А. Киреев. Магия образа, души и стихов Татьяны Пономарёвой
Какая же всё-таки удивительная и волшебная вещь этот Интернет! И особенно явно понимаешь и чувствуешь это, когда на его просторах встречаешься, знакомишься и начинаешь общаться и дружить с замечательными и необычайно одарёнными, многогранными, незаурядными и при этом очень скромными и светлыми по своей натуре людьми, с которыми, к сожалению, ты возможно никогда не пересёкся бы в реальности. Допустим, с такими, как талантливый красноярский автор, педагог и просто невероятно красивая девушка Татьяна Пономарёва, чьи человеческое обаяние, чуткость и поэтическое мастерство произвели на меня неизгладимое впечатление, перед которым бессильны любые границы и расстояния.
Как-то в конце августа 2018 года я вдруг наткнулся на Танины строки «Хожу по лезвию ножа, а может бритвы…» в творческой группе «[В]рифме@ [Стихи]» в социальной сети «ВКонтакте», куда она отправила их для публикации, а я как редактор этой группы просматривал присланный материал, и был просто поражён редкими зрелостью, взрослостью серьёзностью и мудростью её стихов. Всем тем, что не приходит и не появляется просто так, а может быть рождено, выстроено и выстрадано только из массы каких-то масштабных, а подчас и трагичных явлений и событий, пропущенных автором напрямую через свои сознание и сердце. Тем, что цепляет, как принято сейчас говорить, до глубины души, пробуждая в ней ответный отклик на прочитанное и вызывая непреодолимое желание возвращаться к произведениям Татьяны вновь и вновь.
После этого я тут же заглянул на её страничку и увидел приветливо и очаровательно улыбавшуюся мне с фотографий хрупкую прелестную девушку, располагавшую к себе с первого взгляда. И тут же отправил ей заявку с просьбой добавить меня в «друзья». Практически сразу между нами завязалась переписка, постепенно переросшая в дружбу. И я открыл для себя Татьяну не только как поэта, но ещё и как профессионального преподавателя музыки, знающего и обожающего своё дело, как доброго восприимчивого, душевного и вместе с тем благородного и деликатного человека, умеющего не только доносить свои мысли и переживания до остальных, но и слушать и слышать окружающих. Девушку с действительно непростой судьбой, способную, несмотря на внешнюю хрупкость, успешно проходить через тяжёлые жизненные испытания и находить спасение в творчестве и работе, которым она без остатка посвящает всё своё время.
Родилась Татьяна Пономарёва 15 августа 1989 года в селе Кривошеино Томской области. Её мама росла и воспитывалась в детском доме, трудилась уборщицей и почтальоном, а отец был кочегаром. По словам Тани, она стала для своих родителей долгожданным и желанным ребёнком. «Родители думали, — рассказывает она, — что у них будет мальчик и к моему появлению на свет купили игрушки – машинку и вертолётик, но у них появилась я. Папа назвал меня Таней».
Семья Тани жила бедно, почти нищенствовала, поэтому, когда девочка поступила в первый класс, учитель отказалась от неё, мотивировав это тем, что отец и мать Татьяны не смогут скидываться на тюль, подарки и делать взносы на разные школьные нужды. В результате Таня попала в класс с неблагополучными детьми, многие из которых были неуправляемыми.
Общение с одноклассниками у неё не сложилось, поэтому лучшей подругой Тани стала её сестра, которая пошла в школу через несколько лет. Настоящим потрясением для Татьяны было, когда один из её одноклассников с друзьями в возрасте примерно 12 лет убили человека из-за того, что тот отказался дать им закурить.
«Из-за невыносимо тяжкого материального положения, — говорит Татьяна, — мы, дети, очень рано узнали, что такое труд. Первые деньги я заработала в 7 лет, помогая матери окучивать картошку».
Едва Тане исполнилось четырнадцать, как их с мамой бросил отец. И об этом периоде она по вполне понятным причинам не хочет особо вспоминать. «Чтобы хоть как-то утешиться, — признаётся Таня, — я полностью ушла в музыку, и за полгода из отстающих учеников вырвалась в передовые. Когда мне было 16, родители развелись. Годом позже произошла крупная ссора с отцом, после чего я навсегда перестала с ним общаться, хоть мысленно всегда ждала его звонка. Накануне своего 18-летия я узнала о том, что отец умер. И это событие стало для меня невыносимой травмой, которая и сейчас не даёт мне покоя. Времени прошло много, а он до сих пор снится мне и иногда кажется, что отец жив, только находится где-то в другом месте».
Первые стихи у Тани возникли в шестилетнем возрасте. Однажды её мама пыталась сочинить стихотворение, но из этого, как назло, ничего не выходило (Танина мать в детские годы пробовала рифмовать слова и строчки). Девочка решила ей помочь, и у неё это получилось! Мама похвалила Татьяну и сказала, что в будущем та непременно будет писать.
«Тогда я заразилась желанием сочинять, — продолжает свой рассказ Таня. — Недавно мама призналась, что не воспринимала моё увлечение всерьёз. Первые поэтические опыты у меня были смешными и глупыми – про деда Мороза, Новый год, про маму и животных, природные явления. Один из них звучал так:
Если ёлку не хотите,
Вы за нами повторите –
Раз, два, три,
Ёлочка, гори!
Помню, маме этот стих не понравился».
Невзирая на то, что Танин отец ничего не понимал в творчестве, он почему-то хотел, чтобы она обязательно занималась музыкой и писала стихи, видимо, так или иначе чувствуя, что у неё есть склонность к этому. В девять лет он отдал её в музыкальную школу, а стихи Тани отнёс в редакцию местной газеты, однако их там забраковали. Много лет он упорно и безуспешно носил туда дочкины стихи в надежде, что их всё-таки опубликуют, но его ожидания оказались напрасны. «Он очень хотел видеть мои произведения в газете, но при его жизни это получилось только когда мне исполнилось 18 лет, — грустно вздыхает Татьяна. — Не знаю, как он оценил моё творчество и знал ли о нём, потому что уже находился при смерти. Родственники изолировали его, оборвав все связи с внешним миром, и не исполнили даже последней просьбы отца– позвонить мне и дать ему поговорить со мной — возможно, в последний раз».
Большое влияние на её личностное становление, по словам Татьяны Пономарёвой, оказала преподаватель девушки по классу аккордеона – Лидия Ивановна Заводенко. Прекрасно зная всю Танину историю, она поддержала её в тот сложный период. Когда в семье Тани начались проблемы, та сразу же «убежала в музыку», а Лидия Ивановна всячески это приветствовала и поощряла. Она занималась с ней намного больше, чем с остальными детьми. Причём делала это абсолютно бесплатно. В последние годы учёбы в музыкальной школе уроки по специальности проходили ежедневно и нередко даже по выходным дням. И Лидия Ивановна очень много делала для своей старательной и примерной ученицы. Также большое влияние на Татьяну оказала её мама – невероятно сильная и стойкая, но при этом простая и скромная женщина.
Татьяна благодарна и остальным людям, которые также оказали ей незаменимую поддержку и внесли неоценимый вклад в её развитие: Г.П. Аксёновой, Н.Н. Важениной, Н.Д. Лаптевой, А.З. Захарченко, А.Е. Зябреву, Т.Ф. Зябревой, В.И. Замышляеву, С.Н. Кузичкину и А. Чичерину. Но прежде всего, на неё и формирование её личности и всепоглощающую любовь к творчеству повлияли. конечно же, трудности, с которыми Татьяна постоянно сталкивалась.
В 2007 году она окончила сельскую среднюю общеобразовательную школу и поступила в Томское областное музыкальное училище.
На мой вопрос о том, почему она решила связать свою жизнь с музыкой, Таня ответила: «Мне было так легче жить. Я знала, что никто и ничто не поймёт меня больше, чем музыка. Когда мне сказали, что музыка якобы предназначена для людей легкомысленных и для того, чтобы нормально жить и писать стихи, надо бросить её, я удивилась, насколько глупый человек стоит передо мной. Разумеется, слушать его я не стала. В любом случае, что бы ни случилось дальше в моей жизни, музыка и поэзия со мной – навсегда».
Во время учёбы в Томске её стихи начинают печататься в сельской газете «Районные вести». Кроме того, девушка участвует в деятельности клуба томских писателей и поэтов имени Г.П. Аксёновой. В 2011 году Татьяна переезжает в Красноярск, где с тех пор живёт и работает преподавателем в детской музыкальной школе № 3. В 2018 году она получает диплом Красноярского государственного университета по специальности «Психология детства». И несмотря на учёбу и работу, продолжает сочинять стихи.
В основном сибирский поэт Татьяна Пономарёва пишет о своих душевных переживаниях и той несправедливости, с которой ей не раз пришлось столкнуться с самых ранних лет. Её поэтическое творчество — это, в первую очередь взгляд внутрь самой себя. Настолько смелый, решительный, пронзительный, непредвзятый и честный, что не перестаёшь постоянно восхищаться тем, сколько же силы и мужества кроется в этой миниатюрной, милой, очаровательной и вроде бы совершенно беззаботной девушке.
На самом деле писать она старается о многом. Неприятных и запретных тем для неё нет, так как всё окружающее – это жизнь в её самых естественных и разнообразных формах и проявлениях. А потому говорить и писать о ней следует правдиво, как бы горько и нелицеприятно порой эта правда ни выглядела и ни звучала. И, скажу откровенно, Татьяне это удаётся. Как великолепно удаётся передать и всю гамму ярких и неподдельных чувств, которые она испытывает к отцу и матери, к своей родной земле, к тому, что её волнует и потому превращает буквально каждое написанное ей слово в неистово звенящий и пульсирующий оголённый нерв, или «глагол», насквозь жгущий читателя своей живительной и убедительной истиной, лишённой всяких пафоса, наигранности, напыщенности, фальши, отвлечённости и ненужного экспериментаторства.
Просто и без лишних слов Татьяна Пономарёва повествует о главном – о любви и ненависти, об одиночестве, о женской доле, о Родине, о нас вами, заставляя задуматься, зачем мы живём и каково наше место в этом мире. И давая личные и очень конкретные и чёткие ответы на эти извечные вопросы, которыми задаётся любой, кто в состоянии не только есть, пить, спать и развлекаться, но и по-настоящему думать. В то же самое время ей свойственно часто сомневаться в себе и находиться в непрерывном творческом поиске, что можно назвать ещё одной неотъемлемой и характерной чертой Татьяны. Чертой, лишь многократно усиливающей неимоверную магию её образа, души, стихов и их воздействия на того, кому довелось с ними однажды соприкоснуться.
Когда узнаёшь о том, что любимые поэты Татьяны — это Сергей Есенин и Марина Цветаева, то сразу становится понятно, откуда столько лирических драматизма, энергии, импульса и исповедальной искренности и в её стихах. И совсем не зря ей особенно хорошо пишется, когда на душе у Тани неспокойно и она переполнена какими-то сомнениями, тревогами и переживаниями. Однако, само собой, хочется, чтобы их было как можно меньше, и чтобы Танины произведения почаще сверкали и переливались пёстрыми и радужными гранями счастья и радости, а её «вечный бой» оказался согрет или даже вовсе растоплен лучами тёплого солнца и бесконечной весны, которых она заслужила, пожалуй, как никто другой.
Но эти лучи, которых порой так остро не хватает ей в суровой повседневности, щедро источает и дарит другим она сама. И не только своими доброжелательностью, приветливостью и потрясающей и незабываемой улыбкой. Но даже и безоглядной любовью к животным, полностью рассеивающей её смятение и грусть. «У меня, глядя на животных, поднимается настроение, — не скрывает Таня. — Например, моя кошка приходит ко мне перед сном, нежится, мурчит, и на душе сразу становится так легко. Я вечно переживаю за бездомных и голодных животных, которые поджимают хвостики. В детстве, помню, вместо того чтобы пообедать, я покупала хлеб и шла кормить бездомных худых собак». И в этом тоже вся её суть, не требующая никаких дополнительных красок и штрихов.
На сегодняшний день стихи Татьяны Пономарёвой представлены в сети Интернет и опубликованы в альманахах «Русло», «Новый Енисейский Литератор», а также в коллективном сборнике поэзии и прозы «Родные берега», изданном у нас в городе Алатыре. В 2008 году у неё выходит дебютная книга стихов «Голос первой любви», а в 2016 и 2017 годах появляются ещё две книги — «Зарница» и «Искры». Надеюсь, что у Татьяны обязательно выйдет в свет ещё немало собственных авторских сборников — и в этом смысле ей точно есть к чему и куда стремиться. Что она, собственно, неизменно и делает наперекор препятствиям и трудностям, возникающим на её пути. Один из главных принципов и стимулов Тани — ни при каких обстоятельствах не подвести людей, которые поверили в неё. И чтобы ей непременно гордилась мама. Как и отец, пусть его давно уже и нет на белом свете. «Хотелось бы, — улыбается она, — чтобы отец знал, что я всё-таки стала печататься». Разве можно ещё что-то добавить к этому?!..
В ближайшем будущем Татьяна мечтает прочесть какую-нибудь хорошую и интересную литературу, как следует отдохнуть и взяться за прозу, которая, по её мнению, даётся ей хуже. И я уверен, что эта её мечта непременно сбудется, и в прозе её талант раскроется и расцветёт в неменьшей степени, чем в поэзии. А я в свою очередь мечтаю, чтобы мои дружба и общение с Татьяной длились и дальше. Желаю, чтобы удача и вдохновение не покидали её ни на миг. И она по-прежнему всегда оставалась верна самой себе, любимой профессии и, разумеется, «творчеству, и чудотворству» — то есть всему тому, что изначально и составляет подлинный смысл её жизни.
Александр КИРЕЕВ, г. Алатырь