Алатырцы помнят его

Алатырцы помнят его

Время незаметно считывает  свой срок. Все дальше в историю уходят события прежних эпох. Одно поколение заменятся другим. И это закономерность нашей земной жизни.

Прошло десять лет, как не стало Владимира Ивановича Марзалюка, долгое время работавшего руководителем в исполнительных и партийных органах власти и являвшегося инициатором, непосредственным участником многих положительных перемен, способствующих развитию Алатыря в 70-80-е годы минувшего столетия,. Он ушел из жизни 22 сентября 2013 года, но его дела, поступки, вклад в развитие на поприще города остается в памяти большинства его жителей. Город стал для него родным и любимым, несмотря на то, что он являлся сыном далекой Белоруссии.

Однажды, по случаю оказавшись здесь на небольшой недельный срок, он влюбился в этот край, поразивший его своим раздольем, своим полустепным привольем, просторами полей и лесов, многочисленными полноводными реками и озерами, так напоминавшими его Родину, но более благолепнее и краше, как говорилось во многих народных сказаньях – «загляденье...».

«Мне понравился город, его окрестности, сами люди – добрые, отзывчивые...». И в последующем, переехав сюда на жительство, эту любовь он сохранил до последних дней своей жизни. Жил скромно в личном частном доме с небольшим хозяйством – с приусадебным участком и огородом, хотя и были большие возможности. Многие бы не устояли перед соблазнами, но он был иным человеком, иного склада.

В годовщину кончины Владимира Ивановича силами людей – сослуживцев и тех алатырцев, прекрасно знавших и много общавшихся с ним, – были написаны воспоминания в память о его вкладе, о его делах и поступках, вошедших в отдельную книгу «Человек, достойный своей эпохи» (Чебоксары, 2014), повествующей о жизненном пути обычного земного человека, выходца из крестьянской белорусской семьи, прошедшего путь до руководителя города..

***

История Алатыря, начиная со дня его основания, богата своими многочисленными руководителями. За столь продолжительный многовековой период для города была очень характерна частая и постоянная сменяемость руководства, будь то царский период его существования либо начальный период советской власти.

За весь период существования правления Советов, да и всей существующей ранее царской государственной власти, он оказался единственным руководителем, кто самое продолжительное время находился в управлении нашего города, нес этот груз достойно и успешно, соответствовал своему месту, был настоящим хозяином. На всех участках работы проявлял высокие организаторские способности, деловитость и компетентность в решении сложных задач социально-экономического развития города. Его отличали деловая хватка, а при необходимости – напористость характера, настойчивость и целеустремленность к достижению намеченной цели и одновременно порядочность. Широта обзора и углубленные знания сочетались с поразительно пытливым и аналитическим складом ума и феноменальной памятью, что отличало его, своеобразного по натуре человека. Был прямолинейным, не терпел лжи, подхалимства, угодничества, дилетантства, но уважал профессионалов.

После службы в армии он переехал в город Алатырь, где с 1953 по 1971 год работал в дорожных мастерских Алатырского отделения железной дороги столяром, помощником мастера и начальником деревообделочного предприятия.

В 1971 году Владимира Ивановича назначают заместителем председателя исполкома Алатырского Совета депутатов трудящихся, а с 1972 по 1982 год он возглавляет исполнительный комитет города Алатыря. В 1982 году избирается первым секретарем Алатырского горкома КПСС, где работает в занимаемой должности до ухода на заслуженный отдых.

Под его руководством были построены и сданы в эксплуатацию здания горисполкома, милиции, Дворца культуры, Дома бытового обслуживания, больничного комплекса, роддома, сырокомбината, заводов – комбикормового и низкотемпературных холодильников, школ №№ 2, 3, 11, детских садов, десятки многоэтажных жилых домов в микрорайонах Алатыря. Произведен задел на будущее. Разработан и утвержден Генплан развития города. Подготовлена комплексная программа развития и застройки жилья, строительства новых учреждений культуры и искусства. Практически при нем удвоилось строительство жилья для населения. Сейчас трудно представить, но только за 1986-1988 годы было введено более 51,5 тыс. кв. метров многоэтажного жилья. Открывались новые магазины, отвечающие требованиям существующему времени, ибо в большинстве своем многие ранее существовавшие располагались и эксплуатировались в дореволюционных постройках, в бывших купеческих лавках: скобяных, бакалейных, булочных и других. Именно в эти годы была заложена основа для ускорения газификации нашего города. Он досконально знал не только диаметры и протяженность новых водоводов и коллекторов, но и глубину их прокладки по улицам, виды и характеристику почв, залегание грунтов и воды, многочисленные показатели производства, отпуск и потребление всех видов энергоресурсов в натуральном выражении, мощности крупных котельных предприятий... По продвижению тех или иных проектов ему приходилось часто бывать в главке, Госплане СССР, ЦК КПСС, где постоянно доказывал и отстаивал их необходимость для дальнейшего социального, экономического и культурного развития Алатыря.

И все это за восемнадцатилетний период пребывания его в управлении города прекрасно сказалось на развитии населенного пункта. Наблюдался постоянный прирост населения, трудовые ресурсы увеличились до 30,2 тыс. человек, численность рабочих и служащих – до 28 тыс. человек. А на 1 января 1990 года численность жителей города выросла до 48,5 тыс. человек – самая большая численность за весь период существования Алатыря.

За многолетнюю и плодотворную работу, огромный вклад в развитие города Алатыря Владимир Иванович Марзалюк награжден многочисленными наградами различного уровня. А в 1998 году ему присвоено звание «Почетный гражданин города Алатыря».

***

Так случилось, что в последние годы с деятельностью и пребыванием на службе пришлось непосредственно столкнуться с Владимиром Ивановичем. Связано было с вопросом по открытию православного прихода при храме Знаменской церкви, памятнике архитектуры федерального значения, территорию которого многие годы занимал местный винзавод. Решался он довольно сложно, часть присутствующих на заседании президиума колебалась, другая была против, но положительную роль в окончательном решении сыграла дата – подготовка к 1000-летию христианства на Руси.

Спустя несколько дней, встретив меня в здании администрации, Владимир Иванович подошел и попросил извинения за свое неподобающее поведение, сказав, что после совещания долгое время обдумывал сказанные мною слова. Для него стали открытием ряд неизвестных исторических фактов, упомянув также, «с каким упованием впервые читал он книгу об истории Алатыря» (Кочетков В., Алатырь, 1978). Что «надо больше публикаций о прошлом города и края, нужны книги, правдиво освещавшие происходившие на земле Алатыря те или иные исторические события, и что особенно необходимо – просвещать молодое подрастающее поколение. Без знания своего прошлого нельзя построить свое будущее. Знание своей родной истории поможет в нашем развитии...». И он сам с каждым разом постоянно убеждался в уникальности края, его неразрывности с историей страны: прошлому Алатыря может позавидовать многие регионы страны. И особенно отметил, что, находясь многие годы на государственном посту, к которому он никогда и не стремился, а был избран, его постоянно удивляло, что везде, где только не бывал, решая те или иные вопросы по городу, будь то в Москве – Госплане СССР, ЦК КПСС, либо в регионах страны, он везде встречал выходцев из Алатыря и его края. «Именно это меня еще больше всего удивляло – в способностях и уникальности проживающего здесь населения, его врожденном патриотизме: Алатырь дал очень много талантливых людей...».

И здесь необходимо отдельно отметить еще его роль и в сохранении старейшего каменного здания города – собора Иоанна Предтечи 1703 года постройки. В начале 70-х старожилы-краеведы подняли вопрос о сохранении первого храма Алатыря. От республиканских властей получен отказ, ибо это культовое сооружение, а наша страна – атеистическая... Выход нашли сообща, в здании решили организовать историко-революционный музей и восстанавливать его хозяйственным способом с помощью предприятий Алатыря и народных пожертвований. Лишь годы спустя на реставрационно-восстановительные работы стали отпускаться небольшие государственные средства.

Спустя годы Марзалюк говорил, что он многое не успел. Считал, что первоочередным является экономическое развитие города, предприятий, строительство жилья, дать людям работу, а затем уделять внимание объектам культуры, памятникам архитектуры, развитию музеев города, но резко поменялись времена... «В этом была моя недоработка, я был технарем».

***

В последующие годы, уже пребывая на пенсии, Владимир Иванович часто заходил ко мне на работу, приглашал в гости. Было еще желание работать, были физические возможности, но страна перестраивалась, менялись взгляды. С одной стороны, повеяло воздухом «призрачной» свободы от догм, но с другой – проявлялись неприятные поползновения, так напоминавшие ему уже ушедшие события детства и юности. При встречах он много рассказывал о знакомстве и дружбе со многими людьми, о детстве и юношестве, своих взглядах на происходящие события…

Часто делился воспоминаниями и о деятельности в Алатыре. Так, однажды, доверившись инженерам и бухгалтеру, он подписал смету на строительство необходимого производственного объекта. И с тех пор – зарекся. Хорошо, что легко отделался выговором в занесение в личное дело…

Сказывался недостаток образования. Пришлось окунуться в учебу. С особой теплотой до конца своей жизни он вспоминал педагога-математика Г.Ф. Скрябина. Ходил на занятия к нему домой после работы, брал дополнительные математические уроки, которые благотворно сказались на его будущем. Он научил его отменно пользоваться логарифмической линейкой. Многие современники ныне даже и не знают, что это такое. Логарифмическая линейка – вычислительное устройство, позволяющее выполнить несколько математических операций, в том числе умножение и деление чисел, возведение в степень (чаще всего в квадрат или куб), вычисление квадратных и кубических корней и ряд других операций. До появления карманных калькуляторов этот инструмент являлся незаменимым орудием любого инженера. Его он носил постоянно в кармане пиджака. Эти занятия позволили с успехом закончить Московский лесотехнический институт.

***

Позднее, находясь в должности руководителя исполкома, памятуя о своей оплошности, Марзалюк стал постоянно брать к себе домой проектную документацию на строительство разных объектов в Алатыре и ночами перепроверял финансовые расчеты, пересчитывал сметы с помощью счетной линейки. Да, на первых порах было тяжело, было немало проектов, со сметными накрутками не совместимых с действительностью. Пришлось разговаривать с проектировщиками по-иному, отказываться от их услуг, искать новых специалистов. Приходилось вникать во многие тонкости экономико-хозяйственной деятельности. Со временем уже изменилось и отношение.

Поняв, что мошенничество со сметами, как говорилось в то время «очковтирательство», в Алатыре не пройдет, документация стала предоставляться в соответствии с существующими строительными нормами. Да и работать стало легче, договоры заключались уже с постоянными проверенными исполнителями, зная их добросовестность в исполнении возложенных на них задач. «Но, несмотря на доверие, постоянно приходилось контролировать ход строительства, – вспоминал Марзалюк, – старался никогда не пускать начатые дела на самотек, это стимулировало кадры...».

 «Большие проблемы существовали в Алатыре с подбором персонала, людей с высшим образованием не хватало, большинство были с педагогическим уклоном, – говорил Владимир Иванович Марзалюк. – Приходилось работать с тем, что было. Местные кадры в большинстве своем были среднего звена, окончившие железнодорожный и лесной, в последующем автомобильный техникумы. Лучших приходилось направлять на учебу в институты в регионы страны, но не все возвращались на Родину. Люди у нас способные. Приходилось искать альтернативу, чтобы молодые специалисты могли получить высшее образование в родном городе». Он мечтал о высшем учебном заведении в Алатыре.

В бытность на посту секретаря горкома КПСС, к концу 80-х годов, произошло объединение районного и городского в единый объединенный комитет. Единогласно на эту должность был избран В.И. Марзалюк. Годы спустя бывшие колхозники, сельчане, вспоминали, как в эти годы неожиданно для них на фермах в коровниках и телятниках стал появляться Владимир Иванович, расспрашивать, интересоваться проблемами, нуждами... Приезжал на своем «газике». Его появление на ферме, да еще в лице первого секретаря, для того периода оказалось значительным событием. Надолго запомнились сельчанам эти визиты на колхозные фермы, его заинтересованность по многим жизненным вопросами, ибо не понаслышке он знал проблемные крестьянские вопросы.

***

Но была одна отдушина – страсть, которой Владимир Иванович посвящал всю жизнь и все свободное время, свой досуг. Пчеловодство. Его как пчеловода знали не только в Чувашии, но и в России. О пчелах он знал все.

С весны до середины лета была горячая пора. Н. Берников вспоминал: «В компании пчеловодов были очень разные люди: по образованию, интеллекту, уровню компетенции в пчеловодстве. Безусловно, лидером среди нас, но не словом, а делом был Владимир Иванович. Он брал на себя организаторскую работу в тех сферах, которые были недоступны большинству из нас: посещал пчеловодческие съезды, бывал в институте пчеловодства и имел там друзей, закупал элитные породы пчелиных маток, выводил такие матки сам, помогал нам, занимался селекцией. При этом он вовлекал в пчеловодство все новых и новых людей, помогая им знаниями и личным участием». И практически многие, кто с ним работал, вскоре и сами «заболевали» пчеловодством.

Круг его познания был широк, с ним можно было говорить на любую тему – культура и искусство, политика и экономика, семейное воспитание и проблемы молодежи. О чем бы не заходила речь, он всегда слушал собеседника заинтересованно, вникал в суть проблем, пытался помочь. Таким был этот человек.

Николай ГОЛОВЧЕНКО, почетный гражданин города Алатыря. Источник публикации: газета «Алатырские вести», 22 сентября 2023 г., № 37 (14057), с.11. Фото из архивов Алатырского краеведческого музея

Читайте также

В.Н. Федоткин. Славянофилы – о нравственности и патриотизме В.Н. Федоткин. Славянофилы – о нравственности и патриотизме
Без нравственности и патриотизма у России нет ни прошлого, ни настоящего, ни будущего....
18 сентября 2024
В Красноярске обсудили Указ «Об историческом просвещении» В Красноярске обсудили Указ «Об историческом просвещении»
В Краевой библиотеке проведён круглый стол, организованный Красноярским региональным отделением Всероссийского созидательного движения «Русский Лад», по обсуждению указа президента РФ от 8 мая 2024 го...
16 сентября 2024
Русский вопрос в нашей перспективе Русский вопрос в нашей перспективе
В предыдущие 35 лет в самой жуткой демографической яме оказались украинцы и русские, потерявшие почти 50 млн человек...
16 сентября 2024