А. Щербаков. Наш путь железный...

А. Щербаков. Наш путь железный...

Когда в не столь давние времена в нашей прессе довольно широко отмечалось 100-летие Транссиба (а группа известных писателей-патриотов из состава Правления СП России даже совершила своеобразный агитпробег сквозь страну по исторической «чугунке»), я среди публикаций о славном юбилее невольно выделил статью Валентина Распутина в богохранимом «Гудке».

Слово этого сибирского златоуста всегда звучало по-особому весомо, значительно, и предмет разговора зачастую обретал знаковый, метафорический смысл. В данном случае сама железнодорожная магистраль на восток в его размышлениях становилась метафорой русского проекта, российского пути. Транссиб ведь действительно нечто большее, чем просто длинная железная дорога. И мы, потомственные сибиряки, это ощущали и ощущаем всеми фибрами души, как говорится. Не только судьба нашей разбуженной земли, но и судьбы каждого из нас так или иначе связаны с этим великим сибирским путём, доставшимся в наследство.

Правда, лично мои предки-старообрядцы по отцовской линии когда-то пришли в Сибирь пешим ходом, иные даже в «железах», но мать ребенком в начале прошлого века родители-переселенцы привезли из-под Нижнего Новгорода уже по «чугунке». Позднее по ней же она ездила в город Ачинск к отцу, который проходил там боевые ученья перед отправкой на фронт. На обратном пути мать накупила ярких деревянных ложек для наших детских яслей. Одной из тех ложек я тоже черпал колхозную кашу, благодаря чему выжил вместе с другими ребятишками в пору военного «голодомора».

Наверное, не случайно я с детства мечтал увидеть железную дорогу. Эту мечту непросто было осуществить. Ближайшая станция Абакан находилась от нашего подсаянского села Таскино в сотне с гаком вёрст. Но мне помог случай: 14-летним огольцом я напросился в грузчики к дяде Васе Шелехову, шофёру фронтовой ещё закалки, который вёз зерно на абаканский элеватор. Мощь паровозов и стальные пути потрясли меня. В ожидании обратного «груза» – солдат, мобилизованных к нам на уборку, - я лежал на мешковине в кузове УралЗИСа и под тугие паровозные гудки представлял с удивлением, как рельсы бегут, соединяясь в Ачинске с Транссибом, до самой Москвы, а там и – до Ленинграда, Киева и далее везде.

Через несколько лет я этими путями проехал уже не мысленно, а наяву. Сперва через Ачинск на восток – в Красноярск, в пединститут. А потом и на запад – в столицу нашей Родины и «далее везде». Можно сказать, Транссиб меня вывел в люди, Или вывез. (К слову, ныне мой внук Илларион инженер-железнодорожник).

Но не меньшим потрясением, чем первое свидание с Транссибом, стало для меня, студента-филолога и историка, открытие, что основные 7 тысяч вёрст его были проложены всего за 7 лет, притом – 70-ю русскими артелями. Эти три «великолепные семёрки», три «топора», запали в мою душу навсегда. Как и слово «артель», уже знакомое мне по нашему колхозу, тогда – сельхозартели имени Кирова. Позже я узнал о мощном кооперативном движении в России ещё накануне революции. И мне стали понятны искания замечательными экономистами Чаяновым, Кондратьевым путей для Советской России именно на рельсах кооперации, то есть русской артельности. Жаль, их учения были отринуты в своё время. Но все ж неслучайно, видимо, затем грянула коллективизация (артелизация) сельского хозяйства, проведенная, правда, отчасти через колено…

Однако при всех издержках этого опыта мне и поныне представляется, что магистральный русский путь все-таки не в рыночном индивидуализме, не в атомизации нашего общества, а именно в артельности, соборности, коллективизме, искони присущих русскому характеру, по-нынешнему – менталитету. Какие потенциальные силы и возможности кроются в них, блестяще показала когда-то артельная стройка Транссиба. В том числе и нашей Красноярской железной дороги. Поистине – стройка века, притом не только своего.

Мы весь свой век, по сути, прожили под знаком артельности. Да и теперь, когда правящие радикалы-рыночники всячески стараются приглушить её проявления, даже в таких мягких формах, как народное предприятие или закрытое акционерное общество, она подаёт свой властный голос. Положим, в моём родном селе Таскино, где в лихие 90-е крепкий колхоз был порушен, сами селяне снова пытались организовать свой сельхозкооператив, по существу сельхозартель, чтобы зажить увереннее (ведь, как шутят в народе, «гуртом даже батьку бить легче»).

Правда, при нынешних ценах на технику, на горючее и электричество это дело не простое, но возможное и более перспективное. Скажем, всему нашему краю известно своими достижениями на полях и фермах акционерное общество закрытого типа (считай – кооперативное) «Солгонское», что в Ужурском районе, или «Назаровское — в одноименном. А, допустим, в соседней Иркутской области успешно действует народное предприятие – мощный Усольский свинокомплекс, наглядный пример преимущества коллективной собственности и артельной организации труда.

Именно за такими образцами видится мне настоящий прорыв в нашем развитии. А сегодня, когда хищный западный мир понудил нас к проведению специальной военной освободительной операции в Новороссии и на Украине, ещё и – более надёжная опора в нашем выживании и сопротивлении мировым силам зла.

Александр ЩЕРБАКОВ, Красноярский край

Читайте также

И.С. Бортников. Родник русскомыслия И.С. Бортников. Родник русскомыслия
Некогда русский религиозный философ, литературный критик, публицист и писатель В.В. Розанов говорил: «Россия не создала пирамиду Хеопса, Александрийский маяк, Родосский колосс и другие семь чудес свет...
18 Мая 2022
Где мы на информационной войне? Где мы на информационной войне?
Ответ: где-то, но не на информационной! На настоящей, на Специальной военной операции (СВО) на Украине — да! А на информационной — нет, хотя против нас эта война ведется, как говорится, из всех орудий...
18 Мая 2022
Нужна ли русская национальная идея? Доклад В.Н. Федоткина Нужна ли русская национальная идея? Доклад В.Н. Федоткина
На видеоконференции движения «Русский Лад» 12 мая 2022 года выступил член центрального правления, доктор экономических наук, депутат нескольких созывов ГД Федоткин Владимир Николаевич. ...
17 Мая 2022