А.И. Субетто. Советский Союз и ноосферная революция

А.И. Субетто. Советский Союз и ноосферная революция «История СССР как человеческая революция, которая в XXI веке перерастает в ноосферную человеческую революцию, как базовое условие выживания человечества на Земле». Доклад 29 декабря 2022 года на Международной научно-практической конференции народных профсоюзов, посвященной 100-летней годовщине образования СССР, на тему: «СССР, 100 лет со дня создания – достижения, ошибки, выводы и опыт для настоящего и будущих поколений».

30 декабря исполняется ровно 100 лет с момента образования СССР. Это событие, эта юбилейная дата приобретают особое значение на фоне все более приобретающей острый характер гибридной войны Запада, а вернее – глобального империализма мировой финансовой капиталократии, против России и русского народа («русского мира»).

Как и в 1941 году под знаменами гитлеризма или гитлеровского фашизма объединенная Европа, ведомая вермахтом – как военной машиной этого гитлеровского фашизма, напала на СССР, так и 80 лет спустя, мы сталкиваемся с новым походом Запада «на Восток» – против России, с целью уничтожения России и русского народа, столкнувшегося все с тем же древним кличем «Дранг Нах Остен», с которым шли 800 лет назад немецкие рыцари-крестоносцы, вдохновляемые Папой Римским, в целом католической церковью.

При этом разжигаемая на Западе русофобия, которая охватила политические элиты, главы государств США, Англии, Франции, Германии, Польши, Чехии, Румынии, Молдавии, Дании, Голландии, Бельгии, Испании, Канады, Австралии, совмещается с антисоветизмом, с идеологической и информационной войной против СССР, против благодарной исторической памяти народов мира о выдающемся вкладе СССР в победу над гитлеровской Германией и всей Европой, объединенной Гитлером с помощью военной силы.

Возникают принципиальные вопросы:

«Почему русофобия на Западе объединяется с антисоветизмом, с жесткой борьбой против памяти всего человечества о выдающейся роли СССР в истории ХХ-го века?».

«Почему СССР, спустя 30 лет после его схода с арены Истории, продолжает вызывать страх и ненависть мировой финансовой капиталократии – «мирового финансового олигархата» – и служащих ей политических элит так называемых стран Запада?».

И здесь я, отвечая на эти вопросы, хочу обратить внимание на то всемирное историческое значение Великой Русской Социалистической Революции во главе с Лениным и Коммунистической партией большевиков в 1917 году, которую мы называем Великой Октябрьской социалистической революцией, неотъемлемой частью которой и стало появление первой в мире мощной социалистической державы – Союза Советских Социалистических Республик,  де-факто проманифестировавшей появление новой, невиданной дотоле, социалистической – управляемой – истории, в которой Человек Труда освобождается от гнета Диктатуры Капитала и поднимается на высоту действительного Субъекта Истории, т.е. Действительного, Сознательного Её Творца, которое, как правило, упускается из виду, не осознается современными мыслителями.

До сих пор, мыслящие умы мира, даже многие марксистские теоретики, не осознали того важнейшего факта, что в 1917 году, начиная с победы Великой Русской Социалистической Революции, вся История человечества разделилась на два потока:

·                  продолжающуюся Стихийную, в рыночно-капиталистическом формате, Историю – историю, движущей силой которой является эксплуатация человека человеком и эксплуатация колониальная (эту историю К. Маркс назвал «предысторией»)

·                  и новую Управляемую, Социалистическую Историю, на базе плановой экономики (эту будущую историю, связывая её ч категорией коммунизма, К. Маркс назвал «подлинной историей»), которая возвестила о начале Эпохи Исторического Отрицания Капитализма, всех стихийных регуляторов исторического развития – капиталократии, частной собственности, функционала прибыли, рынка.

Именно в этом историческом явлении социализма в России – именно в логике её истории, как евразийской, общинной, самой холодной, и поэтому с самой высокой энергетической стоимостью воспроизводства жизни человека и общества, и поэтому с ведущей ролью Закона Кооперации, и поэтому – антикапиталистической, цивилизации, находится главный источник появления гитлеровского фашизма в Германии, взращивания мировой финансовой капиталократией США, Британии и Франции его военной машины.

Предназначение системы гитлеровского фашизма – национал-социализма, или нацизма,  радикальной формы германского империализма – было уничтожение СССР, и в целом российской цивилизации и русского народа. Именно здесь лежит скрытый источник «формулы» известного современного философа. А.А. Зиновьева, озвученной им в начале 90-х годов и связанной с проявившимся антикоммунизмом и антисоветизмом Б.Н. Ельцина, М.С. Горбачева и других «рыночных реформаторов»: «целили в коммунизм, а попали в Россию», а я добавлю к этой зиновьевской формуле – «и в русский народ».

***

Вот почему 100-летний юбилей СССР – это очень важный не только праздник, но и осмысление нашего героического советского прошлого, это не только память о великих победах на полях Великой Отечественной войны, в противостоянии империализму США и в целом Западной Европы, НАТО, о великих победах в строительстве социализма, в экономике, науке, в образовании и культуре, в целом – о трудовых подвигах советского народа, т.е. всех народов СССР, но и повод для осознания непреходящего значения истории СССР для будущего и России, и всего человечества, которое, по моим взглядам, теоретически развернутым в серии монографий и научных работ по Ноосферизму и Ноосферному Экологическому Духовному Социализму, опубликованной за последние 30 лет, связано с Ноосферным Прорывом человечества из России, с его переходом к единственной стратегии спасения от экологической гибели – научно управляемой социоприродной эволюции на базе общественного интеллекта, научно-образовательного общества и Ноосферного Экологического Духовного Социализма.

Теперь, с рубежа 80-х – 90-х годов ХХ-го века, в исторический спор между Стихийной, рыночно-капиталистической, на базе доминирования Закона Конкуренции и рынка и Социалистической, управляемой на базе доминирования Закона Кооперации и Плана, Историями, вмешалась сама Природа – Биосфера и планета Земля, как суперорганизмы, имеющие собственные гомеостатические механизмы, предъявив Человечеству в форме процессов первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы Экологический Ультиматум:

·                  или переход человечества к Ноосферизму, как новому пути развития в виде управляемой социоприродной эволюции, и следовательно – к Социализму Нового Качества, т.е. к Ноосферному Экологическому Духовному Социализму с доминирующей ролью Закона Кооперации (предполагающей планетарную кооперацию народов и цивилизаций, ноосферный союз цивилизаций),

·                  или рыночно-капиталистическая по причинам, экологическая по основаниям, гибель всего человечества в XXI века (по пессимистическому сценарию до середины XXI века).

Можно по этому поводу сказать так:

·                  переход глобального экологического кризиса на рубеже 80-х – 90-х годов ХХ-го века в первую фазу Глобальной Экологической Катастрофы, и соответственно – в Эпоху Великого Эволюционного Перелома, которую мы переживаем,

·                  поставил Экологический Предел именно потоку Старой, Стихийной истории или «предыстории» по К. Марксу,

·                  пропуская в Будущее, но в Новом Качестве, именно Социалистическую Историю, старт которой дали Великая Русская Социалистическая Революция и появление 100 лет назад СССР, и которая в XXI веке становится базовым условием выживания, превращаясь в Ноосферную Социалистическую Революцию!

***

И здесь надо сделать несколько замечаний по поводу понятия «революция». В 2015 году я опубликовал монографию «Революция и эволюция (методологический анализ проблемы их соотношения)», в которой показал, что не бывает эволюций без революций, как переходов от одного цикла эволюционного развития с одним качеством к новому циклу развития с новым качеством. В зависимости от временного масштаба сменяемого цикла зависит и временной масштаб самой революции.

Социалистическая революция, возникшая в Октябре 1917 года, как политическая революция совершилась за несколько месяцев (приблизительно с октября 1917 года по март 1918 года, когда советская власть утвердилась почти во всех регионах Российской империи). Как социальная революция она охватила период с 1917 года по 1936 год, когда была принята «Сталинская конституция» – конституция страны победившего социализма. Как социалистическая человеческая революция – эта революция охватила период с 1917 года по конец 1991 года, в том числе и всю историю СССР.

Еще в эпоху «горбачевской перестройки», когда уже зримо стали проявляться разрушительные процессы начавшихся «рыночных реформ» и наступление на миссию Коммунистической партии Советского Союза как руководящей и стабилизирующей советское общество силы, я в 1988 году задал себе вопрос «На чем базируется устойчивость Социализма как общества высокой субъектности, как общественного строя, поднимающегося на высоту управления собственной историей?». И ответил на него теоретической работой, развивающей «научный социализм», т.е. теорию социализма, опубликованную в 1990 году в Москве под названием «Опережающее развитие человека, качества общественных педагогических систем и качества общественного интеллекта – социалистический императив».

В этой работе я впервые в истории марксистско-ленинской теоретической мысли и в СССР, и в мире сформулировал теоретическое положение, что устойчивость социализма, как общества высокой субъектности и управляемого социально-экономического развития (на основе планирования развития народного хозяйства), обеспечивается Законом опережающего развития качества человека, качества образовательных (общественных педагогических) систем и качества общественного интеллекта.

Если устойчивость капитализма, а вернее – системы империализма строя мировой финансовой капиталократии, базируется на расчеловечивании человека, на росте его невежества и отчуждения от себя, собственной природы и природы в целом, на культивировании эгоизма, индивидуализма, принципа Гоббса «человек человеку – волк» и «война всех против всех», манипуляции сознанием, на лжи, которая становится базисом манипуляции сознанием, как миссии капиталистических средств массовой информации (СМИ),

то устойчивость социализма базируется на «очеловечивании человека», возвышении его качества, качества личности на высоту ответственности за всё что он творит на Земле, возвышении его труда до «труда-заботы» (по А.С. Макаренко) за восходящее развитие общества, науки, культуры, общественного интеллекта, общественного блага, за качество управления будущим такого общества.

Предвосхищение такого понимания миссии социализма/коммунизма – миссии «очеловечивания человека», снятие всех видов отчуждения человека рождаемых товарно-рыночной фетишизацией реальности, рождающей углубляющееся противоречие между Человеком и Природой, имеется у Карла Маркса, который в «Философских и экономических рукописях» дал такое определение коммунизма (которое к сожалению не стало предметом широкой теоретической рефлексии в СССР): «Коммунизм как положительное упразднение частной собственности… в силу этого как подлинное присвоение человеческой сущности человеком и для человека… есть действительное разрешение противоречия между человеком и природой».

Интуитивно и В.И. Ленин, и И.В. Сталин в своей внутренней политике понимали исключительное значение социалистической человеческой революции, которую назвали в 20-х годах «культурной революцией», ставя задачу создания условия для формирования системы коммунистического воспитания (педагогические работы Луначарского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко) и на её базе нового, социалистического человека. И эта задача в значительной мере была выполнена в сталинскую эпоху. Родились такие феномены исторического, всемирного значения как «Советская литература» (М. Горький, В.В. Маяковский, М.А. Шолохов, Н. Островский, А.Т. Твардовский, А. Толстой, Н.К. Симонов, М. Исаковский, Б. Полевой, А. Фадеев, Н. Тихонов и многие другие), «Советская музыка» (Прокофьев, Д. Шостакович, Г. Свиридов, В. Соловьев-Седой, М. Матусовский, М. Блантер и др.), «Советский балет», «Советское образование», в целом – «Советская культура».

Великая Отечественная война стала своеобразным испытанием духовности, стойкости, величия мировоззрения советского народа, стала демонстрацией таких высот духа и героизма советской цивилизации – СССР, – которых не знала история человечества, история всех времен и народов, не знала никогда.

Маршал Советского Союза, трижды Герой Советского Союза Георгий Константинович Жуков, которому народ присвоил звание «Маршал Победы», в своих мемуарах так сказал о величии советского народа и советского человека: «Никогда не победят того народа, в котором рабочие и крестьяне… узнали, почувствовали и увидели, что они отстаивают советскую власть – власть трудящихся, что отстаивают дело, победа которого им и их детям обеспечит возможность пользоваться всеми благами культуры, всеми созданиями человеческого труда». И добавляет: «Это сказано Лениным. Лучших слов для окончания книги я не нашел» (имелась в виду книга его мемуаров-воспоминаний).

Герои Советского Союза, прославившие себя подвигами в Великую Отечественную войну, – Зоя Космодемьянская, Олег Кошевой, Ульяна Громова, Любовь Шевцова, Кожедуб, Покрышкин, Талалихин, Александр Мересьев и многие, многие другие вставали перед теми, кто учился в школах в 40-х – 50-х годах в СССР, как и герой романа «Как закалялась сталь» Николая Ростовского Павка Корчагин, и многие другие герои, предстали перед учащимися из советских рассказов, повестей, романов, драм и трагедий, учебников.

Социалистическая человеческая революция стала «буксовать» во времена Хрущева, с момента так называемого разоблачения Хрущёвым «культа личности Сталина», и внедрения, начиная с реформ Либермана-Косыгина по внедрению рыночных отношений, с установок партии не столько на идейное воспитание коммунистов и советских людей, сколько на материальное благополучие, на превращение советского общества в «общество потребления», с установок в проводимой политике на соревнование с «Западом», «Америкой» по стандартам материального потребления. Начался процесс «антикультурной» и «антисоветской» с мелкобуржуазными установками «революции», а вернее «контрреволюции». Советское общество созидания стала медленно превращаться в «потребительное общество», ставшее «почвой» «обуржуазивания» сознания как части верхушки компартии, так и части интеллигенции, особенно работавшей в области искусства.

Конечно, за этим процессом стояла «холодная война» Запада против СССР, как её направления – «идеологическая», «целостная», «информационная» войны, которые направлялись специально подготовленными «агентами», особенно в многочисленных институтах советологии в США.

***

Временный «уход» СССР с Арены Истории обозначил собой «откат» только «первой волны» Глобальной Социалистической Цивилизационной Революции, т.е. процесса социалистического преобразования мира. Фарс истории состоял в том, что «уход» СССР с Арены Истории, т.е. успешный реванш глобального империализма в 1991/1992 году, произошел тогда, когда все человечество перешло в первую фазу Глобальной Экологической Катастрофы, и это уже был реванш системы, ставшей де-факто «системой экологического самоуничтожения», или другими словами «экологическим трупом».

Когда М. Горбачёв, Б. Ельцин, Е. Гайдар, А. Чубайс и другие рыночные идеологи и реформаторы в СССР – России пели «песни», как «рыночная экономика», заменив советскую плановую (командную) экономику, «двинет» СССР – Россию вперед, повисит благополучие всех людей, что только частная собственность, сделав всех «частными хозяевами», воюющими, через конкуренцию на рынке, за свою долю «гешефта» или «наживы» друг с другом, обеспечит прогресс экономики,  именно в это время, в 1991 году, как «гром среди ясного неба», раздался вердикт, сформулированный международной группой ученых во главе Р. Гудлендом, Г. Дейли и С. Эль-Серафи в Докладе Мировому Банку (Нью-Йорк): в экологически заполненный земной нише, которую занимает человечество, рынок  как механизм развития экономики исчерпал себя.

Собственно говоря, этот вердикт стал материализацией предупреждения американского эколога Б. Коммонера в книге «Замыкающийся круг», опубликованной за 20 лет до этого Доклада: технологии на базе частной собственности уничтожают главное богатство человечества – экосферу.

Итак, с момента «ухода СССР» с Арены Истории, временного отката социализма и социалистической человеческой революции, – с 1991 года, – наступила Эпоха Экологической Агонии всей системы глобального империализма – всей рыночно-капиталистической системы на Земле, потому что рынок, капитализм, частная собственность, потребительское общество, система эксплуатации человека человеком и колониальной эксплуатации, и как следствие существования этой системы – мир войн и насилия, превратились в механизмы экологического уничтожения основ бытия человека на Земле.

***

В 2023 году Россия, и я надеюсь – весь мир, с достоинством отметят 160-летие русского и советского ученого-энциклопедиста, гения мирового уровня, создавшего учение о переходе Биосферы в Ноосферу, В.И. Вернадского. На основе развития учения о ноосфере В.И. Вернадского в СССР – России сформировалась Русская Ноосферная Научная Школа, и как её направления – Научная Школа Ноосферизма и Научная Школа Ноосферного Образования. Движущей силой развития двух последних научных школ стала организованная в 2009 году Ноосферная общественная академия наук.

Ноосферизм есть развитие учения о ноосфере В.И. Вернадского в наступившую Эпоху Великого Эволюционного Перелома. Он четко связывает Будущее человечества с единственной стратегией экологического спасения человечества – переходом обществ, стран мира, человечества в целом к научному управлению социоприродной эволюцией.

Почему именно так жестко императив экологического выживания человечества связан именно с императивом перехода обществ мира, и России – как родины учения о ноосфере В.И. Вернадского и родины первого реального социализма на Земле – в первую очередь, к научному управлению социоприродной эволюцией?

***

И здесь я перехожу к своему научному открытию в процессе разработки Ноосферизма, как научно-мировоззренческой системы и стратегии развития человечества в XXI веке.

Оно состоит в том, что в ХХ-ом веке произошел скачок в мощи энергетики мирохозяйственного воздействия на Природу Земли в 10 в 7-й степени раз. Это означает, что весь ХХ век мы можем определить как Энергетическую революцию. Эта Энергетическая революция проявила несовместимость стихийных регуляторов развития и большой энергетики, с какой Стихийная история человечества стала воздействовать на Природу. И материализовалась эта несовместимость в глобальном экологическом кризисе. Эта несовместимость, по моему определению, проявила выход на Арену Истории особого Закона (а вместе с ним и Большой Логики Социоприродной Эволюции) – Закона интеллектно-информационно-энергетического баланса (или соответствия).

Этот закон, открытый мною еще в конце 80-х годов, был окончательно сформулирован так:

·                  чем больше по энергетической мощи воздействие со стороны хозяйства социальной системы (общества, человечества) на живое вещество и гомеостатические механизмы Биосферы и планеты Земля, как суперорганизмов,

·                  тем с большим лагом упреждения должно быть обеспечено предвидение (прогнозирование) возможных негативных экологических последствий от такого воздействия

·                  и с таким же лагом упреждения должно быть обеспечило научное управление социоприродной эволюцией (а это в свою очередь требует Ноосферного Экологического Духовного Социализма, научно-образовательного общества, синтеза науки и государственного управления, т.е. власти, «Родов Действительного – Ноосферного – Разума», т.е. превращения Разума Человека и Человечества в Разум Биосферы, т.е. в Разум, владеющий научными знаниями, адекватными сложности проблемы взаимодействия с Биосферой, и способный научно управлять Социо-Биосферной или социоприродной эволюцией).

Именно удовлетворение требований сформулированного Закона интеллектно-информационно-энергетического баланса, что означает переход к научному управлению социоприродной эволюцией,  и определяет необходимость незамедлительного завершения социалистической человеческой революции, которая оказалась прерванной в 1991/1992 году вместе с распадом СССР, и которая, спустя 30 лет, превратилась, причем в новом качестве – как ноосферная человеческая революция, в базовое условие выживания человечества на Земле.

Раскрытию этого теоретического положения я посвятил специальную книгу, опубликованную в мае уходящего 2022-го года, – «СССР в ХХ веке – Предтеча Ноосферного Прорыва человечества из России в XXI веке (переход социалистической человеческой революции в ноосферную человеческую революцию или «Роды Действительного Разума» – императив выживания человечества на Земле)». К этой книге я придал такое посвящение: «Посвящается 100-летию СССР – первого социалистического государства во всемирной истории, возвестившего своим появлением о начале Социалистической Истории, перерастающей в XXI веке в Историю Ноосферную, с которой связаны стратегия экологического выживания человека на Земле и Будущее его Космического Прорыва!».

***

Основные положения данного Доклада подкрепляются многими моими научными работами. Назову только одни из них: «Ноосферизм. Том первый. Введение в ноосферизм» (2001), «Манифест ноосферного социализма» (2011), «Сталин и Победа в Великой Отечественной войне – символы высоты духа советской цивилизации» (2019), «Мы – русские, какой восторг!» (2022), «СССР в ХХ веке – Предтеча Ноосферного Прорыва человечества из России в XXI веке» (2022), «Качество жизни человека, общества и человечества как проблема стратегии выживания в XXI веке» (2022), «Русофобия. Антикоммунизм. Капиталорасизм» (2022), «Становление научно-образовательного общества в России – цель новой образовательной политики» (2022).

Известный российский ученый-физик и геополитик, сторонник учения о ноосфере В.И. Вернадского, А.П. Федотов в книге «Глобалистика. Начала науки о современном мире» (2002), в чем-то повторяя вывод И.А. Ефремова в романе-завещании «Час быка» (1973), опубликовал такой вывод – предупреждение:

«Любая космическая цивилизация, земная или внеземная, оставленная на стихийное, неуправляемое развитие, растрачивает творческую энергию на бессмысленную борьбу внутри «общества» за планетарное господством и материальное богатство, выходит за «антропогенные» пределы своей планеты и погибает на ранней стадии развития».

России, проводящая военную специальную операцию с целью денацификации и демилитаризации Украины, по сути оказалась в состоянии войны – гибридной, смесовой, информационной, ценностной, идеологической – со всем «коллективным Западом», обнажившим свою сущность как системы глобального империализма, грабящей весь мир, – и вступившей в эпоху своего экологического краха.

На передний план выходит «война больших идей».

России в 2023 году надо предложить большую идею, спасающую весь мир от экологической гибели. Думаю, такой идеей может стать Ноосферизм, как стратегия выхода человечества из экологического тупика истории. И выдвигая эту идею, мы должны вернуть гордость нашему народу за историю СССР, за тот созидательный подвиг, который он совершил строя советский социализм, строя советскую цивилизацию.

XXI век – поставил на «повестку дня» научное управление социоприродной эволюцией, что требует ноосферного образования, Ноосферного Прорыва, в том числе ноосферный человеческий революции, призванной завершить социалистическую человеческую революцию которой стала вся история СССР, в XXI веке.

Справка об авторе:

Субетто Александр Иванович: доктор философских наук, доктор экономических наук, кандидат технических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, Лауреат Премии Правительства РФ, почетный президент Ноосферной общественной академии наук, первый вице-президент Петровской академии наук и искусств, председатель Философского Совета Русского Космического Общества, вице-президент Международной академии гармоничного развития человека (ЮНЕСКО), вице-президент Международной ассоциации выживания человечества (ЮНИСЕФ-ЮНЕСКО), член Президиума Международного Высшего Ученого Совета, действительный член Российской академии естественных наук, Европейской академии естественных наук, Международной академии психологических наук, Академии философии хозяйства, Академии проблем качества, полковник Космических войск СССР (в отставке), строитель Космодрома Плесецк (1959–1969)

Источник: «РУСО»

Читайте также

Отчет о работе Оренбургского отделения Всероссийского созидательного движения «Русский Лад» за 2022 год Отчет о работе Оренбургского отделения Всероссийского созидательного движения «Русский Лад» за 2022 год
9 сентября 2022 года в Оренбурге состоялось общее собрание Оренбургского областного отделения Общероссийского общественного движения по возрождению традиций народов России – Всероссийского созидательн...
31 января 2023
Юбилей соратника. Ивану Стефановичу Бортникову – 80 лет! Юбилей соратника. Ивану Стефановичу Бортникову – 80 лет!
Сегодня, 31 января, исполняется 80 лет постоянному автору нашего сайта, лауреату 1-й степени фестиваля-конкурса «Русский Лад – 2018» в номинации «Публицистика» И.С. Бортникову. Иван Стефанович родился...
31 января 2023
В центре внимания – человек. К 115-летию со дня рождения Павла Нилина В центре внимания – человек. К 115-летию со дня рождения Павла Нилина
Будет неверным считать, что замечательного русского советского писателя Павла Нилина напрочь забыли. К счастью, нет. И прошедший совсем недавно 115-летний его юбилей тому подтверждение, так как даже в...
30 января 2023