Богатый улов европейских воротил в Средней Азии
Поставки стратегического сырья, углубление культурного влияния и сотрудничество в антироссийских санкциях — такими стали главные пункты переговоров глав Казахстана и Узбекистана с президентом Франции. Визит Эмманюэля Макрона стал важным, но далеко не первым шагом на пути закрепления Европы в регионе.
Ровно 30 лет назад, осенью 1993 года, в Алма-Ате, которая тогда ещё оставалась столицей Казахстана, торжественно встречали президента Франции Франсуа Миттерана. За этим последовали его визиты в Узбекистан и Туркмению. Рынок постсоветских государств являлся лакомым куском для иностранных держав, и Париж явно не хотел опоздать к его разделу. Награда за эти старания оказалась щедрой. Например, в Казахстане французский капитал заполучил доли нескольких нефтяных месторождений, а главное, установил контроль над добычей урана. Так республика стала крупнейшим поставщиком сырья для атомных электростанций европейской страны.
В последующие годы активность Парижа на центральноазиатском направлении снизилась. Ни один из хозяев Елисейского дворца здесь больше не появлялся, чтобы «смазать» механизм сотрудничества. Так продолжалось, пока путь Миттерана не решил повторить Эмманюэль Макрон. Схожи не только внешние атрибуты, но и мотивы визитов. Боровшаяся в 1990-е годы за раздел советского «пирога» Франция и теперь не прочь воспользоваться глобальным соперничеством. Этому способствует позиция региональных элит, стремящихся извлечь выгоду из своей «многовекторной» политики.
Первой остановкой Макрона, которого сопровождали не только правительственные чиновники, но и представители ведущих французских корпораций, стала Астана. На переговорах с Касым-Жомартом Токаевым было поднято немало тем, но большинство из них так или иначе касалось активизации существующих направлений сотрудничества. В первую очередь в топливно-энергетической сфере. По словам Токаева, имеется «огромный потенциал» для наращивания объёмов поставляемого Франции урана. Также казахстанская сторона выразила готовность использовать накопленный Парижем опыт развития ядерных технологий. Для гостей это весьма позитивный сигнал, указывающий на высокий шанс энергокомпании EDF победить в тендере на строительство будущей атомной электростанции. Другими претендентами, напомним, являются корпорации из России, Китая и Южной Кореи.
Если перспектива появления АЭС пока находится под вопросом — сначала власти обещают провести референдум, — то соглашение о строительстве парка ветряных электростанций уже подписано. Их суммарная мощность составит 1,2 гигаватта. Ещё одной договорённостью, заключённой во время визита Макрона, стала декларация о намерениях по сотрудничеству в разработке стратегических минералов. «Сегодня мы уже производим шестнадцать из тридцати редкоземельных металлов, необходимых для экономики Европейского союза, и обеспечиваем 70 процентов потребностей европейского рынка в фосфоре. Мы располагаем месторождениями ещё девяти видов сырья, которые могут быть освоены при наличии необходимых инвестиций», — заявил Токаев. Кроме того, стороны решили активизировать сотрудничество в производстве и сервисном обслуживании железнодорожных локомотивов. Соответствующее соглашение было подписано между национальной компанией «Казахстанские железные дороги» и французской компанией Alstom.
Экономическое проникновение подкрепляется так называемой мягкой силой. В республике будет открыто представительство французского агентства развития — аналога американского ЮСАИД, появятся французские школы и франко-казахстанский университет.
Схожие результаты имело посещение Узбекистана. Макрон и его коллега Шавкат Мирзиёев договорились вывести отношения на уровень стратегического партнёрства, отметив, что основой для этого выступает взаимный товарооборот, приблизившийся к 1 миллиарду евро, а также вдесятеро больший портфель совместных проектов. В число последних включено сотрудничество с французской корпорацией Orano по добыче и переработке урана и других стратегических сырьевых материалов, а также строительство солнечных и ветряных электростанций, модернизация систем водоснабжения и т.д. «В течение семи лет вы ведёте открытую политику, — обратился Макрон к Мирзиёеву. — Мы верим в эту политику, поддерживаем её и хотим помочь вам её реализовать».
Как и в Казахстане, в республике откроется совместный с Францией университет, а в Самарканде, где также побывал Макрон, будет работать филиал «Французского альянса» — организации, созданной с целью распространения французского языка и культуры в разных уголках света.
Может показаться, что во время своего турне Макрон избегал острых политических «углов». Это не так. Гость открыто говорил о необходимости продолжения давления на Москву и хвалил собеседников за участие в антироссийских санкциях. «Франция ценит путь, которому вы следуете ради своей страны, отказываясь быть вассалом какой-либо державы и стремясь построить многочисленные и сбалансированные отношения с разными странами в интересах вашего народа», — заявил он на встрече с Токаевым. Партнёры Макрона возражать не стали, предпочтя твердить об «исторической значимости» визита.
Франция — не единственная страна, пытающаяся воспользоваться ресурсами региона. В конце сентября в Берлине прошёл первый саммит «Центральная Азия — Германия» с участием глав республик и канцлера ФРГ Олафа Шольца. Главным результатом встречи стал запуск стратегического партнёрства и проведение регулярных политических консультаций. Выступая на саммите, Шавкат Мирзиёев обозначил наиболее перспективные направления сотрудничества. Среди них углубление инвестиционных и технологических связей, усиление транспортно-инфраструктурной взаимосвязанности, совместное внедрение возобновляемых источников энергии, добыча и переработка стратегического сырья, подготовка специалистов для различных отраслей. Переговоры в немецкой столице запомнились также обещанием Токаева «однозначно следовать санкционному режиму» против России.
О санкциях говорилось и на прошедшей 23 октября в Люксембурге встрече глав МИД центральноазиатских стран и государств — членов ЕС. В их совместном заявлении отмечена «важность ориентированного на результат диалога и сотрудничества в контексте режимов санкций». По итогам переговоров была также утверждена совместная дорожная карта по углублению связей между двумя регионами. Она предусматривает соединение транспортной инфраструктуры, разработку «критически важных» сырьевых материалов и т.д.
Участники встречи договорились провести в начале следующего года совместный инвестиционный форум. А на второй квартал 2024 года намечен саммит «Центральная Азия — Евросоюз». Работа по выдавливанию России идёт чётко и планомерно.
Сергей КОЖЕМЯКИН
Источник: «Правда»