А.С. Пушкин и Сибирь

А.С. Пушкин и Сибирь

Пушкин-человек в Сибири не был, Пушкин-поэт здесь был, есть и будет. Он «победил и время, и пространство», – справедливо писала Анна Ахматова. Пушкин был не только поэтом, писателем, философом, но и историком, пытливым исследователем, увлеченным путешественником.

Многие годы он изучал историю России и признавал ее одной из самых интересных и поучительных. Ведь это его слова: «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал».

Знал французский, английский, а вот немецкий не давался. Глубочайшие познания имел в истории и грамматике русского языка, что и позволило ему стать создателем современного русского языка, на котором мы говорим, пишем, думаем. Скажу более, многие строчки его стихов «живут» в нашем подсознании и при определенной жизненной ситуации всплывают в памяти. И тогда мы говорим его словами: «Мороз и солнце, день чудесный!» Или «Пора, мой друг, пора, покоя сердце просит…»

Его библиотека была одной из самых богатых в России, в ней много книг о литературе, истории разных стран мира, но больше всего, конечно, о России. И совершенно точно известно, была полка книг и о Сибири. Пушкин читал «Сибирский вестник», читал всё, что выходило из печати. И это не праздный интерес. История его семьи как по линии матери, так и по линии отца тесно связана с историей далёкого края.

Впервые о Сибири маленький Пушкин узнал, вероятно, из домашних разговоров: его прадед по матери Ибрагим Ганнибал был в сибирской ссылке с документами на имя Абрама Петрова (фамилия образована от имени Петра I — его крестного отца). Запись о прибытии в Иркутск есть в летописи. Вообще-то он имел три имени, две фамилии, две даты рождения, дважды менял религию. Он не эфиоп (абиссинец), как думал внук, а камерунец. Был специалистом по артиллерии и фортификации, военным инженером, преподавателем математики, владел несколькими языками. Прожил почти сто лет. Его отправил в ссылку после смерти Петра I князь Меньшиков – строить или восстанавливать Петропавловскую (Селенгинскую) крепость в устье реки Чикой для обороны и торга, а как считал сам Пушкин, «измерять китайскую границу». Местные следопыты нашли остатки крепости, возможно, той, к которой он имел отношение.

Был ссыльный неоднократно и в Иркутске по служебным и не только делам, начиная с 1728 г., по летописи Сибиряковых. После ссылки ведал строительством пограничных сибирских линий, в том числе «Тоболо-Ишимской». Сын Ганнибала генерал-цейхмейстер Иван Абрамович в 1778 г. строил цитадель в Херсоне.

Однако ещё намного раньше предки по отцу, происходившие от некоего Ратши (Рачи), – распространенное имя на Руси, сокращено от Ратмир (была традиция сокращать имена), – были в Сибири. Его род известен на Руси с 11 века. Он из знатного рода из Славонии (хорватские земли). Правнук Ратши в 7 колене был Григорий Пушка (ХIV – ХV вв.), с его прозвища и началась фамилия.

На разных должностях Пушкины служили в Сибири. Называю только имена без отчества. В Тюмени служил Петр в 1625–1628 гг., как и Фёдор. Сосланы Матвей, Михаил, Сергей. Евстафий и его братья попали в опалу и были высланы в Тобольск, сын Лука – в Мангазею. Гаврила отправлен в Тобольск, затем в Пелым. В Сибирь сосланы Гаврила, Василий, Савлук, Федор, Леонтий, Иван Меньшой. Последних сослал Борис Годунов. Матвей Степанович был сослан Петром I за измену в Енисейск, а сын Фёдор повешен. Служили в Тюмени, Сургуте, Берёзове… Во все времена многие из Пушкиных служили при царях, получая награду или опалу. Известно, что сподвижником Александра Невского был Гаврила. И Ганнибалы, и Пушкины служили Отечеству!

Кстати, Григорий Пушка – предок отца и матери поэта. Сергей Львович Пушкин (отец поэта) женился на Надежде Осиповне Ганнибал, своей внучатой племяннице, вряд ли зная об этом. А Наталья Гончарова и поэт Лермонтов – пятиюродные брат и сестра. Мир тесен.

Прав писатель Мамин-Сибиряк: «…в конечном счёте, жизнь каждого из нас – итог жизни всех наших предков».

Так что семейные воспоминания переходили из поколения в поколение. Сам Пушкин пишет о своих предках в «Моей родословной», но есть и документальные свидетельства.

Пушкин много знал о Ермаке (в его личной библиотеке были материалы о нем), о «сибирских пугачевцах». Знал не из книг и газет, так как вся информация о народных бунтах в печать не проникала. Он даже задумал написать статью об истории Сибири. Сохранился отрывок. Поэту удалось добраться только до Урала, до Оренбурга, чтобы найти дополнительные сведения для своей книги по истории пугачевского бунта, хотя официально он получил допуск на работу в архиве и поездку на Урал для сбора новых сведений о Петре I. По сути это была командировка, т.к. он был тогда на государственной службе. На определённом отрезке пути его сопровождал Владимир Иванович Даль, доктор, будущий создатель «Словаря русского языка».

В детстве мечтал быть исследователем далеких земель, путешественником, историком, описывающим географические открытия и исторические события. Еще в Лицее подружился с Федором Матюшкиным. И был у них общий интерес. Так они ознакомились с трудами Г.Ф. Миллера «Описание Сибирского царства и всех происшедших в нем дел от начала и особливо от покорения его Российской державе по сии времена», а также С.П. Крашенинникова «Описание земли Камчатки». Не тогда ли задумали юные читатели посмотреть Сибирь? Матюшкину это удалось. Он стал мореплавателем и посвятил этому делу более 30 лет, был и в Иркутске. А его другу — нет.

Пушкин мог видеть изображение Иркутска, так как читал письма Матюшкина из Иркутска на имя бывшего директора Лицея Е.А. Энгельгардта. В письмах были выразительные зарисовки города. Именно Пушкин посоветовал другу вести в путешествии дневник, и эти записи хотел купить англичанин, но не удалось. Матюшкин вел оживленную переписку с ссыльным Пущиным. Сложившись с друзьями, купил и отправил для его дочери фортепиано, которое прозвали Лицейским.

А.С. Пушкин обладал книгой, которой не мог не гордиться. На этой небольшой книжице в красном сафьяне с золотым тиснением рукой поэта написано: «А. Пушкинъ». «Экземпляр, бывший в Тайной канцелярии. Заплачен двести рублей». Держать в своем доме эту книгу было очень опасно. «Путешествием из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева Пушкин был глубоко потрясен. И даже повторил путь Радищева, побывав в тех же самых местах. И написал «Путешествие из Москвы в Петербург», где много цитировал Радищева будто бы только для того, чтобы оспорить его мнения. Для этого он придумал образ путешественника. Радищев задолго до этого начал собирать материалы о Сибири. Более года писатель добирался до места ссылки. 3 месяца пробыл в Тобольске, более 2 месяцев в Иркутске (с 8 октября по 20 декабря 1791 г.), где занимался в библиотеке, встречался с епископом Вениамином, Шелиховым и другими лицами. «Надлежало бы мне долее пробыть в Иркутске, нежели как мне там быть случилося».

Пушкин, мечтая о высоком служении Отечеству, отчаянно пытается найти предлог, чтобы попасть в Сибирь и повторить теперь уже не короткое, а дальнее сибирское «путешествие» Радищева, но, увы, это ему не удается сделать.

Однажды он написал прошение царю о том, чтобы ему разрешили поехать в Китай в составе экспедиции ученого, китаеведа Никиты Яковлевича Бичурина (в монашестве отец Иакинф) и таким образом проехать всю Сибирь. Однако шеф жандармов Бенкендорф отказал в просьбе, опасаясь, что поэт будет искать встречи с ссыльными декабристами. А Иркутск и был местом встреч декабристов, приезжавших в город по делам или к месту лечения. На это Пушкин и рассчитывал. Бичурин некоторое время жил в Иркутске, работал в духовной семинарии, изучал историю, географию, этнографию края. Долгих 14 лет отец Иакинф возглавлял духовную миссию в Китае. А еще он был талантливым литератором. Очерк «Байкал» написан в Горячеводске 13 июля 1831 г. по впечатлениям от поездки из Кяхты к месту лечения – Туркинским водам. Пушкин способствовал его публикации в журнале «Северные цветы», где печатался и сам. Близко сошелся с отцом Иакинфом уже после Сибири и многое узнал из его увлекательных рассказов.

Представьте, как завидовал ему поэт, слушая его рассказы об Иркутске, Кяхте, как мечтал увидеть Байкал!

О Сибири, жизни ссыльных узнавал из писем лицеиста И. Пущина, который, между прочим, нашел повод погостить у многих своих товарищей, побывал и в Иркутске. По воспоминаниям С. Семенова, «у Пущина в Ялуторовске было много собственноручных писем и рукописей Пушкина, которые Пущин показывал собеседникам». О. Балакшина также свидетельствует, что тот «вёл переписку с Пушкиным до его смерти». Пушкинские стихи привезла декабристам А. Муравьева, передав «Во глубине сибирских руд…» мужу и при первой же встрече Пущину «Мой первый друг, мой друг бесценный…»

Поэт был лично знаком с Михаилом Луниным и его сестрой Катенькой Уваровой, с Муравьевыми (ближайшими родственниками), бывал в их домах. И можно с уверенностью утверждать, что и после ссылки Лунина встречался с его сестрой, с матерью братьев Муравьевых, чтобы узнать новости. Лунин дружил с Волконскими. Мария Николаевна писала за декабристов письма, в том числе и Уваровой. Понятно поэтому, что поэт, не видя ссыльного Лунина, нарисовал на полях своей рукописи его лицо с длинными отпущенными усами, и притом очень похоже. Уварова, кстати, в одном из писем упоминает об усачах, сослуживцах брата по эскадрону, потрясённых арестом Лунина.

До ссылки Пушкин был хорошо знаком с декабристом В.Ф. Раевским, отправившим из Тираспольской крепости ему и М. Орлову два стихотворения. Пушкин ответил также двумя стихотворениями. Он предупредил Раевского о готовящемся аресте. Раевский был первым из арестованных декабристов (в 1822 г.), отправлен в ссылку в 1826-м в село Олонки. Там женился на сибирячке Е.М. Середкиной, имел 9 детей. Участвовал в общественной жизни города. И вряд ли Пушкин не интересовался жизнью своего собрата по перу. Сохранился портрет Раевского рукой Пушкина.

Есть у Пушкина и портрет К.Ф. Рылеева, одного из казнённых декабристов. Замечу, Рылеев был хорошо знаком с Алексеем Полевым, отцом журналиста Николая Полевого, по работе в Российско-американской кампании, в которой служил. Он являлся одним из правителей кампании, имел десять процентов акций, тогда как у царя Александра 1 было только двадцать. Так что Пушкин от Рылеева мог иметь сведения о делах кампании, об освоении Дальневосточных земель и Аляски.

Декабрист П.А. Муханов дружил с Пушкиным, который лично ему читал 1 главу «Евгения Онегина» и подарил начало «Братьев Разбойников». Декабрист и сам писал, печатался с Пушкиным в одних изданиях. На поселении жил в Братском остроге, Усть-Куде, в Иркутске. Иркутский дом Муханова сохранился, находится рядом с домом Волконских. Мария Николаевна вела переписку с адресатами в России. Были и неофициальные каналы связи. Интереснейшая история с невестой декабриста княгиней Варенькой Шаховской! Похоронен на территории Знаменского монастыря.

Особенно дороги Пушкину были письма друга Вильгельма Кюхельбекера о традициях сибиряков, о личной многотрудной и счастливой жизни. В ссылке декабрист встретил свою любовь, создал семью. Письма высылал Е.А. Энгельгардту для Пушкина.

Не раз поэт высылал декабристам книги. С увлечением читал сибирскую литературу.

Знал творчество Ивана Тимофеевича Калашникова, иркутянина, выпускника иркутской мужской гимназии. Калашников отправил 23 марта 1833 г. Пушкину свои романы «Дочь купца Жолобова» и «Камчадалка» в подарок с письмом и получил ответ, в котором поэт признает его талант и передает восхищение романом «Дочь купца Жолобова» И.А. Крылова: «Ни одного из русских романов я не читывал с большим удовольствием». Калашников хранил перо поэта, доставшееся ему после смерти Пушкина.

Хорошо знал творчество и журналистскую деятельность Николая Алексеевича Полевого, юность которого прошла в Иркутске. Здесь с 1996 г. открыт Гуманитарный центр-библиотека имени семьи Полевых, где берегут память о Полевых, их окружении, среди которых и Пушкин. Поэт дал его журналу «Московский телеграф» высокую оценку: «…несомненно, лучший русский журнал». И прислал стихи и прозу. Более двадцати серьезных статей о Сибири в нем опубликовано. Пушкин читал и его исторические повести. Полевой работал над «Историей русского народа» — любимой темой Пушкина. Кстати, именно Полевой впервые публично назвал Пушкина «великим поэтом» и «гениальным человеком». Вспоминается оценка поэта царём Николаем Павловичем после долгой беседы и обсуждении поданной поэтом «Записки о просвещении в России» в Чудовом монастыре: «Я сегодня говорил с самым умным человеком России».

В Иркутске есть традиция отмечать юбилейные даты А.С. Пушкина.

Торжественно отметили в 1899 г. иркутяне столетие поэта. В летописи Нита Степановича Романова подробно описаны события юбилейных дней, он был их свидетелем. К торжеству готовились задолго. С 6 мая начались торжественные празднества. Особое внимание организаторов к учащимся приходских школ, духовной семинарии, начальных училищ, средних учебных заведений, учеников мужской, женской гимназий, промышленного училища, других разных учебных заведений.

Прочитывалась биография поэта, в городском театре был дан бесплатный литературно-музыкальный драматический вечер, для всех начальных городских училищ состоялось музыкальное утро, данное в честь поэта, а вечером прошёл пушкинский вечер, устроенный обществом любителей музыки и литературы, где исполнялись вещи только Пушкина. В Казанском соборе была отслужена панихида по поэту, после которой ученицы начальных училищ с массой народа направились к зданию Городской думы. Там на балконе находился бюст поэта, военная музыка играла пьесы из разных опер, процессия с музыкой двинулась по Амурской улице на Петрушину гору, где и была произведена закладка здания, в основание которого положена мемориальная доска.

Особое внимание летописец уделяет закладке здания Пушкинского училища и сквера. Прекрасное место для памятника поэту! Ещё 6 мая ученики разных школ после молебствия под звуки музыки отправились туда садить деревья. Через два часа детьми было посажено несколько сот деревьев.

Это училище на углу нынешних Советской и Байкальской на месте Театра кукол до наших дней не сохранилось. Оно было деревянное, двухэтажное. Со временем учащиеся получили новое здание, старое разобрали. Где мемориальная доска и тот самый бюст с балкона, теперь никто н скажет.

На иркутской земле много пушкинских мест. Есть улица имени поэта, название ей было присвоено в начале прошлого века. До переименования она была Пушкинской.

Была ещё школа, получившая имя Пушкина вскоре после открытия (ныне школа №9). Открыта в 1936 г. Но со временем имя собственное она утратила.

Детская библиотека на ул. Франк-Каменецкого существует с 1923 г. Имя поэта приобрела в 1999 г. Гордость библиотеки – пушкинская комната, замечу, с хорошей подборкой старанием Людмилы Николаевны Арсеньевой книг о поэте. Всё там располагало к теплому, задушевному общению. К сожалению, временно комната не работает, а читатели ждут.

В Иркутском областном историко-мемориальном музее декабристов, состоящего из двух мемориальных домов и усадеб: князей С.П. Трубецкого и С.Г. Волконского, много экспонатов, так или иначе связанных с дорогим именем. Память о поэте там свято сохраняется.

В 2010 г. появился на ул. Октябрьской Революции, в районе автовокзала, по инициативе Виктора Бронштейна, поэта и предпринимателя, баннер и бюст, которые были огорожены кованой очень красивой решеткой. Торжественно открыт 29 октября. Автор М. Переяславец, он же создал памятник А. Вампилову. Памятник вошёл в список общероссийских памятников поэту, но неожиданно исчез.

Памятник женам декабристов украшает набережную Ангары. Есть бюст Пушкина в фармацевтическом корпусе ИГМУ, созданный в 1937 г., правда, это копия с работы скульптора В. Домогацкого. Есть памятник в Братске, бюст Пушкина в Усть-Куте на территории Лицея. Бюст в посёлке Хомутово во дворе школы поставлен в 1989 г. к 190-летию поэта. В Черемхово – в сквере школы №8. В Ангарске на торцах домов в районе ДК «Современник» размещены мозаики. Творчеству Пушкина посвящены скульптурные композиции в Черемхово, Свирске, Савватеевке возле Ангарска.

В Иркутске нет памятника Пушкину. Был план поставить его ещё в 2003 г. возле драмтеатра – не воплощен в жизнь.

И вот третья попытка, хочется думать, удачная. По инициативе директора детской музыкальной школы №3 (Гоголя, 33) Спивачука В.И. появился в 2019 г. скверик имени Пушкина на улице Пушкина. Там поставлена скульптурная композиция, оформлена одна стена сквера рисунками учеников художественных школ. Там и прошел в этом году праздник в честь поэта. В плане к юбилею Пушкина поставить памятник. Тогда как в некоторых странах убирают памятники одному из самых гениальных людей на планете, в России ставят! Будет памятник и в столице Восточной Сибири.

«Памятник нерукотворный» в Иркутске есть. Иркутяне каждый год отмечают день рождения нашего национального гения, ибо именно 6 июня или накануне они празднуют День города. И выбрана дата неслучайно.

Лилия КОБЯКОВА

Газета «Русский Лад в Иркутской области», июль 2022

Читайте также

Он всегда был против Он всегда был против
Несмотря на то, что Егор Летов умер 16 лет назад, его песни продолжают слушать и петь. «Гражданская оборона» — голос городской «изнанки», это музыка, ставшая по-настоящему народной. Тот факт, что она ...
13 сентября 2024
Генетическое самоубийство Генетическое самоубийство
По нашему твердому убеждению, основной причиной вымирания русского народа в мирное время является алкоголизм. Алкоголь – это мощнейшее генетическое оружие, которое используется для уничтожения на гене...
13 сентября 2024
В. Букарский. Антисоветская кодла В. Букарский. Антисоветская кодла
Я, как житель Молдавии, не хотел писать. Вроде бы некорректно. Впрочем, русские соотечественники имеют полное право на высказывания о внутриполитических процессах в России. Не я уехал из России. Это Р...
13 сентября 2024