«Человек в человеке болит». О стихотворении Надежды Князевой
Закончив писать эссе о художниках, я обратился к статье Василия Дворцова. Он известен читателям сайта «Русский Лад» фактическим оправданием теракта в «Крокусе». Теперь же Василий Владимирович высказался о создании Совета по прозе при Союзе Писателей России.
В его статье я встретил следующую фразу: «сорокалетние “молодые” свою неспособность поднять культурное и профессиональное наследие с сопутствующей нравственной анемией оправдывают некими “идейным” либерализмом и “принципиальной” внеполитичностью».
Говорилось это в контексте идеологической войны с Западом, но свою нелюбовь к молодёжи Дворцов опять экстраполировал на всех, чем сыграл ему (Западу) на руку.
Чтобы нивелировать этот негативный эффект, я разберу стихотворение Надежды Князевой (проиллюстрированное её же картиной).
Трамваи ползут по склону, как светляки,
заморозкам вопреки.
Небо – мазут,
а по часам ещё рано.
Пальцы звенят в промозглых пустых карманах.
Выше домов снег собирается в стаи.
Звон нарастает.
Ветер усталый с невидимой тёмной реки.
Полусухой тоски
два пластиковых стакана.
Человек в человеке болит.
Человек человеку открыт,
Словно рана.
Критерием будет (как в случае с другими авторами) созвучность образов с философией Николая Фёдорова. Это «философия общего дела». О недостатке его («Человек в человеке болит. Человек человеку открыт») и рассказывает стихотворение Надежды.
В нём об этом не говорится прямо. Как правило, самый простой и прямой путь – самый гибельный. Как писал святитель Игнатий (Брянчининов): «Не увлекайся общим потоком, но следуй по узкой стезе вслед за святыми Отцами».
Это делают и трамваи, кои «ползут по склону, как светляки». Вместе с ними к нам нисходит и сам Спаситель, хоть «по часам ещё рано». Это позволяет мне сделать вывод о ложности утверждений Дворцова относительно «поколения сорокалетних» и рекомендовать стих Надежды Князевой к публикации на сайте ВСД «Русский Лад».
Савелий КОСТРИКИН