А.И. Субетто. О Вернадском и рождении ноосферного мира
12 марта этого, 2023-го, года исполняется 160 лет со дня рождения Владимира Ивановича Вернадского (12.03.1863 – 6.01.1945), русского советского ученого-энциклопедиста, академика АН СССР, создателя учения о переходе Биосферы в Ноосферу как законе глобальной эволюции.
Известный советский философ, академик АН СССР В.Г. Афанасьев определил так мировое значение творчества В.И. Вернадского: «В.И. Вернадский впервые в мировой литературе обобщил эволюцию планеты Земля как единый космический, геологический, биогенный и антропогенный процесс, показал огромную преобразующую роль человеческой мысли, науки, её всё возрастающее воздействие на природную среду, воздействие, приобретающее поистине геологические масштабы».
Развитие учение о ноосфере В.И. Вернадского, начиная с конца 50-х годов ХХ века в СССР, затем в Российской Федерации, стало основой появления к рубежу ХХ и XXI веков Русской Ноосферной Научной Школы, не имеющей аналогов в мире, которая представлена научным творчеством таких известных советских и русских ученых как А.Л. Яншин, В.А. Ковда, Н.В. Тимофеев-Ресовский, Н.Н. Моисеев, В.П. Казначеев, О.Л. Кузнецов, А.Д. Урсул, Б.Е. Большаков, А.А. Яшин и другие.
А.И. Субетто разработана научно-мировоззренческая система, в развитие учения о ноосфере В.И. Вернадского, названная им Ноосферизмом. Развитие Ноосферизма в XXI веке стало основанием появления научной школы Ноосферизма. Ноосферизм является качественно новым этапом в развитии ноосферного учения В.И. Вернадского, порожденного вхождением человечества с середины ХХ века в глобальный экологический кризис, а с конца этого века – в первую фазу Глобальной Экологической Катастрофы, процессы которой стремительно развиваются.
Возникла принципиально новая эпоха, о которой ни В.И. Вернадский, ни классики марксизма-ленинизма – К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и И.В. Сталин, не могли даже предполагать, – Эпоха Великого Эволюционного Перелома, поставившая самим фактом развивающихся процессов первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы Экологические Пределы не только сложившейся рыночно-капиталистической системе хозяйствования на Земле, но и всей Стихийной парадигме истории, действующей со времен Неолитической революции и до наших дней и охватывающей 100-120 веков. Возникший императив экологического выживания человечества требует, чтобы его коллективный Разум, включая науку, образование, культуру, приобрел новое качество, стал «Разумом Биосферы» и начал научно управлять Социо-Биосферной, или социоприродной, эволюцией. Это означает, что наступившая Эпоха Великого Эволюционного Перелома есть Эпоха Родов Действительного – Ноосферного – Разума.
Императив Карла Маркса, связанный с переходом от капиталистической общественно-экономической формации к коммунистической как переходом от «предыстории» к «подлинной истории», под воздействием императива экологического выживания человечества в Эпоху Великого Эволюционного Перелома приобретает новое содержание, рождаемое не только движением оснований Внутренней Логики Социального Развития (к этой логике относится и формационный подход к «логике истории» Карла Маркса), но и движением оснований Большой Логики Социоприродной Эволюции, которую общественные науки не знали и не учитывают до сих пор в своих прогнозах, и которая входит в теоретический базис Ноосферизма.
В соответствии с Большой Логикой Социоприродной Эволюции, которая «заявила» о себе на «языке» процессов первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы, будущая «подлинная история» может состояться только как Ноосферная История, т.е. История Новой Целостности во Взаимодействии Человека и Природы – Ноосферы, т.е. научно управляемой социоприродной эволюции.
Главным основанием Большой Логики Социоприродной Эволюции является энергетическая мощь воздействия на Природу – живое вещество и гомеостатические механизмы Биосферы и планеты Земля, как суперорганизмов, со стороны системы хозяйственного природопотребления, т.е. мировой системы хозяйствования человечества на Земле. По этому основанию вся стихийная история человечества, или «предыстория» по К. Марксу, состоялась как Малоэнергетическая Стихийная История, причем именно как история, потребляющая негэнтропию, производимую Биосферой как Живой Мегасистемой, и производящая энтропию. Этот энтропийный тип исторического развития хорошо охарактеризовал К. Маркс суждением: культура, которая развивается стихийной, оставляет после себя пустыню.
Именно благодаря малой энергетической мощи энтропийного воздействия истории человечества на Биосферу она состоялась под «защитным зонтиком» компенсаторных мощностей Биосферы (закону квантитативно-компенсаторной функции Биосферы, открытого А.Л. Чижевским). Это позволяет ввести метафору: состоявшаяся социальная история, начиная от Неолитической революции и до наших дней, является формой «беременности» человеческим разумом Биосферы как суперорганизма.
Ситуации принципиально изменилась в ХХ веке вследствие скачка в совокупном энергетическом воздействии человечества на Биосферу в среднем в 10 в 7-й степени раз, благодаря научным достижением в области освоения новых источников энергии, хранящихся в Природе.
Энергетическая революция, охватившая ХХ век, проявила несовместимость большой энергетики воздействия человечества на Природу и стихийных регуляторов развития, в том числе рынка, института частной собственности, всей системы глобального империализма мировой финансовой капиталократии (диктатуры «хозяев денег»). И материализацией этой несовместимости и стало вхождение человечества в середине ХХ века в глобальный экологический кризис.
За несовместимостью большой мощи энергетического воздействия мировой экономики на Природу Земли и Стихийных регуляторов развития, в том числе капитализма, рынка, конкуренции, частной собственности, войн, «прячется» Закон интеллектно-информационно-энергетического баланса. В соответствии с этим Законом, открытым А.И. Субетто, действует требование к Человечеству, как коллективному Разуму:
- Чем больше по энергетической мощи воздействие хозяйства социальной системы (общества, человечества) на живое вещество и гомеостатические механизмы Биосферы и планеты Земля, как суперорганизмов,
- тем с большим лагом упреждения должно быть обеспечено предвидение возможных негативных экологических последствий от такого хозяйственного воздействия на Природу, и с не меньшим лагом упреждения должно быть обеспечено научное управление Социо-Биосферной, т.е. Ноосферной, эволюцией.
Именно выход на арену истории человечества вместе с Большой Логикой Социоприродной Эволюции данного Закона интеллектно-информационно-энергетического баланса и определяет стратегию экологического выживания человечества на Земле как его переход к научно управляемой истории, причем истории в расширенном, ноосферном содержании, – именно как научно управляемой социоприродной эволюции.
Итак, Большая Логика Социоприродная Эволюции, определившая вступление человечества на рубеже ХХ и XXI веков в Эпоху Великого Эволюционного Перелома, поставила его перед дилеммой:
- или его экологическая гибель на рыночно-капиталистическом пути развития уже в XXI веке (растет риск о переходе «точки невозврата» до середины XXI века), в том числе, по одному из сценариев агонии системы глобального империализма мировой финансовой капиталократии – сценарию ядерной войны, в «топке» которой «сгорает» все человечество;
- или его переход к социализму, но социализму нового, невиданного качества, – Ноосферному Экологическому Духовному Социализму, обеспечивающему реализацию научного управления социоприродной эволюцией на базе общественного интеллекта, научно-образовательного общества, синтеза науки и государственного управления (власти).
Данное положение – часть Ноосферизма, как научно-мировоззренческой системы. Данное положение в более развернутом виде опубликовано А.И. Субетто в «Манифесте ноосферного социализма» в 2011 году.
Научно-образовательное общество – базис ноосферного преобразования основ общественной жизни. По содержанию оно намного богаче, чем используемые модные понятия «общество (экономика) знания», «информационное общество», «цифровая экономика» и другие.
Научно-образовательное общество – общество, в котором наука является не только производительной силой (по К. Марксу), но «силой управления», поскольку речь идет о самом сложном объекте научного управления – социоприродной эволюции, а образование является «базисом базиса» духовного и материального воспроизводства.
Россия – уникальная евразийская цивилизация. Причем «евразийство», именно как социокультурный синтез европейского и азиатского начал, является уникальной характеристикой цивилизационного качества России. Этот синтез произошел из-за сурового климата, высокой энергетической стоимости воспроизводства жизни всех народов и этносов, населяющих российскую евразийскую территорию.
Большое «пространство-время» бытия России скоррелировано с высокой энергетической стоимостью воспроизводства. Именно вследствие высокой энергостоимости хозяйствования на российской земле ведущим цивилизационным законом России является Закон Кооперации.
Именно как цивилизация, при ведущей роли Закона Кооперации, Россия представляет собой уникальную полиэтническую кооперацию – кооперацию около 200 народов, этносов, малых этнических групп и национальностей, при ведущей, объединяющей роли русского народа, русского языка и русской культуры.
Как кооперационная цивилизация Россия опирается на систему ценностей, «фокусами» которой служат ценности: «правда», «любовь», «братство», «товарищество», «справедливость», «общинность» (соборность, коллективизм), «взаимопомощь», «всечеловечность» (по Ф.М. Достоевскому), «всемирная отзывчивость» (по В.С. Соловьеву).
Россия как самая «холодная» цивилизация в мире, и поэтому цивилизация, живущая по Закону Кооперации, первой в ХХ веке совершила Социалистический Прорыв человечества в 1917 году в виде Великой Октябрьской социалистической революции и создания СССР (100-летие которого человечество отметило 30 декабря 2022 года), затем одержала Победу над фашистской Германией 9 мая 1945 года, первой совершила Космический Прорыв человечества 12 апреля 1961 года в форме первого полета в ближнем космосе, в околоземном пространстве советского летчика-космонавта Ю.А. Гагарина, первой предложила Миру Учение о Переходе Биосферы в Ноосферу, разработанное В.И. Вернадским.
Россия призвана первой совершить Ноосферный Прорыв человечества в XXI веке, возглавить процесс Ноосферного Преобразования основ жизни человечества на Земле.
В России созрели все научно-мировоззренческие предпосылки для такого Прорыва: (1) Ноосферная научная школа всемирного значения; (2) мощное ноосферное научно-образовательное движение; (3) разработанная научно-мировоззренческая система «Ноосферизм», включающая в себя программу и теоретико-методологические основания ноосферно-ориентированного синтеза всех наук, в том числе разработки по ноосферной кибернетике, ноосферной экономике, ноосферной экологии, ноосферному человековедению, ноосферной педагогике, ноосферному обществоведению, философии «управляющего разума» и теории общественного интеллекта, теории ноосферного социализма и др.; (4) научное движение по становлению ноосферного образования и воспитания; (5) наконец, опыт советской истории в ХХ веке и память о достижениях этой истории, в том числе и достижениях по созданию советской управляемой (бесприбыльной) экономики (в «сталинскую эпоху»), в том числе по реализации программы преобразования природы на основе посадки лесозащитных полос (с 1948 по 1953 годы).
«Коллективный Запад», а вернее – система глобального империализма мировой финансовой капиталократии во главе с США, вступили в эпоху экологической агонии, диктатуры «лимитов природы» (понятие В.П. Казначеева). И одним из актов этой «агонии» является его гибридная война против России, которая де-факто приобрела не только форму «горячей войны» Запада против России на Украине, не только форму «экономической войны» (санкции против России и арест активов России в банках США), но и войны информационной, войны ценностной, и войны идеологической.
И Китай, и США выдвинули свои идеологии, свою систему представлений о преобразовании Мира. Россия пока не предложила Миру свою «повестку дня на XXI век».
Борьба за Будущее требует адекватной идеологии. Такая научная идеология есть ноосферная научная идеология или Ноосферизм, которая формируется в России последние 100 лет.
Время предъявления всему Миру ноосферной идеологии со стороны России наступило.
Капитализм живёт как империализм, воспроизводя себя не только и не столько за счет эксплуатации наемного труда в собственной стране, сколько за счет эксплуатации других стран, превращаемых в колонии.
Колониализм эволюционирует вместе с империализмом, приобрел во второй половине ХХ века форму экономического колониализма. Экономика США воспроизводит себя за счет эксплуатации почти 60% стран мира. Россия, как только вступила на путь рыночных реформ и антисоветской контрреволюции, на путь приватизации социалистической собственности, созданной трудом советского народа (по сути, ставшей экспроприацией народной собственности), сразу же приобрела статус экономической колонии (сырьевого «придатка Запада»). Начался в России рыночный геноцид систем жизнеобеспечения, в том числе и институтов науки и образования, систем социального обеспечения. Закон конкуренции России, как цивилизации с высокой энергостоимостью воспроизводства, как и либеральная идеология, обслуживающая рыночно-конкурентную организацию общественной жизни, противопоказаны.
В условиях войны России с «Западом», когда происходит её возвращение к своим цивилизационным законам развития, её переход к ноосферному социализму становится императивом, базовым условием Победы в этой войне.
Императив сохранения жизни человечества на Земле, т.е. императив его выживания, есть синтез ноосферного и социалистического императивов.
В России этот императив получил свою научную базу в лице Русской Ноосферной Научной Школы.
Отмечая 160-летний юбилей ноосферного гения ХХ века Владимира Ивановича Вернадского, мы декларируем, что Будущее для Человечества связано только с созиданием Ноосферного Мира, только с обществом ноосферного жизнесозидающего труда.
XXI век – это Роды Ноосферного Мира, которые начались в России. «Беременность» Биосферы Человеческим разумом закончилась. Стать Действительным разумом – значит подняться в своих системе знаний и ответственности на уровень научного управления Социо-Биосферной эволюцией.
Миссия России в XXI веке – возглавить этот Ноосферный Прорыв Человека к Действительной Человечности, к действительной форме гармоничного единства между ним и природой!
Примечание:
Данный проект Декларации, именно как проект Декларации Российской академии естественных наук (РАЕН), был написан мною, А.И. Субетто, по просьбе Тамары Васильевны Базылевой, которую она изложила от имени Главного Ученого Секретаря академии Иваницкой Лиды Владимировны, в рамках подготовки Всероссийской конференции РАЕН «Владимир Иванович Вернадский и современность» которая состоялась 10 марта 2023 года.
Справка об авторе:
Субетто Александр Иванович, профессор Кафедры общественных наук Северо-Западного института управления – филиала РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, доктор философских наук, доктор экономических наук, кандидат технических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, Лауреат Премии Правительства РФ, профессор Кафедры истории религии и теологии Института истории и социальных наук РГПУ им. А.И. Герцена, почетный профессор НовГУ им. Ярослава Мудрого, почетный президент Ноосферной общественной академии наук, первый вице-президент Петровской академии наук и искусств, председатель Философского Совета Русского Космического Общества, вице-президент Международной академии гармоничного развития человека (ЮНЕСКО), вице-президент Международной ассоциации выживания человечества (ЮНИСЕФ-ЮНЕСКО), член Президиума Международного Высшего Ученого Совета, действительный член Российской академии естественных наук, Европейской академии естественных наук, Международной академии психологических наук, Академии философии хозяйства, Академии проблем качества
Источник: «РУСО»