А.П. Елесина. Народная и гражданская тема в лирике Н.А. Некрасова (к 200-летию со дня рождения писателя)

А.П. Елесина. Народная и гражданская тема в лирике Н.А. Некрасова (к 200-летию со дня рождения писателя)

«...За Некрасовым остается бессмертие, вполне им заслуженное... за преклонение его перед народной правдой, что происходило в нем не из подражания какого-нибудь, не вполне по сознанию даже, а потребностью, неудержимой силой» (Ф.М. Достоевский).

XIX век дал целую плеяду блестящих поэтов – Пушкина и Лермонтова, Фета и Тютчева, Боратынского и Батюшкова... Особое место в истории русской поэзии XIX века занимает поэзия Николая Алексеевича Некрасова, имя которого не затерялось среди имен его современников. Лирика Некрасова легко узнаваема по тематике произведений, особой их лиричности, характерам героев.

Мелкопоместный дворянин по происхождению, Некрасов еще в детстве видел деспотизм и крепостническое самодурство отца по отношению к крестьянам. Достоевский писал о том, что Некрасов – это «раненное в самом начале жизни сердце... Эта незажившая рана и была началом и источником всей страстной, страдальческой его поэзии на всю жизнь...»

Важнейшей темой Музы Некрасова стала судьба бесправного мужика, русской женщины-крестьянки, городского нищего люда – народа. В 1848 г. поэт написал стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом», в котором назвал крестьянку родной сестрой своей Музы:

Вчерашний день, часу в шестом,

Зашел я на Сенную;

Там били женщину кнутом,

Крестьянку молодую.

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя…

И Музе я сказал: «Гляди!

Сестра твоя родная!»

Сюжет прост: на Сенной площади, где производились публичные наказания, бьют женщину. За что подвергается она пытке? Неизвестно, да и не это важно. Важен сам факт чудовищного унижения, который можно считать метафорой всей поэзии Некрасова, художественным обобщением.

Спустя два года после выхода указа об отмене крепостного права Н.А. Некрасов создает поэму «Кому на Руси жить хорошо». Произведение является центральным в творчестве писателя. Оно рассказывает о жизни в пореформенной Руси. Автору удалось задать вопрос, который актуален и по сей день. Название поэмы с первого прочтения готовит читателей к погружению в атмосферу российской действительности. Чем глубже копнуть, тем больше ощущается неизбежность бытия. Безрадостное существование всех членов общества навевает грусть. Всегда чего-то не хватает: денег, времени, душевного спокойствия. Люди не ценят, что имеют. Не умеют довольствоваться малым.

Главная ценность – человеческая жизнь. Но в бесконечном круговороте жалоб это сложно осознать. Семеро мужиков собираются и обсуждают, кому на Руси жить хорошо. Один из них, Пахом, ловит птичку, которая рассказывает мужикам, как найти скатерть-самобранку. А раз едой они обеспечены, мужики решают не возвращаться домой, пока не найдут ответа на свой вопрос.

Крестьяне нарисовали в своих головах идеальные образы счастливых людей. Но забыли оценить, что мнение – дело субъективное. Что одному хорошо, другому – наказание. Григорий Добросклонов – единственный счастливый человек на Руси. Борясь за справедливость, он отстаивал интересы крестьян. И просто был счастлив от того, что помогает народу. Он был из бедной семьи, но при этом понимал: счастье далеко не в деньгах. Стремление сделать мир лучше, бескорыстная любовь к людям – факторы, влияющие на ощущение внутренней гармонии. И хорошо жить тому, кто это понимает. Григорий решает посвятить всю жизнь борьбе за народное счастье.

Некрасов приковал внимание к вопросу, который задают люди по сей день. Рецепт счастья хочет узнать каждый. Но до сих пор вольготно живется лишь единицам. Кто не сравнивает, не завидует, а идет с высоко поднятой головой к благим целям. Смысл названия произведения и в том, чтобы показать, ставшее для России привычным, деление на богатых и бедных. Оценивать друг друга по сословному признаку – глупость. Но именно это деление и используют герои поэмы. Автор хотел показать, как важно помещикам перестать давить на крестьян. А крестьянам научиться жить другой жизнью, используя свою голову для решения проблем.

Некрасов не успел завершить произведение, однако старался поработать отдельно над последней, финальной частью. Гриша Добросклонов идет по родному краю и славит Русь:

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и могучая,

Ты и бессильная,

Матушка Русь!

Ему предстоит огромная работа народного просвещения, счастливая и страшная судьба. Русское счастье, оно такое – с оттенком боли и горечи. И Некрасов именно с горечью говорит об этой судьбе:

Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь.

И все равно финал поэмы пронизан светом и верой в народное возрождение.

В стихотворении 1854 г. «Несжатая полоса» перед читателем предстает печальная картина: поздняя осень, а в поле все еще стоит несжатая крестьянская полоска. Хозяин надорвался на работе и тяжко заболел.

Ветер несет им печальный ответ:

— Вашему пахарю моченьки нет.

Знал, для чего и пахал он и сеял,

Да не по силам работу затеял.

Плохо бедняге — не ест и не пьет,

Червь ему сердце больное сосет,

Руки, что вывели борозды эти,

Высохли в щепку, повисли, как плети.

Очи потускли, и голос пропал,

Что заунывную песню певал,

Как на соху, налегая рукою,

Пахарь задумчиво шел полосою.

Поэт рассказывает об этой обычной крестьянской судьбе с болью. Образ русского мужика, задавленного непосильной работой, — не только образ конкретного человека, о котором говорится в стихотворении. Это символ всей тогдашней деревни — подневольной, нищей, разоренной, темной. Несжатая полоса — не просто хлеб, не убранный хозяином вовремя, а символ народного горя, бесправия, угнетения.

«Саша» (1855) была первой поэмой в творчестве Некрасова. В центре ее — проблема формирования демократических убеждений у представителей передовой молодежи. Ранее эта же проблема уже решалась поэтом и в лирике («Родина»), и в прозе («Жизнь и похождения Тихона Тростникова»), но только в «Саше» впервые у Некрасова выясняется коренное различие между либерализмом и демократизмом.

Сюжет поэмы, включающий обширные авторские отступления, характеристики действующих лиц, замечательные картины природы, строится на истории взаимоотношений Агарина и молодой девушки Саши, дочери небогатых соседей либерального помещика. Герой поэмы не выдерживает суровых жизненных испытаний, наступивших после 1848 г., в период «мрачного семилетия», и отходит от былых свободолюбивых взглядов. Если во время первой встречи с Сашей он убеждал ее: «Солнышко правды взойдет над землею!», то затем решительно отказывается от просветительской веры в добро и благородство человека: «Род человеческий низок и зол». Агарин (неизменной рифмой к которому было слово «барин») органически включается в типологический ряд «лишних людей».

Ему противопоставлена Саша с ее стихийной жаждой новой жизни. Показательно для позиции автора, что поэма названа именем не героя, а героини.

Образ деревенской России, щемящий, трагический, видит читатель в стихотворении «Размышления у парадного подъезда» (1856). Сам поэт был свидетелем того, как к роскошному подъезду министра государственных имуществ М.Н. Муравьева (Некрасов напротив снимал квартиру) приходили просители. Наблюдения писателя легли в основу стихотворения огромной обличительной силы. Мужики в изображении Некрасова теряют единичность, конкретность — это весь деревенский люд, вся деревенская Русь:

Раз я видел, сюда мужики подошли,

Деревенские русские люди...

Приметы, подмеченные поэтом, — «загорелые руки, лица», «армячишка худой на плечах, по котомке на спинах согнутых» — характеризуют всех ходоков. Ни один из группы не выделен. Мужиков несколько, но все они сливаются в образ одного человека — «русые головы», «кровь на ногах», «крест на шее» — крест один на всех. Крест в стихотворении — не просто деталь, он собирает группу просителей в единый символический образ страдания и подвижничества.

Не будучи допущенными к вельможе, крестьяне обращаются к Богу как к высшему принципу, к высшему судье: «Суди его Бог». И то, что они уходят с «непокрытыми головами», оказывается последним штрихом, который завершает образ крестьян, высокий и страдальческий.

В 1864 г. Некрасов написал стихотворение «Железная дорога». Поэт рассказал в нем о строителях Николаевской железной дороги между Петербургом и Москвой. Мужики, на костях которых дорога сооружается, олицетворяют многомиллионную народную массу, ведь сошлись они сюда «с разных концов государства великого». Терпеливо и безропотно несут они на себе бремя судьбы. Изможденный непосильным трудом и болезнями белорус (этот образ особенно ярко выделяет Некрасов) — типичный представитель трудовой народной массы. Некрасов уважительно, с восхищением называет строителей дороги «божьими ратниками», «детьми труда», привычку народа трудиться — «благородной». Но отношение поэта к народу в стихотворении неоднозначно.

В 4-й части стихотворения писатель возмущается тем, что мужики кричат «ура» и благодарят купца, который выставил им бочку вина и простил недоимку, а на самом деле обобрал, обманул их. Кажется, «роковые труды» мужиков кончены, но финальная картина, которая должна быть светлой и радостной, такого впечатления на читателя не производит. Напротив, она становится самой горькой.

А во 2-й части, в обращении автора к Ване, чувствуется оптимизм Некрасова, его вера в то, что народ, умеющий работать, любящий труд, не может не иметь счастливого будущего:

Эту привычку к труду благородную

Нам бы не худо с тобой перенять...

Благослови же работу народную

И научись мужика уважать.

Да не робей за отчизну любезную...

Вынес достаточно русский народ,

Вынес и эту дорогу железную —

Вынесет все, что Господь ни пошлет!

Вынесет все — и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе.

Жаль только — жить в эту пору прекрасную

Уж не придется — ни мне, ни тебе.

«Дума» (1871) Некрасова повествует о крестьянской жизни, озабоченной неустроенностью быта, отсутствием работы и перспектив, бедностью. Молодой человек жалуется на убогое существование, где нет даже элементарных условий для выпаса скота. Оглядываясь на богатых соседей, парень сравнивает свою нужду с достатком мещан. Он в отчаянии их проклинает, думая, что изобилие их дома причиняет ущерб его хозяйству.

Мысли, роящиеся в его голове, одинаково повторяются. Да и рад бы парень пойти к тем господам в услужение, так как обладает силой недюжинной, требующей применения. И жаль ему задаром на богачей работать в то же время. Но делать нечего, кушать-то всегда хочется. Мечтает он о еде, подаваемой в семье купеческой, да только ароматами из их избы и можно насытиться.

Крестьянин готов денно и нощно трудиться, колоть дрова в лютую зиму, пахать землю в невыносимый зной – лишь бы обеспечить себя пропитанием. Вообще, большинство людей без образования знают, как нелегко заниматься физическим трудом, поднимая тяжести, ухаживать за животными в имениях с натуральным хозяйством, но им это не страшно. Их с детства приучают к такого рода делам. Да и что бы мы делали, не будь тех, кто сеет пшеницу, обрабатывая землю, смотрит за деревьями, дающими плоды? И даже в век высоких технологий, где основные работы выполняются машинами, последними управляют люди.

В очередной раз Некрасов погружается в думы и задает массу вопросов о жизнедеятельности своих современников, которые зависели от благосклонности хозяев. Простой люд был неприхотлив в быту, исполнителен и, в большинстве своем, порядочно и добросовестно справлялся с возложенными на него обязанностями. Писатель очень тонко чувствует состояние человека, которому не дается возможности работать, так как и в те времена существовал конкурс и вакансии, за которые бились все желающие. Нужда озлобляет, делает человека агрессивным, способным на плохие поступки во имя утоления голода. И с этим фактом не поспоришь, инстинкты возьмут свое в любом случае.

«Дума» актуальна во все времена, ведь каждый человек печется об удовлетворении первоначальных потребностей. Главное, чтобы мысли были направлены на созидание, а не на разрушение.

Поэма Николая Некрасова «Русские женщины» (1871) — это гимн женской преданности, мужеству и самопожертвованию. После поражения восстания 1825 года многие декабристы были сосланы в Сибирь, а вскоре за ними последовали и их жены, добровольно отказавшиеся от своих дворянских привилегий, обрекшие себя на страдания и нищету. Многие из них расставались со своими детьми, оставляя их на попечение своих родственников и не надеясь уже вновь когда-нибудь с ними встретиться. В поэме возникают два высокохудожественных женских образа русских княгинь Трубецкой и Волконской.

Некрасова восхищают эти женщины, они, несмотря на предстоящие лишения, голодную жизнь и суровые условия Сибири, не побоялись уйти от хорошей и сытой жизни, отправившись вслед каждая за своим мужем. Это публичное непокорство к власти, сила характера и собственное мнение восхищают писателя, в его глазах русская женщина является не только матерью и домохозяйкой, но и отдельной личностью с волевым и смелым духом. Не только для себя, но и для других он хотел раскрыть в своей поэме эти черты женской души и характера.

Любовь и преданность княгинь Трубецкой и Волконской достойны уважения и восхищения. Поэт особенно подчеркивал, что иногда простые человеческие качества, такие как доброта и отзывчивость, гораздо дороже золота. А черствый кусочек хлеба в голодную минуту, оказывается гораздо вкуснее самых изысканных блюд. В каждой ситуации следует оставаться в первую очередь человеком.

Позиция Некрасова-гражданина отличается трезвостью, определенностью: у него не было отчаяния, но не было и заблуждения относительно ближайших перспектив крестьянской революции. Он жил надеждой на лучшее будущее народа, и это особенно чувствуется в тех стихотворениях писателя, которые посвящены детям — «Крестьянские дети», «Дедушка», «Школьник».

В 1843 г. Некрасов знакомится с В.Г. Белинским, начинает сотрудничать в журнале «Современник» (1847). Круг общения писателя в те годы — А.И. Герцен, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Д.В. Григорович, И.И. Панаев. В 1859 г. произошел разрыв писателей либерального образа мыслей и революционных демократов. Некрасов остался с Добролюбовым, Чернышевским, в журнале начали сотрудничать новые писатели-демократы — Успенский, Решетников, Помяловский, Слепцов, Якушкин.

Гражданский идеал, который мы видим в стихотворениях Некрасова, создан поэтом на основе личных впечатлений, личного общения поэта с этими людьми. Своим учителем Некрасов считал В.Г. Белинского, образцом гражданского, общественного служения для писателя был Добролюбов. Он умер в 1861 г. (в возрасте 25 лет), и это было настоящим горем для Некрасова. Ему посвящено стихотворение «Память Добролюбова».

О своей гражданской позиции, о смысле творчества и всей жизни Некрасов пишет в «Элегии» (1874). Строки этого стихотворения — «Я лиру посвятил народу своему» – можно считать эпиграфом всего творчества поэта. В его поэзии много противоречий, особенно в «Последних песнях» – цикле стихов, написанных незадолго до смерти (1877). Он всю жизнь боролся – и сознавал бесплодность борьбы, свою беспомощность, переживал приступы решимости и безволия – все это отразилось в его стихах, главным достоинством которых является гуманизм.

Он понимал, что исходом этой борьбы будет его гибель, и хоть поэт не смог изменить многое в русской жизни – литературной и общественной – он многое сделал для пробуждения совести русского общества. На его поэзии воспитывалась русская интеллигенция второй половины XIX века.

В творчестве Н.А. Некрасова обновились традиционные жанры русской поэзии – он ввел гражданские мотивы в жанр элегии, политические мотивы в романс («Еще тройка»), социальную проблематику в балладу («Секрет. Опыт современной баллады»). Некрасов творчески использовал русский фольклор – в его произведениях чувствуются песенные ритмы и интонации («Мороз Красный Нос», «Коробейники», «Кому на Руси жить хорошо», «Песня Еремушке»).

Некрасов поэтически обыгрывал пословицы, широко использовал постоянные эпитеты, простую разговорную речь, народную фразеологию. Поэзия Н.А. Некрасова понятна и близка русскому человеку. Я уверена в том, что сегодня она как никогда актуальна. Что ни строка – то наша сегодняшняя жизнь.

Так почему же мы с вами, строившие 70 лет социально справедливое общество, где был труд, забота о человеке, доброта, где была Великая Победа над фашизмом, покусившемся на нашу советскую державу, – сегодня стали похожи на некрасовских бесправных страдальцев? И найдутся ли силы у русского народа вновь обрести свою свободу и независимость? Удастся ли русскому народу распрямить плечи и гордо поднять голову? Думаю, да!

Алла Петровна ЕЛЕСИНА, г. Красноярск, ноябрь 2021 г.

Читайте также

В «Библиотеке» сайта размещена новая книга В.Н. Федоткина В «Библиотеке» сайта размещена новая книга В.Н. Федоткина
В разделе «Библиотека» сайта ВСД «Русский Лад» размещена книга председателя Рязанского отделения нашего движения, доктора экономических наук Владимира Николаевича Федоткина «Славянофилы и западники – ...
30 октября 2024
В. Варава. Два типа русской святости – один тип русского человека В. Варава. Два типа русской святости – один тип русского человека
Русская святость предстает в двух видах: как религиозная святость и как святость нравственная. На самом высшем божественном уровне святость едина. Но, нисходя в дольние обители мира сего, святость обр...
30 октября 2024
Место для легенды Место для легенды
16 августа 1969 года ушел из жизни Марк Наумович Бернес, легенда советской эстрады, исполнитель самых задушевных песен, подаривший советским людям десятки популярных песен, талантливый актер. Его песн...
30 октября 2024