А.И. Субетто о ноосферной революции

А.И. Субетто о ноосферной революции

Выступление первого вице-президента Петровской академии наук и искусств, почетного президента Ноосферной общественной академии наук Субетто Александра Ивановича на Круглом Столе в Белом зале Мариинского Дворца (в законодательном Собрании Санкт-Петербурга), посвященном 100-летию со дня рождения бывшего первого секретаря Ленинградской организации КПСС (1970–1983) Григория Васильевича Романова, состоявшемся 10 февраля 2023.

***

Уважаемые товарищи! Мы сегодня отмечаем 100-летие со дня рождения Григория Васильевича Романова – первого секретаря Ленинградского обкома КПСС в период с 1970 по 1983 годы, по сути не только выдающегося руководителя ленинградской партийной организации того времени, но и не менее выдающегося организатора, внесшего огромный вклад в развитие всего хозяйственного комплекса, науки, образования и культуры города Ленинграда и Ленинградской области.

Мы отмечаем 100-летие Г.В. Романова 10-го февраля 2023 года. Но давайте вспомним ряд важнейших юбилеев, буквально за последние 40 дней:

·                     100-летие со дня рождения СССР, которое мы отметили 30 декабря 2022 года,

·                     80-летие со дня прорыва блокады Ленинграда, которое мы отметили 27 декабря этого года,

·                     80-летие победы в великой Сталинградской битве 2 февраля, – которая стала символом грозного и крутого перелома в ходе Великой Отечественной войны, когда для всего человечества, в том числе для такого недоброжелателя СССР, каковым был Уинстон Черчилль, хоть он и возглавлял в то время Великобританию, ставшую официального союзником СССР в борьбе против фашистской Германии, возглавляемой Гитлером, стало ясно, что ход второй мировой войны предрешен и разгром гитлеровской Германии «не за горами».

Мое выступление на этом Круглом Столе, посвященное памяти Григория Васильевича Романова, своей задачей имеет раскрытие важного теоретического положения, которому я посвятил отдельную книгу-очерк, посвященную 100-летию СССР, – «СССР в ХХ веке – Предтеча Ноосферного Прорыва человечества из России в XXI веке». Суть этого теоретического положения, и одновременно важного «урока истории», вытекающего из демонтажа СССР, произведенного в конце 1991 года руководителями 3 советских республик – БССР, УССР и РСФСР – Шушкевичем, Кравчуком и Ельциным, состоит в следующем императиве: незавершенная социалистическая человеческая революция, охватывающая по времени всю историю СССР, должна быть завершена в XXI веке, как ноосферная социалистическая человеческая революция, в России и затем, вслед за Россией, во всех странах мира,  и это базовое условие спасения человечества от экологической гибели в XXI веке.

***

Григорий Васильевич Романов появился на «белый свет» почти одновременно с рождением СССР. Он родился 42 дня спустя после рождения Союза Советских Социалистических Республик – великой, и первой в мире социалистической державы, появление которой в истории человечества символизировало собой Социалистический Прорыв Человечества из России. Этот Прорыв означал собой переход, как в свое время предвидел Карл Маркс, от «предыстории человечества», т.е. истории стихийной и спонтанной (по поводу которой К. Маркс образно так сказал: культура, которая развивается стихийно, оставляет после себя «пустыню»), к «подлинной истории», в которой человек, его разум поднимается на невиданную высоту истинного «субъекта истории», начиная через планирование и на базе общественной собственности на средства производства, управлять социально-экономическим развитием общества,  и, значит, его историей.

Великая Октябрьская социалистическая революция, или Великая Русская Социалистическая Революция (отмечу, что и В.И. Ленин, и И.В. Сталин неоднократно называли Октябрьскую революцию «русской», тем самым подчеркивая выдающийся вклад русского народа в её осуществление и в победу в Гражданской войне; я в книге «Владимир Ильич Ленин: гений русского прорыва человечества к социализму», изданной в 2010 году, предложил называть Великую Октябрьскую социалистическую революцию «Великой Русской Социалистической Революцией», по аналогии с понятием «Великая Французская революция»), есть начало смены качества, это надо подчеркнуть, всей состоявшейся до этого, всемирной истории. С неё, с этой революции, история ХХ века разделилась на два «потока» и соответственно на две противостоящие друг другу парадигмы истории – парадигму истории социалистической, «подлинной», т.е. «управляемой», и парадигму истории рыночно-капиталистической, а вернее, если следовать открытию В.И. Ленина в монографии 1916 года «Империализм как высшая стадия капитализма», – истории империалистической, одновременно «стихийной» и колонизаторской.

Этот раскол Истории, который длится уже более 100 лет, ознаменовавший собой противостояние совершенно полярных парадигм человеческого и общественного бытия, олицетворяемых «империализмом» и «социализмом», перешёл с конца ХХ века, а именно – с момента входа человечества во взаимодействие с Природой Земли – Биосферой и планетой Земля, как суперорганизмами, имеющими собственные гомеостатические механизмы, в состояние первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы, процессы которой уже 30 лет стремительно развиваются. Перешел в противостояние между процессом экологического самоубийства человечества, находящегося в «плену» рыночно-капиталистической системы как системы глобального империализма, строя мировой финансовой капиталократии, и процессом его спасения от экологического гибели в XXI веке, связанным, и это подчеркну, именно с «социализмом XXI века», как «ноосферным экологическим духовным социализмом», наступление которого и означает Победу начавшейся с 1917 года, с СССР, социалистической «подлинной» истории на Земле.

СССР «не погиб», «не умер», он не стал «прошлым», только принадлежащим истории ХХ века. Он «переместился», уйдя в «глубины» потока истории, «в Будущее», и оттуда «светит» своими «прожекторами» указывая Будущее для всего Человечества, связанное только с социализмом и только с доминирующей ролью Закона Кооперации, с исчезновением строя мировой капиталократии, олицетворяемого в первую очередь «Pax Americana», и связанного с ним, с  частной капиталистической собственностью, господства Капитала над Трудом и Мира Войн и Насилия.

Карлу Марксу принадлежит редко цитируемое и поэтому почти позабытое марксистами и коммунистами всех стран и народов определение коммунизма, данное им в «Философско-экономических рукописях» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 42, с. 116): «Коммунизм как положительное упразднение частной собственности… в силу этого как подлинное присвоение человеческой сущности человеком и для человека… есть действительное разрешение противоречие между человеком и природой».

Что стоит за этим определением «коммунизма», с которым К. Маркс связывал свое представление о будущей «подлинной истории»? Мой ответ, исходя из уже действующего императива экологического выживания человечества в XXI веке, состоит в следующем:

·                     первое – «социалистическая человеческая революция», именно как «подлинное присвоение человеческой сущности человеком и для чело века», которое означает возвышение человека на уровень «субъекта», способного управлять своим историческим общественным развитием;

·                     второе – подлинное разрешение противоречия между человеком и природой, которое с позиции науки XXI века, как ноосферной науки (или Ноосферизма), развивающей учение о переходе Биосферы в Ноосферу, как законе глобальной эволюции Биосферы на Земля, В.И. Вернадского, 160-летие со дня рождения которого (еще один юбилей) мы отметим 12 марта этого года, с учетом императивов наступившей на рубеже ХХ и XXI веков Эпохи Великого Эволюционного Перелома, может быть осуществлено только через переход к Ноосферному Экологическому Духовному Социализму, что означает одновременно переход к научно управляемой социоприродной эволюции.

Вся история СССР есть незавершенная социалистическая человеческая революция, которая набрала наибольшие обороты именно в сталинскую эпоху – эпоху сталинской плановой экономики и соответственно советского общества, поднявших проблему становления советского человека на самый высокий уровень внутренней политики советского государства.

Григорий Васильевич Романов принадлежит к этому великому поколению советских людей (1922–1926 гг. рождения), которое воспиталось в эту сталинскую эпоху и символом которого стал главный герой романа Николая Островского «Как закалялась сталь» Павка Корчагин (этот роман стал «окопной книгой» и вдохновляла бойцов Красной армии на подвиги в годы Великой Отечественной войны), и которое было ударной силой в Великой Отечественной войне.

Александр Александрович Зиновьев, ровесник СССР, 100-летие со дня рождения которого мы отметили в 2022 году, философ с мировой известностью, фронтовик, провоевавший как летчик, заметил как-то, что Великую Отечественную войну выиграл советский десятиклассник, а я добавлю – а это значит, что войну выиграл советский учитель и советская школа, советский человек, как человек новой формации, которого не знала вся история человечества до появления СССР. В 2019 году я издал монографию «Сталин и Победа в Великой Отечественной войне – символы высоты духа советской цивилизации». И в этой монографии, и позже в ряде статей, я утверждал, что Великая Отечественная война, Победа в этой войне 9 мая 1945 года, послевоенная сталинская пятилетка, в которой советская экономика по своим показателям не только была восстановлена, но и превысила показатели довоенного времени, явилась выражением такой Высоты Духа советских людей и в целом советской цивилизации (понятие впервые введенное в научной оборот С.Г. Кара-Мурзой), которой не знала история человечества.

Григорий Васильевич Романов – русской и советский человек, уроженец Новгородской области, является ярким представителем именно этого поколения советских людей. Он прошел все испытания судьбой достойно, стал настоящим коммунистом, беззаветно служил советской родине, советскому народу. Он окончил Ленинградский кораблестроительный институт, и как инженер, и как хозяйственник, как управленец советской формации, умел именно системно выстраивать стратегию социально-экономического развития Ленинграда и Ленинградской области, поднял качество кадровой работы на высокий уровень.

Можно, я думаю, говорить о «романовской эпохе» в развитии Ленинграда и Ленинградской области.  Огромное внимание он уделял планово-ансамблевому строительству в новых районах Ленинграда, когда строительство нового жилья сопровождалось созданием благоприятной социальной среды, социальной инфраструктуры, включая школы, детские сады, Дома Пионеров, стадионы и зеленые дворы при школах и т.д. Советская эпоха развития Ленинграда как города, и особенно в «романовскую эпоху», контрастно противостоит нынешней рыночно-стихийной, неупорядоченной застройке города, с уничтожением «зеленых легких» города, с хаотичной формой развития городского общественного транспорта, с полным отсутствием гармонизации и оптимизации «людопотоков» в городе, которые решались в плановой стратегии развития Ленинграда в советскую эпоху.

Придет время, когда советская история развития Ленинграда будет написана, и представлена в том числе в форме выдающихся советских ученых, хозяйственников, директоров предприятий, секретарей городской и областной организаций партии коммунистов (большевиков), писателей, ученых, директоров школ, учителей, выдающихся представителей военных частей, академий, училищ. И когда эта галерея будет создана, имя Григория Васильевича Романова в ней займет выдающееся место, например, наряду с Сергеем Мироновичем Кировым.

***

Необходимо осознать, что, если устойчивость рыночно-капиталистического общества, построенного на власти Капитала над Трудом, обеспечивается «расчеловечиванием человека», растущим отчуждением от своих сущности, призвания, погружением такого общества во «тьму невежества» (неслучайно Ф. Хайек, «гуру экономического либерализма и монетаризма», прямо указал, что в основу свободы в буржуазном – «рыночном» – обществе закладывается невежество), то устойчивость социалистического общества как общества высокой субъектности, чей совокупный разум (интеллект) начинает управлять его развитием (на основе 5-летних планов, как было в СССР), обеспечивается выполнением требований Закона опережающего развития качества человека, качества образовательных систем в обществе и качества общественного интеллекта.

В Сталинскую эпоху развития СССР этот закон интуитивно руководством партии коммунистов (большевиков) – ВКП(б), в том числе в политике И.В. Сталина, интуитивно соблюдался. По этому поводу выдающийся советский философ-марксист Ричард Иванович Косолапов в статье «Формула Сталина», посвященной очередной годовщине со дня рождения великого руководителя СССР, и опубликованной в «Советской России» 21 декабря 2010 года, так заметил по поводу начавшегося в СССР возвышения советского человека до «ноосферного уровня»:

«Сталин, как и Ленин, во всей своей многогранности дорастали до ноосферного уровня, однако после него рост был приостановлен. Человечество в лице ведомой им партии, советского рабочего класса, народа совершили прорыв – переход в ноосферу, но закрепить его и расширить мог своим натиском только новый кадровый «второй эшелон», подготовить который Сталин и не сумел, и не успел. При колоссальном размахе во второй половине ХХ века научно-технической революции, качественно сказавшейся особенно заметно в развитии и совершенствовании массовых информационных технологий, то есть инструментария мыслящего мозга, – будто бы в насмешку над ним – произошёл пугающий интеллектуальный социально-нравственный спад.

Задачу полноценного перехода в ноосферу не знающая жалости ирония истории сдвинула на два-три поколения вперед».

Начиная с антисталинского идеологического демарша Н.С. Хрущева в форме «разоблачения культа личности Сталина» в  1956 году, с последующим выносом тела Сталина из Мавзолея и его перезахоронения у Кремлевской стены, с реформ Либермана – Косыгина, по сути означавших переход от «антизатратной экономики Сталина» (как она функционировала и развивалась – великолепно раскрыл ученый-политэконом В.Ю. Катасонов в монографии «Экономика Сталина», 2014 г.) к «затратной», устремленной на расширение самостоятельности советских предприятий с ускоряющимся процессом вытеснения механизма планирования рыночными отношениями с главным критерием прибыли (которая в «экономике Сталина» отсутствовала), на мой взгляд, начался процесс «обуржуазивания сознания» определенных слоёв и групп советских людей, особенно в среде писательской (появление Солженицына), актерской, журналистской (появление «диссидентства» так называемых «шестидесятников»), в том числе и в среде партийной. Ярким примером стало появление на «партийном олимпе», начиная с 1985 года, М.С. Горбачева, А.Н. Яковлева, Б.Н. Ельцина и других, возглавивших процесс разрушения СССР под лозунгом «рыночных реформ» и перехода к «демократическому социализму» или «социализму с человеческим лицом».

Рыночно-капиталистическая контрреволюция, которую возглавили Б.Н. Ельцин, Е.Т. Гайдар, А.Б. Чубайс, сопровождающаяся (под лозунгами приватизации социалистической собственности) экспроприацией собственности, созданной 4–5-ю поколениями советских людей и принадлежащей советскому народу, началась в 1991 году, именно тогда, и в этом тоже проявилась беспощадная «ирония истории» (по Р.И. Косолапову), когда рынку и капитализму подписала Экологический Приговор Природа, ставшая на сторону Социализма, в виде вердикта, который был сформулирован именно в 1991 году в Докладе Мировому Банку, написанном Р. Гудлендом, Г. Дейли и С. Эль-Серафи: в заполненной экологической нише, которую занимает человечество, рыночный механизм развития экономики исчерпал себя.

За этим «вердиктом» стоит поставленные Природой именно всей системе глобального империализма строя мировой финансовой капиталократии («мировому капитализму» по Дж. Соросу) Экологический Запрет, который развернулся в виде ускоряющихся, по моей оценке, процессов первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы, т.е. процессов уже начавшейся экологической гибели.

Рыночные реформы в России обернулись «рыночным геноцидом» всех систем жизнеобеспечения, обнищанием народа и сокращением численности, особенно русского народа, по разным оценкам от 20 до 30 миллионов человек (которая частично замещена иммиграций), деиндустриализацией экономики.

Россия, как самая холодная, евразийская, общинная цивилизация, имеет самую высокую энергетическую стоимость (в соответствии с концепцией закона энергетической стоимости, разработанной мною) воспроизводства единицы валового продукта и стандарта качества жизни человека, и поэтому является антирыночной цивилизацией, подчиняющейся доминированию закона кооперации над законом конкуренции.

Именно как кооперационная высокоэнергостоимостная цивилизация, Россия

·                     первой совершила Социалистический Прорыв, трансформировалась в СССР, одержала Победу в Великой Отечественной войне над гитлеровской Германией и всей, ею же, оккупированной Европой, 9 мая 1945 года и подняла Красный Стяг над Рейхстагом в Берлине,

·                     первой совершила Космический Прорыв в 1957 (запуск из СССР первого спутника Земли) и в 1961 году (полет советского летчика-космонавта Ю.А. Гагарина вокруг Земли на космическом аппарате),

·                     и первой совершила научный ноосферный прорыв в виде предложенного миру учения о переходе Биосферы в Ноосферу В.И. Вернадского, на базе развития которого уже к концу 80-х годов в СССР появилась Ноосферная научная школа (А.Л. Яншин, И.А. Ефремов, Н.В. Тимофеев-Ресовский, Н.Н. Моисеев, В.П. Казначеев, А.Д. Урсул, Э.В. Гирусов, А.Г. Назаров, В.Г. Афанасьев, М.Н. Руткевич, С.С. Шварц).

***

Развитие этой школы послужило основанием для становления в России Ноосферизма, как научно-мировоззренческой системы XXI века, связывающей будущее Социализма с переходом Биосферы в Ноосферу, с единственно возможной стратегией экологического выживания человечества на Земле – его переходом к Ноосферизму, к научно-управляемой социоприродной эволюции на базе Ноосферного Экологического Духовного Социализма, научно-образовательного общества, синтеза науки и государственного управления.

И миссия России в ближайшем десятилетии – возглавить эту стратегию экологического выживания человечества, т.е. Ноосферный Прорыв.

Мы отмечаем 100-летие со дня рождения Григория Васильевича Романова в 2023 году, когда снова, как и в Великую Отечественную войну, «Запад», т.е. глобальный империализм мировой финансовой капиталократии, ведет гибридную войну против России. Это не только Военная специальная операция на Украине, как ответ России на превращение «Западом» Украины в «Анти-Россию», опередившей начало военных действий Вооруженных Сил Украины против ДНР, ЛНР и затем России на 1–2 недели.

Это уже война с глобальным империализмом США и НАТО, когда нашим войскам уже приходится сталкиваться с военными наемниками, завербованными в США, Польше, Франции, Англии, Чехии, Румынии, и оружием, поставляемым из стран НАТО, и которая уже перерастает в войну с НАТО, с «Западом», но и война ценностная, идеологическая, война за будущее всего человечества.

Мировая система империализма вступила в Эпоху Великого Эволюционного Перелома, в том числе как её момент – в эпоху экологической агонии всей системы империализма, и война её против России с целью уничтожить русский народ и поставить её ресурсы под свой контроль – это часть агонии. Президент Бразилии Лула да Силва три месяца назад, после его избрания на пост президента, заявил: «Будущее человечества – это социализм».

Я только добавлю к этому тезису – прогнозу бразильского президента: «Будущее человечества – это Ноосферной Экологический Духовный Социализм».

И переход к нему должна возглавить Россия. Но этот переход включает в себя императив завершения той социалистической человеческой революции, которая охватила всю историю СССР,  в форме свершения ноосферной человеческой революции в XXI веке. Но для этого необходим переход российского общества в состояние научно-образовательного общества, в котором образование есть «базис базиса» духовного и материального воспроизводства, а наука становится не только производительной силой, но и силой управления.

При этом коммунисты XXI века должны стать интеллектуальным авангардом ноосферной социалистической человеческой революции, т.е. стать ноосферными коммунистами. Владимир Ильич Ленин, выступая перед комсомольцами в 1921 году, раскрывая горизонты социалистического строительства и роли комсомола в грядущем созидании, сформулировал свое требование, как ответ на вопрос «Кто может называть себя коммунистом?» (воспроизвожу по памяти): коммунистом можно стать только тогда, когда обогатишь свою память всеми богатствами, которые выработало человечество. И вслед за этим требованиям Ленина к молодым коммунистам – комсомольцам следовал знаменитый ленинский призыв, обращенный к советской молодежи: «Учиться, учиться, и еще раз – учиться!».

Этот ленинский императив, обращенный к коммунистам, одновременно ставящий важный критерий в партийной кадровой политике, приобретает в XXI веке новое содержание. Коммунистом в XXI веке можно стать только тогда, когда включишь в свою систему знаний, в свою картину мира знания, выработанные Русской ноосферной научной школой, в том числе научной школой Ноосферизма. А это означает, что призвание российских коммунистов XXI века стать интеллектуальным авангардом Ноосферного Прорыва Человечества из России.

Наступает время предложения от имени России всему миру новой, ноосферной идеологии – идеологии, спасающей весь мир от экологической гибели. Имя этой идеологии – Ноосферизм, или Ноосферный Экологический Духовный Социализм.

Социализм, именно как Ноосферный Социализм, заявляет о себе как о единственной стратегии будущего развития человечества, поднимающей его на уровень Ноосферного Разума, т.е. представляющей собой одновременно «Роды» Действительного Разума.

Григорий Васильевич Романов навсегда вошёл в Пантеон выдающихся борцов за социализм – строителей социализма, и его труд, вклад в развитие СССР не пропал даром, а как «брошенное семя в почву истории», снова возродится в новом Ноосферном Социалистическом Прорыве человечества из России. За этим стоит «Правда Истории», а её действие неумолимо!

Справка об авторе:

СУБЕТТО Александр Иванович: первый вице-президент Петровской академии  наук и искусств, доктор философских наук, доктор экономических наук, кандидат технических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, Лауреат Премии Правительства РФ, профессор кафедры истории религии и теологии Института истории и социальных наук РГПУ им. А.И. Герцена, почетный профессор НовГУ им. Ярослава Мудрого, почетный президент Ноосферной общественной академии наук, председатель Философского Совета Русского Космического Общества, вице-президент Международной академии гармоничного развития человека (ЮНЕСКО), вице-президент Международной ассоциации выживания человечества (ЮНИСЕФ-ЮНЕСКО), член Президиума Международного Высшего Ученого Совета, действительный член Российской академии естественных наук, Европейской академии естественных наук, Международной академии психологических наук, Академии философии хозяйства, Академии проблем качества, Лауреата Международной Золотой Медали Мира Махатмы Ганди, член Центрального Совета РОО «Российские ученые социалистической ориентации»

Читайте также

В «Библиотеке» сайта размещена новая книга В.Н. Федоткина В «Библиотеке» сайта размещена новая книга В.Н. Федоткина
В разделе «Библиотека» сайта ВСД «Русский Лад» размещена книга председателя Рязанского отделения нашего движения, доктора экономических наук Владимира Николаевича Федоткина «Славянофилы и западники – ...
30 октября 2024
В. Варава. Два типа русской святости – один тип русского человека В. Варава. Два типа русской святости – один тип русского человека
Русская святость предстает в двух видах: как религиозная святость и как святость нравственная. На самом высшем божественном уровне святость едина. Но, нисходя в дольние обители мира сего, святость обр...
30 октября 2024
Место для легенды Место для легенды
16 августа 1969 года ушел из жизни Марк Наумович Бернес, легенда советской эстрады, исполнитель самых задушевных песен, подаривший советским людям десятки популярных песен, талантливый актер. Его песн...
30 октября 2024