А. Маслихин. Русская идентичность в современной России
Русская идентичность ‒ это сложная и многогранная тема, которая в настоящее время находится в центре идеологической борьбы за каждого человека, называющего себя русским, как за пределами, так и в самой России. В 2021 году в России проживало свыше 105 млн. человек, считающих себя русскими.
В России рефлексия к идентичности конкретного человека вызывает взаимопереходы между собственным «я», русским этносом и разновидностями российского суперэтноса. Для итоговой оценки своей национальной принадлежности в обществе принято использовать понятие «национальность». Человек, говоря о национальности (например, при переписи населения), чаще всего определяет свое отношение к нации, народности, национальной или этнической группе. Русская идентичность является одной из ведущих сторон описания современного человека-россиянина. Такой подход обусловлен современным вектором деятельности российского государства, провозгласившего в качестве притягательного образа «Русский мир».
Русский этнос имеет свои особенности, которые формировались столетиями. В XXI веке в России идентичность активно исследуется в виде российской, даже евразийской, однако на уровне раскрытия содержания русской идентичности крупные работы практически отсутствуют.
Незначительные масштабы теоретических исследований в области русской идентичности отражают наличие препятствий, которые создает идеология русофобии. Активную теоретическую борьбу с русофобией ведут КПРФ, ВСД «Русский Лад». Среди патриотов России пользуются заслуженной популярностью работы Г.А. Зюганова, В.С. Никитина, В.Н. Федоткина. Они вдохновляют сторонников «русскости» сохранять свою идентичность. Даже на Украине в ходе опросов лета 2022 года, люди не желают отказаться от русского языка. Они говорят: «это общий язык с миллионами людей в других странах Восточной Европы», «это язык сердца», «это язык семьи и детей» [1].
Состояние межнациональных отношений во многих российских регионах позволяет рассуждать о наличии дружбы народов в условиях постперестроечной России. Большую роль в укреплении межнационального единства играет русский народ [2, с. 69-72], что оказывает положительное влияние на формирование русской идентичности.
Существуют разнообразные объективные и субъективные основания формирования идентичности. Во-первых, территория (Россия-СССР), в том числе «малая родина»; во-вторых, общая экономическая жизнь; в-третьих, отношение к социально-политическим реалиям, государственности; в-четвертых, общая культура; в-пятых, общественное сознание, следование нормам «русского духа».
Идентичность русских людей имеет глубокие корни. Территория страны, ее географические особенности, климат, ландшафт, служат социоприродной основой формирования идентичности человека. Большую роль играет малая родина ‒ место, где родился и вырос человек, провел свое детство и юность. История жизни каждого конкретного человека в Советском Союзе, вплоть до 1991 года, объективна. Ценности жизни в СССР оказали влияние на идентичность людей старшего поколения, оставили глубокий след в их душе. Поэтому русская идентичность, связанная с советским народом, популярна среди людей-тружеников, стала передаваться из поколения в поколение.
Экономические условия жизни определяют идентичность русского человека в системе общественных отношений. Трудовая деятельность россиян в разнообразных коллективах демонстрирует заинтересованность в наличии стабильной работы, развитии профессиональных качеств. Работа в многонациональном коллективе предполагает заинтересованность в благоприятной этнической среде. Аналогичная картина складывается среди учащихся.
С начала XXI века государство стало сопрягать русскую идентичность с идеей формирования российской идентичности. Например, ряд авторитетных научных коллективов, крупные ученые получили серьезную грантовую поддержку для реализации этой установки. Гражданская идентичность не вызывает больших сложностей у населения, поскольку ассоциация с административными границами и политической властью подводят индивида к выбору соответствующей идентичности. Тем не менее, не каждый человек, считающий себя русским, готов в душе назвать себя россиянином.
Люди следуют культурно-смысловым ориентирам, образцам поведения и нормам социокультурной среды. Человек, осознающий себя как часть русского народа, в состоянии адаптироваться в обществе, найти свое место в нем. «Русскость» дает возможность гармонично строить свои отношения с окружающим миром, с представителями других этносов. Через организованное взаимодействие локальная многонациональная общность, к примеру, субъекта федерации, выходит на «большую», российскую общность в масштабах всей страны.
Идентичность получила широкое распространение на обыденном уровне жизни человека. Внутренняя определенность русского человека закреплена в языке, чувствах, психике, имеет проявления в повседневной жизни и деятельности. Этническая идентичность на обыденном уровне включает осознание своей принадлежности к русскому народу, подразумевает солидарность с общими ценностями, стандартами, идеалами. Большую роль в развитии русской идентичности играет мудрость. Высшим доказательства мудрости русского народа служит жизнь в условиях постоянных контактов с представителями различных наций, народностей, национальных групп. У русских людей мудрость сопряжена с нравственностью, с обобщающей силой поступков. Исключительно высоко ценится храбрость. Нравственное сознание сориентировано на коллективные интересы, которые выступают мерилами добра и зла. Для русского человека важна правда, как этическое проявление истины. Русская культура высоко ценит философию, которая концентрирует общечеловеческие, социальные, научные качества людей. Антиподами мудрости являются глупость, хитрость, коварство. Академик Д.С. Лихачёв писал: «Мудрость – это ум, соединенный с добротой. Ум без доброты – хитрость» [3, с. 12].
Русская идентичность в условиях полиэтнических регионов – естественный фактор общественной жизни. Этническая картина мира характерна для России. Это связано с тем, что на всей территории страны живут представители свыше 250 наций, народностей, национальных групп. Именно они, личностно осознающие этническую пестроту общественной жизни, оказывают значительное влияние как на формирование этнической идентичности индивидов, так и на сближение культур.
Реальным путем развития русской идентичности, на наш взгляд, служит рефлексия населения к славянской, тюркской, угро-финской и другим общностям. Через рефлексию к крупным этносам возможно укрепление русской идентичности, в углубленном интеграционными процессами, виде. Процесс сближения этносов предполагает развитие самих этносов, что, прежде всего, возможно на цивилизованном уровне. Главный вопрос XXI в. для представителей российского суперэтноса состоит в том, смогут ли россияне выработать общую социокультурную идентичность, не утратив собственной этнической уникальности?
В Российской Федерации для поддержания русской идентичности действуют патриотические СМИ (телеканал «Красная линия»), печатные издания (газеты «Правда», «Советская Россия», сайт «Русского Лада»), многочисленные Центры русской культуры. Для представителей русской интеллигенции идея идентичности представляет собой попытку восстановления исторической преемственности, традиционного опыта советской и современной России.
Теоретическая рефлексия личности к русской идентичности приводит к обращению к социокультурным идеалам, будущему. Причем, факт наличия российского суперэтноса, поддерживаемый социокультурными системами входящих в него народов, как на уровне обыденной жизни людей, так и возникших на ее основе цивилизационных оснований, являются объективным процессом.
Русская идентичность современных россиян не единообразна. И дело не только в том, что она объединяет людей различного социального, демографического, образовательного или возрастного статуса, а в том, что в конечном счете, не предъявляет к человеку каких-либо требований, кроме тех, которые предполагают быть самим собой: русским во многих поколениях, русским с белорусскими корнями, русским с марийскими конями и так далее. Современный россиянин свободен от социального контроля в вопросах этнической идентификации, его выбор прежде всего детерминирован, нравственными, духовными, социальными потребностями.
Русская идентичность свойственна многим личностям современной России. В полиэтнической среде рефлексия к своей русской природе позволяет личности быть активной в теоретической, идеологической и иной деятельности. Одновременно личность является частью социальной действительности, так как осуществляет выбор и несет ответственность. Свобода личности в своем природном естестве позволяет развивать русскую культуру через творчество. Творчество может быть разнообразным.
В современных реалиях противостояния России «коллективному Западу», на первый план выходит задача борьбы с внешней и внутренней русофобией. Что касается внутренней русофобии, то она исходит, как ни странно, от людей, которые заявляют себя русскими, но действуют против русских. В истории нашей страны передовые мыслители XIX века (русские революционеры-демократы) подвергали критике подобных людей и называли их то «турками», то «французами».
Жизнь русских людей в тех или иных государствах неодинакова, а порой даже трагична, ‒ она во многом зависит от сроков их проживания, общественно-политического строя, совершенства демократии, гражданских свобод, национальной политики правительств и т.д. После развала СССР, например, дискриминационным, трагическим является положение русских (25 млн.), особенно в странах Балтии, на Украине, в мусульманских, среднеазиатских странах – бывших союзных республиках. Поэтому в Россию не прекращается поток иноэтнических мигрантов. Процесс идентификации индивидов предполагает возможность безболезненной адаптации к окружающей реальности на основе знания русского языка, культуры, законодательства страны. Как известно, русский язык является официальным языком России и используется во всех сферах жизни. Знание русского языка является неотъемлемой частью русской идентичности.
Международный аспект русской идентичности состоит в том, что Российское государство многократно брало на себя ответственность быть защитником и спасителем русских людей от порабощения, угнетения и гибели.
Точной статистики по количеству этнических русских, проживающих за рубежом, нет. По различным данным, за пределами страны, в «ближнем» и «дальнем» зарубежье, проживает ещё 25-40 млн. русских людей. Наличие крупных диаспор за рубежом, позволяет говорить об особом «русском зарубежье», существующем не одно столетие. У проживающих за рубежом русских людей идентичность сохраняется благодаря посещениям России в ходе туристических и деловых поездок; наличию родственников, друзей и знакомых; выполнению договорных обязательств с деловыми партнерами и т.д. При этом уровень распространения индивидуальных и коллективных практик всё же ниже уровня духовной связи русских с исторической родиной.
Таким образом, русская идентичность в современной России имеет жизненное содержание, закреплена историей, причем единство русского народа обусловлено территорией, экономикой, единым государством, языком и культурой. В полиэтнических регионах русская идентичность находится в тесном переплетении с идентичностями этническими и региональными. Среди пропагандируемых идей и смыслов, объединяющих русский народ сегодня, выступают исторические события, спортивные успехи, достижения в области культуры, науки, искусства, борьба с русофобией. Разобщающими элементами для русской идентичности являются: гегемонистские устремления НАТО, социальная дифференциация населения, недостаточное распространение русской идеи, направленной на объединение населения страны.
Литература
1. Ukraine agonizes over Russian culture and language in its social fabric. URL: https://www.npr.org/2022/06/02/1101712731/russia-invasion-ukraine-russian-language-culture-identity (дата обращения: 16.08. 2023).
2. Маслихин А.В. Дружба народов в условиях глубокой трансформации общественной жизни (на примере Республики Марий Эл) // Национальный вопрос. Теория. Современность. Политика. – Якутск: Сфера, 2013. – 288 с. – С. 69-72.
3. Лихачев, Д.С. Письма о добром / Д.С. Лихачев. – М.-С-Пб: Наука-Logos. – 2006. – 321 с.
А.В. МАСЛИХИН, председатель Марийского республиканского отделения ВСД «Русский Лад», депутат Госсобрания Республики Марий Эл, профессор