Андрей Стрельцов: в чём сегодня нуждается иркутский театр кукол

Андрей Стрельцов: в чём сегодня нуждается иркутский театр кукол

Уже почти год у руля Иркутского областного театра кукол «Аистенок» стоит Андрей Стрельцов. Молодой и энергичный руководитель с большим энтузиазмом приступил к своим обязанностям, взяв курс на развитие, но при этом стараясь сохранить традиции любимого у иркутян театра. О новых постановках, гастролях и реконструкции «Аистенка» он рассказал газете «Областная».

– Андрей Сергеевич, ведь это ваш дебют в роли директора?

– Да, но не первая моя руководящая должность. До этого я семь лет трудился в Иркутском драмтеатре. Сначала занимался вопросами строительства, стал заместителем директора по административно-хозяйственной части. Потом мне стали интересны творческая составляющая и другие различные проекты театра, ведь я гуманитарий. Возглавил отдел грантов, вникал в бухгалтерские и юридические вопросы функционирования театра, а также в процесс маркетинга, репертуарную политику и работу с труппой. Тогда мне посоветовали получить образование в этой сфере, и я поступил в Высшую школу деятелей сценических искусств «Школа Г.Г. Дадамяна».

– Вы ведь выросли в театре?

– Да, вырос, но при этом все мои родственники говорили: держись подальше от этой сферы, она затягивает. Кстати, я никогда не хотел быть артистом. Но все-таки выходил на сцену, когда был маленький, как и моя младшая сестра сейчас. Словом, я рос в театре, но не рассматривал его как место своего профессионального развития. Однако, в итоге, пришел сюда работать, и меня затянуло.

– Ваш дедушка – Анатолий Андреевич Стрельцов – один из лучших директоров театра России. Каково вам было при этом самому решиться возглавить театр?

– Это очень ответственное решение, ведь одно дело быть заместителем директора по конкретному направлению, где у меня определенный фронт работ. Но когда ты директор театра, вся ответственность на тебе. Признаюсь, первые полгода очень сильно переживал. Например, уйду вечером домой, а сам думаю: «Нормально ли прошел спектакль? Все ли в порядке?» Но я решился на это еще и потому, что одно дело быть заместителем у лучшего менеджера России, а другое – самому достичь чего-то в данной сфере. Кроме того, профессия директора театра – штучная, и сейчас я получаю опыт, который пригодится мне на всю жизнь.

– Какие проблемы вы увидели в театре кукол?

– Бывший директор – Андрей Николаевич Калиниченко – хороший руководитель, который более 30 лет очень достойно управлял театром, но, тем не менее, по объективным причинам в «Аистенке» накопился ряд проблем. Одна из них – небольшое здание. Нам нужны были складские помещения, которые мы нашли в короткий срок благодаря поддержке министра культуры и архивов Иркутской области Ольги Константиновны Стасюлевич. В этом году нам выделили средства на капитальный ремонт. Во время каникул приведем в порядок фасады, поменяем кресла и одежду сцены. Параллельно проведем обследование наших несущих конструкций, геологию и геодезию. У губернатора Сергея Георгиевича Левченко и министра культуры есть понимание, что театр кукол и его зрители заслуживают нового здания.

– Это ведь здание бывшего кинотеатра? Оно объективно очень маленькое…

– Театр кукол получил его в 1985 году. Тогда это для него было большим достижением. Ведь раньше коллектив скитался по разным репетиционным залам, а в таких условиях сложно развиваться. Сейчас очевидно, что «Аистенок» перерос это здание. Нам необходимо три полноценных сцены: основную – на 180 мест, камерную – на 70 и малую для бэби-спектаклей – на 30 мест. Спектакли для самых маленьких зрителей сегодня очень востребованы. Мы сделали в прошлом году бэби-елочку, в итоге билеты на 10 спектаклей через интернет раскупили за полчаса. Потом родители начали нам писать, почему мы сделали так мало спектаклей, пришлось добавлять.

– У театра будет новое здание или планируют перестроить существующее?

– Сейчас рассматриваются два варианта – реконструкция существующего и строительство нового на другой площадке. Но окончательное решение будет принято после обследования здания в сентябре.

– Вмешиваетесь ли вы в творческую составляющую работы театра?

– Считаю, что «Аистенку» очень повезло с главным режиссером. Юрий Анатольевич Уткин – специалист высочайшего уровня, и мы выстроили с ним хорошие, рабочие взаимоотношения. Совместно работаем над репертуарной политикой театра. Когда у меня возникают идеи постановок, то он, профессионал в мире театра кукол, советует, как лучше их реализовать. Например, мы хотим создать музыкальный спектакль наподобие «Необыкновенного концерта» в кукольном театре им. Образцова. И Юрий Анатольевич считает, что лучше всего с этой задачей справится режиссер и художник Сергей Иванников из Томска. Я же договорился о постановке на 2021 год с режиссером Яной Туминой – лауреатом премий «Золотая маска» и «Золотой софит». Она пришла из драматического театра и делает очень интересные спектакли на стыке этих жанров.

– Скажите, в театре кукол, на ваш взгляд, есть место эксперименту?

– Я думаю, в репертуаре нашего театра должны быть спектакли разных жанров, рассчитанные на широкую аудиторию, в том числе и экспериментальные. Как, например, спектакль «Бетховен. Разговорные тетради» для людей с нарушением слуха и обычных зрителей. Напомню, что у нас есть спектакль «Калиф – аист» для людей с нарушениями зрения, и я подумал, а почему бы не продолжить эту тему? И даже выиграл грант на форуме «Таврида» в Крыму на эту постановку. Кроме того, нас поддержало министерство культуры и архивов Иркутской области. А Юрий Анатольевич нашел режиссера и драматурга Наталью Пахомову, которая успешно ставит спектакли с такой спецификой. Кстати, это спектакль для подростков и взрослых зрителей.

– Как вы относитесь к тому, что театр кукол многие воспринимают исключительно как детский?

– Так в нашей стране исторически сложилось. Но 1,5 тыс. лет назад, когда возник театр кукол, не было такого разделения. Мы хотим, чтобы в нашем репертуаре было хотя бы 30% спектаклей для взрослых. Мы, кстати, иногда сталкиваемся с проблемой наполняемости зала на взрослые спектакли. Зато когда люди смотрят наши постановки, картинка мира у них меняется, и часто мы таким образом приобретаем постоянных зрителей.

– Укомплектована ли у вас труппа?

– Да, ее костяк составляют ребята с курса Иркутского театрального училища, которые пришли в театр вместе с главным режиссером Юрием Уткиным. У нас замечательные артисты старшего поколения. А через два года в Иркутском театральном училище будет выпуск курса «Артист театра кукол», и тогда мы наберем молодых ребят в наш коллектив. Но есть проблема с техническими специалистами. Когда я пришел в театр, здесь был всего один звукорежиссер и художник по свету. На самом деле, это общая проблема – в регионах очень мало таких специалистов. Сейчас мы приняли в коллектив новых сотрудников и делаем все, чтобы повысить их квалификацию.

– Поедете ли вы на гастроли в этом году?

– Гастрольный график у нас очень насыщенный. В июне мы побывали с «Утиной охотой» на Урало-Сибирском фестивале-конкурсе театров кукол «Сибирь. Терра Магика». Съездили на гастроли по области. В сентябре поедем в Иваново. Параллельно выступим на Международном фестивале театров кукол «Рязанские смотрины». Побываем во Владимире на фестивале «Золотое колечко». Выступим на Международном фестивале театров кукол «В гостях у «Арлекина». А в октябре отправимся на гастроли в Южную Корею.

– Расскажите, какие еще спектакли мы увидим в новом сезоне?

– В августе после каникул начинаем работу над постановкой по повести Эрнеста Хемингуэя «Старик и море». Это будет очень необычный спектакль, ведь мы задействуем даже фойе. Над ним работает главный художник из театра им. Образцова Виктор Никоненко. Кстати, он наш земляк, родом из Ангарска. Музыку к спектаклю пишут другие наши земляки – группа «Белый острог». Его поставит режиссер Юрий Уткин. Премьера состоится в конце октября. К новому году готовим спектакль «Вечно эта 345-я» по пьесе Жанар Кусаиновой. Его поставит команда из Белоруссии. В 2020 году планируем снова пригласить режиссера Бориса Константинова, который поставил у нас «Утиную охоту». Кроме того, надеюсь, что в репертуаре появится спектакль ко Дню Победы.

Источник: Газета «Областная»

Читайте также

В «Библиотеке» сайта размещена новая книга В.Н. Федоткина В «Библиотеке» сайта размещена новая книга В.Н. Федоткина
В разделе «Библиотека» сайта ВСД «Русский Лад» размещена книга председателя Рязанского отделения нашего движения, доктора экономических наук Владимира Николаевича Федоткина «Славянофилы и западники – ...
30 октября 2024
В. Варава. Два типа русской святости – один тип русского человека В. Варава. Два типа русской святости – один тип русского человека
Русская святость предстает в двух видах: как религиозная святость и как святость нравственная. На самом высшем божественном уровне святость едина. Но, нисходя в дольние обители мира сего, святость обр...
30 октября 2024
Место для легенды Место для легенды
16 августа 1969 года ушел из жизни Марк Наумович Бернес, легенда советской эстрады, исполнитель самых задушевных песен, подаривший советским людям десятки популярных песен, талантливый актер. Его песн...
30 октября 2024