Cпасти МХАТ и Татьяну Доронину
Эту острую тему «Правда» ведёт на своих страницах с прошлогоднего декабря, когда беда неожиданно ворвалась в стены Московского Художественного академического театра имени М. Горького. Спасшая в своё время этот легендарный театр и более 30 лет успешно руководившая им народная артистка СССР Татьяна Васильевна Доронина безо всяких причин была вдруг освобождена от должности художественного руководителя МХАТ. А возвели на ответственный пост скандально известного в околотеатральных кругах продюсера Эдуарда Боякова, абсолютно чуждого мхатовской школе и традициям великой русской сцены.
УЖЕ ТОГДА, сразу после первых сообщений о происшедшем, поднялась волна недоумения, возмущения и протеста не только в Москве, но и по всей стране. Для народа Татьяна Доронина — символ русской культуры, неизмеримо много сделавшая для неё. «Доронинский МХАТ», как его называли, стал настоящим оплотом изживаемого ныне реалистического, психологического искусства.
Горячо любящие свой театр зрители, преданные ему всей душой, не просто почувствовали, а осознали нависшую над ним страшную угрозу. Смертельную! Они поняли: всё нацелено на то, чтобы истинный МХАТ, завещанный нам К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко, перестал существовать, чтобы вместо него был другой театр, несущий совсем иные ценности. Впрочем, можно ли употреблять это слово применительно к тому, что смеют называть сегодня искусством?
Зрители МХАТ, чьи письма мы печатаем уже более полугода, категорически отвечают: нет, подлинных ценностей такое «искусство» не несёт.
Ну а что же актёры, оставшиеся без Дорониной? Это ведь она в течение многих лет собирала их, воспитывала, растила. И сколько благодарственных слов слышал я от них в её адрес на разного рода торжествах в коллективе!
Да, если в коллективе хорошая погода, люди охотно (и, как правило, искренне) говорят друг другу добрые слова. Даже если это художественный коллектив, где сильны влияния творческой ревности и дружат подчас не «за», а «против».
Наверное, за кулисами МХАТ тоже было немало такого, что действовало не в лучшую сторону. И на Татьяну Васильевну, конечно же, бывали обиды, трудно без них обойтись. Но!
Послушайте, одно дело обижаться в хорошую погоду и другое — когда над всеми сгущаются чёрные тучи беды. Понятно, что в чём-то у каждого члена коллектива бывает свой интерес. Но разве сознание нагрянувшей беды отменяет понятия совести и чести?
Не мог я не думать об этом, когда все последние месяцы люди звонили и говорили: «Вот вы печатаете письма зрителей в защиту Дорониной и МХАТ. А что же доронинские артисты и другие члены этого коллектива? Почему они молчат?»
Ответить было сложно. Я знал, далеко не все в труппе внутренне приняли происшедшее и полностью смирились. Мне рассказывали о спорах по поводу принимавшихся к постановке пьес, о серьёзных разногласиях в оценке появлявшихся спектаклей, а главное — о том горьком чувстве, которое оставалось в душах многих из-за несправедливой расправы над Дорониной. Однако за пределы театра, увы, это не выходило.
И всё-таки (вот счастье!) — вышло наконец. Одна газета написала: «Артистов МХАТа Горького прорвало».
Что ж, можно и так сказать. А если конкретнее, перед «прямой линией» президента страны, назначенной на 20 июня, актёры и другие сотрудники театрального коллектива во главе с заслуженной артисткой России Лидией Матасовой вышли на ступеньки здания МХАТ и записали своё видеообращение к В.В. Путину.
ОСНОВАНИЯ для скепсиса, разумеется, несомненны. Все пишут президенту. Все уповают на него. А этой самой «прямой линией» ещё больше утверждается эфемерная надежда, что лишь только он один всё и решит.
Увы, послание мхатовцев по ходу «прямой линии» не прозвучало. Тогда его выложили в Сеть. И вот теперь при желании каждый может прочитать, с чем люди искусства обращаются к президенту страны:
«...Спасите народную артистку СССР Татьяну Васильевну Доронину и МХАТ им. М. Горького, театр с великой историей!
В нарушение приказа Министерства культуры от 17 декабря 2018 года за №2242 «О внесении изменений в устав театра» президент театра Доронина Т.В. лишена возможности исполнять свои обязанности, а художественный совет так и не создан.
Усилиями нового художественного руководителя Боякова Э.В. театр целенаправленно превращается в антрепризную площадку и своего рода культурно-досуговый центр с торговыми точками и секцией йоги.
На работников оказывают давление, предлагая увольняться по соглашению сторон, переходить с бессрочного договора на срочный, в противном случае обещая уволить по сокращению штата, таким образом, избавляясь от труппы.
Уважаемый Владимир Владимирович, просим Вас в Год театра не позволить безнаказанно уничтожить МХАТ им. М. Горького, его подлинного руководителя — народную артистку СССР Доронину Татьяну Васильевну и его труппу».
ХОТИТЕ знать, какова первая реакция «вверху» на это обращение? Про адресата пока сказать ничего нельзя: неизвестно. А вот вездесущий и находчивый его пресс-секретарь откликнулся на соответствующие вопросы журналистов.
Ничего неожиданного! Господин Песков хотя и заявил, что в Кремле видеообращение артистов пока не видели, тут же добавил: «Честно говоря, никогда не знал, что именно президент РФ назначает худруков театра. Если я не ошибаюсь, это не прерогатива главы государства».
Ловкость привычная. Универсальный (при необходимости и желании, конечно) ответ на любой вопрос, по которому надеются получить мечтаемую президентскую поддержку: «прерогатива» у него не та, у президента, вот и весь сказ.
Неужели и в данной ситуации на этом кончится?
Может. Право слово — всё может быть. Но почему-то сдаётся мне, что при любом обороте дальнейших событий тот поступок, на какой подвигла товарищей и подруг Лидия Леонидовна Матасова, уже сегодня нельзя назвать бесполезным.
Во-первых, хоть и с явным запозданием, на мой взгляд, да и лишь частично, однако мхатовская честь восстановлена. Участники видеообращения её, совсем было упавшую, всё-таки удержали.
А во-вторых, что ещё важнее, большая беда, которой до сих пор жили и страдали в основном давние поклонники МХАТ, будучи столь чётко и широко вынесенной от имени самих мхатовцев в Сеть, приобретает необходимейший резонанс. И уже вопросы, от которых более полугода «наверху» старались уйти, попросту замалчивая наиболее возмутительные обстоятельства этой безобразной истории, теперь не замолчишь.
Всем ли известно, например, как министр культуры Владимир Мединский и советник президента РФ по культуре Владимир Толстой снимали Доронину с руководства МХАТ, соблазняя придуманной и фиктивной, как оказалось, должностью «президента театра»? А Лидия Матасова рассказала: в тот декабрьский день Татьяну Васильевну сделали заложницей: «А именно: её минкульт заманил в театр, она пришла в десять утра, и её до одиннадцати вечера (!) не выпускали из кабинета, до тех пор, пока она не подпишет бумаги «об отречении».
Или вот такая подробность — тоже из уст Лидии Леонидовны: «Мы-то уверены, что всё началось значительно раньше, ещё до прихода в театр Боякова — года три назад, когда министр культуры принёс в театр свой роман «Стена», чтобы его поставили на нашей мхатовской сцене. Татьяна Васильевна даже согласилась, предложила это Валерию Беляковичу, они начали работать. Деньги на постановку выделили немыслимые — 20 миллионов рублей. Было закуплено дорогостоящее оборудование, которое хотел использовать Белякович. Но вскоре Белякович умер, и всё остановилось. Татьяна Васильевна отказалась от постановки, и мы уверены, что с этого момента министр культуры начал сводить с ней счёты».
ВОТ ЗДЕСЬ интервьюер из газеты задаёт Лидии Матасовой такой вопрос:
— Это тогда начались разговоры о крупной финансовой недостаче в театре, кажется, 80 миллионов, за невыполнение госзадания?
— Нет, не 80, а 55 миллионов, но это тоже всё обман. Министерские утверждают, что мы не выполняем госзадание по зрителю, а нам на зрителя выделяют всего 400 рублей, в отличие от других театров, где, например, зритель дотируется тысячами рублей.
— А как сейчас в МХАТ ходит зритель?
— По 2018 году мы выполнили план. У нас были аншлаги, но они убрали Татьяну Васильевну и отчитываются нашими аншлагами.
— Бояков как худрук уже выпустил четыре спектакля. Как на них ходит зритель?
— Один — «Леди Гамильтон» — начали репетировать ещё при ней. А с остальными спектаклями беда. Например, «Последний герой» — пошлая, бездарная пьеса с бездарной режиссурой: на последнем спектакле было 120 человек, остальных они нагоняли. Причём билеты продавали по 100 и 200 рублей, а нас упрекали, что до их прихода билеты в партер стоили всего по три тысячи.
Другая премьера — «Последний срок» по Распутину… Зрители написали, что это какая-то пьяная комедия в духе «Уральских пельменей». Продано было 220 билетов, но зал был полный, одни приглашённые. У нас 1400 мест в зале.
Когда мы спросили новое руководство, а за счёт чего же будет выполняться план, нам открытым текстом сказали: за счёт сдачи сцены в аренду.
РАЗВЕ не свидетельствует всё это, как и многое-многое другое, о поистине трагическом положении, в которое ввергнут великий русский театр? И разве для президента страны среди его «прерогатив» это уж действительно сущая мелочь, до которой не ему снисходить?
Тогда скажите — кому. Ведь только безумцам непонятно, что не могут считаться мелочью вопиющие факты уничтожения отечественной культуры, происходящие у всех на глазах.
Виктор КОЖЕМЯКО
Источник: «Правда»