Андрей Стрельцов: в чём сегодня нуждается иркутский театр кукол
Уже почти год у руля Иркутского областного театра кукол «Аистенок» стоит Андрей Стрельцов. Молодой и энергичный руководитель с большим энтузиазмом приступил к своим обязанностям, взяв курс на развитие, но при этом стараясь сохранить традиции любимого у иркутян театра. О новых постановках, гастролях и реконструкции «Аистенка» он рассказал газете «Областная».
– Андрей Сергеевич, ведь это ваш дебют в роли директора?
– Да, но не первая моя руководящая должность. До этого я семь лет трудился в Иркутском драмтеатре. Сначала занимался вопросами строительства, стал заместителем директора по административно-хозяйственной части. Потом мне стали интересны творческая составляющая и другие различные проекты театра, ведь я гуманитарий. Возглавил отдел грантов, вникал в бухгалтерские и юридические вопросы функционирования театра, а также в процесс маркетинга, репертуарную политику и работу с труппой. Тогда мне посоветовали получить образование в этой сфере, и я поступил в Высшую школу деятелей сценических искусств «Школа Г.Г. Дадамяна».
– Вы ведь выросли в театре?
– Да, вырос, но при этом все мои родственники говорили: держись подальше от этой сферы, она затягивает. Кстати, я никогда не хотел быть артистом. Но все-таки выходил на сцену, когда был маленький, как и моя младшая сестра сейчас. Словом, я рос в театре, но не рассматривал его как место своего профессионального развития. Однако, в итоге, пришел сюда работать, и меня затянуло.
– Ваш дедушка – Анатолий Андреевич Стрельцов – один из лучших директоров театра России. Каково вам было при этом самому решиться возглавить театр?
– Это очень ответственное решение, ведь одно дело быть заместителем директора по конкретному направлению, где у меня определенный фронт работ. Но когда ты директор театра, вся ответственность на тебе. Признаюсь, первые полгода очень сильно переживал. Например, уйду вечером домой, а сам думаю: «Нормально ли прошел спектакль? Все ли в порядке?» Но я решился на это еще и потому, что одно дело быть заместителем у лучшего менеджера России, а другое – самому достичь чего-то в данной сфере. Кроме того, профессия директора театра – штучная, и сейчас я получаю опыт, который пригодится мне на всю жизнь.
– Какие проблемы вы увидели в театре кукол?
– Бывший директор – Андрей Николаевич Калиниченко – хороший руководитель, который более 30 лет очень достойно управлял театром, но, тем не менее, по объективным причинам в «Аистенке» накопился ряд проблем. Одна из них – небольшое здание. Нам нужны были складские помещения, которые мы нашли в короткий срок благодаря поддержке министра культуры и архивов Иркутской области Ольги Константиновны Стасюлевич. В этом году нам выделили средства на капитальный ремонт. Во время каникул приведем в порядок фасады, поменяем кресла и одежду сцены. Параллельно проведем обследование наших несущих конструкций, геологию и геодезию. У губернатора Сергея Георгиевича Левченко и министра культуры есть понимание, что театр кукол и его зрители заслуживают нового здания.
– Это ведь здание бывшего кинотеатра? Оно объективно очень маленькое…
– Театр кукол получил его в 1985 году. Тогда это для него было большим достижением. Ведь раньше коллектив скитался по разным репетиционным залам, а в таких условиях сложно развиваться. Сейчас очевидно, что «Аистенок» перерос это здание. Нам необходимо три полноценных сцены: основную – на 180 мест, камерную – на 70 и малую для бэби-спектаклей – на 30 мест. Спектакли для самых маленьких зрителей сегодня очень востребованы. Мы сделали в прошлом году бэби-елочку, в итоге билеты на 10 спектаклей через интернет раскупили за полчаса. Потом родители начали нам писать, почему мы сделали так мало спектаклей, пришлось добавлять.
– У театра будет новое здание или планируют перестроить существующее?
– Сейчас рассматриваются два варианта – реконструкция существующего и строительство нового на другой площадке. Но окончательное решение будет принято после обследования здания в сентябре.
– Вмешиваетесь ли вы в творческую составляющую работы театра?
– Считаю, что «Аистенку» очень повезло с главным режиссером. Юрий Анатольевич Уткин – специалист высочайшего уровня, и мы выстроили с ним хорошие, рабочие взаимоотношения. Совместно работаем над репертуарной политикой театра. Когда у меня возникают идеи постановок, то он, профессионал в мире театра кукол, советует, как лучше их реализовать. Например, мы хотим создать музыкальный спектакль наподобие «Необыкновенного концерта» в кукольном театре им. Образцова. И Юрий Анатольевич считает, что лучше всего с этой задачей справится режиссер и художник Сергей Иванников из Томска. Я же договорился о постановке на 2021 год с режиссером Яной Туминой – лауреатом премий «Золотая маска» и «Золотой софит». Она пришла из драматического театра и делает очень интересные спектакли на стыке этих жанров.
– Скажите, в театре кукол, на ваш взгляд, есть место эксперименту?
– Я думаю, в репертуаре нашего театра должны быть спектакли разных жанров, рассчитанные на широкую аудиторию, в том числе и экспериментальные. Как, например, спектакль «Бетховен. Разговорные тетради» для людей с нарушением слуха и обычных зрителей. Напомню, что у нас есть спектакль «Калиф – аист» для людей с нарушениями зрения, и я подумал, а почему бы не продолжить эту тему? И даже выиграл грант на форуме «Таврида» в Крыму на эту постановку. Кроме того, нас поддержало министерство культуры и архивов Иркутской области. А Юрий Анатольевич нашел режиссера и драматурга Наталью Пахомову, которая успешно ставит спектакли с такой спецификой. Кстати, это спектакль для подростков и взрослых зрителей.
– Как вы относитесь к тому, что театр кукол многие воспринимают исключительно как детский?
– Так в нашей стране исторически сложилось. Но 1,5 тыс. лет назад, когда возник театр кукол, не было такого разделения. Мы хотим, чтобы в нашем репертуаре было хотя бы 30% спектаклей для взрослых. Мы, кстати, иногда сталкиваемся с проблемой наполняемости зала на взрослые спектакли. Зато когда люди смотрят наши постановки, картинка мира у них меняется, и часто мы таким образом приобретаем постоянных зрителей.
– Укомплектована ли у вас труппа?
– Да, ее костяк составляют ребята с курса Иркутского театрального училища, которые пришли в театр вместе с главным режиссером Юрием Уткиным. У нас замечательные артисты старшего поколения. А через два года в Иркутском театральном училище будет выпуск курса «Артист театра кукол», и тогда мы наберем молодых ребят в наш коллектив. Но есть проблема с техническими специалистами. Когда я пришел в театр, здесь был всего один звукорежиссер и художник по свету. На самом деле, это общая проблема – в регионах очень мало таких специалистов. Сейчас мы приняли в коллектив новых сотрудников и делаем все, чтобы повысить их квалификацию.
– Поедете ли вы на гастроли в этом году?
– Гастрольный график у нас очень насыщенный. В июне мы побывали с «Утиной охотой» на Урало-Сибирском фестивале-конкурсе театров кукол «Сибирь. Терра Магика». Съездили на гастроли по области. В сентябре поедем в Иваново. Параллельно выступим на Международном фестивале театров кукол «Рязанские смотрины». Побываем во Владимире на фестивале «Золотое колечко». Выступим на Международном фестивале театров кукол «В гостях у «Арлекина». А в октябре отправимся на гастроли в Южную Корею.
– Расскажите, какие еще спектакли мы увидим в новом сезоне?
– В августе после каникул начинаем работу над постановкой по повести Эрнеста Хемингуэя «Старик и море». Это будет очень необычный спектакль, ведь мы задействуем даже фойе. Над ним работает главный художник из театра им. Образцова Виктор Никоненко. Кстати, он наш земляк, родом из Ангарска. Музыку к спектаклю пишут другие наши земляки – группа «Белый острог». Его поставит режиссер Юрий Уткин. Премьера состоится в конце октября. К новому году готовим спектакль «Вечно эта 345-я» по пьесе Жанар Кусаиновой. Его поставит команда из Белоруссии. В 2020 году планируем снова пригласить режиссера Бориса Константинова, который поставил у нас «Утиную охоту». Кроме того, надеюсь, что в репертуаре появится спектакль ко Дню Победы.
Источник: Газета «Областная»