Александр Маслихин – о марийском философе Киме Васине

Александр Маслихин – о марийском философе Киме Васине

14 марта исполнилось 100 лет со дня рождения марийского краеведа, литературоведа, историка, кандидата филологических наук Кима Кирилловича Васина (1924-2005). В столетний юбилей есть необходимость обратиться к его философским взглядам.

Для понимания мировоззрения К.К. Васина, его достижений в области философии, есть необходимость обратиться к жизненному пути. Отец и мать происходили из крестьян, при советской власти отец стал чекистом, мать – учительницей. Они отдавали силы воспитанию ребенка в духе революционного оптимизма, интернационализма, патриотизма, любви к своему народу и национальной культуре. Сыну они дали модное тогда имя – Ким, что означает «Коммунистический интернационал молодежи».

Отец и мать воспитали сына в любви к книгам и литературе, в нём возникают творческие качества. Во второй половине тридцатых годов, лишившись родителей, он попадает в детский дом, но суровые условия жизни не сломили его. После окончания семилетки поступает учиться в Йошкар-Олинскую фельдшерско-акушерскую школу. После её окончания становится медбратом, профессия медработника дала ему понимание гуманизма, заботы о людях.

В предвоенное время его творческий настрой привёл в журналистику. В годы войны становится сотрудником газеты «Марий коммуна», после окончания Пединститута им. Н.К. Крупской некоторое время работал преподавателем марийской литературы, где возникает ещё один важный компонент мировоззрения – уважение к науке. Затем работа редактором художественной литературы в Марийском книжном издательстве, а с 1963 года ‒ работа в МарНИИ.

Таким образом, у Кима Кирилловича Васина возникает художественно-научное мировоззрение, как синтез занятия литературой и стремления к объективному изучению мира, процессов, происходящих в родном крае и в СССР, с позиций художественного слова.

Как отмечают исследователи творчества К. Васина, на его мировоззрение и литературное творчество оказали большое влияние произведения русской классической литературы, сильные своими философскими идеями.

В ранний период творчества К. Васина, который в последующие десятилетия только усилился, возникло обращение к прошлому, истории марийского народа. Надо заметить, что историческая тематика произведений, которые мы сейчас могли бы назвать краеведческими, охватывала важные, судьбоносные этапы истории: эпоху феодализма, жизнь марийского народа в составе российской империи, революционные потрясения, периоды коллективизации и культурной революции. Без глубокого знания объективных фактов и закономерностей, художественное освещение этих исторических событий было бы невозможно. Вплоть до настоящего времени существуют большие трудности в освещении событий, связанных с восстаниями Степана Разина, Емельяна Пугачева, с участием в этих социальных потрясениях марийского народа.

Художественное осмысление исторических событий как далекого прошлого, так и ХХ века, вывели Кима Васина на народный фольклор, а в более широком виде – на народную мудрость, народную философию. Конечно, в таком словосочетании материалов в исследованиях К. Васина в ранний период его творчества обнаружить невозможно, тем не менее, содержательные фрагменты уважения к природе, взаимодействия с людьми, почитание родителей и предков, присутствуют явно и непосредственно.

Важнейшим этапом в творчестве К. Васина была защита диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук по теме: «Творческие взаимосвязи марийской литературы» в Мордовском госуниверситете им. Н.П. Огарева (Саранск). Следует подчеркнуть, что защита состоялась в форме научного доклада, на основе опубликованных научных работ, в том числе одноимённой монографии. Подобная возможность в то время предоставлялась в исключительных случаях, только в отношении ученых, чей научный авторитет был подтверждён глубокими исследованиями.

Как известно, народная философия посвящена ответам на вопросы жизни человека и всего народа: «Какие мы?», «Как жить в этом мире?», «Что мы можем сделать в нём?». Публично отвечают на эти вопросы, как правило, лучшие представители народа. Они демонстрируют мудрость, что позволяет выбирать правильный путь не только отдельным людям, но и народу в целом. Результат этого ответа соответствует природному и общественному бытию. Единство марийского народа (луговых, горных, восточных мари), как раз и отражает исторический смысл их совместного бытия.

Выделю основные слагаемые философского знания, получившие освещение в трудах К. Васина: это натурфилософия, феноменология и социальная философия.

В области натурфилософии К. Васин живописно рисует природу. Какую бы проблему он не поднимал в своих сочинениях, везде яркими, сочными тонами расписаны красоты природы: реки, леса, озера, горы, долины. В произведениях зрелого периода, стали подниматься вопросы сохранения природных богатств марийского края, бережного к ним отношения.

Касательно феноменологических аспектов жизни марийского народа, то здесь получают детальную проработку проблемы языка и духовности. Как известно, язык – душа народа. На протяжении многих десятилетий вопросы развития литературного языка, богатства речи, сохранения фольклора становятся частью его практических шагов и теоретических исканий. Попутно следует заметить, что вопросы языка и национального сознания марийского этноса получили проработку со стороны исследователей в начале XXI века, но, на наш взгляд, недостаточно.

С феноменологическим аспектом тесно связаны этический и эстетический. В трудах К. Васина они тесно переплетены. Например, в произведениях писателя, посвящённых детям, обучение и воспитание происходит через обращение к этическим категориям добра, справедливости, через противостояние злу, восприятию прекрасного, в противовес безобразному.

В области социальной философии заслуживает внимания идея дружбы народов. Этой темы он касался много раз, буквально на каждом этапе своей деятельности. К.К. Васин рассуждал о дружбе народов в самых разнообразных аспектах – историческом, литературоведческом, взаимодействии народов, культур, литератур. Так, в 1959 году в переводе на русский язык появляется книга «С вами, русичи!», где рассказывалось о присоединении марийского края к московскому многонациональному государству. При помощи художественного вымысла он повествует о судьбе своих главных героев, в том числе Акпарса. Переплетение художественного вымысла и исторической правды способствовало росту интереса читателей к его творчеству.

Процесс слияния марийского края с Россией К. Васин раскрыл с классовых позиций: объединение, с одной стороны, соответствовало интересам народа получить избавление от эксплуатации со стороны Казанского ханства, а с другой ‒ объединению чинили препятствия не только представители казанских властей, но и местные богатеи. Из поля зрения писателя не уходили и проблемы угнетения марийского народа со стороны царского самодержавия.

Ким Васин был человеком-гуманистом, считал важным для людей разных стран и народов жить в мире, без эксплуатации человека человеком.

В период начала освоения космического пространства К. Васин мечтал о том, что среди космонавтов окажется представитель марийского народа. Один из героев научно-фантастического рассказа, посвящённого полету на Луну международного космического экипажа, является человек по имени Сергей Мариэлн.

К.К. Васин опубликовал ряд статей в многотомной «Истории философии в СССР». В томах 1, 4 и 5 (часть 2), где в разделе «Философская мысль народов Поволжья» помещены материалы о становлении философских идей в Марийском крае в эпоху феодализма, предоктябрьский период и при советской власти. Статьи были опубликованы в соавторстве с Б.К. Рейнфельдом, А.К. Александровым, С.А. Коробовым, С.А. Васеневым. Кроме того, в 1966 году опубликована книга «Из истории развития философской и общественно-политической мысли в Марийском крае (дооктябрьский период)» в соавторстве с С.А. Коробовым и Б.К. Рейнфельдом (Йошкар-Ола, 154 с.). Статус публикаций и их содержание позволяют говорить о наличии глубоких знаний у Кима Васина по заявленной тематике.

Ряд культурологических и литературоведческих публикаций К.К. Васина имеют философский характер, затрагивают эмпирические и теоретические проблемы философского знания. К ним относятся 6 статей, написанные в соавторстве с С.И. Ибатовым о культуре марийского народа, начиная с периода феодализма и вплоть до начала ХХ века. Теоретический характер имеет статья «Проблема историзма в советской литературе», опубликованная в 1972 году во всесоюзном журнале «Октябрь».

Конкретизирую содержание идей, помещенных в многотомнике по истории философии в СССР. В первом томе повествование начинается с XVII века, идут ссылки на путешественников, побывавших в марийском крае, таких как А. Олеарий, Стрюйс (голландский путешественник), которые отмечали почитание марийцами огня и воды. Также помещены фрагменты рассуждений об отсутствии у них веры в воскресение мёртвых.

В четвёртом томе обращено внимание на общественно-политическую мысль последней четверти XIX века. Много добрых слов сказано о деятельности марийских просветителей Т.С. Семенова, П.И. Ерусланова, И.Т. Удюрминского, А.А. Аптриева. Выделен «Марла календарь», его роль в естественнонаучном и общественно-политическом просвещении марийского народа. Авторы статьи рассматривают творчество С.Г. Чавайна, В.А. Мухина. Статья заканчивается периодом распространения марксистских идей в Марийском крае.

Пятый том (книга вторая) раскрывает развитие философии при советской власти. В качестве партийных деятелей, публицистов упомянуты основатели автономии марийского народа: А.К. Эшкинин, М.К. Корбут, Г.М. Лихачев, И.П. Петров, А.Д. Кедрова, П.И. Андреев. Справедливо отмечена решающая роль высшего образования в распространении философских идей, прежде всего кафедр философии, открытых в МГПИ им. Н.К. Крупской, Лесотехническом институте им. М. Горького, Университете марксизма-ленинизма, в МарГУ. В этом разделе дважды упоминаются труды моего отца – Маслихина Виталия Дмитриевича, его книги «Общественный прогресс», «О диалектике общего и особенного в социально-экономическом развитии марийского народа».

Таким образом, К.К. Васин был ярким ученым-краеведом, литератором с глубоким философским пониманием окружающего мира. Для его мировоззрения было характерно художественное, и вместе с тем, объективное осмысление окружающего мира. Можно сказать так: он был сторонником философии диалектического и исторического материализма, целиком и полностью посвятил себя марийской литературе. Многие идеи в области философии являются ценным наследием для понимания и развития марийской философии его последователями.

А.В. МАСЛИХИН, председатель Марийского республиканского отделения ВСД «Русский Лад», профессор

Читайте также

В «Библиотеке» сайта размещена новая книга В.Н. Федоткина В «Библиотеке» сайта размещена новая книга В.Н. Федоткина
В разделе «Библиотека» сайта ВСД «Русский Лад» размещена книга председателя Рязанского отделения нашего движения, доктора экономических наук Владимира Николаевича Федоткина «Славянофилы и западники – ...
30 октября 2024
В. Варава. Два типа русской святости – один тип русского человека В. Варава. Два типа русской святости – один тип русского человека
Русская святость предстает в двух видах: как религиозная святость и как святость нравственная. На самом высшем божественном уровне святость едина. Но, нисходя в дольние обители мира сего, святость обр...
30 октября 2024
Место для легенды Место для легенды
16 августа 1969 года ушел из жизни Марк Наумович Бернес, легенда советской эстрады, исполнитель самых задушевных песен, подаривший советским людям десятки популярных песен, талантливый актер. Его песн...
30 октября 2024