Александр Маслихин – о марийском философе Киме Васине
14 марта исполнилось 100 лет со дня рождения марийского краеведа, литературоведа, историка, кандидата филологических наук Кима Кирилловича Васина (1924-2005). В столетний юбилей есть необходимость обратиться к его философским взглядам.
Для понимания мировоззрения К.К. Васина, его достижений в области философии, есть необходимость обратиться к жизненному пути. Отец и мать происходили из крестьян, при советской власти отец стал чекистом, мать – учительницей. Они отдавали силы воспитанию ребенка в духе революционного оптимизма, интернационализма, патриотизма, любви к своему народу и национальной культуре. Сыну они дали модное тогда имя – Ким, что означает «Коммунистический интернационал молодежи».
Отец и мать воспитали сына в любви к книгам и литературе, в нём возникают творческие качества. Во второй половине тридцатых годов, лишившись родителей, он попадает в детский дом, но суровые условия жизни не сломили его. После окончания семилетки поступает учиться в Йошкар-Олинскую фельдшерско-акушерскую школу. После её окончания становится медбратом, профессия медработника дала ему понимание гуманизма, заботы о людях.
В предвоенное время его творческий настрой привёл в журналистику. В годы войны становится сотрудником газеты «Марий коммуна», после окончания Пединститута им. Н.К. Крупской некоторое время работал преподавателем марийской литературы, где возникает ещё один важный компонент мировоззрения – уважение к науке. Затем работа редактором художественной литературы в Марийском книжном издательстве, а с 1963 года ‒ работа в МарНИИ.
Таким образом, у Кима Кирилловича Васина возникает художественно-научное мировоззрение, как синтез занятия литературой и стремления к объективному изучению мира, процессов, происходящих в родном крае и в СССР, с позиций художественного слова.
Как отмечают исследователи творчества К. Васина, на его мировоззрение и литературное творчество оказали большое влияние произведения русской классической литературы, сильные своими философскими идеями.
В ранний период творчества К. Васина, который в последующие десятилетия только усилился, возникло обращение к прошлому, истории марийского народа. Надо заметить, что историческая тематика произведений, которые мы сейчас могли бы назвать краеведческими, охватывала важные, судьбоносные этапы истории: эпоху феодализма, жизнь марийского народа в составе российской империи, революционные потрясения, периоды коллективизации и культурной революции. Без глубокого знания объективных фактов и закономерностей, художественное освещение этих исторических событий было бы невозможно. Вплоть до настоящего времени существуют большие трудности в освещении событий, связанных с восстаниями Степана Разина, Емельяна Пугачева, с участием в этих социальных потрясениях марийского народа.
Художественное осмысление исторических событий как далекого прошлого, так и ХХ века, вывели Кима Васина на народный фольклор, а в более широком виде – на народную мудрость, народную философию. Конечно, в таком словосочетании материалов в исследованиях К. Васина в ранний период его творчества обнаружить невозможно, тем не менее, содержательные фрагменты уважения к природе, взаимодействия с людьми, почитание родителей и предков, присутствуют явно и непосредственно.
Важнейшим этапом в творчестве К. Васина была защита диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук по теме: «Творческие взаимосвязи марийской литературы» в Мордовском госуниверситете им. Н.П. Огарева (Саранск). Следует подчеркнуть, что защита состоялась в форме научного доклада, на основе опубликованных научных работ, в том числе одноимённой монографии. Подобная возможность в то время предоставлялась в исключительных случаях, только в отношении ученых, чей научный авторитет был подтверждён глубокими исследованиями.
Как известно, народная философия посвящена ответам на вопросы жизни человека и всего народа: «Какие мы?», «Как жить в этом мире?», «Что мы можем сделать в нём?». Публично отвечают на эти вопросы, как правило, лучшие представители народа. Они демонстрируют мудрость, что позволяет выбирать правильный путь не только отдельным людям, но и народу в целом. Результат этого ответа соответствует природному и общественному бытию. Единство марийского народа (луговых, горных, восточных мари), как раз и отражает исторический смысл их совместного бытия.
Выделю основные слагаемые философского знания, получившие освещение в трудах К. Васина: это натурфилософия, феноменология и социальная философия.
В области натурфилософии К. Васин живописно рисует природу. Какую бы проблему он не поднимал в своих сочинениях, везде яркими, сочными тонами расписаны красоты природы: реки, леса, озера, горы, долины. В произведениях зрелого периода, стали подниматься вопросы сохранения природных богатств марийского края, бережного к ним отношения.
Касательно феноменологических аспектов жизни марийского народа, то здесь получают детальную проработку проблемы языка и духовности. Как известно, язык – душа народа. На протяжении многих десятилетий вопросы развития литературного языка, богатства речи, сохранения фольклора становятся частью его практических шагов и теоретических исканий. Попутно следует заметить, что вопросы языка и национального сознания марийского этноса получили проработку со стороны исследователей в начале XXI века, но, на наш взгляд, недостаточно.
С феноменологическим аспектом тесно связаны этический и эстетический. В трудах К. Васина они тесно переплетены. Например, в произведениях писателя, посвящённых детям, обучение и воспитание происходит через обращение к этическим категориям добра, справедливости, через противостояние злу, восприятию прекрасного, в противовес безобразному.
В области социальной философии заслуживает внимания идея дружбы народов. Этой темы он касался много раз, буквально на каждом этапе своей деятельности. К.К. Васин рассуждал о дружбе народов в самых разнообразных аспектах – историческом, литературоведческом, взаимодействии народов, культур, литератур. Так, в 1959 году в переводе на русский язык появляется книга «С вами, русичи!», где рассказывалось о присоединении марийского края к московскому многонациональному государству. При помощи художественного вымысла он повествует о судьбе своих главных героев, в том числе Акпарса. Переплетение художественного вымысла и исторической правды способствовало росту интереса читателей к его творчеству.
Процесс слияния марийского края с Россией К. Васин раскрыл с классовых позиций: объединение, с одной стороны, соответствовало интересам народа получить избавление от эксплуатации со стороны Казанского ханства, а с другой ‒ объединению чинили препятствия не только представители казанских властей, но и местные богатеи. Из поля зрения писателя не уходили и проблемы угнетения марийского народа со стороны царского самодержавия.
Ким Васин был человеком-гуманистом, считал важным для людей разных стран и народов жить в мире, без эксплуатации человека человеком.
В период начала освоения космического пространства К. Васин мечтал о том, что среди космонавтов окажется представитель марийского народа. Один из героев научно-фантастического рассказа, посвящённого полету на Луну международного космического экипажа, является человек по имени Сергей Мариэлн.
К.К. Васин опубликовал ряд статей в многотомной «Истории философии в СССР». В томах 1, 4 и 5 (часть 2), где в разделе «Философская мысль народов Поволжья» помещены материалы о становлении философских идей в Марийском крае в эпоху феодализма, предоктябрьский период и при советской власти. Статьи были опубликованы в соавторстве с Б.К. Рейнфельдом, А.К. Александровым, С.А. Коробовым, С.А. Васеневым. Кроме того, в 1966 году опубликована книга «Из истории развития философской и общественно-политической мысли в Марийском крае (дооктябрьский период)» в соавторстве с С.А. Коробовым и Б.К. Рейнфельдом (Йошкар-Ола, 154 с.). Статус публикаций и их содержание позволяют говорить о наличии глубоких знаний у Кима Васина по заявленной тематике.
Ряд культурологических и литературоведческих публикаций К.К. Васина имеют философский характер, затрагивают эмпирические и теоретические проблемы философского знания. К ним относятся 6 статей, написанные в соавторстве с С.И. Ибатовым о культуре марийского народа, начиная с периода феодализма и вплоть до начала ХХ века. Теоретический характер имеет статья «Проблема историзма в советской литературе», опубликованная в 1972 году во всесоюзном журнале «Октябрь».
Конкретизирую содержание идей, помещенных в многотомнике по истории философии в СССР. В первом томе повествование начинается с XVII века, идут ссылки на путешественников, побывавших в марийском крае, таких как А. Олеарий, Стрюйс (голландский путешественник), которые отмечали почитание марийцами огня и воды. Также помещены фрагменты рассуждений об отсутствии у них веры в воскресение мёртвых.
В четвёртом томе обращено внимание на общественно-политическую мысль последней четверти XIX века. Много добрых слов сказано о деятельности марийских просветителей Т.С. Семенова, П.И. Ерусланова, И.Т. Удюрминского, А.А. Аптриева. Выделен «Марла календарь», его роль в естественнонаучном и общественно-политическом просвещении марийского народа. Авторы статьи рассматривают творчество С.Г. Чавайна, В.А. Мухина. Статья заканчивается периодом распространения марксистских идей в Марийском крае.
Пятый том (книга вторая) раскрывает развитие философии при советской власти. В качестве партийных деятелей, публицистов упомянуты основатели автономии марийского народа: А.К. Эшкинин, М.К. Корбут, Г.М. Лихачев, И.П. Петров, А.Д. Кедрова, П.И. Андреев. Справедливо отмечена решающая роль высшего образования в распространении философских идей, прежде всего кафедр философии, открытых в МГПИ им. Н.К. Крупской, Лесотехническом институте им. М. Горького, Университете марксизма-ленинизма, в МарГУ. В этом разделе дважды упоминаются труды моего отца – Маслихина Виталия Дмитриевича, его книги «Общественный прогресс», «О диалектике общего и особенного в социально-экономическом развитии марийского народа».
Таким образом, К.К. Васин был ярким ученым-краеведом, литератором с глубоким философским пониманием окружающего мира. Для его мировоззрения было характерно художественное, и вместе с тем, объективное осмысление окружающего мира. Можно сказать так: он был сторонником философии диалектического и исторического материализма, целиком и полностью посвятил себя марийской литературе. Многие идеи в области философии являются ценным наследием для понимания и развития марийской философии его последователями.
А.В. МАСЛИХИН, председатель Марийского республиканского отделения ВСД «Русский Лад», профессор