить перечисленные негативные тенденции, со стороны российских властей нужны прорывные решения стратегического характера, в том числе по наращиванию заметно просевшей доли РФ во внешнеэкономических связях Монголии. Объем внешней торговли Монголии за 6 месяцев 2023 г. составил 11,8 млрд долларов (экспорт — 7,6 млрд, импорт — 4,3 млрд). На КНР приходится — 39,2 % импорта и 92 % экспорта Монголии, тогда как на РФ приходится 26,6 % монгольского импорта и лишь 1 % монгольского экспорта. На уровне 1 % находится и российская доля в инвестиционных связях.
Оптимальным решением стало бы предложение/побуждение Монголии присоединиться в качестве полноправного члена к Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС). Для Монголии это давало бы: беспошлинный доступ продукции (шерсть, кашемир) на рынок России и других стран союза, право взимать пошлины на внешнем контуре таможенной зоны с Китаем.
Альтернативно — добиваться Соглашения о ЗСТ Монголии с ЕАЭС. Требует активизации работа по линии Евразийского банка развития.
С учетом уроков украинского опыта активизацию экономических связей следует синхронизировать с принятием идеологических и гуманитарных мер, включая:
· создание и продвижение пророссийских СМИ и блоггеров в монгольском сегменте (как на русском, так и монгольских языках);
· реализацию культурных проектов с упором на совместный исторический опыт в период ВОВ и вклад России в создание независимого монгольского государства (85-летие разгрома японцев под Халхин-Голом);
· активизацию студенческих обменов, стимулирование интереса к русскому языку среди монгольской молодежи, поддержка пророс- сийски настроенных ученых в международных и монгольских научных учреждениях;
· дальнейшее укрепление контактов в сфере военного сотрудничества и безопасности (учение Селенга, контакты в рамках ОДКБ, ШОС и пр.);
· наращивание контактов между российскими и монгольскими буддистами в русле положений Концепции внешней политики РФ по защите традиционных ценностей, в том числе в рамках созданной при активном участии СССР «Азиатской конференции буддистов за мир» (г. Улан-Батор).
Денис ВОЗИЛОВ, советник директора Института Китая и современной Азии РАН
Источник: «ИКСА РАН»