А. Рожкова. Национальная безопасность и идентичность
На сегодняшний день наметилась тенденция размывания внешних и внутренних угроз национальной безопасности, а военная мощь перестала быть абсолютным гарантом полной безопасности, и обращать на себя внимание стали проблемы обеспечения духовной безопасности.
Стремительный разбег такого современного явления, как глобализация, заставляет исследователей задуматься о том, что теряет социум в связи с интеграцией в мировое сообщество. Что позволяет народам оставаться уникальными носителями языка, традиций, обычаев, особого менталитета и мировосприятия?
Ответ, на наш взгляд, заключается в наличии самобытной культуры, присущей определенному обществу. То есть культура является по своей сути средством обеспечения духовной (цивилизационной) безопасности общества, раз именно она хранит уникальный код, на основе которого выстраивается вся система общественных отношений.
Теме духовной безопасности, на наш взгляд, уделяется недостаточно внимания как законодателя, так и исследователей, в то время как проблема сохранения культурной идентичности является актуальной не только в России, но и во всем мире.
И хотя законодатель не использует словосочетание «духовная безопасность» или «культурная безопасность», этими терминами оперируют исследователи не только в области национальной безопасности, но и других гуманитарных наук. Однако нельзя сказать, что проблемы культуры игнорируется, так, в базовом документе стратегического планирования Стратегии национальной безопасности РФ (это Указ Президента) есть указание на духовно-нравственные ценности, которые «формируют фундамент государственности, такие как свобода и независимость России, гуманизм, межнациональный мир и согласие, единство культур многонационального народа Российской Федерации, уважение семейных и конфессиональных традиций, патриотизм».
Кроме того, законодатель справедливо относит в п. 30 данной Стратегии сохранение и развитие культуры и традиционных российских духовно-нравственных ценностей к национальным интересам на долгосрочную перспективу, и в целом, культура считается одним из стратегических национальных приоритетов, согласно п. 31 Стратегии. Обеспечению национальной безопасности в области культуры посвящен отдельный подраздел в Стратегии, в котором законодатель перечисляет стратегические цели обеспечения национальной безопасности в области культуры, основные традиционные духовно-нравственные ценности российского общества, угрозы национальной безопасности в области культуры.
Остановимся на п. 76 Стратегии, к стратегическим целям обеспечения национальной безопасности в области культуры законодатель относит:
«Во-первых, сохранение и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества, воспитание детей и молодежи в духе гражданственности;
Во-вторых, сохранение и развитие общероссийской идентичности народов Российской Федерации, единого культурного пространства страны;
В-третьих, повышение роли России в мировом гуманитарном и культурном пространстве».
Что же здесь подразумевается под культурой, есть ли связь между культурой и духовно-нравственными ценностями?
На сегодняшний день существует около пятисот определений культуры. Это обстоятельство свидетельствует о пристальном внимании исследователей к проблемам, связанным с культурой, а также об отсутствии среди них согласия относительно трактовки ее проблем.
Попробуем в связи с этим обозначить несколько важных аспектов.
Во-первых, далеко не все созданное человеком можно отнести к миру культуры, то есть мир культуры – мир созданных человеком ценностей.
Во-вторых, культуру невозможно рассматривать отдельно от конкретного человеческого общества и от человеческой деятельности.
В-третьих, понимание культуры как мира ценностей, воспринимается односторонне, а ведь и сам носитель культуры, ее творец – это необходимых элемент культуры.
В-четвертых, культура – это сложная система, то есть целое, которое больше суммы образующих его частей, а не совокупность фресок, картин, глиняных табличек, пирамид и симфоний, именно система, состоящая из множества взаимосвязанных элементов и обладающая интегративными свойствами (так называемая «эмерджентность системы»), которые отсутствуют у этих частей, взятых порознь. Вот поэтому культуру нельзя свести к тем же памятникам древних цивилизаций, фольклору, языку и прочему, а в системе ее элементы дают новое качество, новое их понимание.
Итак, культура – система всех видов творческой деятельности человека и общества, а также результатов этой деятельности, воплощенных в материальных и духовных ценностях. Жизнь культуре обеспечивает иерархия ценностей.
Законодатель, как мы уже писали выше, перечислил традиционные духовно-нравственные ценности, которые необходимо возрождать и культивировать в общественном сознании граждан Российской Федерации. В п. 78 Стратегии они еще раз перечисляются: приоритет духовного над материальным, защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины.
Указанные духовно-нравственные ценности в совокупности с культурно-историческими и являются основой общероссийской идентичности народов Российской Федерации. Здесь необходимо раскрыть содержание понятия идентичность.
Идентичность понятие многогранное, его используют в социологии, философии, психологии, и как мы убедились на примере текста Стратегии Национальной безопасности, и в юриспруденции. Идентичность – форма тождественности, образованная на основе осознания принадлежности (кому-либо, чему-либо.
Здесь все же необходимо пояснение. Если идентичность – это потребность в отождествлении индивида с отдельной группой, то идентификация – сам процесс отождествления, соотнесения себя с неким образцом, моделью, группой. Это проявляется в нескольких аспектах.
Во-первых, человек не рождается личностью, лишь постепенно ею становится, идентифицируя себя с различными социальными общностями. Идентификация как своеобразное зеркало, в нем человек может увидеть не только себя, но и соотнести с коллективными сущностями общества. То есть благодаря ей мы осознаем себя уникальным элементом, но элементом внутри сложной системы.
По мнению Н.Г. Козина, «человеку жизненно необходимо обрести свое существование, идентичное своей сущности». При этом идентичность, с одной стороны, сразу же дает всему духовные границы и в их пределах содержание, адекватное отношениям тождества со своей собственной сущностью. А с другой – выходит за пределы таких отношений, позволяя человеку сразу же осознать себя в терминах тех характеристик, которые отличают его от других людей.
Во-вторых, идентификация способствует нахождению общего в межличностном общении, то есть мы находим в других продолжение себя, оказываясь в коллективе себе подобных.
В-третьих, идентичность удовлетворяет потребность в исторических корнях, гарантирующих прочность и безопасность бытия, на путях отнесения себя к стабильной связи преемственности, превосходящей масштаб собственной жизни и находящей ее в масштабах эволюции всего общества.
Категория же цивилизационной идентичности, как считает А.А. Мишучков, представляет собой «сложную интегративную характеристику общественного и личного сознания, включающую в себя функционально связанные взаимодействующие элементы: систему социокультурных кодов цивилизации (символов, ценностей, идейных установок), культурно-историческую память, сакральность (абсолютность) и подлинность культурных смыслов цивилизации, систему ритуалов, эмоционально-ценностное чувство принадлежности к цивилизационной общности».
Сохранить идентичность – значит сохранить основы социальности, культуры, духовности, средства для их адекватной трансляции от одной эпохи и периода истории к другим. Следовательно, надо научиться жить позитивно усвоенным прошлым так, чтобы оно стало частью творимой современности. Только так можно не противоречить законам преемственности.
Современность, по мнению некоторых исследователей, можно охарактеризовать, во-первых, как процесс потери традиционных идентичностей, во-вторых, как стремление к воссозданию закрытых сообществ и столь же закрытых идентичностей. Можно сказать, что социум дробится на ряд сообществ, тесно объединяющих культуру, политику и власть на территориях, руководимых религиозными, культурными, этническими и политическими авторитетами, выводящими свою легитимность не из суверенитета народа, но из богов, мифов или традиций сообщества. В условиях фрагментарного мира, глобализации, жизненно необходимо сохранить идентичность внутри общества, в связи с этим, можно согласиться с позицией, что идентичность граждан суверенной страны выступает в качестве одной из важнейших детерминант национальной безопасности.
Таким образом, для обеспечения духовной безопасности необходимо духовное единство нации, скрепляющее индивидов социальными связями. Для этого государство должно поставить корректно сформулированные стратегические цели обеспечения национальной безопасности в области культуры, что и было сделано законодателем в 2021 году с принятием новой Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, но только лишь обозначить цели, на наш взгляд, недостаточно. Необходимо поставить конкретные, вытекающие из стратегических целей, задачи обеспечения национальной безопасности в области культуры, а также регламентировать механизм реализации поставленных целей и задач, ответственных должностных лиц, а также достойно финансировать данную сферу и следить за целевым расходованием выделенных средств.
А.К. РОЖКОВА, Председатель Иркутского городского отделения ВСД «Русский Лад», преподаватель Байкальского государственного университета, помощник депутата Законодательного Собрания Иркутской области