«Четыре шага» в бессмертие. 125 лет Алексею Суркову

«Четыре шага» в бессмертие. 125 лет Алексею Суркову

13 октября исполняется 125 лет со дня рождения известного советского поэта-фронтовика Алексея Суркова. Дата, как видите, не такая «круглая», чтобы полноправно занимать сегодня внимание читателя подробным рассказом о большой судьбе мастера стихотворного слова, имевшего множество самых высоких наград и званий. Этому придёт час. А вот добавить к литературному портрету Алексея Александровича, к портрету той великой эпохи штрихов и оттенков, подмеченных им самим, его друзьями и близкими, теми, кого творчество поэта волнует и сейчас, — повод подходящий.

Перо Алексея Суркова особо заблистало в огне войны, став верным помощником нашему солдату. «Утром у нас во Внукове почему-то был выключен электрический ток, — вспоминал поэт первый день Великой Отечественной. — Радио молчало. Утро было тихое, росное, солнечное. Около двух часов дня я стоял на стремянке и прибивал к потолку электрический плафон. Снизу, с улицы, ошалелый крик деда: «Алёша! Немцы нам войну объявили!»

Этого ждали давно. Уже привыкли каждую весну настораживаться и ожидать. И всё же принесённая дедом весть свалилась как снег на голову. Давно жданное оказалось ошеломляюще неожиданным и щемящим сердце. Остановилось дыхание…

И, может быть, от растерянности появилась острая потребность в действии. Раз война — значит, в армию. Раз в армию — значит, в Москву. Без слов Софья пошла собирать солдатское «приданое» — обмундирование, сохранившееся со времён Финской войны. Алёшка полез за наганом, бабушка тихо всхлипывала. Только трёхлетняя Наташа, повинуясь счастью своего возраста, бегала и шумела, как будто ничего не случилось.

Ехать в Москву! Но с пустыми руками ехать нельзя. Ведь завтра надо выпускать первые военные номера газет. И я заставил себя сесть за машинку.

Я написал в один присест два стихотворения. Одно из них было напечатано в «Правде» 23 июня и называлось «Присягаем победой». Другим был текст «Песни смелых». И то, и другое были выражением сердечного волнения, которое охватило миллионы людей в нашей стране. «Песня смелых» была, очевидно, первой по счёту советской песней, родившейся в дни Великой Отечественной войны. Она была напечатана в «Правде» 25 июня 1941 года, перепечатана на плакатах, и на неё сразу написали музыку Виктор Белый и Сергей Прокофьев».

А совсем скоро встали в боевой строй и другие незабываемые строки Алексея Суркова.

— До сих пор звучит его «Землянка». До сих пор военные хоры поют «Марш защитников Москвы» («Мы не дрогнем в бою за столицу свою…»). Кое-кто не забыл и «Конармей-скую» («По военной дороге шёл в борьбе и тревоге…»). Да ещё многим памятно, что именно к нему обращался Константин Симонов: «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…» Это немало. Хотя, кроме этого, Сурков написал в рифму тома и тома. Да, он был одним из самых советских поэтов. Мраморно советский, — убеждён писатель и публицист Арсений Замостьянов.

Позволим себе заметить, что этот сурковский «советский мрамор», несмотря на груду тогдашних дел на его плечах, был очень тёплым и отзывчивым. Помнится, в начале 1970-х у меня, составителя этих заметок, по соседству жила молодая семья Сурковых. К поэту пара никакого отношения не имела, знакомств с ним не водила — просто были однофамильцами. А когда у них родился сын, то, особо не раздумывая, назвали его Алексеем. И решила тут Галина Николаевна (это мама малыша, работавшая врачом-окулистом) написать поэту: так, мол, и так, уважаемый Алексей Александрович, есть теперь на свете ещё один маленький товарищ Сурков, дать имя которому нас с мужем вдохновил ваш большой талант. Вскоре семья получила совсем уж нежданное ответное письмо, написанное рукой автора «Землянки», что, дескать, безмерно тронут такой честью и желаю малышу расти крепким, а фамилию славить только добрыми делами… Так что души и внимания в «советском мраморе» хватало для каждого.

«Когда в деревне Середнево Алёша учился в школе, директор однажды подарил ему книгу стихов Николая Некрасова. Прочитав её, мальчик и решил стать поэтом, — рассказывают земляки-ярославцы в своих летописях о начале пути поэта. — Его семья жила бедно, и в двенадцать лет Алёша отправился на заработки в Санкт-Петербург. Трудился там рабочим в мебельном магазине, был конторщиком, учеником столяра, цинкографом в типографии, весовщиком в торговом порту. А первые стихи опубликовал только после революции в петроградской «Красной газете».

Но затем стало опять не до муз: Алексей ушёл на фронт биться с белогвардейцами. В 1922 году он вернулся в родную деревню Середнево, и на первых порах крестьянствовал.

Однако любовь к литературе взяла своё. И вскоре Алексей стал «избачом», то есть работником избы-читальни в соседнем Волково. Здесь он вёл большую общественную работу. Организовал деревенскую футбольную команду. Проводили ребята товарищеские матчи с командами других деревень не только своего сельсовета, но и с командами района.

Юношу заметили представители новой власти. Губерния очень нуждалась в грамотных управленцах. Так Алексей стал секретарём волисполкома, затем его перевели в уездный Политпросвет и вскоре избрали первым секретарём Рыбинской организации комсомола.

Однако поэзию не забыл, и в 1924 году стихи Суркова опубликовала «Правда».

Как раз в это время ярославская комсомольская организация задумала создать свой собственный печатный орган. До этого здесь уже была газета «Путь молодёжи», но выходила она урывками, а потому особым спросом у читателей не пользовалась. Поэтому 2 июня 1925 года бюро губернского комитета комсомола приняло решение издавать газету под названием «Северный комсомолец», которой, в отличие от предшественницы, дали и помещение, и телефон, и штатное расписание. Редактором еженедельника стал бывший ответственный секретарь газеты «Северный рабочий» Александр Афиногенов, известный к тому времени как автор ряда пролетарских пьес.

Комсомольской секретарь Алексей Сурков горячо приветствовал создание молодёжной газеты и поддерживал её работу. В то время для получения новостей широко использовались сообщения рабкоров и селькоров, то есть внешнатных корреспондентов, которые писали в газету с мест. И благодаря Суркову таких людей самого разного возраста появилось в Рыбинске немало. Когда он однажды решил сфотографироваться с ними на ступеньках бывшей городской хлебной биржи, все внештатные корреспонденты «Северного комсомольца» с трудом поместились в объектив.

Одновременно Алексей Сурков продолжал совершенствовать своё творчество. Он стал делегатом I Губернского съезда пролетарских писателей, состоявшегося в октябре 1925 года. А 7 марта года следующего он на пленуме Яргубкома РЛКСМ уже вновь говорил о том, как сделать интересней губернскую «молодёжку». И, что называется, «договорился». В конце 1926 года руководителя издания Александра Афиногенова отозвали в Москву заведовать литературной частью театра Пролеткульта, а новым главным редактором «Северного комсомольца» назначили Алексея Суркова.

За дело он взялся обстоятельно, и вскоре редакция уже переехала в более приспособленное помещение, а следом началась борьба за тираж. Дело в том, что за первый год существования он у газеты увеличился незначительно и составлял всего 2200 экземпляров. Сурков решил поднять тираж, мобилизовав на работу юнкоров — внештатных корреспондентов из числа учащейся молодёжи. Набежало их много, однако главный редактор в творческом плане был суров — регулярно устраивал авторам разносы прямо на страницах издания, где для переписки с ними была открыта новая рубрика.

«В основу фельетона должен быть положен факт, а у тебя его нет. Кроме того, нет «соли», «изюминки», на которой строится фельетон. Пиши заметки. Если есть стихи или рассказы — присылай. Свяжись с группой пролетписателей», — обращался он к юнкору Кустову. «Заметки твои не помещались, очевидно, потому, что не интересны читателям», — честно и откровенно отвечал Алексей на обиды ещё одного молодого автора.

Зато те, кто проходил сквозь «сито» редакторской критики, становились прекрасными корреспондентами, причём им полагались даже некоторые вольности в использовании псевдонимов. И на страницах комсомольского издания появлялись материалы с такими, например, подписями: «В. Красный», «В. Вольный», «Любимский», «Жук», «Клубный», «Киря Глазастый», «Первомайский», «Гонобоблев», «Болящий», «Альфа», «Комсомолка Вера», «Бурелом», «Пав. Забытый». Располагал к этому, наверное, и сам язык тех лет с его забавными оборотами. Вот, к примеру, названия поставленных редактором Сурковым в газетные номера статей: «Фабзайцы за работой», «Лыжная вылазка пионеров», «Броня не заполнена», «Канителят с разрядами» или «Три вопроса Губпрофобру»…

В любом случае, газета стала боевой, зубастой, и её тираж уже к концу января 1927 года подпрыгнул до 3900 экземпляров, а сам «Северный комсомолец» стал выходить дважды в неделю. Спустя два месяца у издания было уже 300 юнкоров, и приток новых продолжался.

При этом Алексей Сурков не забывал, конечно, и о поддержке поэтических дарований. Именно по его инициативе в газете появилась рубрика «Литературный уголок», ставшая позже «Литературной страницей», где публиковались стихи и рассказы читателей. Сам редактор продолжал придерживаться полной открытости и, «зарубив» неудачные стихи, тут же публично, со страниц газеты, объяснял причины в рубрике «Ответы начинающим». Например: «В. Смирнову. Стихи очень слабы и технически, и по содержанию. Не пиши о том, что самому тебе мало понятно. Избегай рифмовать глаголы: «несутся — попадутся» и т.д. Продолжай писать, но больше работай над стихом, а главное — читай произведения классиков и лучших пролетарских поэтов, и у них учись». Лучших молодых поэтов и прозаиков Алексей Сурков, напротив, внимательно отбирал и опекал. Для этого при редакции была создана литературная группа, собиравшаяся по воскресеньям.

Редакторство Суркова в газете продолжалось полтора года, за которые тираж «Северного комсомольца» достиг почти пяти тысяч экземпляров. А в мае 1928 года ярославские коллеги по перу делегировали Алексея на I Всесоюзный съезд пролетарских писателей, где москвичи, разглядев талантливого поэта, уже не «отпустили» его обратно. Так Алексей Александрович стал одним из руководителей Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП) и членом Литературного объединения Красной Армии и Флота (ЛОКАФ).

В 1934 году он закончил литературный факультет Института красной профессуры и следующие пять лет проработал в журнале «Литературная учёба», где был непосредственным помощником редактора Максима Горького.

Одновременно Алексей Сурков много писал: в тридцатых годах вышли сборники его стихов «Запев», «Последняя война», «Родина мужественных», «Путём песни» и «Так мы росли». Устроилась и личная жизнь: в литературных кругах он встретил красавицу Софью Антоновну Кревс, которая сразу покорила сердце поэта. Их притяжение было взаимным, и свадьба не заставила себя ждать. А в 1938 году Алексей уже с супругой побывал на родине, в рыбинской деревне Середнево.

В 1939-м труба вновь позвала в бой бывшего пулемётчика Гражданской войны. Сурков стал участником освободительного похода в Западную Белоруссию, об итогах которого уже летом рассказал ребятам из пионерского лагеря Рыбинского моторного завода в селе Глебово. А спустя полгода опять оказался уже в должности батальонного комиссара при проведении Финской кампании. Это, впрочем, не мешало Алексею Александровичу поддерживать бойцов силой своего таланта. В Рыбинском историческом музее сохранился интересный документ: выданное Суркову 10 февраля 1940 года удостоверение, гласящее, что батальонный комиссар одновременно является «поэтом редакции» красноармейской газеты «Героический поход». Вернувшись, Алексей Александрович выпустил «Декабрьский дневник», запечатлевший трудности суровой зимней кампании и «лица походных друзей».

В мае 1941 года поэт с женой отдыхали в Ялте. Потом приехали обратно в Москву, распаковали вещи, вышли на работу, и тут началась война…

Проводив жену с дочерью и сыном в эвакуацию, Алексей Александрович отсиживаться в столице не стал, и вскоре прибыл на передовую в качестве корреспондента газет «Красная звезда» и «Красноармейская правда». Работать ему пришлось в коллективе, где общим наставником считался знаменитый Илья Эренбург, а лучшим другом Суркова стал Константин Симонов.

Уже в августе 1941 года Алексей Александрович как корреспондент «Красноармейской правды» писал репортажи из-под Вязьмы, а в ноябре из села Купчино Ленинградской области…»

— Остался ли в истории литературы сурковский монумент? — ставит вопрос Арсений Замостьянов, и сам же на него отвечает: — Конечно, остался. И в истории страны тоже. Его невозможно упразднить — как войну, как память о павших и победивших… Его «Землянка» будет звучать всегда.

Бесспорно, что также будут с благодарностью помнить и её автора.

— Он относился к тем поэтам, звёздный час которых совпадает с самым трудным и трагическим часом в жизни народа и которым удаётся выразить то, чего в этот час особенно жаждет душа, — в индивидуальном выразить общее, — так считает Светлана Левагина, сотрудница Ярославской областной юношеской библиотека имени А.А. Суркова. — В спокойные времена такие поэты как будто теряют голос, но, словно по волшебству, обретают его в годину испытаний. И потому именно стихи Суркова, вырезанные из газеты, залитые кровью погибшего бойца, прислал в редакцию «Правды» политрук с передового рубежа Великой Отечественной, именно его песне «В землянке» поставлен неофициальный, самодеятельный памятник в деревне Кашино Истринского района Московской области.

«Многие из провинциалов, вознесённых на столичный олимп, забывали о своей малой Родине. Но не Сурков, — отмечается в одной из посвящённых поэту публикаций, размещённых на сайте администрации города Рыбинска. — Он очень часто бывал в Ярославской области, где встречался с жителями. Только Рыбинск поэт посещал в 1968, 1972 и 1974 годах. И каждый раз город приветствовал его цветами и полными залами желавших послушать его стихи. В 1976 году Алексею Александровичу было присвоено звание почётного гражданина Рыбинска. Кроме того, Сурков был избран делегатом от Ярославской области на XXV съезд КПСС, и много лет был бессменным председателем оргкомитета Некрасовского праздника поэзии в Карабихе.

В 1982 году Алексей Сурков последний раз посетил родной Ярославский край. Он приехал в Карабиху на Некрасовские чтения, где по многочисленным просьбам собравшихся прочёл своё бессмертное стихотворение «Землянка».

Часто бывал Алексей Александрович на своей малой родине в деревне Середнево, встречался с её жителями, тружениками колхоза «Заветы Ильича», делился с ними воспоминаниями.

«Песня «Бьётся в тесной печурке огонь», если я не ошибаюсь, — рассказывал Алексей Сурков, — была первой лирической песней, рождённой из пламени этой войны, безо-говорочно принятой и сердцем воюющего солдата, и сердцем тех, которые его ждали с войны. Возникло стихотворение, из которого родилась эта песня, случайно. Оно не собиралось быть песней. И даже не претендовало стать печатаемым стихотворением. Это были шестнадцать «домашних» строк из письма жене. Письмо было написано в конце ноября, после одного очень трудного для меня фронтового дня под Истрой, когда нам пришлось ночью, после тяжёлого боя, пробиваться из окружения со штабом одного из гвардейских полков.

Так бы и остались эти стихи частью письма, если бы уже где-то в феврале 1942 года не приехал из эвакуации композитор Константин Листов, не пришел в нашу фронтовую редакцию и не стал просить «что-нибудь, на что можно написать песню». «Чего-нибудь» не оказалось. И тут я, на счастье, вспомнил о стихах, написанных домой, разыскал их в блокноте и, переписав начисто, отдал Листову, будучи абсолютно уверенным в том, что хотя я свою товарищескую совесть и очистил, но песня из этого абсолютно лирического стихотворения не выйдет. Листов побегал глазами по строчкам. Промычал что-то неопределённое и ушёл. Ушёл, и всё забылось.

Но через неделю композитор вновь появился у нас в редакции, попросил у фотографа Савина гитару и под гитару спел новую песню «В землянке».

Все свободные от работы «в номер», затаив дыхание, прослушали песню. Всем показалось, что песня «вышла». Листов ушёл. А вечером Миша Савин после ужина попросил у меня текст и, аккомпанируя себе на гитаре, спел новую песню. И сразу стало видно, что песня «пойдёт», если обыкновенный потребитель музыки запомнил мелодию с первого исполнения.

Песня действительно «пошла». По всем фронтам — от Севастополя до Ленинграда и Полярного. Некоторым блюстителям фронтовой нравственности показалось, что строки «до тебя мне дойти нелегко, а до смерти четыре шага» — упаднические, разоружающие. Просили и даже требовали про смерть вычеркнуть или отодвинуть её дальше от окопа. Но портить песню уже было поздно, она «пошла». А как известно, «из песни слова не выкинешь».

О том, что с песней мудрят, дознались воюющие люди. В моём беспорядочном армейском архиве есть письмо, подписанное шестью гвардейскими танкистами. Сказав несколько добрых слов по адресу песни и её авторов, танкисты пишут, что слышали, будто кому-то не нравится строчка «до смерти четыре шага».

«Напишите вы для этих людей, что до смерти четыре тысячи английских миль, а нам оставьте так, как есть, — мы-то ведь знаем, сколько шагов до неё, до смерти».

Ещё во время войны Ольга Берггольц рассказала мне один случай. Пришла она в Ленинграде на крейсер «Киров». В кают-компании собрались офицеры крейсера и слушали радиопередачу; когда по радио была исполнена «В землянке» с «улучшенным» вариантом текста, раздались возгласы гневного протеста, и люди, выключив репродукторы, демонстративно спели песню в её подлинном тексте».

Об этой подлинности военной поэзии Алексея Суркова, которую ничем не подменишь, свидетельствует военный корреспондент, писатель Константин Симонов: «Вижу Суркова топающим по непролазной грязи, в обход многокилометровых пробок, в пилотке, с вещмешком за плечами. Он говорил в своих стихах от имени солдат, и к этому небесполезно добавить, что он и вёл себя на войне по-солдатски, не околачивался в штабах, не лез под крылышко к начальству, чаще многих других из нас ездил на попутных и мерял десятки километров пешком своим привычным, ходким солдатским шагом, но зато уж именно, говоря по-журналистски, брал свой материал на передовой, и, пожалуй, в большинстве случаев только там и брал его, поэтому и стихи его — по праву солдатские стихи».

Блестящую оценку дал Симонов циклу стихов «Это было на севере», вышедших из-под пера Суркова после Финской войны: «…Да, вот так и надо писать о войне, без барабанов, литавр и козьмакрючковщины, писать по-честному, как о жестоком, тяжком и страшном труде, без которого «не прорваться к победе». Мне, к тому времени видевшему своими глазами небольшой кусочек войны в Монголии, на Халхин-Голе, тоже так казалось и виделось, но за стихами Суркова я почувствовал более трудный личный опыт, больше знаний войны, более глубокое понимание войны, всей её тяжести для человека».

Это столь проникновенное понимание Сурковым войны подмечает и живущий сейчас в Приморье поэт Лев Баскин: «Уже с первых дней Алексей Сурков почувствовал — солдатское сердце ищет не только лозунга и призыва, но и ласкового, тихого слова, чтобы разрядиться от перегрузки всем тем страшным, что обрушила на него жестокая действительность».

Вот как о той действительности, в которой рождалась «Землянка», вспоминала дочь поэта Наталья Суркова: «Отец, военный корреспондент фронтовой газеты, приехал под Истру собирать очередной материал. Немецкие танки прорывались к Москве не там, где их ждали, — по Волоколамке, а именно здесь, по незащищённой дороге. Наши, несколько человек, включая отца, застряли в окружённом фашистами блиндаже. Три пулемёта били по ним в упор. Один из тех, кто был тогда вместе с отцом, сумел гранатами подавить пулемёты. Стали выбираться к нашим, отцу помогал кто-то из молодых, ему самому из-за возраста это было трудно... В год битвы под Москвой зима упала внезапно, закрыв снегом кровь и ошмётки искорёженного металла. Они пробирались через прозрачный лес по минному полю. На расстоянии четырёх шагов один от другого. Такое было правило, чтобы, если один подорвётся, у другого был шанс уцелеть. Отец тогда произнёс: «До смерти — четыре шага». Вся его шинель была иссечена осколками».

Память народная вновь поправила слова поэта, сделав эти «четыре шага» его шагами в бессмертие.

 

***

 Бьётся в тесной печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза.

И поёт мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза.

 

Про тебя мне шептали кусты

В белоснежных полях под Москвой.

Я хочу, чтобы слышала ты,

Как тоскует мой голос живой.

 

Ты сейчас далеко, далеко,

Между нами снега и снега...

До тебя мне дойти нелегко,

А до смерти — четыре шага.

 

Пой, гармоника, вьюге назло,

Заплутавшее счастье зови.

Мне в холодной землянке тепло

От моей негасимой любви.

 

Ноябрь, 1941 г.

 

***

По военной дороге

Шёл в борьбе и тревоге

Боевой восемнадцатый год.

Были сборы недолги,

От Кубани до Волги

Мы коней поднимали в поход.

 

Среди зноя и пыли

Мы с Будённым ходили

На рысях на большие дела.

По курганам горбатым,

По речным перекатам

Наша громкая слава прошла.

 

На Дону и в Замостье

Тлеют белые кости.

Над костями шумят ветерки.

Помнят псы-атаманы.

Помнят польские паны

Конармейские наши клинки.

 

Если в край наш спокойный

Хлынут новые войны

Проливным пулемётным дождём, —

По дорогам знакомым

За любимым наркомом

Мы коней боевых поведём.

 

1935 г.

 

***

 Видно, выписал писарь мне дальний билет,

Отправляя впервой на войну,

На четвёртой войне, с восемнадцати лет,

Я солдатскую лямку тяну.

Череда лихолетий текла надо мной,

От полночных пожаров красна.

Не видал я, как юность прошла стороной,

Как легла на виски седина.

И от пуль невредим, и жарой не палим,

Прохожу я по кромке огня.

Видно, мать непомерным страданьем своим

Откупила у смерти меня.

Испытало нас время свинцом и огнём,

Стали нервы железу под стать.

Победим. И вернёмся. И радость вернём,

И сумеем за всё наверстать.

Неспроста к нам приходят неясные сны

Про счастливый и солнечный край.

После долгих ненастий недружной весны

Ждёт и нас ослепительный май.

 

Сентябрь, 1942 г.

 

Солдат

 Стирая рукавом

Со лба густую кровь,

Перед бойницей вражеского дота,

Укрыт глубоким рвом,

Он целится и вновь

Сечёт разящей строчкой пулемёта.

 

Взрывается снаряд,

Земля летит вразброс.

Осколки рвут бугры промёрзлых кочек.

А пули всё летят.

Как будто в землю врос

Ожесточённый боем пулемётчик.

 

Смешался с кровью пот

Солдатского труда.

Несутся с лязгом танки по полянке.

Метелица метёт,

И красная звезда

Мерцает на заснеженной ушанке.

 

И динамит, и тол,

И воющий металл,

И злая лихорадка автомата...

Он в этот ад вошёл,

Он в пламени познал

Свой трудный долг пехотного солдата.

 

Ведя за годом год

Жестокую борьбу,

Он в громе исполинских наступлений

На сотни лет вперёд

Устраивал судьбу

Рождённых и грядущих поколений.

 

Для радости труда

Отвагою храним,

Он родине несёт победы дар чудесный.

Душа моя горда,

Что жил я рядом с ним,

Что помогал ему своей солдатской песней.

 

1944 год, Действующая армия.

 

Подготовил Александр САРАНЦЕВ

Источник: «Правда»

Читайте также

Литературная композиция «О великой войне и великой Победе» в Алатыре Литературная композиция «О великой войне и великой Победе» в Алатыре
В четверг, 8 мая, на сцене городского Дворца культуры выступили местные поэты, школьники и участники Алатырского народного драматического театра, которые представили вниманию зрителей литературную ком...
16 мая 2025
Т. Куликова. Большое торговое перемирие Т. Куликова. Большое торговое перемирие
На переговорах, прошедших в минувшие выходные, США и Китай договорились о временном сокращении взаимных пошлин и о «создании механизма для продолжения переговоров». Чего нам ждать дальше? Торговое про...
16 мая 2025
«Нам ненависть залогом жизни стала». 115 лет со дня рождения Ольги Берггольц «Нам ненависть залогом жизни стала». 115 лет со дня рождения Ольги Берггольц
Об Ольге Берггольц, чей 115-летний юбилей со дня рождения приходится на 16 мая, написано множество статей и книг. На протяжении более восьми десятилетий её имя неизменно присутствует во всех поэтическ...
16 мая 2025