А.И. Субетто: «Манифест новой стратегии выживания»
Доклад 6 февраля 2022 года на заседании Международного профессорского делового клуба по теме «Человек в современном мире»
Уважаемые члены Клуба и участники нашей встречи! Приношу признательность, Максим Вячеславович, Вам и членам Международного профессорского делового клуба за избрание меня почетным членом мною уважаемого Клуба в прошлом году! Для меня это большая честь.
Приношу также признательность и за то, что итоги моей научной и философской деятельности, закрепленным в моих книгах, монографиях, в связи с отмеченным мною 85-летним юбилеем 28 января уже этого, наступившего, 2022-го года, становятся предметом нашей рефлексии на этом заседании, получившем знаковое названием «библиопленер».
— 1 —
В качестве эпиграфа к этому своему выступлению я выбрал два высказывания знаменитых европейских мыслителей, произнесенные почти в одно и то же время, приблизительно 200 лет назад. Это мысли-положения, которые оставили нам в наследие, И.В. Гёте и Ж.-Б. Ламарк.
Первый так определил, что есть «истинный человек» на Земле [1, с. 376]:
«Лишь всё человечество вместе является истинным человеком, и индивид может только тогда радоваться и наслаждаться, если он обладает мужеством чувствовать себя в целом».
Второй взглянул на проблему человека с другой стороны, фактически сформулировав гуманистический приговор набравшему силу «молодому капитализму» в Европе и Северной Америке и колонизирующему весь остальной мир [2, с. 12]:
«Вследствие беззаботного отношения к будущему и равнодушию к себе подобным человек сам как бы способствует уничтожению средств к самосохранению и тем самым истреблению своего вида… Можно, пожалуй, сказать, что назначение человека заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодном для обитания…».
— 2 —
Вот почему я свой доклад назвал в логике антитезы к Ламарковскому тезису, одновременно подчеркивая миссию разработанной мною научно-мировоззренческой системы и идеологии XXI века – Ноосферизма, так:
· «НООСФЕРИЗМ – МАНИФЕСТ новой стратегии выживания и развития человечества на Земле и в Космосе».
Вступив на очередную ступень своего интеллектуально-познавательного, духовно-нравственного и философского восхождения к пониманию мира, себя, близких, русского народа, к числу которого я и моя семья принадлежит, того «гётевского измерения» истинности человека, которое заключено именно в целостности всего человечества (и которое и есть та «всечеловечность», о которой писал как о характеристике русского человека Федор Михайлович Достоевский, которому исполнилось в 2021 году 200 лет со дня рождения), — 85 лет жизни на «белом свете», я снова, в том числе и по просьбе Максима Вячеславовича Бахтина, итожу сделанное мною в науке, философии, образовании, культуре.
— 3 —
К настоящему времени мною написано и опубликовано более 1500 научных и публицистических работ, в том числе более 400 книг (монографий, очерков, эссе), включая и 10-томное собрание (16 книг) «Сочинений. Ноосферизм». В 2021 году издал, по просьбе В.В. Семикина, президента Ноосферной общественной академии наук, список «Сто основных работ по Ноосферизму».
Спираль моих научно-философских исследований и обобщений, которые длятся уже более полувека, построена так, что все выполненные мною крупные разработки теоретических систем –
· квалитативизм как наука о качестве и философия качества,
· квалиметрия,
· «метаклассификация» – наука о механизмах» и закономерностях классифицирования в человеке, обществе и природе,
· теория циклов,
· системогенетика как общая наука о преемственности (наследования) в процессах развития в любых системных мирах,
· теория общественного интеллекта,
· теория знания и системология образования,
· наука о творчестве человека и творческим долгожительстве – креатология,
· теория капиталократии и глобального империализма
и т.д.
– ранее вошли фундаментальными блоками в разрабатываемую мною интенсивно последние 25 лет научно-мировоззренческую систему, которую я назвал уже в 1995 – 1996 годах «Ноосферизмом».
Уже в статье, написанной мною в ноябре 1996 года, — «Тринадцать тезисов философии выживания России в начале XXI века», которая вошла в юбилейную книгу, посвященную моему 60-летию «Субетто Александр Иванович. Библиография опубликованных работ» [3, с. 81 — 101] и была опубликована в ряде изданий, в «Тезисе третьем» я тогда так формулировал связь судьбы России и человечества с Ноосферизмом в XXI веке [3, с. 82]:
«Мир, человечество сохранятся на Земле, если сохранится Россия. В геополитическом измерении Россия – «сердце» мира, центр его политического равновесия. Россия сохранится, наступит эпоха её восстановления и развития, единения народов России, если она вернётся к идеалам соборности, всеединства, коллективизма, социальной справедливости, примата духовного над материальным, к общественному идеалу социализма, приобретающего черты экологического социализма и ноосферного общества (ноосферизма). Только эта логика развития отвечает логике цивилизационного развития».
В 2001 году появляется моя капитальная монография «Ноосферизм» (объемом 537с.) [5].
Перечислю названия глав этой работы, которые достаточно полно передают и «логику», и «структуру», и научную новизну представленного теоретического ноосферно-ориентированного синтеза, который я и определил как «Ноосферизм», и, одновременно, подчеркну это, – как научно-мировоззренческую систему XXI века:
· «О ноосферизме»;
· «Проблема ноосферогенеза и ноосферизация российского образования. Вернадскианская революция»;
· «Системно-онтологические, космогонические и социально-цивилизационные основания законов кооперации и интеллектуализации»;
· «Закон кооперации как закон эволюции аграрного базиса жизни человечества и России»;
· «Земельный вопрос в России и ноосферогенез. Причины краха земельной реформы в России»;
· «Общественный интеллект и образовательное общество. Логика становления»;
· «Синтетическая Цивилизационная Революция: вызревание предпосылок становления «цивилизации общественного интеллекта и образовательного общества»;
· «Ноосфера через призму глобальной гармонии мира, экологического и духовного здоровья человечества»;
· «Популяционная и глобальная валеология через призму ноосферогенеза»;
· «Ноосферизм и Русский Космизм. Сферное учение Русского Космизма и вернадскианская революция»;
· «Концепция самотворящей природы в системе ноосферизма»;
· «Живая или Космическая этика Русского Космизма и ноосферизма»;
· «Компьютерогенная катастрофа человека и человеческой психики. Проблема ноосферной валеологии»;
· «Что делать?», как глобальный вопрос, стоящий перед человечеством и Россией. «Ноосферизм» как ответ на этот вопрос»;
· «Императив гуманизации общества и образования. Неклассическая гуманизация как составляющая Тотальной Неклассичности будущего бытия человечества»;
· «Ноосферизм. Теория фундаментальных противоречий человека как основание неклассических социологии и человековедения»;
· «Ноосферогенез через призму логики развития России как уникальной евразийской цивилизации»;
· «Ноосферная несостоятельность капитализма и капиталократии. Возможность капиталистической гибели человечества в XXI веке»;
· «Антиноосферизм финансово-капиталистической глобализации по мондиалистическому сценарию»;
· «Хаббардиада как феномен социальной вирусологии, её антиноосферизм»;
· «Ноосферизм: место образования в ноосферной концепции будущего человечества и России»;
· «Победа СССР над Германией в Великой Отечественной войне как фактор ноосферогенеза в ХХ веке»;
· «Принцип богоизбранности народа для мирового господства как принцип расизма. Антиноосферная направленность принципа богоизбранности»;
· «Качество жизни в контексте ноосферизма».
— 4 —
Категория «ноосферизм» мною, таким образом, введена в середине 90-х годов, в «логике» заявленного мною еще в конце 80-х годов,
— в развитие учения о переходе Биосферы в Ноосферу В.И. Вернадского и в развитие теоретического комплекса марксизма-ленинизма в СССР,
императива выживаемости человечества на Земле как синтеза социалистического и ноосферного императивов.
Это я сделал в работе (я тогда еще служил в Вооруженных Силах СССР, в Военно-Космической инженерной академии им. А.Ф. Можайского) «Опережающее развитие человека, качества общественных педагогических систем и качества общественного интеллекта – социалистический императив» [4] (опубликована была в Москве благодаря помощи Н.А. Селезневой в 1990 году).
Исходя из разработанных мною положений в 80-х годах уже прошлого – ХХ-го века теории фундаментальных противоречий человека, а также «закона-императива информационно-энергетического соответствия в развитии общества с позиции его выживаемости» [4, с. 66, 67], по которому «информационно-прогностическая мощь общественного интеллекта должна превышать (или соответствовать) его энергетической мощи» [4, с. 67], в этой работе я впервые показывал, что человечество,
чтобы выжить на Земле, чтобы преодолеть противоречие между ним и природой (второе фундаментальное противоречие в развитии человека), которое обрело планетарно-конфликтный масштаб в виде глобального экологического кризиса,
должно перейти к социальной организации жизни в виде ноосферного социализма, т.е. соединить реализацию:
· социалистического императива, как выраженная Внутренней Логики Социального Развития» например – формационной логики истории по К. Марксу,
· и ноосферного императива – императива перехода Биосферы в Ноосферу, как выражения действия «Большой Логики Социоприродной Эволюции».
Само это моё положение уже тогда было революционным, неожиданным, для многих обществоведов, хотя В.И. Вернадский в последние годы жизни, в период между 1937 и 1945 годами, неоднократно указывал, что его учение о ноосфере не противоречит научному социализму К. Маркса. «…социалистический императив сливается воедино с ноосферным императивом и в этом проявляются общегуманные истоки учения о социализме» [4, с. 73], – отмечал я тогда.
Эту ноосферно-социалистическую линию, как важную составляющую научно-мировоззренческой системы XXI века, я перевел через 20 лет, в 2011 году, в «Манифест ноосферного социализма» [6], входящего составной частью в теоретический комплекс ноосферизма.
— 5 —
При этом подчеркну, что уже в вышеуказанной работе «Опережающее развитие человека, качества общественных педагогических систем и качества общественного интеллекта – социалистический императив» [4] мною был выполнен важный теоретический «шаг» в осмыслении вопроса «Что является главным человеческим (или гуманистическим) измерением социализма?»
— Мой ответ был таков:
«Закон опережающего развития качества человека, качества общественного интеллекта и качества образовательных систем в обществе».
Это и есть основной закон социализма, как «общества самой высокой субъектности», выходящего на уровень управления своим развитием, в том числе на базе плановой социалистической экономики.
Маркс, исходя из заявленного им формационного подхода к раскрытию «Внутренней Логики Социального Развития», как логики сменяемости общественно-экономических формаций, пришел к выводу, что всю историю эксплуататорских обществ, которая состоялась, можно назвать «предысторией», поскольку человек оставался в плену её стихийных сил. И переход к коммунизму по Марксу и есть переход к «подлинной истории», когда человек поднимается на высоту «Субъекта Истории», т.е. научается управлять (через планирование социально-экономического развития) её ходом.
А исторический прорыв человека к новой форме своей жизни – социализму, когда он начинает творить «подлинную историю», т.е. качественное его превращение в «Субъекта Истории», – и означает по Марксу преодоление человеком отчуждение от себя и от природы.
Тем более что отчуждения человека, а я добавлю по отношению к современному человеку – рыночно-капиталистическое отчуждение, от себя и от природы, в ХХ веке, на фоне «Энергетического Скачка» в его воздействии через экономику на Биосферу в 10 в 7-й степени раз [5, 8 — 13], привело – в моем определении – к глобальному экологическому кризису (к середине ХХ века), который перерос в первую фазу Глобальной Экологической Катастрофы (к концу ХХ века) [4 — 6].
14 апреля 1855 года в своей «Речи на юбилее «The people’s paper» в Лондоне Маркс произнес слова, не потерявшие своей актуальности (на фоне роста власти теперь уже фетишных, «отчужденных» сил цифровых технологий, так называемого «искусственного интеллекте», ничего с «интеллектом» общего не имеющего, над поведением современного человека): «…Все наши открытия и весь наш прогресс как бы приводит к тому, что материальные силы надеются интеллектуальной жизнью, а человеческая жизнь, лишённая своей интеллектуальной стороны, низводится до степени простой материальной силы» [7, с. 3 — 5].
Теперь такому состоянию отчуждения человека от себя, от того, что он создает благодаря достижениям научно-технического прогресса, включая весь этот «бум» последнего десятилетия с «цифровизацией» информационного пространства бытия человека, от Природы – подписала экологический Приговор Природа – Биосфера и планета Земля, как суперорганизмы, имеющие собственные гомеостатические механизмы.
— 6 —
Вот почему, по моей оценке[5], наступила Эпоха Великого Эволюционного Перелома (разработкой её концепции, как теоретической части Ноосферизма, я занимаюсь 30 лет), как Эпоха Ноосферного Преобразования Мира, –как Эпоха, в которой на ведущее место вышла Большая Логика Социоприродной Эволюции, которой не знали общественные науки на протяжении своего становления в последние 300 лет, и которая поставила по-новому проблему синтеза научного знания, именно исходя из синтеза Социалистического и Ноосферного императивов, – а именно, ноосферно-ориентированного синтеза.
Ведь речь идет о единственно возможной стратегии выживания, и более того – в более жесткой формулировке – экологического спасения, – человечества на Земле в XXI веке, имеющей форму, в соответствии с «Ноосферизмом» по А.И. Субетто, в виде управляемой социоприродной – Социо-Биосферной, или Ноосферной, – эволюции на базе общественного интеллекта, научно-образовательного общества и Ноосферного Экологического Духовного Социализма.
Представление Маркса о «подлинной истории» в «Ноосферизме» резко расширяется, выходит за пределы собственно содержания «человеческой истории» как таковой, превращаясь, я это подчеркну, – в научно управляемую социоприродную эволюцию, в которой Коллективный Разум Человечества – Общественный Интеллект – научается научно управлять таким сверхсложным «объектом», как «социоприродная эволюция» – или «ноосфера в её прогрессивно-эволюционном содержании».
Замечу, что само это теоретическое положение стало главным «предметом» при защите мною докторской диссертации по социальной философии 26 мая 1995 года в Нижнем Новгороде, на заседании диссертационного совета, которым руководил знаменитый советский и русский ученый-философ, профессор Лев Николаевич Зеленов, мой друг, глава нижегородской философской школы, к сожалению, неожиданно ушедший из жизни (на 89-м году) в начале сентября 2021 года. Диссертация в виде научного доклада называлась так [8]: «Общественный интеллект: социогенетические механизмы развития и выживания (философско-методологические основания и начала теории общественного интеллекта)».
Уже в рамках теории общественного интеллекта, и в этой диссертации, в частности, я стал менять всю теоретическую доктрину во взглядах на механизмы прогрессивной эволюции, сопровождающейся ростом сложности эволюционирующих систем. Я указывал на ошибочность абсолютизации дарвиновской парадигмы, обращая внимание на то, что в любой прогрессивной эволюции существует «механизм управления будущим», который я предложил назвать «интеллектом». Интеллект выступает антиподом «механизму естественного отбора» (в дарвиновской парадигме).
«Интеллект есть управление будущим и в этом состоит его функционально-эволюционное определение, – писал я [8, с. 15]. – Он проявляется в космогонической эволюции как антипод «методу проб и ошибок», механизму естественного отбора в биоэволюции. Интеллект есть антиэнтропийное начало в эволюции, развитие которого сопровождает усложнение систем, рост их орагнизмичности». С этих позиций общественный интеллект есть управление будущим со стороны общества» [8, с. 15].
При этом, мною показывалось, что рост роли «интеллекта» в прогрессивной эволюции сопровождает рост роли Закона Кооперации, как закона, противостоящего Закону Конкуренции.
В дальнейшем, уже в «Ноосферизм» в 2001 году [5], я это положение перевел в новую эволюционную парадигму, позже мною названную «ноосферной (синтетической) парадигмой универсального эволюционизма» (в отличие от парадигмы универсального эволюционизма Н.Н. Моисеева [14], полностью базирующегося на дарвиновской схеме объяснения движущих сил прогрессивной эволюции) [5, 9 — 13], или в развитие понятия «номогенеза» Л.С. Берга – «ноо-космо-номогенезом» [12].
Эта новая парадигма универсального эволюционизма, или ноо-космо-номогенез, есть синтез 3-х парадигм во взглядах на движущие силы прогрессивной эволюции – дарвиновскую (закон конкуренции, механизм «естественного отбора», триада – «наследственность, изменчивость, отбор»), кропоткинскую (доминанта – механизм сотрудничества, взаимопомощи; я этот механизм определил как доминирующая роль закона кооперации) и берговскую (номогенез, наличие законов, направляющих прогрессивную эволюцию).
Основой такого синтеза стало выдвинутое мною положение в «Ноосферизм» [5], что любая прогрессивная эволюция подчиняется действую двух метазаконов [5, с. 28 — 37]:
· метазакону Сдвига от доминанты Закона Конкуренции и механизма «естственного отбора» — к доминанте Закона Кооперации и механизма «интеллекта»;
· и как следствие действия первого метазакона, метазакону «Оразумления» или Интеллектуализации любой прогрессивной эволюции.
Именно, с позиций «Ноо-космо-номигенеза» в «Ноосферизме» научное открытие В.И. Вернадского перехода Биосфера в состояния Нософеры как проявления закона глобальной эволюции Биосферы на Земле (оно получило по инициативе А.И. Горбунова и А.И. Субетто международной патент Европейской академии наук и искусств в 2013 году, к 125-летию со дня рождения создателя учения о переходе Биосферы в Ноосферу В.И. Вернадского) получает дополнительные научные основания, как форма проявления этого Метаазакона «Оразумления» применительно к Эволюции Биосферы и эволюции Человечества в составе Биосферы на Земле,
Отмечу, обращаясь к памяти известного русского ученого и мыслителя, главы новосибирской ноосферной научной школы, как школы космоантропоэкологии, и моего друга, Влаиля Петровича Казначеева, что он сразу же по выходу «в свет» моего «Ноосферизма» поддержал его научно-мировоззренческую установку и выдвинутую в этой работе концепцию ноо-космо-номогенеза. В книге своих раздумий о будущем России и человечества «Думы и будущем» [15] изданной в 2005 году, он сразу же встал на позицию «Ноосферизма».
В.П. Казначеев писал [15, с. 28, 29]:
«Ноосферизмом, далее следует ссылка на мою книгу «Ноосферизм» [5], мы называем такой синтез науки в формулировке К. Маркса, в котором объединяющим началом является повышение качества управления социоприродной эволюцией системы «Человечество – Биосфера – Земля» на базе общественного интеллекта и образовательного общества (мое замечание: а это и было центральное звено защищаемых теоретических положений в вышеупомянутой моей докторской диссертации по социальной философии 1995 года [8] затем развернутом в теоретическую систему Ноосферизма в 2001 году [5]).
Хотя Вернадский, — замечал В.П. Казначеев, — категориями общественного интеллекта, коллективную разума не пользовался, по генезисы этих категорий в его «мыслях натуралиста» просматриваются…
В «Ноосферизме» (2001) показано, что понятие ноосферного будущего человечества может быть правильно осознано на основании новой парадигмы эволюционизма, в которой синтезируются дарвиновская, кропоткинская и берговская парадигмы эволюционизма и которая помогает осознать механизмы своеобразного «оразумления» Космоса, неизбежно приводящие к появлению человеческого разума на Земле.
Задача отечественных ученых – довести дело развития 4учения о ноосфере В.И. Вернадского до ноосферогенетического синтеза всех наук, имя которому – ноосферизм».
В.П. Казначеев, величайший ученый нашей эпохи, врач, организатор Института экспериментальбной медицины в Новосибирске, глава Новосибирского отделения Академии медицинских наук в 80-х – 90-х годах, ставший, начиная с начала 90-х годов моим другом (мы с ним находились в диалоге до последних дней его жизни он ушел из жизни в начале октября 2014 года), поддержал сразу же теоретическую систему Нософеризма, подчеркнув важность выдвинутой мною теоретической концепции ноо-космо-номогенеза.
Замечу, возвращаясь к категории Ноосферизма «Эпоха Великого Эволюционного Перелома», которой я характеризую переживаемое человечеством историческое время, что в контексте ноо-космо-номогенеза, эта эпоха предстает именно как:
· первое: как эпоха Сдвига от доминирования Закона Конкуренции и механизма «естественного отбора», т.е. с помощью – войн и насилия, в социальной истории человечества (а это и есть сложившаяся парадигма Стихийной истории) – к доминированию Закона Кооперации и механизма общественного интеллекта (это и будет подлинная история» по Марксу в новом ноосферном качестве – как управляемая социоприродная эволюция);
· второе: как эпоха качественного Скачка в «оразумлении» социальной истории человечества, да еще под воздействием открытого мною Закона информационно (интеллектно)-энергетического соответствия, действия которого требует компенсации энергетического скачка в хозяйственны воздействием человечества на Природу опережающим ростом роли общественного интеллекта в управлении социоприродной эволюции. Это второе «измерение» переживаемой нами Эпохи Великого Эволюционного Перелома и определяет её, и весь XXI век, как Эпоху Родов Действительного, т.е. Ноосферного, Разума в лице Человечества.
Что означает последнее теоретическое утверждение Ноосферизма по А.И. Субетто?
Оно означает, что все состоявшаяся Малоэнергетическая Стихийная Истории до начала ХХ века есть «перинатальный период» в развитие «человеческого разума» под «защитой» действующих компенсаторных, негэнтропийных механизмов Биосферы (А.Л. Чижевский в 1929 году даже ввел понятие «закона квантитативно-компенсаторной функции Биосферы»), т.е. Биосфера как бы была «беременна» человеческим Разумом на протяжении всей состоявшейся антропной эволюции. Известие Начала Конца этой «беременности» Биосферы человеческим разумом на протяжении всей состоявшейся антропной эволюции. Известием Начала Конца этой «беременности» Биосферы человеческим Разумом и стала «Энергетическая революция» ХХ-го века [5], которая вызвала глобальный экологический кризис как выражение «конца» («филиал») именно «стихийной парадигме» Истории, в том числе и всей рыночно-капиталистической системе хозяйствования обществ, народов, цивилизаций на Земле. Теперь «запрет» на рыночно-капиталистическую систему бытия человека на Земле поставила Биосфера как «суперорагнизм».
Наступила Эпоха Родов Действительного разума. Это положение мною было раскрыто в форе целой системы философии управляющего разума, раскрытой мною не только работами по теории общественного интеллекта, но серией монографией «Разум и Анти-Разум» (2003), «Критика «экономического разума» (2008), «Свобода. Критика «либерального разума» (2008), «Управляющий разум и новая парадигма науки об управлении» (2014), «Мегакосмическая проскопия Разума (общественного интеллекта) Человечества» (2014), «Роды Действительного Разума» (2015), «Грядущий ноосфеный синтез науки и власти» (2016).
— 7 –
Мне часто задают вопросы:
«Чем отличается «Нософеризм» по А.И. Субетто от учения о ноосфере В.И. Вернадского?», «В какой преемственности находится «Нософеризм» с теорией научного социализма и коммунизма, как она была развита в СССР»?, «В чем принципиальная научная новизна Ноосферизма как научно-мировоззренческой системы?», «Каково место «Ноосферизма» в общей логике развития мировой науки в XXI веке?». И список таких вопросов огромен. Ответы на эти другие вопросы, которые постоянно возникали и возникают до сих пор, я ответил серией книг, работ, статей, названия которых уже сами по себе достаточно красноречиво предают развернувшуюся дискуссию вокруг этого направления.
Перечислю названия ряд своих книг разных лет. Я думаю, они достаточно «выпукло» передают и научные направления, и «фокальные точки» дискуссий, а также – мои теоретические позиции:
· «Ноосферизм: движение, идеология или новая научно-мировоззренческая система (открытие письмо – ответ некоторым «борцам» против ноосферизма), 2006, 80с.;
· «Коммунизм и русский вопрос», 2006, 40 с.;
· «Ноосферный социализм как форма бытия ноосферного человека (основания теории ноосферного социализма», 2006, 56с);
· «XXI век: судьба России и человечества. Что несет им будущее?», 2007, 48с.;
· «Эпоха Великого Эволюционного Перелома», 2007, 88с.;
· «Ноосферизм: арктический взгляд на устойчивое развитие России и человечества в XXI веке. 2007, 2009, 2011;
· «Критика «экономического разума», 2008, 508с.;
· «Свобода. Критика «либерального разума», 2008, 238с.;
· «Доктрина духовно-нравственной системы ноосферного человека и ноосферного образования», 2008, 98с.;
· «Манифест борьбы против глобального империализма, 2008, 38с.;
· «Капиталократия и глобальный империализм», 2009, 572с.;
· «Ноосферизм как идеология и форма спасения человечества от возможной экологической гибели в XXI веке (научный доклад на Всемирном Форуме духовной культуры в Астане, Казахстан, 18 – 22 октября 2010г.), 2010, 32 с.;
· «Нософерный Прорыв в будущее россии в XXI веке», 2010, 544с.;
· «Ноосферное смысловедение», 2012, 260с.;
· «Нософерная глобализация как альтернатива капиталистической глобализации», 2012, 22с.;
· «Ленин, Октябрьская революция, ноосферный социализм – символ развития в XXI веке, 2012, 460с.;
· «Императив ноосферно-социалистического преобразования мира в XXI веке, 2012, 34с.;
· Миссия коммунизма в XXI веке», 2012, 40с.;
· «Человек, наука и экономика в Эпоху Великого Эволюционного Перелома: ноосферный императив», 2013, 147с.;
· «Нософеризм и ноосферологя в спасении жизни человечества и природы», 2013, 126с.;
· «Зов Будущего: мир, человечество и Россия на пути к ноосферной гармонии», 2014, 634с.;
· «Жизнь ка единство творчества, здоровья и гармонии человека и общества», 2013, 254с.;
· «Мегакосмическая проскопия Разума (общественного интеллекта) Человечества», 2014, 218с.;
· «Научно-образовательное общество как носитель реализации императива экологического выживания человечества в XXI веке», 2014, 150с.;
· «Русский вопрос и борьба против глобального империализма в пространстве социалистической революции в XXI веке (в диалоге с Ю.П. Беловым)», 2014, 56с.;
· «Идеология XXI века», 2014, 92с.;
· «Революция и эволюция (методологичекой анализ проблемы их соотношения)», 2014, 76с.;
· «Управляющий разум и Новая парадигмы науки об управлении», 2015, 52с.;
· «Роды Действительного Разума», 2015, 200с.;
· «Капиталократическая эсхатология», 2016, 47с.;
· «Системогенетическая теории времени и пространства», 2016, 60с.;
· «Грядущий ноосферный синтез науки и власти (восемь положений-теории)», 2016, 44с.;
· «Учительство XXI века: ноосферная мысля», 2016, 32с.;
· «Ноосферизм – новый путь развития» (коллективная монография в 2-х томах), 2017, 920с.;
· «Ноосферная экология: основы становления» (соавтор – А.А. Горбунов), 2017, 48с.;
· «Ноосферное или неклассическое человековедение», 2017, 24с.;
· «Экологический финал глобального империализма и императив ноосферно-социалистического прорыва человечества», 2017, 32с.;
· «ОТ учения Карла Маркса и Ноосферизму XXI века», 2017, 132с.;
· «Ноосферизм – новая обобщающая научная идея и новая парадигма истории человечества» (соавторы – Д.П. Шанти, В.В. Лукоянов; научный доклад на IX Всемирном Научном Конгрессе), 2017, 100с.;
· Ноосферная апология человечества», 2018, 52с.;
· «Оппортунизм – идеология Запада (соавторы – Л.А. Зеленов, В.В. Владимиров), 2018, 94с.;
· «200-летие К. Маркса и грядущее 150-летие В.И. Ленина: ноосферизм или ноосферный социализм – «повестка дня на XXI век», 2018, 108с.;
· «Нософерная Россия: стратегия прорыва», 2018, 340с.;
· «Экономический колониализм и крах рыночных реформ в России. Наступление эпохи ноосферно-социалистических преобразований», 2019, 92с.
· «Закон опережения прогрессом человека научно-технического прогресса», 2019, 56с.;
· «Нософерная миссия России XXI века», 2020, 152с.;
· «Диалоги: Ноосферизм – Будущее Человечества» (соавтор – В.В. Лукоянов), 2020, 183с.;
· «Арктический Нософеризм», 2020, 208с.;
· «Ноосферизм: новая парадигма бытия человека и развития цивилизации на Земле и в Космосе», 2020, 380с.
· «Капиталорасизм», 2021, 44с.
· «Вирус и ноо-космо-номогенез», 2021, 92с.;
· «XXI век как эпоха ноосферной революции в разуме и системе смыслов бытия человека», 2021, 256с.;
· «Ноосферная эмансипация человека», 2021, 56с.;
· «Уроки ленинского этапа развития марксизма», 2020, 56с.;
· «Диктатура кажимости на фоне рыночного экоцида основ жизни России и человечества на Земле», 2021, 28с.;
· «Законы творческого развития и Ноосферной Университет Цивилизаций», 2020, 36с.;
· «Историческое призвание России в XXI веке», 2022, 136с.
В последней книге «Историческое призвание России в веке», изданы буквально несколько дней назад, (это и сделал сам себе подарок к юбилею), я в «Предисловии» [16, с. 11] еще раз обратил внимание всех, кто будет читать эту мою работу, на то, что:
«Спасти мир может только переход человечества к Нософеризму, как новому пути развития, в виде управляемой социоприордной эволюции, в свою очередь предполагающей, как базовые условия такой эволюции, научно-образовательное общество, соединение науки и власти, Нософерный Экологический Духовный Социализм.
И Лидером этого Ноосферного Прорыва призвана стать Россия.
Наступившая Эпоха Великого Эволюционного Перелома – это Эпоха Великих ноосферно-социалистических преобразований, в том числе ликвидации системы глобального империализма мировой финансовой капиталократии!
Но одновременно – это и Эпоха Родов Действительного – Ноосферного – Разума!
И начинать надо, — отмечал я в этом «Предисловии», — с ноосферной революии в сознании, в обществе отличие Ноосферизма от учения о переходе Биосферы в Ноосферу В.И. Вернадского состоит в том, что оно есть развитие этого учения в качественно новую по содержанию нном интеллекте или коллективном разуме общества, в образовании, в философии, в системе мировоззрения и в системе воспитания, в науке. В России такая ноосферная научно-образовательная и философская революция уже давно началась и набирает свою силу в XXI веке! Одним из её «продуктов» стали Ноосферизм, как научно-мировоззренческая система, и Русская Ноосферная часть её развития – Ноосферная общественная академия наук.
Будущая России – это Ноосферная Россия!».
— 8 –
Попробую лаконично и четко сформулировать главные положения «Ноосферизма», определяющего его как принципиально новую научно-мировоззренческую систему, указывающую на современной новое качество бытия человечества на Земле, которого оно не знало, и которое требует от него, — стать «Разумом Биосферы», нести Ответственности за Будущее всей Мегасистемы Жизни на Земле – Биосферы, а в отдаленном Будущем – Ответственность з а сохранение и развитие всех форм жизни в Космосе, во Вселенной, и в целом – за развитие Космоса и Вселенной.
Первое.
Главное отличие Нософеризма от учения о переходе Биосферы в Нософеру В.И. Вернадского состоит в том, что оно есть развитие этого учения в качественно новую по содержани ю Эпоху – Эпоху Великого Эволюционного Перелома, поставившую Экологический Предел всей Стихийной Парадигме сложившейся истории человечества, и соответственно – Экологичекий Предел всем основаниям Внутренней Логики Социального Развития Человечества, в том числе:
· и всей рыночно-капиталистической системе хозяйствования на Земле – строю мировой финансовой капиталократии,
· систем глобального империализма, всей сложившейся паразитарной системе строя диктатуры «спекулятивных денег»,
· всем формам эксплуатации,
· миру войн и насилия,
· доминирующей роли ценностей индивидуализма, эгоизма, наживы, прибыли, рынка, торгашества, — ценностей, поощряющих равнодушие к нищете, бесправию, трагедии других людей и народов, что и привело Ж.Б. Ламарка 200 лет назад к его трагическому для будущей судьбы человечества выводу,
· доминирующий роли Закона Конкуренции,
· институт частной капиталистической собственности.
Человечество уже вошла в Эпоху «онтологической революции» таких глубины и масштаба, которых оно не знало никогда, включая и Неолитическую революцию, давшую «старт» сложившейся социальной истории человечества.
Второе.
Это первое положение и определяет, что Ноосферизм, если обратиться к понятию диалектической логики (диалектике) развития, есть не только диалектическое снятие в развитии учения о ноосфере В.И. Вернадского, но и диалектическое снятие развития марксизма-ленинизма, на рубеже ХХ и XXI веков, т.е. ноосферный этап в развитии марксизма-ленинизма.
Эта «сторона» в теоретическом становлении Нософеризма мною глубоко проанализирована в серии монографий, таких как: «Глобальный империализм и ноосферно-социалистическая альтернатива» (2004), «Владимир Ильич Ленин: гений русского прорыва человечества к социализму» (2010, 498с.); «Экологический финал глобального империализма и императив ноосферно-социалистического прорыва человечества» (2013, 32с.); «Русский вопрос и борьба против глобального империализма пространстве социалистической революции в XXI веке (в диалоге с Ю.П. Беловым)» (2014, 56с.); «Ноосферная социалистическая революция XXI века: основания теории» (2016, 136с.); «От учения Карла-Маркса – к Ноосферизму веке» (2017, 132с.); «Ноосферизм – новая обобщенная научная идея и новая парадигма истории человечества» (2017, 100с., соавторы – Д.П. Шанти, В.В. Лукоянов); «200-летие К. Маркса и грядущее 150-летие В.И. Ленина: ноосферизм или ноосферный социализм – «повестка дня» на XXI век» (2018, 108с.); «Уроки ленинского этапа развития марксизма» (2020, 36с.).
В «Уроках ленинского этапа развития марксизма» в «Заключении: Ноосферная миссия социализма XXI века» [17? c/ 33] я писал:
«Главный урок ленинского этапа развития марксизма состоит в том, что марксизм тогда является революционной наукой, когда он променяет диалектический метод не только к анализу переживаемой исторической эпохи, но и к логике собственного развития с учетом «вызовов» диалектического процесса истории человечества.
Ленинизм возник как диалектическое снятие «марксизма XIX века». Переживаемая Эпоха Великого Эволюционного Перелома предъявила императив ноосферного диалектического снятия марксизма-ленинизма, связанное со становлением ноосферного этапа развития марксизма-ленинизма, когда экологическое выживание человечества на Земле требует перехода к управляемой социоприродной эволюции на базе общественного интеллекта, научно-образовательного общества и Ноосферного Экологического Духовного Социализма. И, автор глубоко убежден, призвание России – возглавить Ноосферный, и Социалистический одновременно, Прорыв Человечества, спасающий его от экологической гибели».
Итак, провозглашенный мною, как теоретический тезис нового мировоззрения, более 30 лет назад в книге «Опережающее развитие человека, качества общественных педагогических систем и качества общественного интеллекта – социалистический императив» (1990) синтез ноосферного и социалистического императивов, за которым стоит проявившая себя диалектика взаимодействия Внутренней Логики Социального Развития и Большой Логики Социоприродной Эволюции, стал важнейшим ядром теоретического базиса Ноосферизма по А.И. Субетто. То, что в рефлексии В.И. Вернадского в последнем десятилетии его жизни, фиксировалась как непротиворечивость его учения о ноосфере научному социализму по К. Марксу (в одном из писем к Б.Л, Личкову от 1 ноября 1940 года В.И. Вернадский отмечает: «…Я мало знаю Маркса, не думаю, что ноосфера …. Будет созвучна его основным выводам» [18, с. 40]), в «Ноосфериме» (2001) [5, 6, 8 – 13, 16, 17] перемещается в «центр» теоретического построения, поскольку теперь, в контексте стратегии выживания человечества в XXI веке человек тогда и только тогда успешно преодолеет XXI век и продлит начавшийся в ХХ веке Космический Прорыв, если оно перейдет к НАУЧНОМУ УПРАВЛЕНИЮ социоприродной эволюции, что в свою очередь требует, чтобы «социализм XXI века», как общество, стал НООСФЕРНЫМ СОЦИАЛИЗМОМ, т.е. научно-образовательным обществом, в котором:
· наука становится не только производительной силой, как указывал в своем прогнозе Карл Маркс, но (и это – новое) и «силой управления», поскольку речь идет уже о новом – ноосферном – качестве управления – управлении таким сложным объектом, как НООСФЕРА;
· а образование обретает функцию «базиса базиса» материального и духовного воспроизводства такого общества, — обеспечивая выполнение требований законов уго устойчивого развития:
· закона опережающего развития качества человека, качества общественного интеллекта и качества образовательных систем в обществе;
· закона опережения прогрессом человека научно-технического прогресса.
Третье.
«Из изложенного следует, что наступил «Конец» не только Стихийной истории человечества, о и Конец той «выделенности» Истории Человечества из Истории Природы, которая, я опять повторю это теоретическое положение Ноосферизма, именно благодаря мощи производства негэнтропии Биосферой, как Живой мегасистемы на Земле (законы Э. Бауэра – В.И. Вернадского), мола осуществляться энтропийно, за счет потребления негэнтропии, производимой Биосферой, могла осуществляться до начала XXI века. Стратегия выживания человечества на Земле в XXI веке, в соответствии с научно-мировоззренческими установками Ноосферизма, есть, таким образом, «возвращение» исторического развития человека, его Разума, на Земле в «лоно» Природы, т.е. снятие противоречия между человеком и природой, но в новом качестве «возвращение», — а именно, переход Разума из состояния «Разум-для-Себя» — в состояние «Разум-для-Биосферы, Земли, Космоса».
Это «возвращение» человеческого Разума в «лоно» Природы, т.е. снятие рыночно-капиталистического отчуждения человека от природы, от себя и от того, что он создает своим трудом, есть одновременно – и Роды Действительного – Нософерного – Разума, и реализация высказанного выше «гетевского измерения» «истинного человека», — но опять-таки, в духе диалектики, закона отрицания отрицания, в новом, ноосферном качестве.
Перефразируя Гёте, 200 лет спустя, скажу:
«Лишь все человечество в своём единстве, именно как планетарная ноосферная кооперация народов-этносов, на базе мира без войн и насилия, на базе Ноосферного Экологического Духовного Социализма становится «истинным человеком» — тем Ноосферным Человечеством, которое становится Разумом Биосферы на Земле и обеспечивает достойные каждого человека творчество, созидание и утверждение Ноосферной Гармонии на Земле, и в будущем – в Космосе».
Гётовское выражение «обладать мужеством чувствовать себя в целом» трансформируется в ноосферный императив – быть ноосферным человеком!
Что это означает? – Это означает, что наступившая Эпоха Великого Эволюционного Перелома, и одновременно – Ноосферная социалистическая революция, которая, как минимум, охватит весь XXI век, — есть эпоха смены Истории Конкурентной – Историей Кооперационной.
Закон Кооперации – это ведущий закон будущей ноосферной истории человечества!
Четвертое.
Одним из теоретических блоков Ноосферизма включает в себя и «ответ» на «вопрос»: «Почему именно Россия призвана Историей XXI века возглавить Ноосферный Прорыв человечества?».
Этот «вопрос» и теоретический «ответ» на него постоянно находился в поле моей теоретической рефлексии последних 30 лет моих исследований.
Можно с определенной условностью говорить о «ноосферном россиеведении», как теоретическом блоке научно-мировоззренческой системы Нософеризма.
Разработке этого «блока» посвящены такие мои работы, как:
«Россия и человечества на перевале истории в преддверии третьего тысячелетия» (1999, 827с.); «Основания и императивы стратегии развития России в XXI веке» (2005, 324с.); «Быть России в XXI веке или не быть?» (2005, 28с.); «Декларация Петровской академии наук и искусств «Современный мир и пути решения проблем России на этапе движения к устойчивому развитию» (005, 54с.); «Коммунизм и русский вопрос» (2006, 40с.); «XXI век: судьба России и человечества. Что несет им будущее?» (2007, 48с.); «Всемирно-историческое значение Великой Русской социалистической революции и России как её творца. Конец «строя Денег» и ноосферный социализм в XXI веке» (2007, 44с.); «России нужна стратегия долгосрочного развития на собственной основе» (2008, 38с.); «Эпоха Русского Возрождения в персоналиях (Титаны Русского Возрождения) – I» (2008., 500с.); «Интеллектуальная черная дыра в образовательной, военной и экономической политике России» (2008, 38с.); «Битва за Россию: 1991 – 2008гг. (2009, 420с.); «Эпоха Краха рынка, капитализма и либерализма: ноосферно-социалистический прорыв или экологическая гибель человечества?» (2010, 44с.); «Самоутверждение России в XXI веке как Лидера в Ноосферном Прорыве человечества» (2010, 28с.); «Ноосферный Прорыв в Будущее России в XXI веке» (2010, 544с.); «Ноосферная научная школа в России: итоги и перспективы» (2012, 76с.); «Слово о русском народе и русском человеке» (2013, 265с.); «Рыночный геноцид России и стратегия выход из исторического тупика» (2013, 128с.); «Юрий Алексеевич Гагарин – символ Ноосферно-Космического прорыва в Будущее России и человечества» (2014, 232с.); «Ноосферная Россия: стратегия прорыва (основы ноосферного россиеведения)» (2017, 340с.); «Русская наука: от прошлого – к ноосферной ответственности за Будущее России и человечества» (2018, 200с.); «Экологический колониализм и крах рыночных реформ в России. Наступление эпохи великих ноосферно-социалистических преобразования» (2019, 52с.); «Ноосферная миссия России XXI века (философско-социально-экономические очерки)» (2020, 152с.); «Меморандум XI Съезд Петровской академии наук и искусств «Россия и мир в XXI веке: наука, культура и образование как ведущие механизмы стратегии выхода из экологического тупика истории» (2021, 64с.; соавтор – А.В. Воронцов).
В этом «блоке» Ноосферизма мною де-факто была созданы основы своеобразной философии истории России, именно как самой холодной, и следовательно – с самой высокой энергетической стоимостью воспроизводства качества жизни населения – народов России, с самой большой территорией (с самым большим «пространством-временем» бытия), евразийской цивилизации.
Эта философская концепция утверждает следующие положения, которые, на мой взгляд, и предопределяют её ноосферное лидерство в XXI веке:
1. «Россия как цивилизация, несущая функцию евразийского центра устойчивости и неустойчивости мира, определяет устойчивости мира и его будущее. Устойчивое равновесное развитие России лежит в основе устойчивого равновесного развития человечества и это необходимо осознать всем передовым мыслителем человечества, которые олицетворяют собой коллективный разум всечеловеческого гуманизма» [19, с.9];
2. «По своим цивилизационным характеристикам Россия «больше Восток, чем Запад». Вернее, она – «Восток» по цивилизационному неприятию капитализма. Начало ХХ века породило именно в России антикапиталистическую революцию, переросшую в социалистическую революцию. Прорыв человечества к социализму впервые в его Истории произошёл в России и это событие всемирно-исторической значимости, начало Глобальной Цивилизационной Социалистической Революции, под знаком первой волны которой прошел весь ХХ век. Это событие имеет всемирно-историческую значимость потому, что у человечества в XXI веке нет иного выхода из Экологического Тупика истории как переход к Ноосферному Экологическому Духовному Социализму, иначе – экологическая гибель человечества уже во второй половине XXI века» [19, с. 8];
3. «…Россия – Родина появления двух основных императивов в истории человечества – социалистического и ноосферного. В XXI веке они синтезируются в виде ноосферно-социалистического императива, выполнения которого – главное условие экологического выживания человечества и России, перехода их к устойчивому развитию» [19, с. 9];
4. Россия как евразийская, с высокой энергостоимостью воспроизводства жизни цивилизация – цивилизация, где доминирует Закон Кооперации. Но теперь, в условиях первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы, Закон Кооперации становится ведущим законом стратегии экологического выживания человечества. И по этому основанию Россия выдвигается в XXI веке как «Лидер» Ноосферного Прорыва.
Стоит указать на косвенное признание ключевой роли Закона Кооперации для стратегии выживания человечества на Земле со стороны известного британского историка и мыслителя А. Дж. Тойнби в начале 70-х годов ХХ века. Эту мысль-положение Арнольд Джозефа Тойнби, похоже, «Запад», я не говорю о властной английской элите, стараются не замечать, потому что она прямо ставит вопрос об антионтологичности самой политики и идеологии на принципах «разделяй и властвуй», «человек человеку-волк». В работе «Современный Запад и Восточная Азия» он предупредил всех мыслящих людей и думающих представителей политических элит стран мира [25, с. 597]:
«Запад способен гальванизировать и разъединять, — а это и есть отражение установки на геополитическую конкуренцию и господства над мир мировой капиталократии США, Британии, стран НАТО, — но ему не дано стабилизировать и объединять… В то же время совершенно очевидно насущная необходимость объединяться, ибо в наши дни единственная альтернатива миру – самоуничтожение…».
Ноосферизм – это и есть философия мира в мире бытия человека, манифест новой ноосферной истории с ведущим Закона Кооперации, но это требует от человечества «расставания» с установками в мировоззрении от ведущих ролей закона конкуренции, рынка, строя капиталократии.
Россия – цивилизация власти большой идеи – идеократии. Подчеркну еще раз, что наступившая Эпоха Великого Эволюционного Перелома – это одновременно и Эпоха смены в доминантах социальной эволюции человечества – переход от доминанты Закона Конкуренции к доминанте Закона Кооперации.
Наступившие «Роды Действительного Разума» в лице человечества – это одновременно переход человечества от «мира войн и насилия» — к миру ноосферной (планетарной) кооперации народов-этносов, локальных цивилизации человечества, который можно назвать условно «Нософерным Союзом Цивилизации».
«Организация Объединенных Наций (ООН)», появившаяся как результат победы стран-союзниц – СССР, США, Британии и Франции – над фашистской Германией, к сожалению, именно вследствие того, что источник войн – империализм – сохранялся в США, Британии, Западной Европы. И не привела к освобождению человечества от войн, как инструмента реализации со стороны стран Запада своих «интересов» в мире. Этот факт становится одним из «барьеров» на пути к решению глобальных экологических проблем.
Именно освобождение мира от войн – миссии социализма. И она была провозглашена советским правительством во главе с В.И. Лениным знаменитым «Декретом о мире». И в это проявилась цивилизационно-мировоззренческая миссия России [5, 19].
· Россия – цивилизация власти большой идеи – идеократии. На эту особенность развития России, как цивилизации, указывали многие идеи всегда был «ценностный социализм», т.е. идея правды и справедливости, равенства людей и народов, живущих на земле. В ХХ-ом веке такой большой идеей стал для России «Социализм», который преобразовал её в советскую социалистическую державу – СССР, им по определению С.Г. Кара-Мурзы – в советскую цивилизацию.
Именно Россия в ХХ-ом веке породила через научное творчество В.И. Вернадского новую большую идею, обращенную переход системы «Человечество-Биосфера» в состояние Ноосферы.
В.И. Вернадский писал в работе «Научная мысль как планетарное явление» [20, с. 37].
«Впервые идея единства всего человечества, людей как братьев, вышла за пределы отдельных личностей, к ней подходивших в своих интуициях или вдохновениях, и стала двигателем жизни и быта народных масс или задачей государственных образований. Она не сошла с тех пор с исторического поля человечества, но и до сих пор далека от своего осуществления… Биосфера ХХ столетия превращается в ноосферу, создаваемую прежде всего ростом науки, научного понимания и основанного на ней социального труда человечества».
В XXI веке большая идеи «социализмы и «ноосфера, как новое состояние биосферы», превращаются, на фоне императива экологического выживания человечества на планете Земля в XXI веке как синтеза социалистического и ноосферного императивов, в новую большую идею России – «ноосферизм», или «ноосферный социализм» [5, 20], за которой скрывается выход на «арену истории» новой «большой логики» — Большой Логики Социоприродной Эволюции.
И эта новая большая идея XXI века – Ноосферизм – оразумляется рождается в России и определяет её миссию – быть «Лидером» Ноосферного Прорыва в этом, уже вступившем во второе 20-летие, XXI века.
— 9 –
Ноосферизм в концентриорванном виде есть новая, крупномасштабная мировоззренческая революция, которая через «призму мировоззрения и системы ценностей отражает наступившие «Роды Нооcферного разума». Быть «действительным Разумом», быть «истинным человеком» по Гёте в XXI веке – и означает быть «Ноосферным Разумом» и «Ноосферным Человеком».
Именно поэтому (по «философии Ноосферизма») XXI век предстает и как век «ноосферной эмансипации человека» и одновременно «ноосферной апологии человечества». Этот вывод мною был аргументирован и раскрыт как целая теоретическая концепция, входящая в научно-мировоззренческую систему Ноосферизма работами:
· «Ноосферная апология человечества» (научный доклад) на Х Всемирном Научном Конгрессе»., 2018, 52с.);
· «Ноосферная эмансипация человека» (2021, 56с.);
· «Ноосферное развитие. Ноосферный гуманизм. Ноосферная телеология» (очерки ноосферной эмансипации человека)» (2021, 222с.).
В «Ноосферной апологии человечества» я отмечал [22, с. 7]:
«Апология человека» — означает, по крайней мере, в первом приближении в раскрытии смысла этого понятия, «оправдание появления и существования человека, как совокупного человека.
В данном контексте «апологий человечества» выступает вся прогрессивная эволюция, приведшая Биосферы на Земле, затем – вся эволюция Биосферы, в частности – эволюция многоклеточных организмов и эволюция «млекопитающих», затем – вся прогрессивная антропная эволюция (антропогенез), и затем – вся прогрессивная социальная эволюция или социальная история человечества в её узком понимании».
И эта эволюционная апология человечества, как я показывал, переходит в XXI веке в Ноосферную Апологию Человечества.
«Апология Человечества Будущим, как Ноосферная Апология Человечества, — писал я в этой работе [22, с. 32], — таким образом, есть реализация императива выживаемости в XXI веке, как императив перехода… к строю Ноосферного Экологического Духовного Социализма, как научно-образовательного общества… Становление ноосферного научно-образовательного общества, и есть Апология Человечества Будущим, как Ноосферная Апология Человечества».
«Ноосферная эмансипация человека» есть своеобразное внутреннее наполнение этой Апологии Человечества Ноосферным Будущим.
Категорию «эмансипации человека» как об освобождении его от господства денег, торгашества и власти капитала ввёл К. Маркс в статье «К еврейскому вопросу» [23]. Эта статья была акцией К. Маркса на критику Фейербахом иудейской религии как «религии эгоизма» [24].
Напоминаю, что истинную эмансипацию человека, т.е. возвышение человека до своего призвания «Человека Маркс связал с эмансипацией от своекорыстия, торгашества и денег. Вот как это раскрывается в пересказе Ф. Меринга [24, с. 99, 100, 104]:
«Маркс… примыкает к Фейербаху… Но он идёт дальше Фейербаха, поскольку, выясняет тот особый общественный элемент, который отражается в иудейской религии.
Какова мирская основа еврейства? Практическая потребность, своекорыстие.
Каков его мирской бог? Деньги.
«Но в таком случае эмансипация от торгашества и от денег, — цитирует Ф. Меринг по этой статье К. Маркса [6, с. 408], — следовательно, от практического, реального еврейства, — была бы самоэмансипацией нашего времени…, когда еврей признает эту свою практическую сущность ничтожной, трудится над её упразднением – тогда он освобождается от рамок прежнего своего развития, трудится прямо для дела человеческой эмансипации, борется против крайнего практического выражения человеческого самоотчуждения.
…человеческая эмансипация, — продолжает итожить это положение К. Маркса Ф. Меринг – это совершенно новая организация общественных сил, такая, при которой человек становится господином своих источников жизни. Тут в еще на отчетливых очертаниях вырисовывается картина социалистического общества».
В начале XXI века «крайним практическим выражением человеческого самоотчуждения» в рыночно-капиталистической системе хозяйствования на Земле, — еще раз подчеркну это, — стала первая аза Глобальной Экологической Катастрофы, т.е. уже начавшийся процесс рыночно-капиталистического по основаниям и экологического по содержанию самоубийства человечества».
В «Манифесте ноосферного социализма» (2011) 3-й раздел так мною и был назван «Капитализм – могильщик человечества в XXI веке. Фундаментальные противоречия в развитии человечества в начале XXI века. Спасение человечества – в уничтожении своего «могильщика» [6, с. 20 — 27]. Он начинался словами [6, с. 20]: «Капитализм – могильщик человечества в XXI веке в том смысле, что он, ведя борьбу за самосохранение, одержит победу и у человечества не хватит разума и воли сбросить объятия этого трупа, то он порождая свою экологическую гибель, уведёт с собой в небытие и человечество».
Вот почему поставленная Марксом эмансипация человека как освобождение его от своекорыстия, торгашества и денег, т.е. от рыночно-капиталистической системы еще 170 лет назад, в начале XXI века приобретает характер ноосферной эмансипации человека. И через эту ноосферную эмансипацию, то и означает собой Роды Действительного – Ноосферного – Разума в лице Человечества, будет происходить и Ноосферная Апология Человечества, которая как процесс, как Нософерная Социалистическая Революция, охватит весь XXI век.
Ноосферизм как стратегия выживания человечества в XXI веке, как реализация и социалистического, и ноосферного императивов через переход обществ стран мира к Ноосферному Экологическому Духовному Социализму и есть становление той «новой организации общественных сил» (по Мерингу [24, с. 101]), которая предстает как ноосферная «организация общественных сил», т.е. как новая, невиданная ноосферная парадигма истории в виде управляемой социоприродной эволюции.
Источник: «РУСО»