А.Н. Самарин. Духовные смыслы нашей Победы

А.Н. Самарин. Духовные смыслы нашей Победы

Предисловие. На днях участники движения «Русский Лад» вместе с КПРФ торжественными мероприятиями отметили знаменательное событие нашей истории – 80-летие начала контрнаступления 1941 года под Москвой, которое победоносно завершилось к 7 января 1942 года. Именно эта первая стратегически и морально важная победа предопределила нашу полную победу над фашистской Германией в 1945 году.

В связи с этой победной датой мы решили заново опубликовать статью главного редактора первого сайта «Русского Лада» А.Н. Самарина «Духовные смыслы нашей Победы», написанную в 2011 году и помещенную тогда ко дню Победы на сайтах «Русского Лада» и движения «За возрождение отечественной науки». Этой публикацией мы также хотим почтить память А.Н. Самарина ко второй годовщине его кончины.

Сейчас зима, до праздника Победы еще далеко, но выбрана эта статья не случайно. Именно сейчас наше Отечество переживает исключительный по сложности период своей новейшей истории, когда целый комплекс – политических, экономических, экологических, медико-социальных и прочих проблем внутри страны усугубился внешними реально нависающими  военными угрозами нашему Отечеству.

Очевидно, что время требует особой концентрации в деятельности всех патриотических сил России для реализации созидательных целей, ради которых был создан «Русский Лад», у истоков которого со своими соратниками стоял и Анатолий Николаевич Самарин.

Важность тем, поднятых в его статье «Духовные смыслы нашей Победы», была оценена сразу – в течение месяца после публикации она была воспроизведена десятками общественно-политических сайтов. Темы эти, увы, до сих пор остаются остро актуальными.

Статья в сжатой, но емкой форме раскрывает основные, но не материальные, а именно духовные составляющие, которые позволили нашей стране одержать победу на Куликовом поле в 1380 году, народному ополчению – освободить Москву от польских интервентов в 1612 году, победить нацистскую Германию с ее европейскими сателлитами в 1945 году. Основными факторами, которые обеспечили наши победы, автор считает систему образования и воспитания молодого поколения на основе патриотизма и любви к Родине. 

В этой связи А.Н. Самарин использовал парафраз знаменитой мысли О. Бисмарка – франко-прусскую войну выиграл немецкий учитель, в том смысле, что он воспитал будущего немецкого солдата, вложил в него любовь к отечеству, преданность своему государству, возвышенную веру и честь. По прямой аналогии с нашей истории эта фраза зазвучала у него  по-новому: Великую Отечественную войну выиграл советский учитель.

Острую актуальность предложенной читателю статьи мы видим еще и в том, что начатый в 1990-х годах процесс целенаправленного разрушения системы образования в последние годы приобрел просто тотальный характер. Мотивированное условиями пандемии, ускоренными темпами идет активное внедрение так называемой электронной школы, «цифровизация» образовательного процесса. Использование дистанционного обучения рассматривается уже не как вынужденная обстоятельствами, временная технология, но предлагается как узаконенная для школ и ВУЗов форма обучения на  постоянной основе. 

Кроме огромного ущерба качеству образования, особенно в младшей и средней школе, такая образовательная стратегия еще отчетливее закрепляет уже давно намеченную тенденцию лишить учительство высокого статуса служения обществу, низвести его до примитивной функции оказания образовательных услуг. Низкий статус учителя, преподавателя подтвержден позорно мизерной оплатой его труда, особенно в регионах страны. Так что совершенно подтверждается высказанное 10 лет назад предположение автора и его коллег о том, что обрушение образования в России – именно как системы, признанной одной из лучших в мире – не было случайной ошибкой.

В системе образования, которая навязывается обществу сегодня, совершенно не находится места главному компоненту образования, а именно – воспитанию. И это еще один фактор, по мнению А.Н. Самарина, определивший победу в Великой Отечественной войне – именно воспитание сформировало мотивацию советского воинства, всего народа в целом. И мотивация эта определялась высокими духовно-нравственными идеалами, на которых воспитывалась молодежь.

Эта одна из животрепещущих сейчас проблем образования, поскольку мы знаем, что нынешние поколения с начала 1990-х годов и до сих пор лишены таких ориентиров, так как выросли на торгашеских «идеалах» общества потребления. Разрушительные для морально-нравственного состояния нашей молодежи плоды такого «воспитания» мы пожинаем до настоящего времени. Автор статьи задается вопросом, который мог бы прозвучать и сегодня: могут ли молодые люди с таким мировоззрением встать в случае необходимости на защиту Отечества?

С тех пор прошло 10 лет, а наше общество так и живет без четко сформулированной национальной, государственной идеи, где в основу развития страны была бы положена именно созидательная и патриотическая направленность развития детей и юношества.

Нынешняя знаменательная дата – 80-летие начала контрнаступления 1941 года под Москвой не стала, увы, большим событием для общества. Ее почтили только патриотические силы, те граждане России, которым небезразлична судьба Отечества. 

Напротив, идет активный процесс целенаправленного пересмотра итогов Второй мировой войны, где Советскому Союзу в победе отводится второстепенная роль. В то время как наша армия и народ принесли беспрецедентные жертвы ради освобождения своей страны и Европы от нацизма, многие школьные учебники по истории вообще отказались от научно выверенной формулировки «Великая Отечественная война». Лукаво переставляя акценты на приоритетную роль наших союзников в окончательной победе над фашизмом, недобросовестные историки вводят наших детей в заблуждение с определенной целью – чтобы подрастающие поколения не знали подлинной истории войны. Тогда молодые граждане России не имеет основания гордиться подвигами своих дедов и прадедов, их сознание теряет духовную почву, которая должна была бы стать для них обоснованием для возрождения Отечества на основе высоких нравственных идеалов своих предков.

Именно о политике намеренного забвения самых знаменательных событий нашей истории, отсечения исторической памяти, прежде всего у молодых поколений, в последние годы жизни Анатолий Николаевич особенно много говорил в своих статьях. Он призывал все патриотические силы общества, авторов, которых публиковал на своих сайтах, трудиться ради воскрешения лучших черт «великого советского проекта». Он считал советский опыт успешным именно потому, что в основу его положены идеалы социальной справедливости, которые, главном образом, и подвигли народ на победу в 1945 году. А.Н. Самарин полагал, что критическое усвоение уроков прошлого может послужить фундаментом построения России будущего на идеологической основе, которую подтверждает, прежде всего, опыт социализма.

Отрадно отметить, что в настоящее время понимание тупика в развитии по пути капитализма либерально-глобалистского толка все больше овладевает даже сознанием руководства стран Европы, бывших союзников СССР и многих стран мира.

***

Духовные смыслы нашей Победы

О причинах и предпосылках Победы нашего народа в самой тяжелой в истории человечества войне написано немало глубоких суждений во множестве томов. Попробуем, никоим образом не претендуя исчерпать тему, остановиться далее лишь на духовном содержании этого коллективного подвига наших людей, которое, наряду с колоссальной успешной  организаторской работой руководства того времени и всего аппарата власти сверху донизу, стало важнейшим слагаемым успеха на фронтах и в тылу. Войну выиграла, в конечном счете, система, духовно более высокая, нежели общественный строй агрессоров, вломившихся в нашу страну с чисто разбойничьими, грабительскими и геноцидными намерениями. Нашим – тогда  советским – людям пришлось отстаивать свой дом и близких, не щадя себя.

И первый мой тезис состоит в том, что основная масса народа и почти все молодое поколение были в главном готовы к этой задаче. Такая патриотическая готовность не сложилась сама собой, но стала естественным результатом огромной совместной работы тогдашнего политического руководства, административных учреждений, деятелей культуры, учителей и профессорско-преподавательского корпуса страны по патриотическому воспитанию.

А сделать это было нелегко и тогда, поскольку в первые полтора десятилетия Советской власти (как и аналогичный срок после ее обвала) слово «патриотизм» было ругательным. Патриотизм, как и в 1990-е гг., под давлением этнических кланов, считался «последним прибежищем негодяев». К счастью, менее чем за десятилетие до 1941 г. с этим наследием троцкизма сталинское руководство успело успешно порвать, и не только на словах. В школу, в вузы, в печать вернулись герои русской истории и, что не менее важно, герои великой нашей литературы.

Реабилитированная и введенная в стены школы, театров и кино культурно-историческая традиция нашего народа оказалась первостепенным условием победы. Не умаляя вклада других народов нашей страны с их достойным наследием, должны все же подчеркнуть, что духовным стержнем в жизни наших сограждан во времена грозных военных испытаний стала именно эта спасительная  традиция. Важнейшей опорой в боевых условиях стал воскрешенный Сталиным национальный дух русского народа, который воплощен в героях русской истории, в том числе – в героях Отечественной войны 1812 г. Все они вернулись в народное сознание накануне суровых испытаний. И благодаря всеобщей ликвидации неграмотности, огромной издательской и просветительной работе, они впервые стали принадлежать всему народу.

Именно в этом национальном духе, закрепленном в нашей классике, содержалась святая память о многовековой стойкости и доблести русского воинства и его товариществе, которую знал как молитву каждый школьник, читавший гоголевского «Тараса Бульбу» и учивший наизусть знаменитый отрывок из этой повести. Выпускники средних школ, едва выйдя из-под крыла своих наставников, стали главными участниками событий на фронтах. И они не подвели Отечество. Вечная память им и оставшимся в тени их замечательным учителям, которые успели подготовить поколение фронтовиков и которые сами в немалом числе полегли в боях!

Именно благодаря этому командир Красной армии на Бородинском поле вполне мог осенять себя и бойцов не только советскими, но тут же найденными вблизи музейными русскими знаменами. И каждому молодому солдату, знавшему книги Льва Толстого, смотревшему фильмы «Александр Невский», «Минин и Пожарский», был понятен смысл этой исторической преемственности. Действовали не столько эффекты казенной пропаганды, сколько сработала наша великая традиция отпора поработителям. Хотя воевали главным образом молодые ребята, воспитанные в духе атеизма, нет сомнения в том, что их стойкость и жертвенность были сродни истовой вере их далёких и близких православных предков, готовых хоть на костер за правду. Без завещанных историей и счастливо возрождённых нравственных ценностей был бы невозможен великий порыв народа. Этот глубокий духовный сплав времен и поколений, породивший Победу, с необычайной силой выражен в потрясающем симоновском стихотворении 1941 года. Его строфы, превосходно отражающие настроение времени, своей мудростью, кажется, превосходят целые тома.

 

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,

Как шли бесконечные, злые дожди,

Как кринки несли нам усталые женщины,

Прижав, как детей, от дождя их к груди,

 

Как слезы они вытирали украдкою,

Как вслед нам шептали: - Господь вас спаси! -

И снова себя называли солдатками,

Как встарь повелось на великой Руси.

 

Слезами измеренный чаще, чем верстами,

Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:

Деревни, деревни, деревни с погостами,

Как будто на них вся Россия сошлась,

 

Как будто за каждою русской околицей,

Крестом своих рук ограждая живых,

Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся

За в Бога не верящих внуков своих.

 

Ты знаешь, наверное, все-таки Родина -

Не дом городской, где я празднично жил,

А эти проселки, что дедами пройдены,

С простыми крестами их русских могил.

 

Не знаю, как ты, а меня с деревенскою

Дорожной тоской от села до села,

Со вдовьей слезою и с песнею женскою

Впервые война на проселках свела.

 

Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,

По мертвому плачущий девичий крик,

Седая старуха в салопчике плисовом,

Весь в белом, как на смерть одетый, старик.

 

Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?

Но, горе поняв своим бабьим чутьем,

Ты помнишь, старуха сказала: - Родимые,

Покуда идите, мы вас подождем.

 

«Мы вас подождем!» - говорили нам пажити.

«Мы вас подождем!» - говорили леса.

Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,

Что следом за мной их идут голоса.

 

По русским обычаям, только пожарища

На русской земле раскидав позади,

На наших глазах умирали товарищи,

По-русски рубаху рванув на груди.

 

Нас пули с тобою пока еще милуют.

Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,

Я все-таки горд был за самую милую,

За горькую землю, где я родился,

 

За то, что на ней умереть мне завещано,

Что русская мать нас на свет родила,

Что, в бой провожая нас, русская женщина

По-русски три раза меня обняла.

(Константин Симонов. Алексею Суркову. 1941 г.)

 

Ни традиционная Россия без социализма не смогла бы одолеть гитлеровское нашествие, ни советский строй, отделенный от традиции, от русского патриотизма, не смог бы одержать великую Победу.

Не будет большим преувеличением использовать в этой связи, во-первых, парафраз знаменитой мысли Бисмарка применительно к обстоятельствам нашей Великой Отечественной: войну выиграл советский учитель, а точнее – созданная в СССР, превосходная, не кастовая, не узко классовая система школьного образования, поистине, доступного «для всех». Есть повод задуматься над сегодняшним разорением школы и его вероятными последствиями. Как показывают опросы, слишком большая часть современной российской молодежи не собирается ни при каких обстоятельствах защищать Россию, ставшую достоянием олигархов, превратившейся для многих молодых людей из Матери-Родины в мачеху.

Да и к чему способны «овощи», выращенные по методике А. Фурсенко, которые настойчиво направляются ТВ-наставниками в область криминальных занятий и пустых развлечений? Что они будут защищать?!  А священное поле Бородинское, захваченное под дачи псевдоэлитным сбродом, что оно будет символизировать для следующих поколений?

Массовый патриотизм и героизм тогдашней молодежи, разумеется, не были продуктом отдельно взятой системы образования. Известно, что не меньше, чем уроки, учит то, что происходит за школьным окном. И с непреложной очевидностью выяснилось, что каждому воину и всем оставшимся в тылу было что защищать. Не идеальный, но реально существовавший советский строй нёс в себе (и в той или иной степени реализовал) идею социальной справедливости. Она проявлялась не только в виде бесплатного образования и медицины, но в отсутствии безработицы, в необычайной социальной мобильности молодых в условиях индустриализации и реальной модернизации производства, в открытости дорог в жизни с помощью образования, в преодолении тех жутких социальных контрастов, которыми был полон дореволюционный быт. А эти контрасты наблюдались тогда во всех в соседних странах, как видим их ныне, к несчастью, в сегодняшней, ослабленной донельзя России.

Благодаря всему этому в 1941 г., когда пришли к нам не только полчища немецких фашистов, но и войска из большинства европейских стран, вражеские армии встретило сплоченное и морально-психологически отмобилизованное советское общество. Оно оказалось способным сражаться и выстоять в самых невероятных испытаниях, которые не смогла бы выдержать ни одна западная страна, как дословно свидетельствовал об этом британский посол в Москве в военные годы Стаффорд Криппс. Под ударами Гитлера европейские страны рассыпались буквально в считанные недели и дни.

Подчеркну этот важный тезис: у нас были общие, доступные для всех ценности, коллективное достояние народа, которые мы и защищали вместе. Поэтому в воздухе, на суше, и на море вместе сражались, гибли и попадали в плен наравне: деревенские парни, рабочие, студенты и сыновья высших руководителей государства. Стоит подумать, а что осталось от этого положения вещей сегодня? Способны ли сегодня к защите Отечества обитатели Рублевки, или – обосновавшиеся в замках и дворцах Западной Европы олигархи? Чьи государственные интересы будут защищать и защищают высшие чиновники, далеко не скромные капиталы которых хранятся на Западе?

В Великой Отечественной войне нам пришлось противостоять наиболее агрессивной форме геноцида наших народов, когда фашисты, согласно плану «Ост», цинично планировали истребление и вымирание большинства наших сограждан и даже преуспели в этом немало на оккупированных территориях. Пару месяцев спустя после начала войны Гитлер выразил надежду, что за предстоящий год от голода вымрет примерно 20 миллионов русских. Здоровый инстинкт самосохранения народа и вера в собственные силы, эффективные планирование и организация производства помогли тогда справиться со злом. Ценой огромных жертв нам удалось отстоять право на жизнь на земле, причем не только для наших соотечественников, но и для граждан многих других государств, оказавшихся под пятой нацистов. В этом проявилось настоящее величие духа русско-советской цивилизации.

Увы, 67 лет спустя, к глубокому сожалению, для нас вновь остро актуальным стал вопрос о выживании нашего народа, который вытесняется из географии и истории под натиском неоимперской глобализации при предательском содействии ей местных либерально-власовских приспешников из РФ, которые сегодня твердят исключительно о вреде советского социализма. Именно они алчно набивают свои карманы из созданных им некогда ресурсов. «Своего наше поколение ничего не создало», - признался однажды Владислав Сурков перед чиновной элитой нынешней России.

Сегодня видны реальные попытки «втихую» перечеркнуть плоды нашей Победы, ввергая миллионы сограждан, потомков победителей, в абсолютную нищету и голод, когда даже по официальной оценке в РФ голодает 24 миллиона человек, когда в нищете, по данным социологов, оказалось около 70% населения. Тем самым сформировался и поддерживается хронический процесс «депопуляции», как нейтрально, научным языком, обозначают факт вымирания русских. Можно ли оставаться равнодушными к этому посягательству на основной результат Победы нашей Родины в мае 1945?

Прежде всего, об этом приходится размышлять, вспоминая подвиг победителей, который предается теперь повседневно далеко не только «литературными» власовцами. Когда, например, член Общественной Палаты Павел Гусев (редактор «МК») публично «сожалел» о том, что в 1945 г. победила наша страна, а не гитлеровцы, и никто изо всей этой «палатки» и из высшего руководства РФ на подобные, отнюдь не единичные, заявления даже не реагировал. Когда повседневно идет вал издевательских, лживых фильмов и  телепередач о победителях. И когда наши фронтовики умирают в нищете и в забвении. За последний год вымерла ровно половина ветеранов войны, так и не дождавшись достойной жизни. Некоторые из них умирали прямо под подлый аккомпанемент радио- и телепрограмм, в которых ничтожества, сегодняшние пораженцы, плевали в их подвиг, обвиняя отстоявших Родину героев во все смертных грехах.

Это – не что иное, как организованная вражеская атака на высшие смыслы нашей Победы.  Только сберегая память о великих предках, отстаивая право на достойную жизнь живых ветеранов, защищая историческое наследие словом и делом, мы можем сегодня сберечь от полного уничтожения нашу Родину, которая оказалась ныне в неизмеримо худшем положении, чем в годы фашистской агрессии. Вместе с тем совершенно ясно, что добиться в этой борьбе окончательного успеха невозможно, не воскресив лучшие черты великого советского проекта. Успех национально-освободительной борьбы может быть достигнут только на основе системы социальной справедливости, которую утверждает социализм.

А.Н. САМАРИН

Читайте также

В «Библиотеке» сайта размещена новая книга В.Н. Федоткина В «Библиотеке» сайта размещена новая книга В.Н. Федоткина
В разделе «Библиотека» сайта ВСД «Русский Лад» размещена книга председателя Рязанского отделения нашего движения, доктора экономических наук Владимира Николаевича Федоткина «Славянофилы и западники – ...
30 октября 2024
В. Варава. Два типа русской святости – один тип русского человека В. Варава. Два типа русской святости – один тип русского человека
Русская святость предстает в двух видах: как религиозная святость и как святость нравственная. На самом высшем божественном уровне святость едина. Но, нисходя в дольние обители мира сего, святость обр...
30 октября 2024
Место для легенды Место для легенды
16 августа 1969 года ушел из жизни Марк Наумович Бернес, легенда советской эстрады, исполнитель самых задушевных песен, подаривший советским людям десятки популярных песен, талантливый актер. Его песн...
30 октября 2024