Борис Олейник: наследник Победы

Борис Олейник: наследник Победы

Борис Олейник принадлежал к поколению, познавшему Великую войну в раннем детстве. Для него и его ровесников, говоря его же словами, «...ча­ще, чем святое слово “мама", // Над колыбелью слышалось: “война"...» («В зеркале слова»). Может быть, поэтому, а может, не и только, а и по ка­ким-то ещё, менее личным причинам тема войны в его творчестве занимает важное место. Подход поэта к ней отличается многомерностью, многоплано­востью. И в то же самое время – удивительным постоянством взгляда, в ос­нове которого, видимо, лежит незыблемость интерпретации войны, оценки её самой, итогов, прямых и косвенных последствий.

Будущий поэт встретил Победу десятилетним мальчишкой. Понять и по­знать всю её значимость, всё её величие ему тогда, по понятным причинам, было не по силам (да и сами эти значимость и величие тоже ведь не прояви­лись сразу, не так ли?). Но общую атмосферу оплаченного огромной кровью, выстраданного страной «праздника со слезами на глазах» маленький Борис ощутил в полной мере. Слёзы без всяких кавычек стояли у него в глазах. Ве­ликая война забрала у него и у семьи отца: ушедшему добровольцем на фронт в первые месяцы войны Илье Олейнику суждено было остаться там навсегда. В 1945-м десятилетний Борис ещё ждал отца, похоронка на него пришла толь­ко в 1948-м.

Представление о войне у поэта не эпическое, исторически конкретное, достоверное, а лирическое, эмоционально окрашенное, осмысленное фило­софски и символически. В его произведениях не встретишь ни описаний бо­ёв и подвигов наших солдат, ни чего-то такого, что можно было бы опреде­лить, как «сводки с фронта». Зато есть другое: стремление понять войну, увидеть её место в общем движении времени, осмыслить как момент карди­нального перелома, разделившего жизнь страны и людей на «до» и «после». С одной стороны, такой подход обусловлен спецификой поэзии как литера­турного рода. С другой – собственным, глубоко личным восприятием войны как части собственной биографии. Ну, и, конечно, осознанием непреходя­щего значения войны и Победы для страны и людей, искренней заботой о со­хранении памяти о ней.

Память о войне – фундаментальная доминанта и человеческого, и поэтичес­кого сознания Б. Олейника, один из краеугольных камней личности.

В ранний период его творчества тема войны и Победы появляется не очень часто, хотя с завидной регулярностью. В отличие от некоторых коллег по поэтическому цеху Союза писателей Украины, молодой автор не отрабаты­вает тему для «галочки», погружаясь в неё только тогда, когда для этого на­ступает подходящий момент, когда наступает его собственное творческое время. Победа для него – это святыня. Она держит в тонусе, вдохновляет, ув­лекает за собой, эпизодически выходя на первый план. Лирический герой Б. Олейника с головой погружён в бурное кипение и бурление молодой жиз­ни в её современном преломлении. Тема Победы среди других его проблем­но-тематических приоритетов – на почётном месте.

Первый серьёзный шаг в поэтическом освоении недавнего трагического и в то же время победного прошлого был сделан им в канун двадцатилетия Победы, в 1963-1964 годах, и в год её двадцатилетия – 1965-й. Затем были новые всплески – в 1975-м, 1985-м. И позже, конечно, тоже.

В стихотворении «Одногодки» в фокусе оказывается проблема выбора. Б. Олейника вряд ли можно зачислить в экзистенциалисты, но она, эта про­блема, волновала и вдохновляла его с первых шагов в литературе и на всём долгом творческом пути. Отнюдь не случайно, что один из его ранних поэти­ческих сборников называется «Выбор» (1965). Ещё более показательно, что предисловие к первому тому шеститомника 2007 года названо поэтом «Право выбора». Одному из персонажей выпало делать жизненный выбор под дулом вражеского пистолета – на войне. Цена такого выбора максимальна: жизнь или смерть. Выбор другого персонажа – совсем иной как по характеру, так и по тому, что он выбирает. «Между вами взорван мост», – констатирует автор. Нарушилась связь времён, связь поколений.

Поэт уже тогда видел угрозу, пока что только потенциальную, но уже уг­розу. Он осознавал её возможные страшные последствия и говорил о ней. А с какого-то момента, с какого-то рубежа (может, с того, о котором так точ­но и проникновенно сказал он в поэме «Трубит Трубеж»?) стал уже не гово­рить, а кричать. Сборник произведений, изданный в Киеве к 80-летнему юбилею, назван им «Крик». И это, как мне кажется, очень важно, значимо, знаково. Б. Олейник был удивительно, потрясающе прозорлив. Ему был дан уникальный дар предвидения. В его поэтическом и публицистическом насле­дии сохранилось немало следов и результатов разного рода прогнозов, ока­завшихся, когда – к счастью, когда – к несчастью, удивительно точными.

В «Одногодках» имеет место прямое противопоставление двух начал. С одной стороны, верность идее, идеалам. Жизненная позиция, основанная на ценностях, готовность к самопожертвованию ради идеала, которую герой доказывает ценой собственной жизни. С другой – сознательный отказ от идейности, от идеалов, жизненная позиция, основанная на сугубо меркан­тильном подходе: где больше дадут, туда и идти.

Проблема предательства незримо присутствует в стихотворении. Судьба искушает героя предать ради сохранения жизни. Он отвергает такую возмож­ность без раздумий. По-другому не может, не способен поступить. Тот, кому выпало жить после него, совсем другой. И вдруг оказалось, что для нашей эпохи больше подходит именно он, а не тот, кого Б. Олейник ставит ему в пример. Перефразируя грибоедовское: «Молчалины блаженствуют на све­те», он мог бы сказать: «Предатели блаженствуют на свете». Даже Б. Олей­ник с его уникальным даром предвидения вряд ли предполагал такое развитие событий тогда, когда писал это произведение. В то время шансов у предателя одолеть героя не было ни малейших. Сегодня ситуация прямо противополож­ная: шансов теперь нет у того, кто отвергает предательство.

Анализ художественного, особенно поэтического текста – это дело ещё более деликатное и тонкое, чем Восток. Известно весьма значительное чис­ло способов, как его осуществлять, однако универсального метода так и не обнаружено. Одну из методик такого анализа разработал в 1970-е годы мой отец Николай Александрович Рудяков (1926-1993). Если применить её к «Одногодкам», то к словесным единицам, наиболее активно и продуктивно ис­пользуемым в создании идейно-образного содержания, следует отнести те, что формируют парадигму противопоставления. Её полюсами выступают два персонажа, формально вроде похожие друг на друга, реально очень разные, прямо противоположные по духу. Они – одногодки, хотя и с поправкой на при­надлежность к разным поколениям. В синхронии, когда одному из них двад­цать шесть, второму – шесть. В ситуации выхода за рамки физического вре­мени, когда один из героев мёртв, а второй – жив, их возраст сравнивается, им обоим по двадцать шесть, они действительно становятся одногодками.

Стихотворение построено на сравнении двух одногодков. Критерий срав­нения – выбор, который делает каждый. Один выбирает идеалы, второй – ко­шелёк.

Важную роль в формировании идейно-образного содержания играет сло­во «мост». Поэт употребляет его в прямом и переносном значении: мост че­рез Днепр – мост между поколениями. Первый герой, поставленный фашис­том перед выбором: предательство или смерть в Днепре, под мостом, выбрал «под мост», сохранив честь и достоинство. Второй – не чета ему, думает толь­ко о выгоде. Фигуральный мост между ними взорван (важно: но рухнул сам, а именно «взорван», уничтожен чьим-то активным действием). Первый пер­сонаж остаётся живым и после смерти, второй – мёртв при жизни.

«Живым – от погибших» (1963). Центральной в произведении является проблема памяти. О войне, о её героях, о жертвах, которые им довелось при­нести ради Победы. О самой их Победе, которой они поделились с другими, которую разделили со всеми. В контексте высказанных выше соображений об «Одногодках», тут стоило бы, верно, уточнить: со всеми ли или только с те­ми, кто был её достоин. Самое главное, о чём хотели бы спросить живых те, кто полёг на войне, что хотели бы они сказать им, сводится, по сути, к вопро­су: «Не забыли ли вы?» С него начинается стихотворение. Им же оно и завер­шается, только уже не в форме вопроса, не с вопросительной интонацией, а в иной модальности – в виде призыва от имени погибших к живым: «Вы ж не забудьте только...»

В стихотворении «Пятый член трибунала» (1963) на первый план выходит проблема ответственности, личной ответственности каждого за общее дело, за тех, кто рядом, и даже за тех, кто далеко. Ответственности и высокой це­ны даже за сиюминутную слабость, обернувшуюся трагедией. Для героя это­го произведения, трактуемого автором как герой положительный, испытание ответственностью обернулось огромной бедой. Судьба карает его не смер­тью, а, наоборот, жизнью, преисполненной терзаниями за то, что не ко вре­мени и не к месту поддался естественному человеческому чувству, вопреки нечеловеческим обстоятельствам войны.

Если взять шире, то эту проблему можно было бы – вполне в духе само­го Б. Олейника – представить ещё и как долг всех живых и каждого из них в отдельности перед всеми, кто отдал жизнь, здоровье, молодость для Побе­ды. Проблема ответственности и долга стоит в центре одного из произведе­ний 2000-х – «Полковнику никто не пишет...». Хронологическая удалённость одного текста от другого свидетельствует о приверженности Б. Олейника не­которым темам и проблемам, к которым он постоянно обращался в течение всего творческого пути.

Первая строка стихотворения, как уже заметил читатель, повторяет на­звание повести Г. Г. Маркеса «Полковнику никто не пишет» (есть и фильм под таким же названием – экранизация повести). Название для своего текста Б. Олейник вроде заимствует, а вот содержательное его наполнение предла­гает собственное, оригинальное. Его полковник, в отличие от полковника «колумбийского», не может найти покоя после смерти. В июне сорок первого, когда его полк пробивался из окружения, он спрятал знамя, чтобы оно не по­пало в руки врага. Ответственность, от которой героя, в его собственном представлении, не освобождает даже смерть, заставляет его искать тайник со знаменем, чтобы передать реликвию кому-то другому, кто донесёт знамя пол­ка к своим, «...хотя все из его полка // Уже лежат в земле давно», – с глу­бокой грустью констатирует автор.

«На береге вечности» (1975). До боли, до крика пронзительный текст. Пе­речитывать его и во второй, и в третий, и в десятый раз невозможно без то­го, чтобы комок не подступил к горлу, а на глаза не навернулись слёзы. Гимн памяти, сопряжённой со страшным, невосполнимым горем утраты близких – мужей, братьев, сыновей. Или, как у лирического героя, – отцов.

Действие перенесено автором из реального пространства в виртуальное пространство памяти. Именно в нём происходит долгожданная для тех и для других встреча погибших и живых, к кому не вернулись с войны их родные и близкие. Мертвые проходят перед живыми парадом: «в колоннах, поротно...» Навстречу этому параду со всех сторон выбегают «матери, невесты, жёны», высматривая в потоке... нет, не людей, конечно, в потоке теней свою, единственную.

Всматривается в колонны идущих и лирический герой. Всматривается в надежде увидеть там пропавшего «в судный час» отца. Удача улыбается ему. Он слышит голос, доносящийся «издали, как с берега вечности»: «Сынок...» Затем видит отца, идущего к нему в обмотках, со скаткой на плече. Отец при­ближается к сыну, смотрит на него «нежно, печально и горько», говорит: «Прости меня...» Это один из знаковых моментов всего стихотворения. Отец мог бы не извиняться, ведь он выполнил свой долг, ценой собственной жизни выполнил. И спас сына от страшной беды, закрыл его от неё своим те­лом. Но он считает своим долгом извиниться за то, что сын рос без отцовской ласки и опеки. Что им движет? Думаю, двух мнений тут быть не может и не должно: чувство ответственности, готовность брать на себя вину за всё, что происходит вокруг. Автобиографический штрих. Сам Борис Олейник был именно таким: всегда ответственным, всегда винящим себя за то, что не сде­лал, не доделал, не переделал.

В этом стихотворении появляется новый для Б. Олейника мотив. В прост­ранстве памяти, где происходит действие, царит «великое молчание». Это словосочетание повторяется в тексте несколько раз, что даёт основания пола­гать, что автор придавал ему особое значение. Оно, думается, объединяет в себе две стихии. С одной стороны, обусловленное реальностью молчание погибших: смерть лишила их возможности говорить так, чтобы слышали жи­вые. С другой – молчание живых, великое молчание как дань уважения по­двигу ушедших из жизни героев, знак благодарной памяти.

В первой части произведения встреча с родными, погибшими на войне, для живых – это только горе, неизбывное, страшное горе. Во второй части это эмоциональное состояние переосмысливается автором, выходя за рамки простого противопоставления по линии «жизнь – смерть» и поднимаясь на бо­лее высокий уровень. На этом уровне в фокусе оказывается другая дилемма, сущность которой определяется категорией смысла. Смерть героев имела глубокий смысл, она была не напрасна. Словесное выражение этой идеи ав­тор вкладывает в уста погибших. Они, как отец лирического героя, чувствуя свою вину перед теми, кого оставили в мире живых, обращают их внимание на важнейшее, с их точки зрения, обстоятельство. Оно состоит в том, что их смерть не была напрасной. «С наших плацдармов живые начинали атаку», с гордостью говорят они. И эта атака породила Победу.

В условном «эпилоге» автор выходит на близкую ему тему связи поколе­ний, верности памяти. Лирический горой тут уже старше своего погибшего на войне отца. И сам уже – отец. Вспоминая отца, мысленно общаясь с ним, слушая и принимая его наказ, он обращается к сыну: «...нам выпало досеять и долюбить // Отцовское поле...».

Ещё один важный момент. Погибшие на войне «говорят» живым «Слово». Позже, спустя двадцать с лишним лет, в поэме «Трубит Трубеж» поэт опять об­ратится к этому символу. И опять свяжет его с памятью. «Они живы для нас в вечности, // И память их не подвластна ржавчине. // Они стали Словом чи­стой воды, // Которое исцеляет наши раны и руины...»

В год тридцатилетия Победы поэт пишет ещё одно произведение, в кото­ром теме войны отведена главная роль, – поэму «Урок». В ней опять красной нитью проходит мысль о том, как сохранить Победу, память о Победе, память Победы для молодых поколений. Горой вспоминает историю о трагедии воен­ного времени в югославском Крагуевце, где фашисты в 1941-м в отместку за действия партизан расстреляли учеников и учителей школы, всех подряд. Вспоминает и пересказывает её своему сыну-школьнику.

«Урок» – хрестоматийное произведение, долгое время входившее в школьную программу. Украинских чиновников от образования, отлучавших Б. Олейника от школы и вузов, как и тех, кто определял государственную по­литику в гуманитарной сфере, в рамки которой такие действия удачно вписы­вались, можно понять. Ни им самим, ни их детям и внукам такие уроки не нужны по определению. В обществе, лишённом идеалов, «Урок» Б. Олейника звучит, как укор. Вот и прячут его, вот и прячутся от него.

Накануне сорокалетия Победы и своего юбилея, в 1984 году Б. Олейник пишет стихотворение «Перед людьми и землёй...» Оно посвящено памяти о войне и навеяно беспокойством поэта, вызванным наблюдениями над окру­жающей действительностью и тем, что в ней в то время происходило. Лири­ческий горой обращается к читателю с призывом, звучащим и как предостережение, и как этический императив: «Не отступать!»

В качестве критерия, разделяющего Добро и Зло, здесь выступает Веч­ный огонь. Поэт порицает тех, кто «греет руки над Вечным огнём», употреб­ляя глагол «греет» не в прямом, а в переносном значении. В 1980-е это был художественный приём, теперь, увы, приём стал элементом реальности. Се­годня в Киеве на Вечном огне кто-то пытается жарить яичницу, и ничего... Страшно! Грустно и страшно! Дар предвидения, к нашему величайшему со­жалению, Бориса Олейника не подвёл.

Проблема памяти и её сохранения оказывается в центре внимания в сти­хотворении «Уже меньше их, ещё живых, во плоти...», вошедшем в сборник «Основы», изданный в 2005 году, в год шестидесятилетия Победы и семиде­сятилетия Б. Олейника. Тут, поднимаясь до самых верхних регистров, звучит голос поэта, предупреждающий об угрозе, диктуемой утратой памяти. Память о войне и о великой Победе теперь уже в руках не детей героев, а их внуков. С её сохранением, по мнению автора, есть большие проблемы. Поэт пред­ставляет её в виде аллегории: внуки в погоне за наживой, «забыв самое свя­тое», сдают на металлолом бронзу с памятников героям войны. Они «убили память», – говорит он. Именно так – не в длящемся, а в уже совершенном действии: не «убивают», а «убили».

«В державе, где потомки убили память, – констатирует поэт, – // Страш­нее войн // грядет Армагеддон». Опять прогноз. И снова – в точку!

И вот 2020-й – год 75-летия Победы. Мы встречаем его, увы, уже без Бо­риса Олейника. Не сомневаюсь, что, если бы Борис Ильич дожил до этого дня, он непременно написал бы новое произведение, ему посвящённое. О чём бы оно было? Наверное, о том, что волновало, что не давало покоя По­эту до конца его дней: о памяти, об ответственности, о необходимости нести правду о Великой войне, давая отпор любым попыткам её искажения или из­вращения. Борис Олейник – наследник Победы. Не потомок, а именно на­следник. Приняв эстафету от победителей, он с честью пронёс её через всю жизнь, через все испытания, выпавшие на его долю и долю его поколения.

Павел РУДЯКОВ, Киев

«Наш современник», № 5, 2020

Читайте также

Отчёт ВСД «Русский Лад» в Республике Марий Эл за 2024 год Отчёт ВСД «Русский Лад» в Республике Марий Эл за 2024 год
Марийское республиканское отделение ВСД «Русский Лад» в 2024 году действовало в направлении пропаганды идей Всероссийского созидательного движения, принимало активное участие в мероприятиях под эгидой...
13 декабря 2024
Псковская область. Вечер православной песни в Дедовичах Псковская область. Вечер православной песни в Дедовичах
Просветительско-патриотический клуб «Русский Лад» (п. Дедовичи) завершил очередной год своей деятельности плановым мероприятием «Вечер православной песни», которое состоялось вчера в Районном центре д...
13 декабря 2024
Т. Куликова. Инфляция на грани катастрофы Т. Куликова. Инфляция на грани катастрофы
В среду 11 декабря были опубликованы данные от Росстата по инфляции за ноябрь, которые показали ее резкое ускорение. Мы вышли на двузначные темпы текущей инфляции. Ждем дальнейшего подъема ключевой ст...
13 декабря 2024