Александр Голованов: иркутские страницы

Александр Голованов: иркутские страницы

7 августа 2019 года исполнилось 115 лет со дня рождения Главного маршала авиации СССР Александра Евгеньевича Голованова, выдающегося военачальника, полководца нашего Отечества, инициатора создания и командующего Авиацией дальнего действия, нашего, в 1935–1937 годах, первого начальника Восточно-Сибирского управления Гражданского воздушного флота (ГВФ) СССР.

Дорогами Победы

Александр Евгеньевич Голованов – участник Гражданской войны (1919–1920 годы), боевых действий на реке Халхин-Гол в Монголии (1939), войны с Финляндией (1939–1940), Великой Отечественной войны (1941–1945).

А.Е. Голованов работал в СССР в организациях, учреждениях, структурах по линии союзных министерств государственной безопасности, Воздушного транспорта (гражданская авиация), обороны (военная авиация – Дальняя авиация).

В 2020 году будет праздноваться 75-летие Победы советского народа, Советского Союза над фашистской Германией, огромный вклад в которую внесли Главный маршал авиации Александр Голованов и руководимая им Авиация дальнего действия (Дальняя авиация). В 2020-м будет праздноваться и 95-летие Иркутского аэропорта, в становлении и развитии которого участвовал Александр Евгеньевич.

У истоков

Александр Голованов родился 7 августа 1904 года в Нижнем Новгороде. В семье Головановых было пятеро. Отец – Евгений Александрович, капитан парохода, плавал по Волге. Мать – Вера Ивановна, преподаватель пения. Трое детей –  дочь Валентина (1900 года рождения), сыновья Александр (1904) и Анатолий (1906).

По отцовской линии Александр – потомок народовольца Ивана Александровича Соловьева. А по материнской – выдающегося русского флотоводца, вице-адмирала российского флота Владимира Алексеевича Корнилова (годы жизни 1806–1854), уроженца Иркутска, героя первой обороны Севастополя (1854–1855). Военно-морские корни Головановых установлены в исследованиях иркутского ученого, доктора исторических наук, профессора Александра Дулова. Отцом Владимира Корнилова был Алексей Михайлович Корнилов, в 1805–1806 годах – иркутский губернатор.

В 1908 году семья Головановых переехала в Москву. Братья Головановы Александр и Анатолий были приняты на учебу на казенный кошт (обучение и содержание учащегося полностью за счет государственных средств, казны) в Московский кадетский корпус имени Екатерины II. Там Александр вместе с братом в 1916–1918 годах закончил первый и второй классы, а затем переведен в гимназию. Тут грянула революция, и с 1918 года он начал работать курьером в конторе «Профсохлеб» Народного комиссариата продовольствия (Наркомпрода).

В мае 1919-го Александр поступил добровольцем в Красную армию. Воевал на фронте, где был разведчиком 59-го стрелкового полка 7-й стрелковой дивизии. После ранения в сентябре 1920-го был демобилизован, после чего работал и учился в Нижнем Новгороде.

Университеты Голованова

С октября 1920 по 1923 год Александр работал курьером в Центральном управлении связи (ЦУС) Красной армии и Флота, в Центропечати – агентом, в Волгосудстрое в городе Горьком – на сплаве леса, агентом в 5-м Волжском полку ГПУ в Горьком – электромонтером.

В 1923 году Александр Голованов райкомом комсомола был послан на учебу. В 1924 году направлен губкомом ВКП(б) на работу в органы ГПУ в городе Горьком, где в 1925-м окончил трехгодичный курс Нижегородской губернской школы взрослых повышенного типа имени Я.М. Свердлова.

С детства Александр был страстным охотником, метким стрелком. Участвовал в автомобильных гонках, в 1929 году выиграл автогонки и получил приз – автомашину «Форд», а также стал чемпионом СССР по стрельбе из мелкокалиберной винтовки, потом выполнил норму мастера спорта по стрельбе из нагана. Любил играть на аккордеоне, на фортепиано, баяне, в молодости – на гитаре, мандолине.

На взлет!

С 1924 по 1933 год Александр Голованов работал в органах госбезопасности (ВЧК–ОГПУ), в особых отделах, на оперативной работе, занимал должности от уполномоченного до начальника отделения. С декабря 1931 года Александр работал в Наркомате тяжелой промышленности, одновременно учился в аэроклубе. По окончании в 1932 году летной школы ушел в авиацию, с 1933 по 1941 год работал в Гражданском воздушном флоте СССР пилотом, командиром отряда, начальником Управления ГВФ и шеф-пилотом Аэрофлота. Летать любил и летал много.

25 февраля 1932 года Всесоюзное объединение Гражданского воздушного флота (ВО ГВФ) было преобразовано в Главное управление ГВФ (ГУ ГВФ) при СНК СССР, получившее название «Аэрофлот». В 1934 году Совнарком СССР принял решение о реорганизации органов управления ГВФ. 19 мая 1934-го постановлением СНК СССР были образованы 12 территориальных управлений Гражданской авиации СССР.

В 1934–1935 годах Голованов служил командиром особого отряда тяжелых бомбардировщиков ТБ-3 Среднеазиатского управления ГВФ (Ашхабад), а в январе 1935 года Александра Евгеньевича назначили начальником Восточно-Сибирского управления ГВФ.

Так, с 1935 по 1937 год Голованов был первым начальником Восточно-Сибирского управления ГВФ (с центром в Иркутске), в состав которого входила и воздушная трасса Улан-Удэ – Улан-Батор. Участвовал в работе комитета содействия строительству Дворца пионеров и школьников в Иркутске, созданного Иркутским горкомом ВКП(б).

Под сибирским небом

В марте 1935 года по инициативе начальника Восточно-Сибирского управления ГВФ Александра Голованова в Чите было создано авиационное звено в составе пяти почтово-пассажирских самолетов П-5. На них иркутские пилоты открыли первые регулярные авиалинии из Читы в Ципикан, Калакан и Нерчинск. 6 октября 1936 года Читинское авиационное звено П-5 было усилено отрядом тяжелых грузовых кораблей Г-2 в составе трех единиц. Усиление звена позволило открыть авиапассажирскую линию на самолетах П-5 по маршруту Чита – Хапчеранга. По состоянию на 1 января 1937 года протяженность воздушных линий Читинской области, обслуживаемых самолетами П-5 и Г-2, составила 2050 километров.  

26 октября 1937 года в соответствии с приказом начальника ВСУ ГВФ на базе Читинского аэропорта и его летного подразделения создано Читинское объединенное авиапредприятие с подчинением Восточно-Сибирскому управлению ГВФ.

В 1936 году постановлением СНК СССР А.Е. Голованов введен в состав Совета при начальнике Главного управления ГВФ СССР. В 1938 году газеты писали о нем как о «летчике-миллионере», то есть налетавшем миллион километров.

На берегах Ангары

Иркутск – город авиационный, с ним связана история развития гражданской и военной авиации нашего Отечества, в том числе Дальней авиации, и судьбы многих выдающихся личностей, включая Александра Голованова. Здесь есть несколько памятных, исторических мест, связанных с именем знаменитого летчика, начальника Восточно-Сибирского управления ГВФ, в затем Главного маршала авиации, выдающегося военачальника.

На берегу Ангары от устья Ушаковки до улицы Декабрьских Событий и далее – к нынешней площадке Аллеи ветеранов мемориала Славы «Вечный огонь» в тридцатых годах прошлого века базировались самолеты (на которых летал и Голованов) Иркутского гидропорта, входящего в состав Восточно-Сибирского управления ГВФ СССР.

Штаб управления Восточно-Сибирского управления ГВФ располагался в доме № 3 по ул. Коммунаров.

На улице Горького, где в доме № 29 проживал А.Е. Голованов.

Сухопутный иркутский аэропорт, который курировал Голованов (ныне – Международный аэропорт «Иркутск»), размещался в районе нынешней улицы Ширямова.

Авиационные мастерские иркутского сухопутного аэропорта располагались в районе нынешних улиц Советской, Дорожной, где сейчас находятся Иркутский филиал Московского государственного технического университета Гражданской авиации, Иркутский авиационный колледж Гражданской авиации, а также и на улице Ширямова. Они граничили с Иркутским военным авиационно-техническим училищем, образованным в 1931 году, и размещались в районе территории авиационного ремонтного завода № 403 ГА, построенного в послевоенные годы.  

Встречи А.Е. Голованова с авиаторами проходили в Иркутском гарнизонном доме офицеров на улице Карла Маркса, а также в здании Восточно-Сибирского управления Гражданской авиации (ныне Восточно-Сибирского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта РФ) на улице Декабрьских Событий, 97.

В доме № 2 по улице Чехова – № 1 по улице Фурье размещались штабы управлений объединений Дальней авиации ВВС СССР (8-го отдельного бомбардировочного авиационного корпуса (ОТБАК), 30-й Воздушной армии), которой с 1946 по 1948 год командовал Главный маршал авиации Александр Голованов.

Николай КУСТОВ, председатель оргкомитета по проведению патриотической акции «Память жива», ветеран Дальней авиации

Источник: «Байкальские вести»

Читайте также

Р. Вахитов. Американские пороки страшны, а американские «добродетели» еще страшнее Р. Вахитов. Американские пороки страшны, а американские «добродетели» еще страшнее
Обличители Америки из стана патриотов России, справедливо осуждая старания наших «демократов» насадить американские ценности и образ жизни на нашей Родине, чаще всего говорят об изъянах и пороках амер...
16 Сентября 2019
Русофобская грань антикоммунизма Русофобская грань антикоммунизма
Почему усиливается антикоммунистическая пропаганда в СМИ, особенно на телевидении? Почему власти так возносят разрушителей СССР Солженицына и Ельцина? Почему вынуждают нас слушать злобную ложь о социа...
14 Сентября 2019
Память нетленна Память нетленна
В Болгарии, в Русском культурном центре в Софии, открылась выставка «75 лет освобождения Европы от нацизма». Открытие её приурочено к незабываемому дню 9 сентября, когда 75 лет назад ликующая София вс...
14 Сентября 2019