Александр Голованов: иркутские страницы

Александр Голованов: иркутские страницы

7 августа 2019 года исполнилось 115 лет со дня рождения Главного маршала авиации СССР Александра Евгеньевича Голованова, выдающегося военачальника, полководца нашего Отечества, инициатора создания и командующего Авиацией дальнего действия, нашего, в 1935–1937 годах, первого начальника Восточно-Сибирского управления Гражданского воздушного флота (ГВФ) СССР.

Дорогами Победы

Александр Евгеньевич Голованов – участник Гражданской войны (1919–1920 годы), боевых действий на реке Халхин-Гол в Монголии (1939), войны с Финляндией (1939–1940), Великой Отечественной войны (1941–1945).

А.Е. Голованов работал в СССР в организациях, учреждениях, структурах по линии союзных министерств государственной безопасности, Воздушного транспорта (гражданская авиация), обороны (военная авиация – Дальняя авиация).

В 2020 году будет праздноваться 75-летие Победы советского народа, Советского Союза над фашистской Германией, огромный вклад в которую внесли Главный маршал авиации Александр Голованов и руководимая им Авиация дальнего действия (Дальняя авиация). В 2020-м будет праздноваться и 95-летие Иркутского аэропорта, в становлении и развитии которого участвовал Александр Евгеньевич.

У истоков

Александр Голованов родился 7 августа 1904 года в Нижнем Новгороде. В семье Головановых было пятеро. Отец – Евгений Александрович, капитан парохода, плавал по Волге. Мать – Вера Ивановна, преподаватель пения. Трое детей –  дочь Валентина (1900 года рождения), сыновья Александр (1904) и Анатолий (1906).

По отцовской линии Александр – потомок народовольца Ивана Александровича Соловьева. А по материнской – выдающегося русского флотоводца, вице-адмирала российского флота Владимира Алексеевича Корнилова (годы жизни 1806–1854), уроженца Иркутска, героя первой обороны Севастополя (1854–1855). Военно-морские корни Головановых установлены в исследованиях иркутского ученого, доктора исторических наук, профессора Александра Дулова. Отцом Владимира Корнилова был Алексей Михайлович Корнилов, в 1805–1806 годах – иркутский губернатор.

В 1908 году семья Головановых переехала в Москву. Братья Головановы Александр и Анатолий были приняты на учебу на казенный кошт (обучение и содержание учащегося полностью за счет государственных средств, казны) в Московский кадетский корпус имени Екатерины II. Там Александр вместе с братом в 1916–1918 годах закончил первый и второй классы, а затем переведен в гимназию. Тут грянула революция, и с 1918 года он начал работать курьером в конторе «Профсохлеб» Народного комиссариата продовольствия (Наркомпрода).

В мае 1919-го Александр поступил добровольцем в Красную армию. Воевал на фронте, где был разведчиком 59-го стрелкового полка 7-й стрелковой дивизии. После ранения в сентябре 1920-го был демобилизован, после чего работал и учился в Нижнем Новгороде.

Университеты Голованова

С октября 1920 по 1923 год Александр работал курьером в Центральном управлении связи (ЦУС) Красной армии и Флота, в Центропечати – агентом, в Волгосудстрое в городе Горьком – на сплаве леса, агентом в 5-м Волжском полку ГПУ в Горьком – электромонтером.

В 1923 году Александр Голованов райкомом комсомола был послан на учебу. В 1924 году направлен губкомом ВКП(б) на работу в органы ГПУ в городе Горьком, где в 1925-м окончил трехгодичный курс Нижегородской губернской школы взрослых повышенного типа имени Я.М. Свердлова.

С детства Александр был страстным охотником, метким стрелком. Участвовал в автомобильных гонках, в 1929 году выиграл автогонки и получил приз – автомашину «Форд», а также стал чемпионом СССР по стрельбе из мелкокалиберной винтовки, потом выполнил норму мастера спорта по стрельбе из нагана. Любил играть на аккордеоне, на фортепиано, баяне, в молодости – на гитаре, мандолине.

На взлет!

С 1924 по 1933 год Александр Голованов работал в органах госбезопасности (ВЧК–ОГПУ), в особых отделах, на оперативной работе, занимал должности от уполномоченного до начальника отделения. С декабря 1931 года Александр работал в Наркомате тяжелой промышленности, одновременно учился в аэроклубе. По окончании в 1932 году летной школы ушел в авиацию, с 1933 по 1941 год работал в Гражданском воздушном флоте СССР пилотом, командиром отряда, начальником Управления ГВФ и шеф-пилотом Аэрофлота. Летать любил и летал много.

25 февраля 1932 года Всесоюзное объединение Гражданского воздушного флота (ВО ГВФ) было преобразовано в Главное управление ГВФ (ГУ ГВФ) при СНК СССР, получившее название «Аэрофлот». В 1934 году Совнарком СССР принял решение о реорганизации органов управления ГВФ. 19 мая 1934-го постановлением СНК СССР были образованы 12 территориальных управлений Гражданской авиации СССР.

В 1934–1935 годах Голованов служил командиром особого отряда тяжелых бомбардировщиков ТБ-3 Среднеазиатского управления ГВФ (Ашхабад), а в январе 1935 года Александра Евгеньевича назначили начальником Восточно-Сибирского управления ГВФ.

Так, с 1935 по 1937 год Голованов был первым начальником Восточно-Сибирского управления ГВФ (с центром в Иркутске), в состав которого входила и воздушная трасса Улан-Удэ – Улан-Батор. Участвовал в работе комитета содействия строительству Дворца пионеров и школьников в Иркутске, созданного Иркутским горкомом ВКП(б).

Под сибирским небом

В марте 1935 года по инициативе начальника Восточно-Сибирского управления ГВФ Александра Голованова в Чите было создано авиационное звено в составе пяти почтово-пассажирских самолетов П-5. На них иркутские пилоты открыли первые регулярные авиалинии из Читы в Ципикан, Калакан и Нерчинск. 6 октября 1936 года Читинское авиационное звено П-5 было усилено отрядом тяжелых грузовых кораблей Г-2 в составе трех единиц. Усиление звена позволило открыть авиапассажирскую линию на самолетах П-5 по маршруту Чита – Хапчеранга. По состоянию на 1 января 1937 года протяженность воздушных линий Читинской области, обслуживаемых самолетами П-5 и Г-2, составила 2050 километров.  

26 октября 1937 года в соответствии с приказом начальника ВСУ ГВФ на базе Читинского аэропорта и его летного подразделения создано Читинское объединенное авиапредприятие с подчинением Восточно-Сибирскому управлению ГВФ.

В 1936 году постановлением СНК СССР А.Е. Голованов введен в состав Совета при начальнике Главного управления ГВФ СССР. В 1938 году газеты писали о нем как о «летчике-миллионере», то есть налетавшем миллион километров.

На берегах Ангары

Иркутск – город авиационный, с ним связана история развития гражданской и военной авиации нашего Отечества, в том числе Дальней авиации, и судьбы многих выдающихся личностей, включая Александра Голованова. Здесь есть несколько памятных, исторических мест, связанных с именем знаменитого летчика, начальника Восточно-Сибирского управления ГВФ, в затем Главного маршала авиации, выдающегося военачальника.

На берегу Ангары от устья Ушаковки до улицы Декабрьских Событий и далее – к нынешней площадке Аллеи ветеранов мемориала Славы «Вечный огонь» в тридцатых годах прошлого века базировались самолеты (на которых летал и Голованов) Иркутского гидропорта, входящего в состав Восточно-Сибирского управления ГВФ СССР.

Штаб управления Восточно-Сибирского управления ГВФ располагался в доме № 3 по ул. Коммунаров.

На улице Горького, где в доме № 29 проживал А.Е. Голованов.

Сухопутный иркутский аэропорт, который курировал Голованов (ныне – Международный аэропорт «Иркутск»), размещался в районе нынешней улицы Ширямова.

Авиационные мастерские иркутского сухопутного аэропорта располагались в районе нынешних улиц Советской, Дорожной, где сейчас находятся Иркутский филиал Московского государственного технического университета Гражданской авиации, Иркутский авиационный колледж Гражданской авиации, а также и на улице Ширямова. Они граничили с Иркутским военным авиационно-техническим училищем, образованным в 1931 году, и размещались в районе территории авиационного ремонтного завода № 403 ГА, построенного в послевоенные годы.  

Встречи А.Е. Голованова с авиаторами проходили в Иркутском гарнизонном доме офицеров на улице Карла Маркса, а также в здании Восточно-Сибирского управления Гражданской авиации (ныне Восточно-Сибирского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта РФ) на улице Декабрьских Событий, 97.

В доме № 2 по улице Чехова – № 1 по улице Фурье размещались штабы управлений объединений Дальней авиации ВВС СССР (8-го отдельного бомбардировочного авиационного корпуса (ОТБАК), 30-й Воздушной армии), которой с 1946 по 1948 год командовал Главный маршал авиации Александр Голованов.

Николай КУСТОВ, председатель оргкомитета по проведению патриотической акции «Память жива», ветеран Дальней авиации

Источник: «Байкальские вести»

Читайте также

Иркутск. «Репортёр» – патриот Иркутск. «Репортёр» – патриот
Трудно говорить с детьми о патриотизме, когда у власти стоят «демократы»-либералы, всячески принижающие советский период. Именно либералы разрушили наш великий и могучий Советский Союз, который был г...
25 Мая 2020
Памятник русскому человеку. Ко дню рождения М.А. Шолохова Памятник русскому человеку. Ко дню рождения М.А. Шолохова
Масштаб времени, масштаб каждого века измеряется не только итогами войн, реформаций, научно-технических открытий, но в том числе – а иногда и в первую очередь – вершинами художественного творчества.&n...
25 Мая 2020
В.В. Бортко: О статье Г.А. Зюганова «Русский стержень Державы» В.В. Бортко: О статье Г.А. Зюганова «Русский стержень Державы»
В принципе русские – это те, кто себя русским считает. И представители других национальностей, приносящие своей жизнью пользу России, должны без сомнения считаться русскими, если они таковыми себя чи...
24 Мая 2020