А. Киреев. «Поезд Победы» в Алатыре

27 апреля мы вместе с моими однопартийцами и русладовцами республики приняли участие во встрече «Поезда Победы», который прибыл на железнодорожный вокзал города Алатыря в 7 часов 35 минут утра. Этот состав, который был сформирован в честь 80-летия Великой Победы, отправился в путь из Нижнего Новгорода 23 апреля и курсировал по станциям трудовой славы Горьковской железной дороги до 6 мая.
За две недели пути передвижной музей на колёсах, состоящий из легендарного паровоза серии Л-4302, шести платформ с техникой военных лет, двух вагонов-теплушек с полевой кухней и тематической композиции с предметами быта и интерьера того времени, посетил 47 станций, включая и наш город Алатырь.
Надо сказать, что прибытие такого мемориального поезда к нам стало поистине знаковым и, не побоюсь этого слова, настоящим историческим событием. Во всяком случае мы, коммунисты, да и все собравшиеся в тот день на перроне вокзала алатырцы, восприняли его именно так. Честно говоря, я впервые за всю мою жизнь увидел паровоз на ходу. И у меня возникло такое ощущение, что я попал то ли в какое-то грандиозное кино, то ли вовсе перенёсся в другую эпоху.
Удивило и вместе с тем невероятно воодушевило и огромное скопление людей разных возрастов, которые пришли в этот достаточно ненастный и холодный день встречать «Поезд Победы». Масса народа скопилась как на самом перроне, так и на мосту над ним и железнодорожными путями. А это значит, что алатырцы не просто знали о том, когда прибудет состав, но и с нетерпением ждали этого прибытия. И таких искрящихся глаз, искренних улыбок, живого интереса ко всему происходящему как в то воскресное утро 27 апреля, я не видел, если честно, уже очень и очень давно.
Ощущение праздника возникло ещё при входе на вокзал и не покидало нас всё то время, что мы там находились. И оно лишь усилилось, когда под звуки торжественных военных маршей. зазвучавших в исполнении живого духового оркестра Горьковской железной дороги, по рельсам покатился долгожданный паровоз с красной звездой впереди и копиями Знамени Победы по бокам, а за ним потянулись платформы с танком, ЗИСами, «Катюшами», увитые еловыми ветвями, и вагоны с полевой кухней. На запасных путях, кстати, находился ещё один аналогичный поезд, в котором из Нижнего Новгорода приехали артисты и работники Горьковской железной дороги.
Жители Алатыря с большим энтузиазмом и нескрываемым удовольствием фотографировали сам состав и делали памятные снимки на его фоне. Тут же образовалась очередь за гречневой кашей и чаем в «теплушки». А дети с восторгом начали лазить по вагонам и платформам с военной техникой. И когда я увидел это, то понял, что их интересует не только Интернет, но и всё то, что всегда было, есть и будет интересно детям – машины, танки, пушки в их самом что ни на есть натуральном виде.
Единственный минус состоял, пожалуй, в том, что вдоль самого поезда какое-то время буквально яблоку негде было упасть и мы с моим товарищем Михаилом Соколовым не без труда и мелким черепашьим шагом протиснулись сквозь гудящую толпу, однако подойти вплотную к паровозу так и не смогли. При этом мы пошли с ним направо, а остальные наши коммунисты двинулись, как потом выяснилось, в противоположную сторону, чтобы посмотреть и послушать торжественный митинг и концерт, организованные сотрудниками Горьковской железной дороги совместно с творческими коллективами Алатырского городского Дворца культуры. (Поэтому первоначально они и забрались так далеко – поближе к площадке, на которой состоялись митинг с концертом. А заодно увлекли и нас за собой). И пока они находились там, мы с Михаилом успели добраться до паровоза, обогнуть его, перейти на другую платформу, где было не так многолюдно, и в относительно спокойной обстановке побродили и пофотографировались возле вагонов и платформ «Поезда Победы», после чего я отправился домой.
Вместо обозначенного в графике часа стоянки, подвижной музей пробыл в Алатыре, как оказалось, два с лишним часа и покинул город в 9.53, подарив тем, кто пришёл его встретить, самые непередаваемые эмоции и впечатления.
Думаю, мы на всю оставшуюся жизнь запомним и сохраним в наших сердцах этот прекрасный и неповторимый подарок к 80-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне, который преподнесла нам Горьковская железная дорога, несмотря на то, что мы давно уже фактически утратили статус станции, хотя формально вроде бы до сих пор и сохраняем его.
А между тем в годы войны станция Алатырь была одним из ключевых и опорных пунктов для ж/д транспорта. Сюда постоянно прибывали поезда с эвакуированными гражданами, эшелоны с оборудованием и сырьём для переведённых к нам предприятий из столичных и крупных областных центров, а также с ранеными бойцами, которые размещались в действовавших у нас в городе эвакуационных госпиталях.
Да и в послевоенные годы вплоть до начала «лихих 90-х» станция Алатырь занимала достаточно серьёзное положение в общей структуре Горьковской железной дороги, обладавшей здесь целым рядом хозяйственных объектов (складами, больницами, депо и даже школой), перешедшими в ельцинские времена под юрисдикцию города, причём настолько «успешно», что к настоящему времени из них уцелела и функционирует только школа (я имею в виду мою родную среднюю общеобразовательную школу № 11, где я начал учиться ещё в ту пору, когда она являлась железнодорожной, а на момент окончания моей учёбы там в 1999 году уже успела стать городской).
И в этом контексте тем более радостно и приятно, что Горьковская железная дорога не забыла о нас и дважды – в 2005 году и вот теперь, проложила маршрут «Поезда Победы» через город Алатырь, за что остаётся лишь искренне поблагодарить её руководство. Но в 2005-м лично я о прибытии в Алатырь «Поезда Победы» ничего не слышал, тогда как сейчас, благодаря социальным сетям, оказался в курсе событий ещё задолго до эпохального дня 27 апреля и решил, что делегация от Алатырского городского комитета КПРФ на этот раз обязательно должна прийти и встретить «Поезд Победы». Что мы, собственно, и сделали. Отдав тем самым дань уважения и восхищения тому периоду времени, с которым связаны наивысшие этапы, свершения и подвиги в истории нашей великой Родины – СССР и города Алатыря.
Напоследок добавлю, что у нас, как справедливо замечают многие алатырцы, имеется и свой собственный «Поезд Победы» – паровоз точно такой же модификации, какой и приезжал к нам. Находится он по направлению к микрорайону «Ямская», где был установлен решением администрации города и руководства Алатырского механического завода в качестве своеобразного памятника нескольким поколениям заводчан и путейцев, внёсших колоссальный вклад в социально-экономическое развитие дореволюционного и советского Алатыря.
Однако ввиду отсутствия надлежащего ухода этот памятник постепенно стал терять «товарный вид», а, сквер вокруг него превратился, по сути, в заросший пустырь, и сегодня как сам паровоз, так и территория рядом с ним представляют далеко не самое лучшее зрелище. Тогда как, по мнению горожан, этому паровозу можно было бы дать вторую жизнь, приведя его в порядок и установив в сквере напротив железнодорожного вокзала, прямо за памятником «всесоюзному старосте» Михаилу Ивановичу Калинину, где ему самое место. И даже спуская его на рельсы в преддверии таких особых и торжественных дат, как День Победы. А почему бы и нет? Ну а пушки, техника и выставочные экспозиции в дополнение к нему – дело, в принципе, наживное…
Но так как ожидать реализации этой идеи ни в ближайшей, ни в отдалённой перспективе, похоже, не приходится, то... Не остаётся ничего другого как ещё раз сказать самое душевное спасибо нижегородцам-горьковчанам за устроенный ими для нас праздник под названием «Поезд Победы» и за то, что они не забыли о нашем городе, наглядно показав, как нужно хранить историческую память, и насколько это на самом деле важно всегда и независимо ни от чего…
Александр КИРЕЕВ, руководитель Чувашского регионального отделения ВСД «Русский Лад»