Абсурд псевдоноваторства

Абсурд псевдоноваторства

Имея более чем 30-летний опыт преподавания в высшей школе (вначале в Московском авиационном технологическом институте, а потом в Московском авиационном институте), могу с полным основанием утверждать, что Политехнический музей всегда играл большую роль в образовательном процессе. Собственно, само создание музея по инициативе учёных — членов Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии явилось ответом на призыв Н.А. Некрасова: «Сейте разумное, доброе, вечное…» Музею ими отводилась роль основы широкого просвещения жителей Москвы и её гостей на примере технических достижений страны.

С годами музей расширялся за счёт пристроек к основному зданию, его фонд обогащался новыми уникальными экспонатами. В состав музея была включена Политехническая библиотека. Стали функционировать Центральный и Малый лектории, повышался уровень подготовки музейных работников: смотрителей, методистов, экскурсоводов, научных сотрудников.

Моё знакомство с музеем произошло в 1950 году, когда я стал студентом Московского института стали. С большим интересом и несомненной пользой я знакомился со всеми отделами музея, наряду с наиболее близким моей будущей профессии отделом металлургии. Интересно было наблюдать за экскурсиями школьников, для которых открывался мир сложной техники в макетах, действующих моделях и сложных устройствах. Они засыпали экскурсоводов вопросами, с удовольствием учились управлять этими экспонатами, начинали понимать практическое значение тех дисциплин (например, физики и химии), которые они изучали на уроках. Так реализовывалась на практике в работе музея идея просвещения.

Позднее, после окончания института и защиты кандидатской диссертации, я был привлечён как представитель академического Института металлургии им. А.А. Байкова к работе в составе группы содействия отделу металлургии музея. В эту группу входили также работники ведущих вузов и промышленных предприятий Москвы. Мы делились с сотрудниками отдела своим опытом и знаниями, обсуждали планы работы отдела, тематику экскурсий и выездных выставок. Мне довелось дважды быть экскурсоводом выездной выставки «Титан — металл космического века»: в г. Рыбинске для участников конференции по производству двигателей для самолётов и вертолётов в помещении техникума и в г. Пскове в помещении краеведческого музея и картинной галереи для обычных неподготовленных слушателей.

Со временем я стал работать в составе Экспертного совета музея, который организовывал и контролировал абонементные лекционные циклы в Малом лектории. В Центральном лектории трибуна была предоставлена Академии наук для выступлений ведущих учёных страны. Так в музее произошло слияние трёх слагаемых, определяющих уровень развития производительных сил страны: теории, техники, технологии.

Тем самым была подтверждена высокая миссия Политехнического музея в образовательном процессе, которую я успешно использовал в своей преподавательской работе. Касаясь в ходе лекций тех или иных тем, я рекомендовал студентам посмотреть экспозиции соответствующих отделов музея. Студенты, которые хоть раз приходили в музей, всегда благодарили за такие советы и становились его регулярными посетителями.

У читателя этих заметок может возникнуть вопрос: почему автор использует в тексте только прошедшее время? Отвечаю: это я вынужден делать потому, что нынешнее руководство Политехнического музея настойчиво предлагало построить новое здание на Воробьёвых горах за Фундаментальной библиотекой МГУ (демонстрировался даже зарубежный эскизный проект). Абсурдность такой «революционной перестройки Политехнического музея» была видна невооружённым глазом и осуждена широкой общественностью. Но остаётся ещё не до конца выясненная прошлыми и будущими посетителями концепция музея, который, по мнению опять же нынешнего руководства, создаётся сейчас и характеризуется сомнительными словами: это-де будет «виртуальный музей». А какая судьба ждёт музейный фонд? Этот вопрос до сих пор остаётся без ответа.

Когда я готовил материал к этим заметкам, решил посмотреть, что сейчас пишут в интернете о Политехническом музее. В Википедии среди прочего увидел такую фразу: «Во время нестабильной экономической ситуации в стране музей тоже подвергся стагнации». Как член Учёного совета Политехнического музея считаю своим долгом категорически заявить: это вопиющая ложь и клевета. Именно в эти годы, несмотря на неимоверные трудности, был сохранён коллектив сотрудников музея, музейные площади были освобождены арендаторами и рационально освоены коллективом. В эти годы был организован и проведён ряд выставок. И, наконец, была начата разработка новой концепции музея. Это всё отражено в протоколах и решениях Учёного совета, которые должны быть в архиве музея.

Эти заметки хочу заключить призывом к министерству культуры РФ решать все вопросы, касающиеся судьбы Политехнического музея, с учётом того, что он является особо ценным объектом культурного наследия нашего народа. Это ко многому обязывает. Будьте бдительны!

А.Е. ШЕЛЕСТ, профессор

Источник: «Правда»

Читайте также

«Русская народная линия»: антисоветские «патриоты» – пособники познеров «Русская народная линия»: антисоветские «патриоты» – пособники познеров
Мэтр либеральной журналистики Владимир Познер, отвечая на вопрос своего поклонника о причинах «отсталости» России, вновь повторил набившие оскомину русофобские постулаты: мол, во всём виновато Правосл...
2 Декабря 2020
Иркутская область. Как война косу Варваре плела Иркутская область. Как война косу Варваре плела
Подводя итоги уходящего года 75-летия Победы, коллектив Заларинского районного краеведческого музея обрел важную историческую информацию для себя и заларинской общественности. Во-первых, произошло изд...
2 Декабря 2020
Памяти Ирины Антоновой Памяти Ирины Антоновой
Нынешний год не перестает подвергать нас серьезным испытаниям на гражданскую и человеческую прочность. В трудных условиях встретили и отметили мы юбилей Великой Победы 45-го года. Русская история и ку...
2 Декабря 2020