Академиками-основателями завещано: цените «работу с детством»

Академиками-основателями завещано: цените «работу с детством»

Пишу в любимую газету о методе ликвидации статуса самостоятельности замечательного учреждения в Новосибирском Академгородке – молодежного центра «Калейдоскоп» через процедуру оптимизации и последующего присоединения к другому молодежному центру – МБУ МЦ «Мир молодежи». Оба центра расположены на правом берегу Советского района Новосибирска (в Новосибирском Академгородке).

«Калейдоскоп» был создан в 1968 году в ходе формирования социально-культурной инфраструктуры нового для страны научного центра при содействии первого председателя Сибирского отделения Академии наук СССР академика М.А. Лаврентьева.

Михаил Алексеевич и его коллеги сформировали целую сеть детских учреждений – от детских садов до детских клубов. Эти клубы стали информационно-просветительской и развивающей базой для детей как будущих ученых, будущих сотрудников научно-исследовательских институтов и организаций. Например, КЮТ (клуб юных техников) – как основа для инженерного и технического творчества, СЮН (станция юных натуралистов) – для биологов и зоологов, клуб при Институте геологии и геофизики – для юных геологов, клуб «Виктория» – для развития детского спорта и т.д. А Детский дом культуры «Калейдоскоп» – для развития детского творчества через культуру и искусство, поскольку творчество в науке и творчество в искусстве тесно взаимосвязаны – ведь многие ученые являются творцами не только в науке, но и в искусстве.

Вся эта «работа с детством» в Академгородке финансировалась из двух источников: штатные работники, которые работали с детьми, финансировались по штату Объединенного комитета профсоюза; хозяйственное содержание – через Управление делами Президиума СО АН СССР.

С середины 90-х годов все изменилось, как и многое другое в нашей стране.

Сегодня «Калейдоскопу» более 50 лет. В нем всегда процветала просветительская, воспитательная и образовательная деятельность с детьми и подростками (дошкольниками и учениками школ) по многим направлениям культуры и -искусства. Даже большинство клубов знаменитого объединенного клуба «Старшеклассник» в 60–-90-е годы действовали в «Калейдоскопе» как клубы художественно-эстетического направления. «Калейдоскоп» до 90-х годов был своеобразной детской республикой культуры и искусства, а также патриотического воспитания (что взаимосвязано). В нем всегда работал профессиональный коллектив педагогов и воспитателей высокого уровня.

После «перестройки», пока учреждение было самостоятельным, руководству и сотрудникам удавалось сохранять многие его традиции, но главное, его самобытность и его культурообразующую среду. Окончательно став к 2000-м годам учреждением молодежной политики (и по статусу, и по содержанию деятельности), центр, сохраняя работу с детьми, развивал многообразную и интересную работу с молодежью в тесном взаимодействии со старшим поколением.

В нынешнее время распространяется (по мнению старшего и конструктивно мыслящего молодого поколения) такое разрушительное явление, как «оптимизация». В его рамках теперь решается и судьба центра «Калейдоскоп», который ранее был, и мог в будущем быть, одним из важных учреждений работы с детьми с раннего возраста.

Возможно, «Калейдоскоп» мог бы вновь стать Детским домом культуры, каким он был исходно… То есть заниматься и «формироваться» в кружках творческого, культурного развития систематически (не временно, как в проектной деятельности, которая ориентирована на решение оперативных деятельных задач, а на постоянной основе, что способствует получению отдаленного, но более долговременного и сбалансированного социально-культурного результата).

Такой подход поможет сформировать в детской среде устойчивый опыт творческой деятельности. Этот опыт позже пригодится и в деятельности старших детей, а также молодежи уже в их социально значимой проектной работе.

В ходе выполнения планов концептуальной программы «Академгородок 2.0» и растущего в связи с этим населения Академгородка одного «Центра детского творчества» – ЦДТ в верхней зоне Академгородка недостаточно для художественно-эстетического и патриотического воспитания детей на примерах отечественной культуры и искусства. Ресурсы детских садов (материально-технические и кадровые профессиональные) также ограничены для такой целевой деятельности. «Калейдоскоп» имеет большинство необходимых ресурсов для этой значимой для общества воспитательной работы с детьми.

Ни с кем из общественности вопрос об изменении статуса центра «Калейдоскоп» не обсуждался до принятия в июне с.г. Постановления о его присоединении к молодежному центру «Мир молодежи». Нужно сказать, что у этого молодежного центра уже есть четыре подразделения в отдельных помещениях (одно из подразделений также находится в верхней зоне Академгородка, как и «Калейдоскоп»).

Общественность района (родительское и педагогическое сообщество, старшее поколение жителей Академгородка, представители профсоюза СО РАН) ратуют за то, чтобы «Калейдоскоп» остался самостоятельным учреждением и получил возможность вновь работать в большинстве своем с детской аудиторией с дошкольного возраста по художественно-эстетическим направлениям развития и воспитания в кружках на бюджетной основе.

У старшего поколения уже сложилось впечатление, что в Академгородке идут процессы уничтожения наследия М.А. Лаврентьева, включая научные учреждения и учреждения культуры (в том числе, и «Калейдоскопа»). Возникают вопросы: «Что же происходит в нашем обществе? Что же мы сами-то уничтожаем наследие, созданное в советское время?» Ведь «Калейдоскоп» для многих жителей Академгородка является «брендом» воспитания детей средствами культуры и искусства, а также «культурным наследием».

Возможно, «вирус оптимизации», как и многое другое, пришел к нам из-за границы.

Процесс «оптимизации выгодных характеристик при минимизации расходов», возможно, приемлем и полезен в производстве и бизнесе, но для социальной и социально-культурной сферы это чаще всего становится катастрофой.

С.В. ЧУБЧЕНКО, руководитель Информационно-образовательного центра старшего поколения «Истоки» (с 1980 по 1993 год – начальник планово-финансового управления СО АН СССР под руководством председателя СО АН СССР академика В.А. Коптюга)

Источник: «Советская Россия»

Читайте также

Два вопроса от славянофила ХХI века. Вопрос 1: устоит ли народное самоуправление? Два вопроса от славянофила ХХI века. Вопрос 1: устоит ли народное самоуправление?
«Единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ» (Статья 3 Конституции РФ). Таким образом, согласно Конституции, народ является источником власти и осуществл...
19 марта 2025
Антифашистский автомарш-эстафета стартовал 17 марта Антифашистский автомарш-эстафета стартовал 17 марта
В то время, когда Россия проводит специальную военную операцию, направленную на защиту нашей страны и мира от вновь поднимающего голову фашизма, юбилейная годовщина Победы СССР над нацистской Германие...
19 марта 2025
Юбилей иркутского художника Льва Гимова Юбилей иркутского художника Льва Гимова
19 марта исполняется 90 лет Льву Гимову, известному иркутскому художнику. Лев Борисович родился 19 марта 1935 года в г. Иркутске, потомственный сибиряк. В 1953 году поступил в Иркутское художественное...
19 марта 2025