А. Киреев. «Поезд Победы» в Алатыре

А. Киреев. «Поезд Победы» в Алатыре

27 апреля мы вместе с моими однопартийцами и русладовцами республики приняли участие во встрече «Поезда Победы», который прибыл на железнодорожный вокзал города Алатыря в 7 часов 35 минут утра. Этот состав, который был сформирован в честь 80-летия Великой Победы, отправился в путь из Нижнего Новгорода 23 апреля и курсировал по станциям трудовой славы Горьковской железной дороги до 6 мая.

За две недели пути передвижной музей на колёсах, состоящий из легендарного паровоза серии Л-4302, шести платформ с техникой военных лет, двух вагонов-теплушек с полевой кухней и тематической композиции с предметами быта и интерьера того времени, посетил 47 станций, включая и наш город Алатырь.

Надо сказать, что прибытие такого мемориального поезда к нам стало поистине знаковым и, не побоюсь этого слова, настоящим историческим событием. Во всяком случае мы, коммунисты, да и все собравшиеся в тот день на перроне вокзала алатырцы, восприняли его именно так. Честно говоря, я впервые за всю мою жизнь увидел паровоз на ходу. И у меня возникло такое ощущение, что я попал то ли в какое-то грандиозное кино, то ли вовсе перенёсся в другую эпоху.

Удивило и вместе с тем невероятно воодушевило и огромное скопление людей разных возрастов, которые пришли в этот достаточно ненастный и холодный день встречать «Поезд Победы». Масса народа скопилась как на самом перроне, так и на мосту над ним и железнодорожными путями. А это значит, что алатырцы не просто знали о том, когда прибудет состав, но и с нетерпением ждали этого прибытия. И таких искрящихся глаз, искренних улыбок, живого интереса ко всему происходящему как в то воскресное утро 27 апреля, я не видел, если честно, уже очень и очень давно.

Ощущение праздника возникло ещё при входе на вокзал и не покидало нас всё то время, что мы там находились. И оно лишь усилилось, когда под звуки торжественных военных маршей. зазвучавших в исполнении живого духового оркестра Горьковской железной дороги, по рельсам покатился долгожданный паровоз с красной звездой впереди и копиями Знамени Победы по бокам, а за ним потянулись платформы с танком, ЗИСами, «Катюшами», увитые еловыми ветвями, и вагоны с полевой кухней. На запасных путях, кстати, находился ещё один аналогичный поезд, в котором из Нижнего Новгорода приехали артисты и работники Горьковской железной дороги.

Жители Алатыря с большим энтузиазмом и нескрываемым удовольствием фотографировали сам состав и делали памятные снимки на его фоне. Тут же образовалась очередь за гречневой кашей и чаем в «теплушки». А дети с восторгом начали лазить по вагонам и платформам с военной техникой. И когда я увидел это, то понял, что их интересует не только Интернет, но и всё то, что всегда было, есть и будет интересно детям – машины, танки, пушки в их самом что ни на есть натуральном виде.

Единственный минус состоял, пожалуй, в том, что вдоль самого поезда какое-то время буквально яблоку негде было упасть и мы с моим товарищем Михаилом Соколовым не без труда и мелким черепашьим шагом протиснулись сквозь гудящую толпу, однако подойти вплотную к паровозу так и не смогли. При этом мы пошли с ним направо, а остальные наши коммунисты двинулись, как потом выяснилось, в противоположную сторону, чтобы посмотреть и послушать торжественный митинг и концерт, организованные сотрудниками Горьковской железной дороги совместно с творческими коллективами Алатырского городского Дворца культуры. (Поэтому первоначально они и забрались так далеко – поближе к площадке, на которой состоялись митинг с концертом. А заодно увлекли и нас за собой). И пока они находились там, мы с Михаилом успели добраться до паровоза, обогнуть его, перейти на другую платформу, где было не так многолюдно, и в относительно спокойной обстановке побродили и пофотографировались возле вагонов и платформ «Поезда Победы», после чего я отправился домой.

Вместо обозначенного в графике часа стоянки, подвижной музей пробыл в Алатыре, как оказалось, два с лишним часа и покинул город в 9.53, подарив тем, кто пришёл его встретить, самые непередаваемые эмоции и впечатления.

Думаю, мы на всю оставшуюся жизнь запомним и сохраним в наших сердцах этот прекрасный и неповторимый подарок к 80-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне, который преподнесла нам Горьковская железная дорога, несмотря на то, что мы давно уже фактически утратили статус станции, хотя формально вроде бы до сих пор и сохраняем его.

А между тем в годы войны станция Алатырь была одним из ключевых и опорных пунктов для ж/д транспорта. Сюда постоянно прибывали поезда с эвакуированными гражданами, эшелоны с оборудованием и сырьём для переведённых к нам предприятий из столичных и крупных областных центров, а также с ранеными бойцами, которые размещались в действовавших у нас в городе эвакуационных госпиталях.

Да и в послевоенные годы вплоть до начала «лихих 90-х» станция Алатырь занимала достаточно серьёзное положение в общей структуре Горьковской железной дороги, обладавшей здесь целым рядом хозяйственных объектов (складами, больницами, депо и даже школой), перешедшими в ельцинские времена под юрисдикцию города, причём настолько «успешно», что к настоящему времени из них уцелела и функционирует только школа (я имею в виду мою родную среднюю общеобразовательную школу № 11, где я начал учиться ещё в ту пору, когда она являлась железнодорожной, а на момент окончания моей учёбы там в 1999 году уже успела стать городской).

И в этом контексте тем более радостно и приятно, что Горьковская железная дорога не забыла о нас и дважды – в 2005 году и вот теперь, проложила маршрут «Поезда Победы» через город Алатырь, за что остаётся лишь искренне поблагодарить её руководство. Но в 2005-м лично я о прибытии в Алатырь «Поезда Победы» ничего не слышал, тогда как сейчас, благодаря социальным сетям, оказался в курсе событий ещё задолго до эпохального дня 27 апреля и решил, что делегация от Алатырского городского комитета КПРФ на этот раз обязательно должна прийти и встретить «Поезд Победы». Что мы, собственно, и сделали. Отдав тем самым дань уважения и восхищения тому периоду времени, с которым связаны наивысшие этапы, свершения и подвиги в истории нашей великой Родины – СССР и города Алатыря.

Напоследок добавлю, что у нас, как справедливо замечают многие алатырцы, имеется и свой собственный «Поезд Победы» – паровоз точно такой же модификации, какой и приезжал к нам. Находится он по направлению к микрорайону «Ямская», где был установлен решением администрации города и руководства Алатырского механического завода в качестве своеобразного памятника нескольким поколениям заводчан и путейцев, внёсших колоссальный вклад в социально-экономическое развитие дореволюционного и советского Алатыря.

Однако ввиду отсутствия надлежащего ухода этот памятник постепенно стал терять «товарный вид», а, сквер вокруг него превратился, по сути, в заросший пустырь, и сегодня как сам паровоз, так и территория рядом с ним представляют далеко не самое лучшее зрелище. Тогда как, по мнению горожан, этому паровозу можно было бы дать вторую жизнь, приведя его в порядок и установив в сквере напротив железнодорожного вокзала, прямо за памятником «всесоюзному старосте» Михаилу Ивановичу Калинину, где ему самое место. И даже спуская его на рельсы в преддверии таких особых и торжественных дат, как День Победы. А почему бы и нет? Ну а пушки, техника и выставочные экспозиции в дополнение к нему – дело, в принципе, наживное…

Но так как ожидать реализации этой идеи ни в ближайшей, ни в отдалённой перспективе, похоже, не приходится, то... Не остаётся ничего другого как ещё раз сказать самое душевное спасибо нижегородцам-горьковчанам за устроенный ими для нас праздник под названием «Поезд Победы» и за то, что они не забыли о нашем городе, наглядно показав, как нужно хранить историческую память, и насколько это на самом деле важно всегда и независимо ни от чего…

Александр КИРЕЕВ, руководитель Чувашского регионального отделения ВСД «Русский Лад»

Читайте также

Литературная композиция «О великой войне и великой Победе» в Алатыре Литературная композиция «О великой войне и великой Победе» в Алатыре
В четверг, 8 мая, на сцене городского Дворца культуры выступили местные поэты, школьники и участники Алатырского народного драматического театра, которые представили вниманию зрителей литературную ком...
16 мая 2025
Т. Куликова. Большое торговое перемирие Т. Куликова. Большое торговое перемирие
На переговорах, прошедших в минувшие выходные, США и Китай договорились о временном сокращении взаимных пошлин и о «создании механизма для продолжения переговоров». Чего нам ждать дальше? Торговое про...
16 мая 2025
«Нам ненависть залогом жизни стала». 115 лет со дня рождения Ольги Берггольц «Нам ненависть залогом жизни стала». 115 лет со дня рождения Ольги Берггольц
Об Ольге Берггольц, чей 115-летний юбилей со дня рождения приходится на 16 мая, написано множество статей и книг. На протяжении более восьми десятилетий её имя неизменно присутствует во всех поэтическ...
16 мая 2025