А.Н. Самарин. Либеральный фундаментализм против социальной солидарности и человечности
Этот материал посвящается светлой памяти первого редактора сайта «Русского Лада» А.Н. Самарина (1943-2019). К 80-летнему юбилею Анатолия Николаевича в прошлом году мы помещали большую подборку материалов ему посвященных. Их можно найти в архиве сайта. Сегодня, ко дню его рождения (23 марта), мы помещаем текст выступления Анатолия Николаевича на конференции 2009 года в Российской Государственной Библиотеке.
Этой его работе исполнилось 15 лет, но обратите внимание, как актуально она звучит и сейчас, как будто написана в наши дни!
Главная тема ее – солидарность как единственная возможность, шанс на спасение человеческих обществ планеты и, конечно, нашей страны, русской, российской цивилизации в современном мире. Опасные политические, шире мировоззренческие тенденции, которые автор обозначил 15 лет тому назад, сегодня проявились с угрожающей всему миру четкостью. Все маски сброшены, все не только говорится, но и реально делается по направлению к дегуманизации, расчеловечиванию человека и уничтожению его как вида.
Данная статья с убедительностью показывает, что в этой ситуации людям не мешало бы вспомнить о таком человеческом качестве как солидарность. В общении с коллегами Анатолий Николаевич не раз приводил данные естественных наук, которые свидетельствуют, что даже одноклеточные демонстрируют помогающее поведение, но что же происходит сегодня с так называемым Homo sapiens? А ведь как раз в нашей отечественной истории немало примеров, когда именно социальная солидарность и человечность помогли выжить, выстоять. История свидетельствует, что у нас есть опыт спасения и, более того, победы над мировым злом с помощью этих замечательных, фундаментальных качеств человека. Самый яркий пример – победа в Великой Отечественной войне 1941-45 годов.
Теракт, который состоялся вчера в Москве, прямо накануне памятной даты А.Н. Самарина, можно считать печальным подтверждением той проблемы, о которой он говорит в своем выступлении. Это драматичная поляризация российского общества даже в условиях военных действий. Одна его часть выражает солидарность с теми, кто сейчас воюет за Отечество, другая как будто не замечает происходящего – продолжаются развлекательные передачи, причем по центральным каналам ТВ, эстрадные концерты, собирающие в одном месте тысячи людей… Возможно ли было победить в Великой Отечественной войне при таком отсутствии солидарности в обществе? Ответ очевиден.
И все же в тексте выступления Анатолия Николаевича есть надежда, что еще не утрачен шанс не просто на выживание, но и на победу в новой, еще более изощренной борьбе с либеральным глобализмом «мироправителей». Только этим шансом нужно суметь воспользоваться!
***
ЛИБЕРАЛЬНЫЙ ФУНДАМЕНТАЛИЗМ ПРОТИВ СОЦИАЛЬНОЙ СОЛИДАРНОСТИ И ЧЕЛОВЕЧНОСТИ
Одной из глобальных проблем, которая непосредственно затрагивает Россию, является профашистская эволюция как старых, так и новых демократий, повсеместно источающих из своих недр ультраправое варварство.
Либеральных глобалистов не устраивает ни разнообразие цивилизаций и культур, ни численность их населения. Порывая с традициями гуманизма, они готовы списать огромное большинство землян с корабля истории. На фоне их нынешних установок – обеспечить жизнь лишь для «золотого миллиарда», очистив планету от прочего населения, геноцидные программы нацизма, известные из прошлого, выглядят лишь приготовительным классом.
Упразднение универсальных этических ценностей заключает в себе подлинную основу либеральной идеи. Один из идеологов неолиберализма Ф. Хайек в своей книге «Дорога к рабству» особо выделил мысль: «всеобщая этика есть тоталитаризм (рабство)». Там же он сформулировал и высшее моральное кредо либерализма: для нормальной работы рыночной экономики: «люди должны изжить некоторые естественные инстинкты, прежде всего, инстинкт сострадания и солидарности». Сегодняшняя жизнь России складывается под знаком именно этого «расставания с человечностью» (отказа от естественной склонности к состраданию).
На периферии глобального миропорядка, куда попала, благодаря реформам, колонизированная Россия, все эти привнесённые с Запада тенденции проявляют себя ещё острее. Истребительные мотивы негласно заложены в американскую модель глобализации, которая предполагает очистку планеты от лишних её обитателей, не удостоившихся включения в пресловутый «золотой миллиард». И, разумеется, лишними оказываемся в первую очередь мы русские, живущие на просторных землях с богатыми ресурсами. Новые претенденты на них давно перевели этот вопрос из плоскости умозрительной в практическую, и мы пожинаем ныне горькие плоды этой практики.
Ведущие государственные деятели Запада (М. Тэтчер, М. Олбрайт, Дж. Мэйджор и другие) сразу с началом реформ в России прямо рекомендовали нашим реформаторам в ускоренном порядке свести численность населения до уровня в 15-20 млн. человек. И наши радикальные реформаторы провозгласили тезис о пользе вымирания миллионов вчерашних сограждан как не вписавшихся. Программа десятикратного «сжатия населения» стала выполняться с большим рвением. За всё время реформ, по уточненным данным ряда оппозиционных экспертов (например, А.Ю. Пшеницына), мы уже понесли потери, примерно равные 26 миллионам человек. Из них русских погибло не менее 15 миллионов. Из жизни ушло столько же, сколько погибло от гитлеровского нашествия в годы войны.
Ухудшились многократно трудоспособность, образованность и здоровье выжившего населения. По международно признанному Индексу человеческого потенциала Россия, постоянно падая, переместилась из передовых стран в хвост этого списка.
Если к этому добавить духовно-нравственный и культурный провал, который выявляется, в частности, в рекордном росте преступности (2-е место в мире), в молодёжных самоубийствах (1-е место в мире) и в распространении ещё недавно забытых социальных заболеваний, а также новообретённой масштабной наркомании в юношеской среде, то возникает картина глубочайшей катастрофы. Её масштабы уже соизмеримы с последствиями самой тяжелой войны, превосходя их тяжкими нравственными потерями, степенью человеческой деградации, надломом духа.
Детализируя эту тему, академик Т.И. Заславская, долгое время близкая к правящим кругам, сообщила следующее: «За три года самых радикальных реформ (1991-1994) за счёт повышения уровня смертности умерли 12 миллионов мужчин».
Удивительный параллелизм в том, что касается целевых изменений в социальной и демографической сферах, наблюдается в гитлеровской оккупации и современных «реформах». Типа Ельцина и Чубайса. Масштабам запланированной демократами десятикратной «зачистки» территорий от коренного населения посредством «холодных» войн с ним нацисты могли бы только позавидовать. Разграбление страны, на котором концентрируются у нас активисты приватизации, для внешних заказчиков – лишь орудие уничтожения народа вместе со страной.
Ядро ультраправых, тоталитарных тенденций, как в глобальной, так и в российской общественной жизни, именно здесь – в этой истребительной тайне неолиберализма как такового, а не в муляже «русского фашизма».
Вступив на этот гибельный курс, мы двинулись в национальное небытие, и оно сегодня близко, как никогда, в силу невероятного 20-летнего разорения страны. Сегодня наша историческая ситуация поразительным образом напоминает тревоги осени 1991 г., и весны 1941 г, которые как будто спрессовались в один отчаянно жестокий кризис, внешний и внутренний одновременно. Есть основания опасаться наложения друг на друга экономического кризиса, социальных и политических потрясений, а также геополитической, военной катастрофы с развалом государства.
Нынешний кризис был неизбежен вследствие деструктивности всех реформ, в ходе которых распалось реальное производство. Россия, разгромив сама свою экономику и оборону, полудобровольно стала сырьевым придатком развитых государств.
Усилиями убогих преобразователей наше общество загнано в стратегический тупик: оно живёт два десятилетия, проедая достояние предков, которое уже близко к исчерпанию. Нанесённый «реформами» ущерб не был плодом исторической стихии. Ослабление державы определённо программируется и умело выстраивается зарубежными дирижёрами в необходимую им линию, которая предполагает в финале летальный исход, как для нашей государственности, так и для нас. Внутренние «лоббисты» опаснейшей глобалистской атаки на Россию лишь умело подыгрывают своим покровителям.
Будучи уже двадцать лет ареной политико-идеологической и социально-экономической экспансии внешних сил, страна не только утратила былую мощь и сплочённость, но в лице своих «элит» потеряла коллективный смысл собственного исторического бытия, лишилась способности к самостоятельному проектированию будущего. Из исторического субъекта Россия превратилась в объект «освоения», слабо прикрытого дележа нашего общенационального достояния. Но и это – не предел исторического падения. Похоже, что блок тех же сил, которые разрушили СССР, готовится к обрушению остатка российской государственности. Их намерения отчетливо выразил влиятельный американский политолог Ф. Эрмарт: «Честный российский либерал, отчаявшийся “вывести Россию из тьмы”, не может не желать разгрома России Западом». Отсюда и возникают движения якобы «несогласных» и прочие компоненты «оранжевого проекта». Именно эта цель – разгром выдвигается сегодня на передний план.
Торговля Родиной для высшей бюрократии за последние двадцать лет превратилась для неё в самый обычный и наиболее доходный вид бизнеса. Вот почему риск в отношении исчезновения остатков нашей державы в одночасье нарастает. И потребуются, вероятно, гигантские усилия соотечественников, чтобы парализовать антигосударственную активность «честных либералов» и остановить запущенный извне пагубный сценарий.
И нет никакого основания доверять убаюкивающим голосам, сегодня нужна предельная бдительность. Мы не забыли, надеюсь, как в одночасье и как будто безо всяких видимых причин, на фоне бесконечной анестезии сознания исчезла великая держава СССР. Вот точно так же, но с куда более тяжёлыми и кровавыми последствиями, мы можем потерять ещё сохраняющийся обломок Родины.
Располагая новейшими средствами массового истребления и манипуляции, нынешний фашизм с «либеральным лицом» представляет собой угрозу человечности в куда больших масштабах, нежели его топорные прообразы 1930-х гг. Более того, он угрожает национальному существованию многих народов, которых, как и нас, поборники глобальной тирании списали с корабля истории. Поэтому крайне необходимо восстановление нашего собственного цивилизационного проекта, не в узком изоляционистском, но в солидарном и социалистическом ключе, чтобы к нему могли присоединиться и другие народы. Он должен опираться на принципы социальной справедливости и солидарности. Без такой коалиции, порознь трудно вырваться из удавки либерального глобализма.
Идеологически неолиберальное течение опирается на социал-дарвинизм и протестантскую мораль, рождая практику, которая, как было показано, нисколько не уступает в своей античеловечности нацизму.
И, если ультраправые в прошлом адресовали свой шовинизм представителям других народов, то «ультра» сегодняшнего дня придают ему социальную направленность. В господствующем слое в России становится популярным оправдание беззастенчивого подавления масс: бедные де бедны, поскольку Бог недоволен ими. И их законный удел – падать на дно и гибнуть.
Абсолютно нелегитимные «сверхиждивенцы» – чисто паразитические группы и этнические кланы, криминальным образом овладевшие собственностью, без тени смущения представляют себя ревнителями прогресса. Мы слышим именно от них, что «богатые нравственнее бедных хотя бы потому, что они могут позволить себе больше», что их «богатство – отметина Бога». Зная, как «зарабатывали» олигархи, можно увидеть в их богатстве отметину совсем иного рода.
Заставлять избранных делиться с обществом в пользу социального балласта с этой точки зрения абсолютно неприемлемо, т.к. граничит с открытым вызовом Высшему Промыслу. Благодетелен даже мор «отработанного материала». О последнем вслух говорят редко, но действуют именно в этом ключе. Например, А. Чубайс, будучи еще руководителем Госкомимущества РФ, говорил о том, что вымирание пятнадцати-двадцати миллионов, «не вписавшихся в рынок», даже полезно. Соратники этого вдохновителя гибели миллионов позднее увеличили цифру «не вписавшихся» в несколько раз.
В России к протестантско-мальтузианской аргументации «против лишних ртов» присоединяется русофобия, которая стала базисом профашистского «неолиберализма». Её цель – подорвать государственную и культурообразующую роль русских как безусловного национального большинства. Ослабив морально и физически эту несущую колонну государственно-политической конструкции, можно легко выбить все остальные её элементы, обрушив государство. С этой целью Запад сознательно сделал всё, чтобы с начала 90-х гг. поставить основные ресурсы страны (по западным данным, около трёх четвертей) под контроль этнических кланов, принадлежащих к меньшинствам. А кланы эти отнюдь не озабочены самочувствием народа, чье имя носит Россия. Тем самым провоцируется хроническая деградация – как физическая, так и психологическая – государствообразующей нации и создаётся выгодная для внешних сил межнациональная напряжённость.
Вымирание русских есть результат социальной практики либералов и полностью соответствует их «социально-расовой» русофобской доктрине. На протяжении десятилетий формировалась явная дискриминация русских не только в области материально-экономической, но и в ряде других жизненно-важных сфер. В проведении дискриминирующей линии глобалисты и их местная клиентура широко использовали энергию клановой сплочённости и сепаратизма национальных меньшинств.
На протяжении последних десятилетий в нашей жизни активную роль играл сепаратистский национализм элит некоторых народов, как входивших ранее в единое советское государство, так и тех, что входят ныне в состав России. Преследуя собственные корыстные цели, они охотно вступали в сговор с внешними силами и вели торг с центральной властью, добиваясь либо государственной самостоятельности, либо хотя бы вытеснения русского населения из сферы политического управления и экономического руководства.
В итоге мы получили распад страны в 1991 г. и одновременно расчленение национального тела русского народа, распылённого по многочисленным диаспорам. Этот разрушительный процесс активно продолжился в виде хронического «выдавливания» русской части населения из многих национальных республик РФ и антиконституционного вытеснения русских из руководящего корпуса в этих регионах, что невозможно без санкции подрывных сил из Москвы. Уход же русских с огромной периферии страны в свою очередь с высокой вероятностью может обернуться повторным разрушением оставшейся части государства по модели «Беловежской пущи».
В глобальном мире наметилась поляризация сил в последние полтора десятилетия в ходе обостряющейся борьбы за перераспределение мировых ресурсов. Особое место России в этой схватке и высокая степень геополитических рисков для неё связаны с тем, что масштабные природные ресурсы страны на фоне её слабеющей государственной мощи уже привлекают многих. И у нас не остается другого выбора, кроме коллективной самозащиты (в том числе вместе с теми, кто будет солидарен с нами).
На полную капитуляцию «авансом» (вплоть до окончательной сдачи государственного суверенитета) готова лишь незначительная по численности и крайне непопулярная своей антипатриотичностью компрадорская группировка. Спасать страну наша капитулянтская паразитическая лжеэлита не может и не хочет. Она будет готова сдать всё поскольку её основные деньги и имущество на Западе. Необходимо учесть, что восстание компрадорской части советской номенклатуры против солидарности на рубеже 80-х и 90-х гг. прошлого века, которое использовало в демагогических целях «демократическую» риторику, в действительности протекало под полным контролем западных неолибералов, реализуя их цели. И оно отличалось, вопреки указанной риторике, воинствующим антидемократизмом. От плутократии, которая выдаёт себя за демократию, до тирании – прямая дорога.
Ни в какой другой стране её элита, свершившая подобные подвиги против народа собственной страны, не смогла бы сохранять свой высокий статус столь продолжительное время. Несколько утешает то обстоятельство, что всё же не было в истории и случая, чтобы после разгрома собственной страны его виновники не оказались, в конечном счете, устранены со сцены. Думаю, что такое время приближается.
Но у нашей страны есть разработанные ранее духовные и социально-организационные инструменты, которые позволяют защитить свои национальные интересы, и вместе с тем предложить перспективу выхода из кризиса для других народов, подобно тому, как это делал СССР.
Человечество выживет на Земле лишь придя к солидарности, а не через угнетение и грабёж. Выживет не на пути ассимиляции народов и их разделения на две расы – кочевников-господ и привязанного к шахтам и дымным фабрикам пролетариата, а через интеграцию и сотрудничество цивилизаций и культур. И как раз в этом отношении у России есть драгоценный социальный и духовный опыт, неведомый многим.
Надо вырываться из того исторического капкана, в который мы угодили. И, разумеется, сделать это можно только коллективными усилиями. Русская цивилизация обладает стойкой духовной солидаристской традицией, которая коренится в первую очередь в Православии и во вторую очередь – в советском социализме, также оставившем мощный исторический след не только национального, но и мирового значения. Искоренить этот след не смогли даже самые радикальные «преобразователи». Ко всему прочему для нас сегодня выбор солидарного типа развития – единственный путь уцелеть и укрепиться перед лицом надвигающейся мировой бури.
Опора на великие ценности и традиции, на подлинные завоевания отечественной культуры с её духом «всечеловечного братства» не позволит принимать уничтожающий человечность культ золотого тельца, с которым носятся растлители. Первостепенная задача – не позволить ближнему погибнуть ни физически, ни морально, даже если его и Вас списала из жизни вся мировая «элита».
Выйдя из раковины обособленного существования и протянув руку помощи другому мы спасаем в действительности не только его, но и самих себя. Важно восстановить коммуникацию между людьми, которая всегда была нашей отличительной особенностью. Воссоздав разорванные связи и соединившись с единомышленниками в клубы, общины мы окажемся непобедимы.
Солидарность – это, поистине, тот могучий рычаг, с помощью которого возможно укрепить пошатнувшийся фундамент нашей жизни. Только с возвращением идеи общего блага, обретением коллективных целей и смыслов, возобновлением строительного духа, так свойственного прежде нашей цивилизации, открывается путь к её грядущему подъёму.
(Материалы научной конференции «Россия в условиях глобального кризиса», состоявшейся 14 марта 2009 года в Российской Государственной Библиотеке)