Анатолий Самарин (1943-2019): учёный, патриот, общественный деятель
Анатолий Николаевич Самарин родился в 1943 году в городе Семипалатинск (Казахстан). Отец его был убит на фронте и Анатолию так и не привелось увидеть его… Растили его мама и бабушка с дедушкой по материнской линии. Семья некоторое время жила в Магадане, на Камчатке, последние школьные годы Анатолия прошли в городе Новосибирске.
В 1965 г. окончил историко-филологический факультет Новосибирского государственного педагогического института пединститута, в 1972 г. окончил аспирантуру философского факультета МГУ им. Ломоносова, где защитил диссертацию на степень кандидата философских наук. В 1995 г. окончил Психологический университет в Москве по специальности «Психология».
С 1972 по 1975 гг. работал научным сотрудником в Институте философии Академии наук в Москве, позднее, с 1975 г. – ст. преподаватель и доцент кафедры философии Московского государственного института международных отношений МИД СССР (МГИМО), в дальнейшем – МГИМО — университета МИД России.
В 2004-2009 гг. работал по совместительству ведущим научным сотрудником Центра конфликтологии Института социологии РАН.
С 2012 г. – профессор и академик РАЕН, с 2015 г. — академик Международной славянской Академии наук, образования, искусств и культуры (МСА), с 2005 г. — член-корреспондент Всемирной Академии наук комплексной безопасности (ВАНКБ).
Член Президиума Международной ассоциации конфликтологов (МАК). Член Российского философского общества. С 2004 г. – член Президиума Центрального совета Движения «За возрождение отечественной науки». В 2004-2019 гг. – главный редактор сайта Движения — http://www.za-nauku.ru/
С 2011 г. – сопредседатель Научного центра Всероссийского Созидательного Движения «Русский лад». В 2011-2019 гг. – главный редактор сайта Движения «Русский лад» (http://forum-ruslad.ru/). Долгие годы был также соредактором популярных веб-узлов, объединяющих Россию, Украину, Белоруссию (http://rossija.info/socium/kolco-patrioticheskih-resursov.html).
Преподавание. Для студентов и аспирантов вел курсы философии, культурной антропологии, риторики. Читал спецкурсы о социальных конфликтах и психологии элитных групп, др.
Научные интересы. Философии и социологии образования, политическая конфликтология, социология и конфликтология образования, конфликтология духовной жизни, политическая психология различных социальных групп.
Принимал участие в ряде академических и меж академических проектов в России, Болгарии, Белоруссии и Сербии.
Был участником исследовательских программ «Духовные основы международного сообщества» и «Элитное образование», опубликовал многочисленные научные работы по этой проблематике. Участвовал в разработке нескольких инновационных Учебно-методических комплексов (УМК) в том числе УМК «Межкультурная коммуникация в условиях глобализации», «Практическая психология для дипломатов» и др.
Общественная деятельность А.Н. Самарина в области культуры отмечена Лермонтовской премией 2014 года, присужденной Международным Пушкинским фондом «Классика». Был также награжден рядом государственных наград и медалей общественно-политических и научных организаций.
Научные труды. Автор и соавтор 6 монографий, многих учебных пособий, а также свыше 230 научных работ по конфликтологии, философии и социологии образования, политической конфликтологии, психологии, вышедших в России и за рубежом.
Среди них книги:
- Основы социальной психологии. Учебник. М, МГИМО, 1999.
- Практическая психология для дипломатов. Учебное пособие. /В соавторстве./, М. МГИМО, 2007.
- Россия: политическое переформатирование. /В соавторстве./М.: Белые альвы, 2012.
- Межкультурная коммуникация в условиях глобализации. / В соавторстве./М., МГИМО, 2010.
- Самарин А.Н., Бояринцев В.И. Бесцельно прожитые годы (20 лет российской демократии) В соавторстве с В.И. Бояринцевым М., 2012.
Участник ряда российских и международных научных проектов по проблемам конфликтов. Их результаты отражены в исследованиях:
«Элитное образование: мировой опыт и модель МГИМО». М., 2002.
«Социальные конфликты в контексте процессов глобализации и регионализации». М., Институт социологии РАН, Институт философских исследований БАН. 2005.
В этой же серии - кн.: «Технология победы». Изд. «Традиция» (2012),
Евромайдан и русская весна. Традиция, 2014. – (В соавторстве).
Межкультурная коммуникация в условиях глобализации. – 2-е изд., перераб. и доп. В соавторстве. М.: Проспект, 2016.
Из статей выделим следующие:
Самарин А.Н. Социальные группы и политическая практика в современной России.//Философия мировой политики. М, МГИМО, 2000.
Самарин А.Н. Культура мира как открытый междисциплинарный проект //Конфликтология. Теория и практика. - М.; 2005. - № 1. - С. 13-21.
Духовные проблемы нашего времени в России.//Социальные конфликты в контексте глобализации и регионализации. Москва, URSS, ИС РАН, 2005
Самарин А.Н. Европейские дилеммы России // Конфликтология. – 2005. – №3. - С. 7-22.
Самарин А.Н. Фундаментальность гуманитарного знания – основа инновационного обновления системы высшего образования// Право и управление. XXI век. - 2008. - № 1(6). - С.97-107
Самарин А.Н. Элиты и образование в современной России // Философия образования. - 2002. - № 4. - С. 52-71.
Самарин А.Н., Воробьев В.П. За возрождение отечественной науки.// Материалы IY научно-практической конференции «Построение человечного общества», МГУ, РГО, 2004.
Самарин А.Н. Неолиберальный фундаментализм против социальной солидарности / А.Н. Самарин // Международные научные исследования. - 2010. - № 3-4.
Самарин А.Н. Нравственная деградация как экологическая угроза// Конфликтология. - 2010. - № 1.
Самарин А.Н. Почему снижается уровень толерантности в Росcии /А.Н. Самарин // Традициjа, модернизациjа, идентитети. - Tradition, modernization, identities. International Scientific conference. - Ni?: Filozofski Fakultet u Ni?u (Сербия), 2012. - С. 43-46.
Лисовский Ю.А., Самарин А.Н. Проект «Воронежский никель»: выгоды и экологические риски / Ю.А. Лисовский, А.Н. Самарин // Международные научные исследования. - 2013. - № 1-2.
Самарин А.Н. Социальная солидарность в эру глобализации: случай России// Перспективы цивилизации. Философские проблемы. М., Изд.МГИМО-Университет, 2009.
Самарин А.Н., Лисовский Ю.А., Фионова Л.К. Уроки японской трагедии.// «Знание – власть», Фонд «Знания – народу» №13(512), 2011 г.
Самарин А.Н., Трансформациjа социjалног простора у савременой Русиjи. (На сербском яз.).// Филозофски факултет - Универзитет у Нишу, Ниш, 2011, Сербия.
Самарин А.Н., Бояринцев В.И., Задерей В.А., Фионова Л.К. Оппозиция: структура и задачи// «Знание – власть», №2(501), 2011 г.
Самарин А.Н. Истоки общественного кризиса в России и его культурные последствия//Международные научные исследования/ Inernational scientific researches., № 1-2, 2011.
Самарин А.Н. Эмпатия как социокультурный феномен// Darovitost i moralnost. Giftedness and morality. Међународни научни скуп. Visoka škola strukovnih studija „Mihailo Palov“, V r š a c, 2011. Сербия.
Самарин А.Н. Неолиберальная глобализация и фашизм//Наука, философия, общество. Y Российский философский конгресс. Материалы. Т.III, Новосибирск, Институт философии и права СО РАН, НГУ, 2009.
Самарин А.Н. Глобализациjа и косовска драма. //Зборник радова Филозофског факултета (На сербском яз.). Косовска Митровица, 2009.
Самарин А.Н. Русиjа данас: између Косова и Куликовог поља. //Зборник радова Филозофског факултета (На сербском яз.), Косовска Митровица, 2009.
Самарин А.Н. Тенденция к фашизации общества как фундаментальная макросоциологическая проблема //Protivorečnosti socijalizacije mladih i uloga obrazovanja u afirmaciji vrednosti culture mira. (Сб. на сербском яз.). Niš, Univerzitet u Nišu, Centar za sociološka istraživanja, 2009.
Samarin A.N. Serbia and Russia: Postcommunism between Globalization and National Interests. Nis, Faculty of philosophy University of Nis. Institute for Sociology. 2004
Samarin A.N. Srbija i Rusija: postkomunizam između globalizacije i nacionalnih interesa. Rezime.// Regionalni razvoj i integracija Balkana u strukture EU – balkanska raskršća i alternative. Niš, Filozofski fakultet – Univerzitet u Nišu, Institut za sociologiju, 2004.
Samarin A.N. Globalization: the case of Russia.// Challenges facing philosophy in united Europe. IPhR – BAS, Sofia, 2004.
Samarin A.N. Zbog čega i radi koga radikalne reforme?//Izazove i dometi sociologije drustvenog razvoja. Niš, Institut za sociologiju, Univerzitet u Nišu, 2008. (На сербском языке).
Самарин А.Н. Есть ли шансы на преодоление коррупции в России? //Социология в XXI веке. ISBN 978-5-89697-157-3, М., ИСРАН, РОС, на CD-диске, 2008.
Самарин А.Н. В тупике либерального фашизма //Журнал «Молодая гвардия», №3, 2009 г.
Самарин А.Н., Степанов Е.И. Противоречивость современного процесса информатизации: социолого-конфликтологический анализ.//Съвременни тенденции в развитието на компютьрните и комуникационни технике и технологии. (Втора научна конференция с международно участие). Стара Загора, «Телематика» (Болгария), 2008. Материал опубликован также в сети на сайте ДЗВОН.
Самарин А.Н., Ермакова И.В., Лисовский Ю.А., Фионова Л.К. Кто платит за научно-технический прогресс //«Российская Федерация сегодня», №8, апрель, 2011.
Самарин А.Н., Бояринцев В.И., Фионова Л.К. Кто в доме хозяин // Знание-Власть. - 2010. - № 17.
Самарин А.Н. Духовна криза постсоциjалистичког друштва // Медиji и култура мира на Балкану.- Ниш, 2010.
Самарин А.Н., Бояринцев В.И., Фионова Л.К. Спасение науки – основа инновационного развития // Молодая гвардия. - 2010. - № 7/8.
Самарин А.Н., Бояринцев В.И., Фионова Л.К. Нобелевская премия-2010: пощечина российской науке// Знание-Власть. - 2010. - № 24.
Самарин А.Н., Бояринцев В.И., Фионова Л.К. Разгром науки и образования – уничтожение России // Репутациология, №2, 2010.
Самарин А.Н., Бояринцев В.И., Фионова Л.К. Научный потенциал России: от прошлого к настоящему //Конфликтология. - 2009. - №4
Самарин А.Н. Феноменология группы // Современная философия как феномен культуры: исследовательские традиции и новации. Материалы научной конференции. Серия “Symposium”, выпуск 7. СПб.: СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001.
Самарин А.Н. Педагогические идеи А. Ф. Шишкина перед лицом современного кризиса воспитания в России// Шишкин Александр Федорович. М., 2003 г. Статья воспроизведена также рядом сайтов, например APRIORI&APOSTERIRI,
P.S. В дополнение к строгим фактам биографии, мы, его семья сочли важным сказать о нем то, что невозможно было при жизни.
Еще в 1990-е годы Анатолий подготовил докторскую диссертацию, но произошел развал страны и он, сначала на время, оставил хлопоты по ее оформлению и защите, а со средины 1990-х годов активно включился в общественную деятельность, которая отнимала весьма много времени. В эти и последующие годы я не раз была свидетелем, как коллеги по кафедре просто-таки увещевали его защитить докторскую, повысить свой официальный научный статус. Но он всякий раз отговаривался фразами, подобно этой: «все это может подождать — а сейчас Отечество в опасности».
В результате — есть у него несколько книг, учебников, сотни статей, но самое главное время и место в его жизни заняла преподавательская и общественная работа.
Так, свою весьма успешную поначалу научную карьеру он фактически принес в жертву ради трудов во спасение Отечества, «за други своя».
Но не только карьера, но и вся жизнь была подчинена одной главной задаче — сделать все максимально возможное для сохранения и спасения России.
Быстро осознав значение средств массовой информации, которые стремительно превращались из бумажных в электронные, он в краткие сроки освоил компьютер настолько, что смог не только публиковаться в Интернете, но участвовать в создании и работе общественно значимых сайтов.
В начале 2000-х годов он стал одним из основателей сообщества сайтов «Кольцо патриотических ресурсов» с российским, украинским и белорусским отделением. В 2014 году начались известные события на Украине. Публикации Анатолия и его коллег на сайтах «Кольца» о подноготной этих событий привели к уничтожению сначала украинского сайта «Кольца». Затем был уничтожен и российский сайт «Кольца», поскольку Анатолий с коллегами помещали там достаточно острые критические материалы в адрес политических элит современной России, особенно олигархата, которому это пришлось не по нраву. Теперь уже не существует и белорусский сайт «Кольца», поддержанием которого Анатолий занимался до последнего времени ради того, чтобы идея создания по-настоящему союзного государства Россия-Белоруссия не осталась лишь на бумаге.
Несколько слов считаем важным сказать о его работе в качестве главного редактора сайтов двух общественных движений.
Огромное место в последние 15 лет его жизни заняла работа на созданном им самим сайте общественного движения «За возрождение отечественной науки» http://www.za-nauku.ru/.
На вечере памяти Анатолия, его коллеги по Движению говорили, что он один многие годы выполнял работу, которая под силу лишь целому коллективу. Назовем лишь самые животрепещущие темы, которые обсуждались на сайте с участием выдающихся российских ученых и экспертов в разных областях знаний – развал российской науки, координация деятельности ученых в регионах, проблемы в экономической, оборонной и экологической сферах. И это не полный перечень научных и общественных проблем, которые охватывал сайт в период работы А.Н. Самарина.
Последних 8 лет Анатолий параллельно посвятил сайту Общероссийского созидательного движения «Русский Лад». http://forum-ruslad.ru/
Главной задачей Движения он видел собирание всех здоровых патриотических сил российского общества, тех, кто любит Россию, ее культуру, русский язык. Важно сказать, что Анатолий принимал непосредственное участие в учреждении в России нового Государственного Праздника – Дня русского языка, который отмечается 6 июня — в день рождения А.С. Пушкина. Этому знаменательному событию предшествовали многие годы труда многих людей и его личного вклада.
А еще была любимая им работа преподавателя, которой он тоже отдал огромную часть времени и своей души. Учительский дар видимо был заложен изначально, он вспоминал, как ему, ученику пятого класса, поручали вести уроки в 1-4 классах, если учительница заболела.
Многолетняя, особенно напряженная в последние 30 лет работа по столь многочисленным направлениям сильно подорвала его здоровье, заниматься лечением у него всегда не хватало времени, несмотря на все наши уговоры…
Даже когда Анатолий захворал, во все периоды между 4 тяжелейшими операциями он продолжал, практически полноценно трудится на всех своих фронтах. И в данном случае слово фронт не просто слово, поскольку каждое направление его деятельности было настоящим фронтом, где он всегда шел до конца и достигал нужной цели.
После шестилетней борьбы с недугом, его жизнь завершилась 27 сентября 2019 года…
Только сейчас мы осознаем скромность этого человека, обращенного не на себя и свои интересы, а на людей. Как вспоминали его коллеги — был всегда готов помочь, защитить, поддержать. Не так внимателен он был к своей персоне — разбирая документы, чтобы составить жизнеописание Анатолия, мы не смогли найти ни одной полной биографии, полного списка трудов, так что пришлось собирать все по крупицам. Зато нашли у него огромное количество публикаций коллег, приглашенных им для участия в его сборниках, конференциях, много свидетельств заботы о молодых ученых, которые потом становились его сподвижниками в трудах на благо России.
Около 40 лет длились научные и дружеские контакты Анатолия с Сербией, Черногорией, другими странами бывшей Югославии. Он знал сербский язык, всегда любил близкие нам по душе народы, понимал и изучал глубокие связи России с историей и культурой народов Балкан. И делал все, чтобы укрепить эти связи на государственном уровне и на уровне человеческого общения.
Подробности этих многолетних контактов мы предоставим более полно осветить профессору Любише Митровичу и его коллегам. На Юбилейном собрании, посвященном 200-летию Петра II Негоша в Москве в 2013 году, по свидетельству участников, выступление А.Н. Самарина было одним из самых ярких и важных для понимания нашей исторической общности, однако видеозапись этого выступления недоступна в Интернете, и пока мы не можем ее найти.
Чем больше времени проходит, тем больше растет понимание, насколько это был неординарный человек, его труды на протяжении почти 60 лет с начала и до конца имели четкую мировоззренческую направленность, которую без преувеличения можно определить как жертвенное Служение Отечеству.
Он как будто был создан для выполнения особой предназначенной именно ему миссии, которую, судя по результатам его трудов, и по единодушному мнению коллег, друзей Анатолий Николаевич Самарин выполнил в полной мере.
Светлая ему Память!
Павел и Людмила САМАРИНЫ