А.И. Субетто: Ноосферизм как стратегия спасения человечества от экологической гибели и основа гуманитарного диалога

А.И. Субетто: Ноосферизм как стратегия спасения человечества от экологической гибели и основа гуманитарного диалога

Доклад вице-президент Петровской академии наук и искусств А.И. Субетто на заседании президиума ПАНИ 30 сентября 2019 года.

Уважаемые товарищи, коллеги! Мой доклад посвящен теме «Гуманитарный диалог цивилизаций вместо диалога пулеметов – категорический императив эпохи глобализации и вполне возможного взаимного ядерного уничтожения».

Риск ядерного самоуничтожения возник сразу же, как только во владении империализма США появилось ядерное оружие, которое они испытали при атомной бомбардировке городов Японии Хиросима и Нагасаки в начале августа 1945 года, совершив преступление против человечества, погубив сотни тысяч жизней мирных жителей, а затем собирались нанести по плану «Дропшот», разработанному Пентагоном в 1950 году, внезапный удар 300-ми атомными бомбами по крупным городам СССР, в том числе – Москве, Ленинграду, Горькому, Куйбышеву, Свердловску, Казани, Баку, Тбилиси, Новосибирску, Омску, Саратову, Перми (тогда именовался этот город «Молотов»), Ярославлю и др. (всего 70 городов), и еще дополнительно – 29000 бомб по 100 городам, чтобы в одно мгновение уничтожить 85% советской промышленности и более 50% населения СССР. Позже моделирование последствий от одновременного использования такого качества атомных бомб для бомбардировки, выполненное группой ученых под руководством Н.Н. Моисеев, в начале 80-х годов ХХ века, показало, что от такого ядерного удара наступает «ядерная зима» почти на всей территории Земли, и «произойдет полная перестройка биосферы» и в «новой биосфере места для человечества не будет». Иными словами, риск ядерного самоуничтожения человечества в 1950 году был очень велик. И только появление после войны, еще при И.В. Сталине и благодаря его воле и руководству, ракетно-ядерного щита в СССР охладило пыл американских «ястребов», готовых пойти на «безумный шаг».

«Мир Войн и Насилия» – неотъемлемый атрибут истории классовых обществ, который продолжает сохраняться вплоть до наших дней. Поэтому «диалог пулеметов» или как раньше называли – «политика канонерок», продолжает действовать. И этот «мир» есть в современную эпоху порождение глобального империализма мировой финансовой капиталократии США (затем англо-американского мира и Западной Европы).

И так называемая «глобализация» была по сути своеобразной «маскировочной вывеской», за которой проходило становление строя мировой финансовой капиталократии, как системы глобального империализма и экономического колониализма, использующего «войны» и «цветные революции» не только для реализации своей диктатуры «Pax Americana», но и для получения сврехприбылей.

Канадская журналистка и социолог Наоми Кляйн опубликовала книгу, которую назвала «Доктрина шока. Расцвет капитализма катастроф» (2007), которая вошла в список мировых бестселлеров, и в которой фактически утверждается: современный капитализм в США и Великобритании есть капитализм, целенаправленно создающий управляемый поток катастроф («управляемый хаос»), чтобы переводить страны с более-менее сильными экономиками в экономико-колониальную зависимость от «метрополии» глобального империализма.

Ненадежность диалога цивилизаций в мире господства империализма демонстрирует политика президента США Трампа, которые аннулирует договорные обязательства США в области запрета на производство ракет средней дальности (носителей ядерного оружия) с Россией, обязательства США по отношению к Ирану и т.д.

Известный историк, представитель аристократического рода в Британии, Арнольд Джозеф Тойнби, еще в начале 70-х годов, незадолго до своего ухода из жизни, вынес своеобразный морально-нравственно-гуманитарный приговор «западной цивилизации»: «Запад способен гальванизировать и разъединять, но ему не дано стабилизировать и объединять… человечество не сможет достичь политического и духовного единства, следуя западным путем. В то же время совершенно очевидно насущная необходимость объединяться, ибо в наши дни единственная альтернатива миру – самоуничтожение, к чему подталкивает человечество гонка ядерных вооружений, невосполнимое истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды и демографический взрыв».

Но есть еще одно важное направление в рефлексии над содержанием современной исторической эпохи, которое совершенно по-новому ставит проблему будущего продолжения жизни и развития человечества на Земле, – это глобальный экологический кризис, который проявился в середине ХХ века и который на рубеже 80-х – 90-х годов перешел, по автору, в первую фазу Глобальной Экологической Катастрофы.

Никто из ученых и философов мира не поставил вопрос: «Почему именно в ХХ веке человечество своей хозяйственной деятельностью на Земле породило глобальный экологический кризис, а не раньше (хотя локальные экологические кризисы в истории человечества были, но не было глобального экологического кризиса, и тем более первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы, поставившей под сомнение будущее человечества на Земле)?».

Автор, поставив перед собой такой теоретический вопрос, сделал важное открытие для понимания «логики» современного развития человечества. Оно состоит в том, что именно в ХХ-ом веке произошла энергетическая революция (автор определяет эту революцию как «Большой Энергетический Взрыв» в социальной эволюции – истории человечества), т.е. скачок в энергетике мирохозяйственного природопотребления в среднем в 10 в 7-й степени раз (автор опирался в своих прикидочных расчетах на данные Ф. Спира). Такой многопорядковый скачок в энергетике мирохозяйственного природпотребления (и соответственно в «давлении» со стороны человечества на живое вещество и гомеостатические механизмы Биосферы) выявил несовместимость этой большой энергетики «давления» мирового хозяйства (экономики) на Биосферу и стихийных форм (на базе рынка, частной собственности, капитализма, войн и насилия) развития человечества.

Действует открытый автором закон, который он назвал законом интеллектно-информационно-энергетического баланса. Этот закон формулируется автором так:

чем больше со стороны хозяйства социальной системы (общества) воздействие по своей энергетической мощи на Природу – Биосферу и планету Земля, как суперорганизмы, – тем больше требуется лан упреждения негативных последствий от такого воздействия, и соответственно – тем более долгосрочным должно быть стратегическое управление будущим со стороны этой социальной системы (общества), и тем более наукоёмкими (и соответственно – интеллектоёмкими и образованиеёмкими) должны быть управление и олицетворяющая его власть.

Первая фаза Глобальной Экологической Катастрофы «высветила» действие этого закона и поставила экологические Пределы всей Стихийной Истории человечества, в том числе экологические Пределы рыночно-капиталистической системе («мировому капитализму» по Дж. Соросу [19]), доминированию закона конкуренции, институту частной собственности (собственности на средства производства), рынку и тем более современному «капитализму катастроф», а вернее глобальному империализму [20, 21] и его постоянному спутнику – экономическому колониализму.

Мировой капитализм и мировой рынок, в форме системы глобального империализма и экономического колониализма, в одночасье превратились в систему экологического самоуничтожения человечества.

Подтверждается вывод, сделанный в Докладе, написанном по заказу Мирового Банка в 1991 году, 28 лет назад, международной группой ученых под руководством Роберта Гудленда, Германа Дейли и Салеха Эль-Серафи, в экологически заполненной нише, которую занимает человечество, рынок как механизм развития экономики исчерпал себя.

В «Манифесте ноосферного социализма», опубликованном автором в 2011 году, прямо указывалось: «Капитализм – могильщик человечества в XXI веке в том смысле, что если он, ведя борьбу за самосохранение, одержит победу и у человечества не хватит разума и воли сбросить объятия этого исторического трупа, то он, порождая свою экологическую гибель, уведёт с собой и человечество в небытие».

Итак, в конце ХХ века глобальный экологический кризис перерос в первую фазу Глобальной Экологической Катастрофы, которая только подтвердила выводы известного доклада Римскому Клубу Д.К. и Д.Л. Медоузов и Й. Рандерса «За пределами роста»: мировая экономика в своем развитии в парадигме постоянного роста уже вышла за «пределы», диктуемые её взаимодействием с природой Земли. По данным прогнозного моделирования А.П. Федотова в его работе «Глобалистика» (2002) человечество войдет в двойной коллапс – социально-глобальный коллапс между богатым меньшинством и бедным большинством человечества и глобально-экологический коллапс – в 2025 ± 5 году. Имеются и другие, близкие к данной оценке, например, что человечество в сложившейся рыночно-капиталистической парадигме хозяйствования на Земле может перейти «точку невозврата» в период между 2030-ми и 2050-м годами.

В 2017 году в социальных сетях Интернета появилось «Предупреждение человечеству. Второе уведомление» – своеобразный аналитический доклад-статья, написанный международной группой ученых во главе с Уильямом Рипплом из Университета Штата Орегон в США, которое подписали более 15 тысяч ученых из 184 стран. В этом докладе указывалось, что прошедшие 25 лет с момента появления первого «Предупреждения человечеству», написанного группой ученых в 1992 году, очевидно, по результатам обсуждения глобальной экологической ситуации на Конференции ООН по устойчивому развитию в Рио-де-Жанейро в этом же году, и по 2017-й год, – есть потерянное время. За это время произошло ухудшение экологической ситуации в мире, например, по таким характеристикам:

- сокращение пресной воды на душу-населения на 26%;

- резкое снижение улова «дикой рыбы» в мировом океане;

- увеличение числа «мертвых зон» в океане на 75%;

- истребление лесов объемом в 1,2 миллиона квадратных километров;

- значительный рост выбросов в атмосферу углерода и средних температур;

- рост численности населения планеты на 35% при одновременном сокращении численности млекопитающих, рептилий, амфибий, птиц и рыб на 29%.

Автор в своем «Открытом письме Уильяму Рипплу» («письмо» выставлено на многих порталах и сайтах в России и переправлено в США), указал, что при всей его значимости, как документа современной эпохи, главный недостаток текста этого «Предупреждения» – отсутствие указания на главную причину сложившейся ситуации, когда процесс экологической гибели человечества нарастает, а ООН, правительства и политические элиты бездействуют, – глобальный империализм, сохраняющий установки (в доминирующей экономической политике) – на рынок, конкуренцию, на господство транснационального капитала и либерального (либертарианского) мировоззрения.

В этом письме автор указывал: «Главная причина развивающегося процесса экологического планетарного самоубийства человечества – это рыночно-капиталистическая система хозяйствования на Земле в виде строя мировой финансовой капиталократии и как формы её бытия и воспроизводства – глобального империализма и экономического колониализма».

Мировая капиталократия блокирует гуманитарный диалог цивилизаций, предложив миру в сентябре 1995 года принятую её представителями в Отеле «Фермонт» в Санкт-Франциско каннибалистскую модель «20%:80%», по которой 80% населения Земли были объявлены «лишними» с позиций воспроизводства мирового капитала, и обрекаются на уничтожение с помощью войн, «цветных революций», голода и т.п., а чтобы эти «незолотые» («неизбранные» мировым капиталом) люди и народы не восставали, З. Бжезинским была предложена специфическая стратегия лишения их критического мышления – «титтитейнмент» («титти» – от английского слова, означающего «женские груди», и являющаяся метафорой, за которой стоит лишение целой группы стран продовольственной безопасности, а «кормящими» странами выступают страны «золотого миллиарда» – «метрополии», а «тейнмент» (происходит от английского слова «ретейнмент») означает «развлечение»; за этим словом стоит стратегия привития этим «лишним» людям культа бездумных развлечений, наслаждений, наркомании, алкоголизации и медленного вымирания). Вполне возможно, что «капитализм катастроф», о которой пишет Наоми Кляйн, есть одна из частей стратегии реализации этой чудовищной, циничной (глобально-фашистской по сущности, если вдуматься в содержание этой модели с гуманистических позиций) модели «20%:80%».

В каком же формате возможен гуманитарный диалог цивилизации?

Ответ автора, который и составляет мировоззренческий стержень концептуального доклада, состоит в указании на единственный такой формат – ноосферно-социалистический, вытекающей из утверждения:

Ноосферизм – стратегия экологического спасения человечества и основа гуманитарного диалога цивилизаций на пути к Миру без Войн и Насилия – к Миру, в которой доминирует Закона Кооперации – и на основе Ноосферного Экологического Духовного Социализма формируется планетарная кооперация народов-этносов (с сохранением разнообразия культур и цивилизаций), как основа становления Ноосферного Коллективного Разума Человечества.

Россия – самостоятельная, евразийская, общинная цивилизация, цивилизация Правды, причем с самым большим «пространством-временем» (хронотипом) бытия и с самым холодным климатом (и, следовательно, с самой высокой энергетической стоимостью воспроизводства жизни общества), в которой всегда доминировал (из-за суровых климатических условий жизни) закон кооперации.

Именно Россия, когда начался процесс, по мере наступления капитализма и ценностей Запада с установкой на индивидуализм и свободу в буржуазном понимании (в первую очередь – через свободу перемещения капитала), её экономической колонизации, совершила Великую Октябрьской социалистическую революцию и Русский Прорыв Человечества к социализму отвергнув капиталистический путь, который вошел в конфликт с цивилизационными основаниями и ценностным геномом России.

С этого момента история человечества разделилась на два противостоящих друг другу истории:

стихийную, в рыночно-капиталистическом формате, историю, которую Маркс определил, как «предысторию»,

и управляемую, на основе социализма и плановой экономики, историю, которую Маркс определил, обращая свой «взор» в будущее, когда победит коммунизм, как «подлинную историю».

Вся история ХХ века – это одновременно история противостояния капитализма, а вернее империализма (по В.И. Ленину), и социализма.

Кратковременный исторический реванш глобального империализма в первую очередь империализма США (неслучайно начальник ЦРУ Гейтс 14 декабря 1991 года на Красной площади в Москве совершил в одиночку свой «парад победы», транслируемый по телевидению в США, – прошла такая информация в социальных сетях Интернета),

когда по «сговору» Ельцина, Кравчука и Шушкевича в Беловежской Пуще был осуществлен демонтаж СССР, и в результате произошло определенное отступление «первой волны» социалистических преобразований в мире, определившей историю ХХ века,

– совпал с «экологическим приговором» со стороны Биосферы и планеты Земля (в соответствии с действием гомеостатических механизмов) этому империализму.

Исторический реванш совершал уже «экологический труп», каковым являлась на начало 90-х годов вся мировая система капитализма.

В этом состоит какое-то грозное Послание всей думающей, еще не потерявшей разум (из-за алчности, гонки за прибылью, конкуренции, потребительства), части человечества, в первую очередь той, которая своим трудом и определяет логику воспроизводства его жизни, – Послание от самой Истории.

Это Послание есть «вызов» (понятие А.Дж. Тойнби), сформированный «логикой»

– как Внутренней Логикой Социального Развития (частью которой является и «формационная логика», как смена общественно-экономических формаций, олицетворяемых способом общественного производства, по К. Марксу, и «цивилизационная логика», как историческое и спирально-циклическое развитие множества локальных цивилизаций, отражающих культурно-социальные архетипы развития),

так и Большой Логикой Социоприродной Эволюции, заявившей о себе, по автору, глобальным экологическим кризисом в ХХ веке, а затем первой фазой Глобальной Экологической Катастрофы.

В чем состоит смысл этого «послания» со стороны Истории, как исторической диалектики взаимодействия этих двух «Логик с большой буквы»?

– В том, что наступила Эпоха Великого Эволюционного Перелома – и в исторический спор между Капитализмом (историей в рыночно-капиталистическом формате – Стихийной историей) и Социализмом, в будущем – Коммунизмом (историей в социалистическом формате как историей управляемой на базе плановой экономики) вмешалась Большая Логика Социоприродной Эволюции, предъявив человечеству императив выживаемости, как ноосферный императив, – императив управляемой истории в новом качественном формате – ноосферном формате, когда заканчивается автономная, отделённая от Природы социальная история, и начинается управляемая социоприродная эволюция, которая в свою очередь возможна только на базе Ноосферного Экологического Духовного Социализма.

Россия, совершила первый во всемирной истории человечества Социалистический Прорыв, создав первое в мире социалистическое государство СССР. Именно СССР (С.Г. Кара-Мурза назвал СССР советской цивилизацией) в 1945 году одержал Великую Победу над гитлеровским фашизмом – передовым отрядом империализма, специально «взращенным» мировой капиталократией для уничтожения социализма и СССР, и тем самым спас весь мир от фашистско-гитлеровской диктатуры мирового капитала.

И именно в СССР зарождается в первой половине ХХ века научное учение о ноосфере В.И. Вернадского, вернее – научное учение о переходе Биосферы в Ноосферу.

В настоящее время в понятие ноосферы вкладываются самые разные смыслы: от трактовки её только как «сферы разума», до трактовки, как формы проявления Космического разума на Земле.

Автор, как ученый, придерживается естественно-научного подхода к определению ноосферы, который формируется уже в теоретической системе В.И. Вернадского, а именно: ноосфера есть новое состояние Биосферы, в котором научная мысль как планетное явление [31], материализованное в «энергии культуры» (термин В.И. Вернадского), по своему воздействию на живое вещество Биосферы становится равномасштабным другим факторам её глобальной эволюции.

В.И. Вернадский в «Философских мыслях натуралиста» отмечал: «Биосфера ХХ столетия превращается в ноосферу, создаваемую прежде всего ростом науки, научного понимания и основанного на ней социального труда человечества… необходимо подчеркнуть неразрывную связь её создания с ростом, научной мысли, являющейся первой необходимой предпосылкой этого создания. Ноосфера может создаваться только при этом условии».

Прошедшие почти три четверти века после смерти В.И. Вернадского резко изменили глобальную ситуацию на Земле. На Земле наступила Эпоха Великого Эволюционного Перелома, как эпоха перехода от Стихийной парадигмы истории на базе доминирования Закона конкуренции («Конкурентной истории») к Управленческой и Ноосферной парадигме истории на базе доминирования Закона кооперации («Ноосферной и Кооперационной истории»).

Интересно, что эта смена парадигм в социальной эволюции человечества описана И.А. Ефремовым в научно-фантастическом романе «Час Быка» как смена «Эр» истории – смена «Эры Разобщенного Мира» - ЭРМ, которая и есть вся история эксплуататорских обществ на базе конкуренции, войн и насилия, и к концу которой происходило «уничтожение культуры и избиение лучших», «Эрой Встретившихся Рук» - ЭВР, в которой доминирует кооперация, сотрудничество, взаимопомощь, справедливость и получает расцвет творчество людей, и осуществляется освоение Космоса. Но, как показывает в романе Иван Антонович, не только писатель, но и выдающийся мыслитель и ученый, последователь учения о ноосфере В.И. Вернадского, – человечество осваивая Космос открыло во Вселенной планеты, «где есть всё для жизни: голубой свод могучей атмосферы, прозрачное море и чистые реки, теплое светило. Но ветры перевевают мёртвые пески, и их шум вместе с шумом моря или грозы – единственные звуки, нарушающие безмолвие громадных пустынь. Мыслящая жизнью в диком заблуждении убила себя и всё живое, едва прикоснувшись к мощи атома и космоса». Это предупреждение И.А. Ефремова как никогда актуально сегодня.

Всем мыслящим людям доброй воли на Земле, всем действительным ученым и философам, всем, кто исповедует Правду и готов ради неё, как писал о себе В.И. Вернадский, отдать свою жизнь, нужно приложить все усилия, и именно это должно быть целью «гуманитарного диалога» в современную эпоху, чтобы переход Биосферы в Ноосферу и переход современной стихийной истории человечества, поставившей его грань экологической гибели, в управляемую ноосферную историю состоялись, т.е. состоялось ноосферно-социалистическое преобразование основ бытия человечества на Земле.

Ноосферизм как термин и понятие введено в научный оборот автором во время написания статьи «Ноосфера и социализм (Вернадский как социалистический мыслитель)» осенью 1996 года и опубликованной в газете «Ульяновская правда» 15 мая 1997 года, и затем включенное в «Избранное» автора под названием «Россия и человечество на «перевале» истории в преддверии третьего тысячелетия», опубликованном в 1999 году. В этой статье автор писал:

«Императив научного управления как условия движения системы «Человечество – Биосфера» в сторону трансформации в ноосферу усиливает потребность в кооперации, в коллективном характере мироустройства человеческой жизни.

Если «ноосферная логика развития» есть внешняя большая социоприродная логика развития, диктующая человечеству необходимость коллективного управления на базе общественного интеллекта, то внутренняя логика социального развития, которая смогла бы обеспечить решение императив «ноосферной логики», и есть социалистическая логика.

Будущий синтез этих двух направлений… и может быть определен, по нашему мнению, как ноосферизм или ноосферный социализм, частностью которого выступает экологический социализм.

Становящийся ноосферизм как учение об управляемой социоприродной эволюции на базе общественного интеллекта выдвигает на передний план образование и просвещение, более того, ставит вопрос, что «общество будущего», в форме которого сможет появиться динамическая социоприродная гармония, есть образовательное общество» (выдел. авт. С.А.).

Ноосферизм, таким образом, появляется, как качественно новой этап в развитии учения о ноосфере В.И. Вернадского, несущий на себе «печать» резкого качественного различия переживаемой нами Эпохи Великого Эволюционного Перелома от той исторической эпохи, в которой жил и творил В.И. Вернадский, – тоже переломной, потому что в России – СССР шло созидание невиданного в истории социалистического общества, но в которой отсутствовала угроза экологической гибели человечества и продолжали доминировать «природопокорительское мировоззрение» и иллюзия, что с помощью научно-технического прогресса решаются все проблемы будущего развития.

В монографии «Ноосферизм. Введение в ноосферизм» (2001) автор указывал:

«…в учении о ноосферогенезе в версии В.И. Вернадского имеются определённые недостаточность, уязвимость, вытекающие из позиции естествоиспытателя и натурфилософа, в которой недостаточно отражены роль рефлексии, общественного становления логики «неестественного», «искусственного», «не-Природы» (коммент. автора: ссылка на работу Ю.М. Осипова [36])».

Устранение этих «недостаточности» и «уязвимости» в натурфилософской версии вернадскианской концепции ноосферы входит в содержание Ноосферизма,

и как новой научно-мировоззренческой системы, обеспечивающей реализацию императива выживаемости человечества в XXI веке, и соответственно – выхода из состояния первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы через ноосферно-социалистическое преобразование основ бытия человека и общества на Земле;

и как новой стратегии развития, как новой ноосферной парадигмы истории, с приматом действия Закона Кооперации, предполагающей социальную организацию восходящего воспроизводства качества общественной жизни в форме Ноосферного Экологического Духовного Социализма.

И в этом качестве, указывалось в «Ноосферизме» (2001), «ноосферизм есть отказ человечества от рыночно-капиталистической формы своего бытия, породившей в конце ХХ века глобальную капиталистическую экспансию мировой финансовой капиталократии (со «столицей» в США) и её идеологическое обоснование в форме мондиализма. – Нового Миррового Порядка с диктатурой «золотого миллиарда», управляемой мировой финансовой капиталократией, и с глобальным «гетто» для «незолотых миллиардов», обреченных по плану мондиалистов на вымирание в XXI веке через:

- диктат голода и деградацию духовно-нравственной сферы жизни, культуры,

- уничтожение суверенитетов национальных государств, разнообразия этносов и культур,

- превращение людей в однородную «серую расу» мелких «либеральных волков», стремящихся пробиться в «страну благоденствия», т.е. в число «счастливчиков», входящих в «золотой миллиард».

За прошедшее время автором издано более полусотни монографий, развивающих теоретический комплекс Ноосферзма как ноосферной меганауки, выполняющей роль научной основы стратегии спасения человечества от экологической гибели, и программы ноосферно-ориентированного синтеза наук и становления ноосферного образования. Издано (в период с 2006г. по 2015г.) 10-ть томов 13-томного собрания «Сочинений» автора под общим названием «Ноосферизм». Проведено с 2007 по 2011 годы три Международных Ноосферных Северных Форума «Ноосферизм: арктический взгляд на устойчивое развитие России и человечества» с изданием по материалам этих форумов 3-х томов коллективных монографий. За период с 2009 по 2018 годы проведено 8-мь Международных научно-практических конференций «Ноосферное образование в евразийском пространстве», по материалам которых издано 8-томное монографическое «собрание» с таким же названием. Изданы капитальные научные работы по ноосферным человековедению и обществоведению, ноосферной экономике, теории капиталократии и глобального империализма, по теории ноосферного социализма, по ноосферной экологии.

Одной из важных теоретических основ Ноосферизма, в авторской разработке, составляет ноосферная парадигма универсального эволюционизма, объединяющая в себе три парадигмы в теоретической интерпретации законов прогрессивной (сопровождающейся ростом сложности систем) – дарвиновской (автор – Ч. Дарвин), кропоткинской (автор – П.А. Кропоткин) и берговской (автор – Л.С. Берг) парадигм.

Доказывается, что любая прогрессивная эволюция, сопровождающаяся ростом сложности социальных систем, подчиняется действию двух метазаконов:

- метазакону Сдвига от доминирования Закона Конкуренции и механизма «естественного отбора – к доминированию Закона Кооперации и механизма интеллекта;

- метазакону интеллектуализации или «оразумления» прогрессивной эволюции.

Переживаемая Эпоха Великого Национального Перелома автором трактуется как эпоха резкой смены доминант (в соответствии с первым метазаконом) в действии пары законов – закона конкуренции и закона кооперации в социальной истории, с выходом на передний план Закона Кооперации и сопровождающего его (по отношению к обществу) – общественного интеллекта, – и, в соответствии с действием второго метазакона, – переход к ноосферному этапу как самой истории человечества, так и ноосферному этапу в эволюции системы <Биосфера + Человечество>.

Одновременно, это есть роды Действительного Разума и Действительного Человечества, т.е. Ноосферного Разума и Ноосферного Человечества, «взваливающих на себя Ответственность за Будущее всей Мегасистемы Жизни на Земле, через научное управление социоприродной эволюцией – единственную модель обеспечения устойчивого развития будущего человечества.

В контексте данного положения развивается в системе Ноосферизма и сама категория ноосферы:

Ноосфера есть новое качество Биосферы, в структуре которого коллективный Разум человечества (на базе планетарной кооперации народов-этносов), как «Разум управляющий», «встраивается» в систему гомеостатических механизмов Биосферы и планеты Земля, как суперорганизмов, и начинает управлять социоприродной (Социо-Биосферной) эволюцией, соблюдая законы-ограничения, отражающее действия этих гомеостатических механизмов.

Эпоха Великого Эволюционного Перелома – это эпоха ноосферной социалистической революции, частью которой является ноосферная человеческая революция, несущая в себе смысл «Родов Действительного Разума» и «Родов Действительного Человечества». Эта эпоха, как революционная эпоха, по прогнозу автора, охватит весь XXI век.

По мнению автора, у «гуманитарного диалога цивилизаций», хотя бы на уровне мыслящей, озабоченной сохранением человечества на Земле, части этих цивилизаций, есть перспектива именно в логике ноосферной мировоззренческой революции. И Ноосферизм, конечно, в его развитии на базе Российской Ноосферной научной школы, есть фундаментальная научная основа для такого диалога.

Опасность капиталогенного и рыночногенного экологического самоуничтожения человечества в XXI веке велика.

Призвание философии в XXI веке – стать глашатаем мощной ноосферной мировоззренческой революции с одновременным переходом от доминанты категории «Свободы», на базе которой расцветает индивидуализм, этнический и национальный эгоизм, культ рынка и прибыли, поклонение «золотому тельцу», идеология либерализма, – к категории «Ответственности» и к сопровождающим её ценностям долга, правды, справедливости, совести, служения общему делу, кооперации, коллективизма, соборности, «всечеловечности» (Ф.М. Достоевский), солидарности, с принципом А. Швейцера «Благоговение перед любой жизнью».

Заканчивается «предыстория» человеческого Разума, в которой он не обрел ещё статус Разума, не только управляющего своей историей, но «Биосферного Разума», что связано с переходом из состояния «Разум-для-Себя» в состояние «Разум-для-Биосферы, Земли, Космоса». Необходимо преодолеть опасность экологической гибели такого «предысторического разума» в капкане Глобальной Капитал-Мегамашины.

К. Маркс связывал коммунизм с представлением о «подлинной истории». А «подлинная история» – это история, в пространстве которой человек становится хозяином своей исторической судьбы. Именно поэтому «подлинная история» становится «царством свободы». Только человек, управляющий собственной историей, в соответствии с познанными законами природы и общественного развития, включая спирально-циклическую динамику прогрессивной эволюции, и поднимающийся на уровень Ответственности за Будущее Биосферы Земли, через качественное научное управление социоприродной эволюцией, с постоянным разрешением возникающих противоречий между ним и природой, включая и преодоление периодически возникающих кризисов, – становится истинно свободным.

Такова диалектическое единство Свободы и Ответственности, да еще в логике ноосферного развития.

В 2013 году к 150-летию со дня рождения В.И. Вернадского газета «Советская Россия» в своём приложении «Отечественные записки» опубликовала статью автора «Ноосферный формат будущей «подлинной истории».

Ноосферизм можно трактовать, в его исторической реализации в будущем, как ноосферный формат будущей «подлинной истории» или ноосферный коммунизм, мечту о котором И.А. Ефремов отразил в романе «Час Быка».

Россия – великая евразийская цивилизация. И у нее есть миссия – стать историческим водителем на пути Ноосферного Прорыва человечества в XXI веке. «Манифест ноосферного социализма», представленный общественности автором, заканчивается таким словами:

«Над миром человечества бьёт набат экологической тревоги! Времени на осознание ситуации, в которой оказалось человечество, становится всё меньше и меньше! Снова над будущим человечества восходит солнце социализма, призванного решить экологические проблемы, возникшие в XXI веке. Это означает, что у человечества нет будущего вне ноосферного экологического духовного социализма!

Обладая свободной волей, человек может спасти себя, проявив волю к воссоединению с целостностью космоса! Пробил час «экспроприации экспроприаторов», т.е. экспроприации капиталократии, что и совершит человек труда в союзе с Её Величеством Природой! Призрак бродит по планете Земля – призрак ноосферного экологического духовного Социализма! И это есть истина из России, которая обращена ко всем здравомыслящим людям на Земле!»

На этом автор в своём докладе ставит не «точку», а «многоточие»…

Источник: «Петровская академия наук и искусств»

Читайте также

В «Библиотеке» сайта размещена новая книга В.Н. Федоткина В «Библиотеке» сайта размещена новая книга В.Н. Федоткина
В разделе «Библиотека» сайта ВСД «Русский Лад» размещена книга председателя Рязанского отделения нашего движения, доктора экономических наук Владимира Николаевича Федоткина «Славянофилы и западники – ...
30 октября 2024
В. Варава. Два типа русской святости – один тип русского человека В. Варава. Два типа русской святости – один тип русского человека
Русская святость предстает в двух видах: как религиозная святость и как святость нравственная. На самом высшем божественном уровне святость едина. Но, нисходя в дольние обители мира сего, святость обр...
30 октября 2024
Место для легенды Место для легенды
16 августа 1969 года ушел из жизни Марк Наумович Бернес, легенда советской эстрады, исполнитель самых задушевных песен, подаривший советским людям десятки популярных песен, талантливый актер. Его песн...
30 октября 2024