Челобитная для Трампа

Власти центральноазиатских республик выразили готовность работать с новой американской администрацией, в частности, снабжая США стратегически важными полезными ископаемыми. О значении региона для решения внешнеполитических задач открыто говорят в окружении Дональда Трампа.
Давно известный факт, что постсоветские элиты руководствуются в своей политике исключительно соображениями краткосрочной выгоды, доказала смена власти в США. Сразу после победы Трампа в Вашингтон полетели поздравительные телеграммы, главы центральноазиатских республик спешили связаться с избранным президентом.
5 декабря это удалось сделать руководителю Казахстана Касым-Жомарту Токаеву. Последний, как сообщили в Астане, изложил позицию страны по наиболее актуальным вопросам международной повестки. «Политики подтвердили взаимную приверженность интенсивному развитию стратегического партнёрства в сфере торговли, инвестиций и ядерного нераспространения, — говорится в официальном пресс-релизе. — Президенты договорились о регулярных контактах в целях сохранения высокой динамики двустороннего сотрудничества».
Семена упали на благодатную почву. Новый госсекретарь США Марко Рубио выступил с заявлением, которое можно считать авансом для будущих отношений. Речь идёт о пресловутой поправке Джексона-Вэника, принятой полвека назад и ограничивающей торговлю Соединённых Штатов со странами, которые, по версии Вашингтона, нарушают права человека. Большинство республик Центральной Азии до сих пор испытывают санкционные меры. Единственное исключение — Киргизия, в отношении которой эта норма была отменена ещё в 2000 году.
Казахстан уже несколько лет добивается отмены поправки. Активное лоббирование позволило сколотить группу почти из сорока конгрессменов, которые в 2023 году инициировали принятие законопроекта о нормализации торговых отношений с Астаной. «В связи с возрастающей значимостью региона этот вопрос должен быть решён. Откладывание вопроса или бездействие демонстрируют неэффективность и безответственность внешней политики Соединённых Штатов. Если другие страны, выполняя требования или просьбы США, не получают обещанных льгот, то в будущем они не будут заинтересованы в сотрудничестве», — весьма откровенно высказывается один из членов группы — сенатор-демократ Крис Мёрфи.
Как выяснилось недавно, схожую позицию разделяют и вернувшиеся во власть республиканцы. На слушаниях в сенате, посвящённых утверждению нового главы госдепа Марко Рубио, конгрессмен Стив Дэйнс от Республиканской партии и его коллега-демократ Гэри Питерс подняли вопрос исключения Казахстана и Узбекистана из сферы действия поправки Джексона — Вэника. Это, указали они, является ключевым шагом для укрепления связей региона с США.
«Надеемся на совместную работу с президентом Трампом, возможно, даже на организацию саммита, — заявил Дэйнс. — Учитывая вывод войск из Афганистана, регион приобретает особую стратегическую важность. Нам нужны союзники в Центральной Азии, мы намерены активно двигаться в этом направлении». В качестве примера сенатор привёл Туркмению, которая поставляет почти весь свой природный газ Китаю. Республике, считает Дэйнс, нужно помочь прорваться на «мировые рынки».
Рубио полностью согласился с доводами конгрессменов. «Есть те, кто настаивает на сохранении поправки в качестве рычага давления для получения уступок в сфере прав человека или принуждения стран к более решительному сотрудничеству с нами, а не с Россией и ей подобными. Но я думаю, что это абсурдный пережиток прошлого», — заявил новый госсекретарь. Он напомнил также, что министерство торговли США признало экономику Казахстана рыночной.
Для закрепления Вашингтона в Центральной Азии закладывается идеологическая основа. Ряд западных СМИ и аналитических центров опубликовали материалы о важности региона для глобального доминирования США. Американский эксперт по энергетической безопасности Роберт Катлер, к примеру, утверждает, что солнечная и ветровая энергетика не в состоянии обеспечить потребности Соединённых Штатов и других государств. Единственный рациональный выход — развитие атомной энергетики. Это требует укрепления связей с Центральной Азией, и в первую очередь с Казахстаном.
«Ни один президент США не посещал Казахстан, добывающий более 40 процентов природного урана в мире. Этот дипломатический вакуум заполнили Россия и Китай, глубоко проникшие в энергетический сектор Казахстана. Если Соединённые Штаты и Европа хотят достичь энергетической независимости и обеспечить себе безопасное ядерное будущее, они должны решительно действовать, чтобы наладить более тесные связи с Казахстаном и со всей Центральной Азией», — написал Катлер.
Астана между тем посылает Вашингтону недвусмысленные сигналы о готовности наращивать сотрудничество. В парламент Казахстана поступило для ратификации соглашение о выделении земельного участка для строительства нового здания американского консульства в Алма-Ате. Площадь участка превышает 7 гектаров, предоставляется он в аренду сроком на 49 лет.
В «состояние повышенной дипломатической готовности» приведены и власти Узбекистана. Обнародованные в начале января приоритеты государственной политики на 2025 год включают установление тесного взаимодействия с новой американской администрацией. Среди прочего предполагается до конца года организовать визит президента Узбекистана в США и провести диалог по расширенному стратегическому партнёрству в Ташкенте.
Программа подчёркивает важность активизации работы в формате «C5+1» (страны Центральной Азии и США). В планы входят министерские встречи, заседания профильных рабочих групп и проведение юбилейного саммита по случаю десятилетия дипломатического формата в Самарканде. Также в Ташкенте нацелены на ускорение развития экономического сотрудничества и привлечение американских инвесторов. Важным направлением названо и сотрудничество в сфере безопасности.
На этом фоне 23 января заместитель председателя узбекского Центробанка Аброр Мирзо Олимов сообщил о намерении Ташкента нарастить вложения в государственные облигации США. «Мы поставили цель по диверсификации золотовалютных резервов, чтобы хранить всё не в одном активе, а перераспределить между другими. На первом этапе мы планируем покупать казначейские облигации США, риск по которым близок к нулю», — заявил Олимов.
Видимо, в республиках региона рассчитывают, что такая податливость обеспечит им благоволение американского руководства. В действительности эффект будет обратным. В администрации Трампа расценят это как готовность идти на уступки и начнут говорить с Центральной Азией языком ультиматумов.
Сергей КОЖЕМЯКИН
Источник: «Правда»