А. Маслихин. «Домострой» – памятник русской этической мысли

История русской этической мысли занимает важное место в развитии мировой культуры. Современный человек, его духовная культура в состоянии воспринять все лучшее, что создано нашими соотечественниками. Мы должны знать, по каким правилам жил русский народ на протяжении веков, на какие ценности ориентировался, какие нормы были объединяющими. Обращение к русской этической мысли позволяет делать выводы, обращённые к настоящему и будущему.
«Домострой» – памятник древнерусской литературы, сборник наставлений. Появился в XVI веке благодаря духовному наставнику Ивана IV (Грозного) протопопу Сильвестру. Текст «Домостроя» отражает коренные взгляды русского народа. Произведение представляет собой сборник правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы. Трудно сказать, какое влияние Домострой оказал на самого царя, но вот идеи этого труда получили широкое распространение в Московском многонациональном государстве.
Книга делится на три части:
– отношение к светской власти и религии;
– внутрисемейные отношения;
– о ведении домашнего хозяйства.
В основе поучений лежали общечеловеческие ценности: помогать нуждающимся, больным и голодным, не хвалиться своими добрыми поступками перед другими, прощать обиды. Практические советы касались фундаментальных сфер жизни: как детей своих воспитать, как дочерей воспитать и с приданым замуж выдать, похвала женам, как врачеваться от болезней и т.д.
«Домострой», адресованный как горожанам, так и жителям сельской местности, выдержал множество переизданий и на протяжении трех столетий регламентировал жизнь русских людей всех сословий. Именно тогда, когда крепкие многодетные семьи ориентировались на Домострой, страна заметно прирастала населением.
В конце XIX века идеи Домостроя стали подвергаться систематической критике со стороны русофобски настроенных представителей интеллигенции. Кроме того, часть дворянского сословия, состоявшая из иностранцев, воспитанных гувернёрами-французами, не признавали русский язык и образ общинной жизни русского народа, негативно воспринимали идеи, которые постулировал Домострой. Многие положения этого памятника этической мысли выглядели к началу ХХ века архаично, особенно касательно отношения к царской власти и религии. В ХХ веке, с подачи новой волны русофобов, называвших себя русскими, но действовавших против русской культуры и народа, образ Домостроя приобрел сугубо негативный оттенок, как синоним мракобесия. Именно такое понимание Домостроя и ныне присутствует в части общественного сознания.
В условиях широкого распространения либеральных стереотипов, направленных на пересмотр фундаментальных основ брака, семьи, детства, роли мужчин и женщин, норм коллективизма, возникает необходимость выделить актуальные для нашего времени фрагменты Домостроя, преодолеть искусственно предвзятое отношение к нему. Многочисленные российские телеканалы, да и масс-медиа вообще, ревниво относятся к семейным ценностям: верности мужа и жены, любви детей к родителям, заботе о бабушках и дедушках. Сюжеты российских и зарубежных сериалов, во многом, вращаются вокруг семейных измен, любовниках и любовницах, хищнических отношений между людьми и поколениями. От популяризации деструктивного отношения к семье, должно быть понятно, крепкую семью создать сложно, особенно молодёжи. В отличие от противоречий, навязанных либералами о кризисе семьи, брака, человечности, гендерных ролей, в Домострое подобных проблем нет.
Как известно, в конце ХХ – начале XXI веков многие страны, особенно на Востоке, охватила волна неоконсерватизма, как правило, связанная с обращением к религиозным ценностям. Государства и народы, обращаясь к мировым религиям (христианству, буддизму, исламу, конфуцианству) и даже к дохристианским верованиям, предпринимают попытки найти для себя точки опоры в противостоянии либеральной модернизации Запада. В современной России подобный путь не находит поддержки, ибо у значительной части населения высок культурный и образовательный уровень. Православие и ислам признаны далеко не всем населением страны, поскольку воспитано на светских нормах жизни. Поэтому осовременивание идей Домостроя в состоянии сыграть положительную роль в мировоззренческом развитии молодежи, прежде всего как образца народной мудрости.
Домострой начинается с поучений отца сыну, к его жене, их детям, и домочадцам, – жить с чистой совестью и по правде, соблюдать праведную жизнь. Надо, по мнению Сильвестра, наставлять свою жену и домочадцев «не понужденьем, не битьём, не тяжкою работой» [1, с. 6], а словно детей, всегда содержать в покое, одетыми и сытыми в теплом дому, в порядке. С первых слов поучения возникает противопоставление расхожему пониманию Домостроя, идеи которого, якобы, сводятся к одному – «да убоится жена мужа своего!» Как показывает текст, речь идет об обратном – о любви и заботе мужа к жене, детям, домочадцам.
Сильвестр, при написании Домостроя, обращается к более ранним памятникам древнерусской литературы. Его идеи перекликаются с Изборником 1076 года и другими произведениями Древней Руси. Ряд идей отражают принятые во всём мире «золотые правила нравственности» – жизнь человека в обществе, среди людей. Например: славы земной ни в чем не желай, благородно претерпи скорбь и тяготы: если обидят – не мсти, не воздавай злом за зло, за клевету – клеветой; согрешающих не осуждай, припомни свои грехи, позаботься прежде всего о них; злых людей отвергни советы, равняйся на живущих по правде, деяния их занеси в свое сердце, и сам поступай так же [1, с. 8].
Некоторые идеи Домостроя ушли в прошлое, но и на них можно обратить внимание. В разделе, посвященном духовным наставникам, Сильвестр рассуждает о необходимости иметь каждому человеку живой пример для подражания: «держись, чадо, добрых людей всех чинов и званий, их добрым делам подражай, внимай хорошим словам и исполни их» [1, с. 73]. Если в современном обществе учителя передают знания во время учебы и работы, то во времена Сильвестра они должны были сопровождать людей всю жизнь. Их важно почитать и слушаться, выполнять наставления, приглашать и приходить к ним в гости. Таковым может быть философ, так как в философах концентрируются качества духовного наставника, доброго, благоразумного, рассудительного и твердого, который в состоянии показать пример. Наставником не может быть злой человек, пьяница, жадный до денег [1, с. 8].
В период создания Домостроя здравоохранение на Руси находилось на невысоком уровне. Тем не менее, Сильвестр дает читателям ряд рациональных советов, направленных на сохранение своего здоровья. Так, для избавления от телесных и душевных страданий предлагал соблюдать диету, применять лечебные травы. Сильвестр предостерегал от переедания, пьянства, несоблюдения правил общежития. Он подверг резкой критике людей, которые нарушают природу и закон, совершают содомский грех, блуд, распутство, занимаются сквернословием, как бы мы сказали сейчас, ведут непристойный образ жизни. Особо вредным считал применение колдовства, посещение волхвов и чародеев. Наоборот, человек должен оказывать помощь и сострадание, посещая больницы, стараясь добрым словом облегчить положение больных [1, с. 9].
Большое внимание Сильвестр уделял правилам поддержания в доме порядка и чистоты. Комнаты должны быть выметены и прибраны, столы и скамьи – вымыты и вытерты, ковры по лавкам расстелены.
Нормы этикета охватывали правила поведения хозяев и гостей. При этом нужно избегать пустых бесед, непристойного смеха, воровства и блуда, лжи, клеветы, зависти и всего, неправедно приобретенного: ростовщичества, кормчества, взяток, ни на кого не гневаться.
При приёме гостей богатых или бедных, хозяину и хозяйке следует быть приветливыми. Каждого встречать с любовью и благодарностью, каждого из них почтить ласковым словом, выставить на стол еду и питьё и каждого чем-то выделить и порадовать. «А если гости или гостьи между собой разругаются – их унимать осторожненько, а кто уже не в себе – бережно препроводить его ко двору его и от всякой драки по пути уберечь» [1, с.18]. Если хозяева устраивают пир, то посуду нужно подавать чистую, отдельно мясные и рыбные блюда, разный студень, икру и капусту; огурцы же, лимоны и сливы должны быть очищены и перебраны. Женщин следует угощать бесхмельной брагой и квасом, но не пивом и вином. Употребление алкоголя Сильвестр сравнивал с блудом и пороком. Он приводил мифологический пример: «Когда иудеи сели в пустыне есть и пить и, объевшись и упившись, начали веселиться и блуд творить, тогда земля поглотила их ‒ двадцать тысяч и три тысячи» [1, с. 16].
В обычные дни семья должна есть хлеб, щи, кашу с ветчиной жидкую, а иногда, сменяя ее, и крутую с салом, мясо, если будет, к обеду; а на ужин щи да молоко или каша: а в постные дни щи да житная каша, иногда с вареньем, когда и горох, а когда и печеная репа. На ужин капустные щи, толокно, а то и рассольник, ботвинья. По воскресеньям да праздникам к обеду пироги или густые каши, или овощи, блины и кисель. Вполне понятно, что подобное меню мог себе позволить далеко не каждый на Руси. Если вспомнить произведение А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», то вопрос о том, чем питалась крестьянская семья, выглядит иначе. Хлеб состоял из трех четвертей мякины и одной части несеяной муки. Там, где были «пустые щи» (то есть щи без мяса), ‒ считалась счастливой избой [2, с.355].
Ряд разделов «Домостроя» посвящены воспитанию детей (разделы 19-22). Воспитание предусматривало дифференциацию ролей: отец воспитывает сыновей, а мать – дочерей, обращая внимание на способности каждого. Дети с раннего возраста должны были помогать взрослым, труд был одной из главных добродетелей. Детям нужно было передавать знания, учить вежливости, осваивать ремесло и рукоделие. Средневековая педагогика признавала наказание: «Наказывай детей в юности – упокоят тебя в старости твоей». Особо важно было хранить, и блюсти чистоту телесную, от всякого греха отцам чад своих как зеницу ока оберегать. Родители должны быть в ответе за поступки детей. Если же дети согрешат или зло сотворят, то и отцу и матери от людей укор и насмешка, дому убыток, а от судей же позор и пеня.
Сильвестр в разделах о воспитании прямо обращается к детям: «любите отца своего и мать свою и слушайтесь их, и повинуйтесь им … во всем, и старость их чтите, и немощь их и страдание всякое … на себя возложите, и благо вам будет, и долголетними пребудете на земле [1, с. 23]. Любовь, почтение и послушание детей к родителям обусловлены самой природой существования семейных ценностей.
Какой должна быть жена? Средневековый образ женщины-жены может отличаться от современных идеалов. Тем не менее, Сильвестр выделяет в образе женщины то, что и сейчас позволяет ей быть привлекательной. «Жена добрая, трудолюбивая, молчаливая – венец своему мужу, если обрел муж такую жену хорошую ‒ только благо выносит из дома своего. Благословен и муж такой жены, и года свои проживут они в добром мире. За жену хорошую мужу хвала и честь» [1, с. 24].
Муж в понимании того времени, должен быть умным, праведным, рачительным хозяином, жить по средствам. Домовитому мужу нужно быть запасливым. Продукты питания и другие припасы важно запасать на год, дома разводить всякую скотину: дойных коров, гусей и уток и кур. Сильвестр свои наставления по ведению домашнего хозяйства адресовал семьям, «у которой ни поместья, ни пашни, ни деревень, ни вотчины нет», но есть сад и огород. По осени нужно солить капусту, делать запасы свеклы, репы и моркови. Зимой надо покупать хлеб и всякое зерно, мясо мороженое, рыбу, осетрину копченую, икру сиговую и черную, и свежий мед, и капусту, – и все то в сосудах на зиму льдом заложить [1, c. 39]. Следует согласиться с мнением профессора Р.В. Михайловой: Труженик «должен умело вести хозяйственный процесс и жизнь, чтобы труд и его результаты способствовали удовлетворению потребностей семьи» [3, с. 17].
Заключительный, 67 раздел «Домостроя», самый большой по объему, посвящен созданию семьи, свадебному обряду. Как в настоящее время, так и сотни лет тому назад, в основе семьи лежит любовь мужчины и женщины, их брачный союз между собой. «В социальном аспекте, любовь – это глубокое и устойчивое, интимное, нравственно-эстетическое чувство, выражающееся в самозабвенной устремленности на другую личность. Любовь прекрасна, когда она взаимна и когда мы любим цельно, искренне и преданно» [2, с. 34]. Свадебная церемония могла быть длинной и краткой ‒ в зависимости от материального положения брачующихся. Главное в ней – создание новой семьи, кроме того, формирование условий для начала родственных отношений двух разных семей – жениха и невесты. Свадьбе предшествовал визит жениха, в сопровождении близких к невесте. Невеста готовила приданое, а знакомство родителей и их согласие на брак завершалось поцелуями. В средневековой Руси свадьба была праздником для всех родственников и знакомых. Кульминация свадебной церемонии наступает тогда, когда тесть передавал зятю дочь со словами: «дочь моя венец приняла с тобою … и тебе бы постараться любить ее в законном браке, как жили отцы и отцов отцы наши» [1, с. 68]. Как правило, все свадебные действия продолжались не один день. В соблюдении всех правил организации женитьбы сыновей и выхода замуж дочерей, возможно, крылся секрет крепких браков на Руси, распространение многодетных семей в то далекое время.
Таким образом, Сильвестр в «Домострое» сумел выполнить важнейшую задачу ‒ создал образ праведной жизни для триединства «Великой, Малой и Белой Руси» [4, с. 5]. Народная мудрость, заложенная в книге, позволит восстановить русскомыслие, сохранить наши традиции и семейные ценности. Возможно, идеи Домостроя станут одним из источников по созданию программы этического возрождения России, так необходимой для всех россиян.
Список литературы:
1. Домострой / Сост. В.В. Колесова. ‒ М.: Советская Россия, 1990. – 304 с. Электронная версия. https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1736445410&tld=ru&lang=ru&name Дата обращения: 09.01.2025 г.
2. Маслихин А.В., Маслихин В.Д. Человек и картины мира. – Йошкар-Ола: МарГУ, 2002. – 478 с.
3. Михайлова Р.В. О духовности крестьянства (теоретико-методологический аспект). – М.: ИИУ МГОУ, 2017. – 274 с.
4. Никитин В.С. О Великой Руси, Великороссии, великороссах, великорусском языке и русскости. – М. – Псков: Псковское возрождение, 2024. – 23 с.
***
Александр МАСЛИХИН, председатель Марийского отделения ВСД «Русский Лад», профессор